Юнгианская культурология - Ящик Пандорры - Афанасий Кирхер - Театр мира

Линдорф - Юнг и Паули
Вольфганг Эрнст Фридрих Паули родился 25 апреля на рубеже веков в Вене, которая в то время принадлежала Австро-Венгерской Империи. Хотя Паули окрестили в католической церкви, по мере взросления в нём вырос и укрепился дух науки. То, что Паули был воспитан в духе католицизма, однако, существенно в свете того, что в подростковом возрасте он неожиданно узнал о своём еврейском происхождении. Если учесть, в какое время он родился, неудивительно, что это запоздалое открытие сильно повлияло на его жизнь.
 
Еврейская ветвь родового древа Паули по отцу чётко прослеживается в письменных источниках вплоть до его прадеда Вольфа Пашелеса (род. в 1814 году), который с семнадцати лет зарабатывал на жизнь, торгуя книгами вразнос. Впоследствии он открыл книжную лавку в Праге и приобрёл репутацию редактора, благодаря которой для него нашлось место в некоторых еврейских энциклопедиях. Далее лавка перешла к его сыну Якову (род. в 1839 году), деду Паули. Яков и его младший брат пошли по стопам отца и были занесены в “список присяжных экспертов императорского и королевского государственного суда... как единственные специалисты по еврейской литературе”.
 
По материнской линии у Паули были австрийские корни. Своё третье имя он получил в честь деда по матери, Фридриха Шютца (1845-1908), газетного редактора, чьи откровенно либеральные взгляды высоко ценились его друзьями и вызывали негодование врагов. Бабушка Паули по матери (1847-1916), в девичестве Берта Диллнер фон Диллнерсдорф, имела благородное происхождение. Благодаря своему музыкальному дару она стала певицей в Венской Императорской Опере, но в тридцать восемь лет из-за нервного расстройства была вынуждена покинуть сцену. Любовь Паули к опере явно выросла из тех часов, которые маленький Вольфи проводил за фортепиано вместе с бабушкой.
 

Дэвид Линдорф - Юнг и Паули. Встреча великих умов

(Юнгианская культурология)
М.: Клуб Касталия. 2013. — 282 с.
 

Дэвид Линдорф - Юнг и Паули. Встреча великих умов - Содержание

Предисловие
  • Глава 1. Совесть физики: Надвигается буря
  • Глава 2. Тысяча сновидений: Духовное пробуждение
  • Глава 3. Двойственность времени: В преддверии войны
  • Глава 4. "Троица”: Годы войны 1940-1946
  • Глава 5. Алхимик: Путь к спасению
  • Глава 6. Психе, материя и синхронистичность: Unus Mundus
  • Глава 7. Тёмная сторона Бога: Эон и Ответ Иову
  • Глава 8. Четыре кольца: Архетип целостности
  • Глава 9. Дух и материя: Два подхода к тайне бытия
  • Глава 10. Урок противоположностей: Разговор с бессознательным
  • Глава 11. Каббалистические видения Юнга
  • Глава 12. Философские и теологические вопросы
  • Глава 13. Аспекты coniunctio: Новая религия
  • Глава 14. Создатель отражений: Спасительное третье
Приложение А. Паули и квантовая физика
Список сокращений

Дора и Эрвин Панофски - Ящик Пандоры: изменяющиеся аспекты мифического символаЯщик Пандоры: древний мифологический образ, сохранившийся до наших дней. Мы были слишком беспечны, и в мир вырвалось то, чем мы не можем управлять, и то, что может нас разрушить. Но этот миф глубже, чем кажется на первый взгляд - и его восприятие менялось на протяжении столетий. Имя Пандоры сплетается с именами Прометея, Христа, Гермеса и Евы. Кто же такая Пандора? Что было заперто в её ящике? И, позвольте, а ящик ли это? 
 
