Теология - История и современность - Легеев - Шохин - Каприев - Маркидонов - Шмонин - СПбДА

Богословие истории в ХХ веке - Восток и Запад - 2023
XX век ознаменовался эпохальными сдвигами общеисторического характера. Эти процессы пробудили как в христианской, так и в секулярной среде острое внимание к самому феномену «истории», поиску её смыслов, характера, внутренних связей и отношений. На этом фоне формируется новое явление в научно-богословской мысли — особый историкобогословский дискурс, тесно интегрированный с целым комплексом направлений в современной богословской мысли — от экклезиологии до миссиологии и апологетики.
 
Однако корни современного богословия истории уходят в древность. Основанием для богословия истории, как и для всякого иного «богословия», является Священное Писание. Именно в нём можно обнаружить весь комплекс позднейших тем и векторов мысли, которые будут формировать контуры богословия истории как в святоотеческой письменности, так и в современной мысли. Вершиною и «квинтэссенцией» библейского богословского историзма выступают тексты ап. Иоанна Богослова, его Евангелие, послания и, особенно, Апокалипсис — откровение о будущей истории мира и Церкви в их отношениях с Богом. 
 

Богословие истории в ХХ веке - Восток и Запад - монография

священник Михаил Легеев, протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Димитрий Сизоненко [и др.] ; под общ. ред. священника Михаила Легеева
СанктПетербургская духовная академия, кафедра богословия
Научно-образовательная теологическая ассоциация
СПб. : Изд-во СПбДА, 2023. - 564 с.
(Теология: история и современность)
ISBN 978-5-6048867-6-2
 

Богословие истории в ХХ веке - Восток и Запад - монография - Содержание

  • Введение
Раздел I. ПРАВОСЛАВНАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ
  • 1.1. Общие тенденции развития (свящ. М. Легеев)
  • 1.2. Протоиерей Сергий Булгаков. У истоков (свящ. М. Легеев)
  • 1.3. Святитель Серафим (Соболев). Взгляд в прошлое (И. Б. Гаврилов)
  • 1.4. Протоиерей Георгий Флоровский. События — путь истории (свящ. М. Легеев)
  • 1.5. Преподобный Иустин (Попович). Богочеловеческий прогресс истории (И. Б. Гаврилов)
  • 1.6. Протоиерей Думитру Станилое. История и троичность (свящ. М. Легеев, свящ. И. Иванов)
  • 1.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). История кенозиса человека и человечества (свящ. М. Легеев)
  • 1.8. Протопресвитер Александр Шмеман. Типология исторических кризисов (свящ. М. Легеев)
  • 1.9. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История и историческое (свящ. М. Легеев)
  • 1.10. Митрополит Иоанн (Зизиулас). «Эйнштейновский» переворот к эсхатону (свящ. М. Легеев)
Раздел II. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ
  • 2.1. Общие тенденции развития (прот. Д. Сизоненко)
  • 2.2. Анри де Любак. Время и вечность (прот. Д. Сизоненко)
  • 2.3. Жан Даниелу. Типология творения и истории (прот. Д. Сизоненко)
  • 2.4. Ганс Урс фон Бальтазар. Возвращение к Центру (прот. Д. Сизоненко)
  • 2.5. Карл Ранер. По ту сторону экзистенциального актуализма (прот. Д. Сизоненко)
Раздел III. ПРОТЕСТАНТСКАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ
  • 3.1. Общие тенденции развития (прот. В. Хулап)
  • 3.2. Карл Барт. История через призму «богословия кризиса» (прот. В. Хулап)
  • 3.3. Оскар Кульман. История как «линия Христа» (прот. В. Хулап)
  • 3.4. Юрген Мольтман. История как пространство надежды (прот. В. Хулап)
  • 3.5. Вольфхарт Панненберг. История в перспективе эсхатологической целостности (прот. В. Хулап)
Словарь богословских и вспомогательных терминов
Именной указатель
Библиография
 

Геoргий Каприев - Византийская философия. Четыре центра синтезаГеоргий Теологов Каприев (род. 1960) — крупнейший болгарский исследователь средневековой философии. Будучи широко признанным ученым, он много лет возглавлял комиссию по византийской философии Международного общества по изучению средневековой философии (SIEPM) и кафедру истории философии Софийского университета, был соучредителем и соорганизатором различных учебно-исследовательских проектов, по сей день выступает соиздателем серии Bibliotheca Christiana и нового издания «Очерка истории философии» — начинания, восходящего к Фридриху Ибервегу. Эта востребованность Г. Каприева и его активная вовлеченность в международную научную деятельность свидетельствуют о глубоком уважении коллег-медиевистов к научным достижениям болгарского ученого. Но лучше всего о них говорят его книги, опубликованные на болгарском и немецком языках, в том числе и та книга, которую читатель держит в руках. Ее замысел и основную идею Г. Каприев сам раскрывает во введении. Вряд ли имеет смысл пересказывать здесь то, что уже прекрасно высказано автором, зато можно и нужно сказать об отличительных чертах Г. Каприева как ученого и о значении перевода его книги на русский язык.
 