Ни один миф не знаком нам так же хорошо, как миф о Пандоре, и, возможно, ни один из мифов не был настолько неправильно понят, как этот. Пандора - первая женщина, прекрасная злодейка; она открывает запретный ящик, из него вырывается все возможное зло, что с тех пор плоть несёт в себе; внутри остается только надежда. «Ящик Пандоры» стал нарицательным выражением, что еще более удивительно, учитывая, что «у нее никогда не было самого ящика». 
 
Это утверждение, сделанное Джейн Харрисон более пятидесяти лет назад, так же справедливо сегодня, как и в те годы. Однако, некоторые другие сведения о Пандоре следует рассмотреть отдельно. Почему она стала известна благодаря некоему атрибуту, который не был ящиком и не принадлежал ей? Как мы можем объяснить, что она, в отличие от многих других мифологических персонажей, никогда не встречается в средневековом искусстве и начинает свое возрождение - по сути, настоящий ренессанс - скорее на французской, нежели итальянской почве? 
 

Дора и Эрвин Панофски - Ящик Пандоры: изменяющиеся аспекты мифического символа 

Переводчик: Наталья Соколова 
«Касталия», 2024. — 230 с. 
ISBN 978-5-521-24007-4
 

Дора и Эрвин Панофски - Ящик Пандоры: изменяющиеся аспекты мифического символа - Содержание

Предисловие
Предисловие ко второму изданию
  • I. Пандора в средневековой традиции
  • II. Происхождение «ящика»: Эразм Роттердамский
  • III. Пандора и Надежда: Андреа Альчато
  • IV. Пандора и Невежество: Россо Фьорентино 
  • V. Roma Prima Pandora; Eva Prima Pandora; Lutetia Prima Pandora 
  • VI. Пандора, «дар для всех»: елизаветинцы и Жак Калло
  • VII. Пифогия: Гесиод против Бабрия и другие
  • VIII. Романтизм, классицизм и викторианская эпоха 
  • Эпилог. Пандора на сцене: Кальдерон, Вольтер, Гёте и позднеантичная аллегория

Мария Зелия де Алваренга - Грааль Артур и его рыцариМария Зелия де Алваренга - Грааль, Артур и его рыцари. Символическое юнгианское толкование

«Касталия», 2022. — 190 с.
ISBN 978-5-521-16458-5
 

Мария Зелия де Алваренга - Грааль, Артур и его рыцари. Символическое юнгианское толкование - Содержание

Благодарность
Об авторе
Введение
1. Поиски Грааля
2. Легенда
3. История
4. Куртуазная любовь
5. В поисках себя
6. Ланселот, Артур и Гвиневра
7. Богиня и священная чаша
8. Артур и его рыцари
9. Грааль и его вопросы
10. Мерлин и поиск coniunctio
11. Важность героя для структурирования психики
12. В заключение
Библиография

Йоан Кулиану - По ту сторонуЭпистемолог пользуется материалом, собранным историком, чтобы понять, что именно лежит в основе заявлений всех этих людей. Другими словами, вопрос, который задает эпистемолог, можно перефразировать следующим образом: Какова реальность этих миров, которых, как сообщается, посещало множество людей? Являются ли они частью нашей физической вселенной? Может быть, это параллельные или ментальные вселенные? И, во всех этих случаях, как можно получить к ним доступ?
 

Йоан Кулиану - По ту сторону. Посещение иных миров от Гильгамеша до Эйнштейна

Касталия, 2022. — 248 стр.
ISBN 978-5-521-18628-0
 

Йоан Кулиану - По ту сторону. Посещение иных миров от Гильгамеша до Эйнштейна - Содержание

Предисловие
Благодарности
Введение
1. Набор историка для четвертого измерения
2. Свободный дух ищет свободный дух
3. Темные сокровища
4. Куклы, кукольные домики и боги
5. Полеты на журавлях, восхождение душ и невесты-призраки в даосском Китае
6. Странствия ума
7. От священного безумия до духовного видения
8. Греческие шаманы и целители
9. Семь дворцов и колесница Бога
10. Межпланетные путешествия
11. Апогей путешествий в другие миры
Заключение

Майкл Митчелл - Скрытые сходстваМайкл Митчелл - Скрытые сходства. Фаустианские темы: от гностических истоков до постколониальной культуры

М: «Касталия», 2019. — 366 с.
ISBN 978-5-519-68370-8
 

Майкл Митчелл - Скрытые сходства. Фаустианские темы: от гностических истоков до постколониальной культуры - Содержание

Введение
Часть 1
Все это я свершил своим искусством
Глава 1. Гностическая/Герметическая Традиция: от Симона Мага к Фаусту
Глава 2. Подыматься и падать: «Доктор Фауст» Марло
Глава 3. Магия Ариэля. «Буря» Шекспира
Часть 2
Глава 4. Ренессанс и Просвещение. Кеплер и Фладд
Глава 5. Рациональность и романтизм: Ньютон и Блейк
Глава 6. Открывая вновь. Киплинг, Иейтс, Кроули, Паули и Юнг
Часть 3
Глава 7. Вымышленная опора. «Диметос» Атолла Фугарда
Глава 8. Хрустальный утес —исчезновение Дэвида Дабидина
Глава 9. Волшебная рана. «Омерос» Дерека Уолкотта
Глава 10. Дар мага.Романы Уилсона Харриса
Эпилог. Пегас

Тайные сопряженияБиблейские тексты с упоминанием Софии, «Божественной Мудрости» (hokma на иврите, sapientia на латыни), были объектом многочисленных комментариев на протяжении всей истории христианства. Её онтологический статус — это один наиболее обсуждаемых вопросов в истории софиологии. Преобладающими по-прежнему являются две основные интерпретации. Первая рассматривает её как «персонификацию», то есть, просто как аспект, или даже метафору Христа или Святого Духа (интерпретация, основанная на самом термине «Божественная Мудрость»); тогда как согласно второй, она является «настоящим Лицом» Бога, наряду с Троицей, (хотя при этом и не четвёртым Лицом). Для убеждённых в последнем, она с необходимостью становится тем, с кем по определению возможен личный контакт. В некоторых случаях это отношение проявилось в формах любовной и даже интимной связи, что широко задокументировано в христианской литературе, в настоящее время известной как «теософия».
 

Тайные сопряжения - Эрос и сексуальность в западном эзотеризме - Сборник статей

Касталия, 2023. - 260 с.
ISBN 978-5-521-23737-1
 

Тайные сопряжения - Эрос и сексуальность в западном эзотеризме - Сборник статей - Содержание

ЧУВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОФИЕЙ В ХРИСТИАНСКОЙ ТЕОСОФИИ - Антуан Февр
ПОСМЕРТНЫЕ СВИДАНИЯ: ТЕЛА И СЕКС НА НЕБЕСАХ СПИРИТУАЛИСТОВ - Кэти Гутьеррес
СЕКСУАЛЬНЫЙ МИСТИЦИЗМ В АМЕРИКЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА: ДЖОН ХАМФРИ НОЙЕЗ, ОМАС ЛЭЙК ХАРРИС И ЭЛИС БУНКЕР СТОКХЭМ - Артур Верслуис
ПАСКАЛЬ БЕВЕРЛИ РАНДОЛЬФ И СЕКСУАЛЬНАЯ МАГИЯ - Джон Патрик Дэвени
РЫЦАРЬ СПЕРМАТОФАГИИ: ПРОНИКАЯ В МИСТЕРИИ ДЖОРДЖА ЛЕ КЛЕМЕНТА ДЕ САН-МАРКО - Марко Паси
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕКСУАЛЬНОЙ МАГИИ НА ПРИМЕРАХ ЧЕТЫРЕХ МАГИЧЕСКИХ ГРУПП НАЧАЛА ДВАДЦАТОГО ВЕКА - Ханс Томас Хакл
РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ: ЭРОС Э САЛЕНА И ЗАПАДНАЯ ПЕРЕДАЧА ТАНТРЫ - Джеффри Дж. Крипал

Эдгар Винд - Языческие мистерии ВозрожденияНаблюдения, вошедшие в эту книгу, занимали меня на протяжении многих лет, но я сомневался в целесообразности их издания, так как столкнулся с известными затруднениями в области иконографии. Понимание образа только в контексте текста может с легкостью разрушить и образ, и текст. Чтобы сохранить необходимое расстояние между ними, которое позволяет увидеть достоинства обоих, требуется особое умение, которое я не надеялся развить, в особенности, используя иностранный язык. Еще более осложнил задачу тот факт, что изучение мистерий неизбежно заводит нас на неосвоенную территорию.
 
Упрямая педантичность мистагогов Возрождения, которую я ни в коей мере не постарался преуменьшить, в некоторой степени вынуждает воспроизводить ход их мышления с высокой точностью. Если некоторые из подобных теорий в главах 2, 3 и 4 незаслуженно утомят читателя, я в свою защиту могу сказать только то, что сам испытал подобные чувства; но последующие главы утратят часть своего значения, если их возвышенное содержание не будет логически выведено из того упорного дидактизма, который и позволил им расцвести.
 

Эдгар Винд - Языческие мистерии Возрождения

Касталия, 2023. -  256 с.
ISBN 978-5-521-23733-3
 

Эдгар Винд - Языческие мистерии Возрождения - Содержание

Предисловие
Введение. Язык мистерий
Глава 1. Поэтическая теология - Глава 2. Грации Сенеки - Глава 3. Медаль Пико делла Мирандолы - Глава 4. Орфей и похвала слепой любви - Глава 5. Союз добродетели и удовольствия - Глава 6. «Все суть спелость» - Глава 7. Весна Боттичелли - Глава 8. Рождение Венеры - Глава 9. Любовь земная и любовь небесная - Глава 10. Амур как бог смерти - Глава 11. Свежевание Марсия - Глава 12. Вакхическая мистерия у Микеланджело - Глава 13. Пан и Протей - Глава 14. Сокрытый Бог
Заключение. Обзор метода
Рисунки

Патрисия Кокс Миллер - Сновидения в поздней античности Традиция сообщает, что Сократу, в ночь перед тем, как он встретил Платона, приснился сон, как на колени ему сел молодой лебедь, мгновенно превратился в полноценную птицу и взлетел в небеса с песней, которая очаровывала всех, кто ее слышал'. Эллинистическая пародия на этот сон немного по-другому обыгрывает традицию: Сократу приснилось, что Платон стал вороном, запрыгнул ему на голову и начал с карканьем клевать его лысину2. Историки философии должны сделать выбор между героическим Платоном, который превратил слова своего учителя в чарующую песню, с одной стороны, и комичным Платоном, который каркал и клевал лысину учителя, с другой. Однако меня в данном случае интересует то, как для демонстрации философских взаимоотношений используются сновидения. Со своей яркой взаимосвязью образов сны придают конкретность и осязаемость неосязаемой, абстрактной идее философского влияния. Именно это, как я покажу далее, было одной из главных функций сновидений в поздней античности: будучи одним из способов создания смыслов, сны сформировали четкий паттерн воображения, наделяющий визуальным присутствием и ощутимостью такие абстрактные концепции, как время, космическая история, душа и идентичность личности. Сны были метафорами, позволяющими миру проявиться — в том числе это относилось к миру человеческого характера и отношений.
 
Сама идея того, что сны могут наделять что-либо реальностью, может показаться абсурдной. Возможно ли, что нечто материальное создается посредством нематериального? Может быть и так, но посвященная сновидениям литература античной Греции и Рима демонстрирует, что поздняя античность характеризовалась тенденцией объединять очевидно обособленные категории, и именно в этой склонности сновидения нашли свою подходящую обозначающую почву. Сразу нужно отметить трудности, неизбежно возникающие при разговоре о связи между такими категориями, как «сон» и «реальность» или «осязаемое» и «неосязаемое», без придания им конкретики, тем самым упуская важную черту воображения поздней античности. Работая с другим культурным контекстом, Уэнди Донигер О’Флаэрти изучила концептуальные сложности, возникающие при разговоре о снах, и из-за того, что ее наблюдения имеют отношение к нашему разговору, я кратко обращусь к ее недавно вышедшей книге Сновидения, иллюзии и другие реальности.
 

Патрисия Кокс Миллер - Сновидения в поздней античности - О роли воображения в культуре

«Касталия», 2022. — 332 с.
ISBN 978-5-521-18672-3
 

Патрисия Кокс Миллер - Сновидения в поздней античности - О роли воображения в культуре - Содержание 

Благодарности 
Часть I: Образы и теории сновидений 
Введение - Глава первая - Образы сновидений - Глава вторая - Теории сновидений - Глава третья Толкование сновидений - Глава четвертая - Сны и терапия 
Часть II: Сновидцы 
Введение - Глава пятая - Герма и Пастырь - Глава шестая - Перпетуя и ее дневник сновидений - Глава седьмая - Элий Аристид и Священные Речи - Глава восьмая - Иероним Стридонский и его сны - Глава девятая - Два Григория и аскетические сновидения - Заключение 
Примечания

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - 1В мае 2002 года, завтракая в чикагском мотеле, я увидел заголовок на экране телевизора: «Афанасий Кирхер был самым крутым чуваком на свете, да?». На мгновение мне показалось, что я попал в параллельную вселенную, в которой темой утреннего выпуска новостей стало что-то, что действительно интересно мне, а не всяческие политики и катастрофы.
 
Выяснилось, что в Нью-Йоркском университете устраивали симпозиум в честь четырехсотого дня рождения Афанасия Кирхера. Организовывали его выдающиеся ученые, профессора Энтони Графтон из Принстона и Пола Финдлен из Стэнфорда, заинтересовавшиеся работами Кирхера сравнительно поздно для своей карьеры. Моё знакомство с работами Кирхера произошло довольно рано и началось с книги «Афанасий Кирхер: Человек эпохи Возрождения и Поиск утраченного знания» 1979 года, из серии «Искусство и Воображение» издательства «Thames & Hudson», которая, несмотря на все свои недочеты, была первым обзором трудов Кирхера для англо-, франко-, испано-, германо - и японоговорящих читателей. Постепенно о нем узнали и другие, так как с наступлением нового тысячелетия ручеек «Кирхерианы» превратился в поток. Более того, большинство из этих исследований передают всю свежесть авторского взгляда на предмет изучения, и их очень приятно читать. Так обстоит дело с великолепными коллективными изданиями под редакцией Эухенио Ло Сарда «Афанасий Кирхер: Музей мира»; Хорста Байнлиха «Магия знаний и поиск разгадок»; Дэниеля Штольценберга «Великое искусство Познания» и Полы Финдлен «Афанасий Кирхер: последний человек, который знал все».
 

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - Его жизнь, работа и поиск вселенского знания - Том 1

Касталия, 2022. — 318 стр.
ISBN 978-5-521-18637-2
 

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - Его жизнь, работа и поиск вселенского знания - Том 1 - Содержание 

Предисловие 
Пролог. Интересные времена 
Глава 1. Жизнь и работа Кирхера: Обзор
Глава 2. Фронтисписы
Глаза 3. Иллюстрации в работах Кирхера
Глава 4. Неверно понятые древности
Глава 5. Древности сохраненные
Глава 6. Древности, созданные воображением
Глава 7. Природа: Огонь и Вода
Глава 8. Природа: Воздух и Земля

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - 2Мастерство Кирхера в музыке - одна из его самых неожиданных черт. Обычно музыкальный талант проявляется в детстве и его развитие приводит к увлечению исполнительством и/или сочинительством на протяжении всей жизни, а биография Кирхера не рассказывает ни о чем подобном. Лишь однажды он упоминает, что в юности получал какое-то музыкальное образование и имел склонность к музыке, в дальнейшем он никогда не рассказывает ни о каких случаях из жизни, связанных с музыкой,1 и ни один из биографов не указывает на то, что он занимался чем-либо, связанным с музыкой. Музыке нелегко научиться в зрелом возрасте, а уж сочинять контрапункт, играть его на клавире или читать его по партитуре в голове - нелегкое достижение в любом возрасте. Так был ли Кирхер способен на это?
 

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - Его жизнь, работа и поиск вселенского знания - Том 2

Касталия, 2022. — 294 стр.
ISBN 978-5-521-18640-2
 

Джосселин Годвин - Афанасий Кирхер - Театр мира - Его жизнь, работа и поиск вселенского знания - Том 2 - Содержание 

Глава 9. Музыка 
Глава 10. Машины прошлого и настоящего 
Глава 11. Машины: Магнитные и оптические 
Глава 12. Карты и планы 
Глава 13. Экзотика 
Глава 14. Лики богов 
Глава 15. Дидактические образы 
Труды Афанасия Кирхера
Источники иллюстраций 

Мирча Элиаде - Миф и вечностьМне предоставлена честь выступать в этом зале в качестве историка религий; но передо мной люди, скорее интересующиеся психологией, и, прежде чем приступить к сегодняшней теме, я считаю своим долгом дать вам некоторые пояснения по поводу методики, которой я придерживаюсь на своих лекциях. Эти предварительные уточнения, внешне напрямую не связанные с моей темой, представляются мне необходимыми. Они затронут не только проблему методологии, но также, и в первую очередь, саму значимость нашей дисциплины.
 
Множество профанов завидует нашему призванию или, если хотите, нашей профессии. Какое занятие может быть более благородным и обогащающим, чем посещать великих мистиков различных религий, жить среди символов и мистерий, читать и понимать мифы всех народов?! Профаны воображают, что историк религий одинаково хорошо знает и понимает как греческие или египетские мифы, так и аутентичные послания Будды или таоистские мистерии, или тайные инициатические ритуалы в архаических обществах. Возможно, профаны не так уж и неправы, представляя нас решающими важные и подлинные проблемы, занятыми расшифровкой самых потрясающих символов и самых сложных и величественных мифов, содержащихся в колоссальном объеме доступных нам материалов. Но на самом деле, мы намного непритязательнее и, я должен добавить, бесконечно скромнее. Существует много историков религий, настолько поглощенных своей специальностью, что им не намного больше известно о греческих или египетских мифах, посланиях Будды или таоистских и шаманистских техниках, чем простому любителю, который умеет направлять свое чтение. Большинство из нас хорошо знает лишь небольшой и скромный сектор гигантской сферы истории религий. К сожалению, даже и этот скромный сектор зачастую исследуется скорее поверхностно: расшифровка, издание и перевод текстов; хронологические эссе и изучение влияний; историческая монография или перечень памятников и т.д. Когда мы работаем над темой, по необходимости ограниченной, у нас возникает чувство, что мы жертвуем прекрасной духовной карьерой, о которой мечтали в юности, ради благородного научного долга.
 

Мирча Элиаде - Миф и вечность - Исследование мифологии в «Эраносе» 

М.: Клуб Касталия, 2018.— 340 с.
ISBN 978-5-519-60773-5
 

Мирча Элиаде - Миф и вечность - Исследование мифологии в «Эраносе» - Содержание

Психология и история религий: символика центра
Время и вечность в индийской мысли
Сила и Сакральное в истории Религий
Мать-земля и космическая Иерогамия
Мистерии и духовное обновление в неевропейских религиях
Творческая сила мифа
Значение внутреннего света
Coincidentia oppositorum. «Симпатия» к Мефистофелю
Религиозный аспект космического обновления
Мифы и символы веревки
Творец и его "Тень"
Рай и утопия: ифическая география и эсхатология
Мифы о битве и отдыхе. Диады и полярности

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat christifid