Геoргий Каприев - Византийская философия. Четыре центра синтеза

Георгий Каприев ; [пер. с болг. Г. В. Вдовиной ; науч. ред. Д. В. Зайцев, Н. Е. Новиков, Ю. И. Посашко]
Санкт-Петербургская духовная академия, кафедра богословия ; Научно-образовательная теологическая ассоциация ; Институт философии Российской академии наук ; Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
СПб. : Изд-во СПбДА, 2022. — 704 с.
(Теология: история и современность)

ISBN 978-5-6048867-5-5
 

Геoргий Каприев - Византийская философия. Четыре центра синтеза - Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • СВ. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
  • СВ. ИОАНН ДАМАСКИН
  • СВ. ПАТРИАРХ ФОТИЙ
  • ОТ СВ. ФОТИЯ ДО СВ. ПАЛАМЫ
  • СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
  • С 1354 ДО 1453 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 История и состояние академических исследований византийской философии 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ
  • Почему «византийского гуманизма» не существует
  • Четыре способа превзойти Запад
  • Учитель и ученик в духовной и интеллектуальной ситуации Византии
  • Учение об энергиях в De omnifaria doctrina Михаила Пселла
  • Скотистское различие между сущностью и энергией у Георгия Схолария и внутренние источники паламитской традиции
  • Свободная воля, провидение и предопределение в византийской традиции

Шохин - Философская теология: вариации, моменты, экспромтыФилософскую теологию можно определить аналитически (в кантовском смысле) как исследование теологических предметов прежде всего средствами философского дискурса. При этом реальное соподчинение того, что определяется существительным и прилагательным, может рассматриваться поразному: философскую теологию можно считать и философской дисциплиной с определенной специализацией, и дисциплиной теологической с определенным методом. История же вещей почти всегда закономерно опережает историю идентифицирующих их понятий, и философия никак не отличается здесь от прочих сфер человеческой мысли.
 
Но путь от «теологии для философов» до «философской теологии» оказался долог. Только в комментарии Фомы Аквинского к трактату Боэция «О Троице» (1257/1258) он был впервые пройден неуверенными шагами, в результате которых выяснилось, что «философская теология (theologia philosophica) трактует об отделенном второго рода как о [своих] предметах, а об отдаленном первого типа как о началах предмета.
 

Владимир Кириллович Шохин - Философская теология: вариации, моменты, экспромты: монография

СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. - 512 с.
ISBN 978-5-906627-92-6
 

Владимир Кириллович Шохин - Философская теология: вариации, моменты, экспромты: монография - Содержание

  • Предисловие
Методологика
  • Философская теология и основное богословие
  • Назад к Декарту: некоторые правила для руководства теологического ума
  • Основные категории межрелигиозного диалога: от мнимой самоочевидности к проблематизации
Систематика
  • Может ли теизм не быть персоналистическим?
  • Обоснования существования Бога: новый опыт классификационного анализа
  • Самоочевидно ли «Откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса
  • Философская теология и библейская герменевтика: дискурс о постструктуралистском вызове
  • Почему бы Богу не существовать вне времени?
  • К одной большой дискуссии в аналитической метафизике
  • Проблема зла: теодицея и апология
  • Философско-теологический дискурс и определения догматов в духовно-академической школе синодального периода
  • Концепции искупления в аналитической теологии и некоторые неучтенные метафоры
Полемика
  • Феномен атеистического фидеизма
  • В чем все-таки новизна «нового атеизма
  • Новационна ли «кульпабилизация»?
  • Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху
  • Антигуманна ли христианская эсхатология? (Комментарии к статье В. В. Кузева)
  • Ганс Кюнг и предлагаемый им проект глобального этоса
  • Основное богословие и конъюнктурная теология. Предисловие к книге М. Кнаппа
Компаративистика
  • Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности
  • Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли
  • Индийская версия теодицеи
  • Теизм, постмодернистские похороны метафизики и индийская атмавада
  • Святая Троица и нехристианские триады (компаративистский этюд)
  • Философская теология как практическая дисциплина
Библиография
Сведения об авторе

Маркидонов - Богословие и культураАлександр Васильевич Маркидонов - Богословие и культура : монография 

(Теология: история и современность)
Санкт-Петербургская духовная академия, кафедра богословия 
Научно-образовательная теологическая ассоциация
СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. — 504 с. 
ISBN 978-5-906627-90-2
 

Александр Васильевич Маркидонов - Богословие и культура : монография - Содержание

Вместо предисловия: вводные замечания к вопросу о соотношении культа и культуры
  • Христианские начала византийской культуры
  • «Нешвенный хитон» православного богословия
  • Вера — разум — естество: о некоторых особенностях святоотеческого сознания
  • Тайна человека: митрополит Антоний Сурожский и некоторые особенности святоотеческой антропологии
  • Неоплатонизм и христианство: сближения и размежевания
  • Слово в христианской традиции
  • Историческое и апофатическое в иконе: о некоторых богословских предпосылках к осмыслению «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева
  • О духовной природе эстетического начала
  • «Красота в деснице Твоей в конец» (Пс 15:11): по поводу одной византийской параллели к роману Ф. М. Достоевского «Идиот»
  • К. Н. Леонтьев и Ф. М. Достоевский: «цветущая сложность» разноречия
  • Умозрение о красоте: у истоков русской духовной культуры
  • Образ власти и власть образа: из наблюдений над эпохой византийского иконоборчества
  • «Сила» и «правда»: экзистенциал власти в восточно-христианской традиции
  • Космос и история: из наблюдений над текстом. Послания старца Филофея
  • Школа и богословие в истории и структуре византийской культуры: предварительные замечания
  • Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия
  • К вопросу о характере древнерусской духовной культуры
  • О некоторых мотивах древнерусского богословия в Толковой Палее
  • О теологизации грамматического знания в русской книжности XVII века (на примере московского издания «Грамматики» Мелетия Смотрицкого 1648 г.)
  • Русская культура между Ренессансом и барокко: по поводу одного сочинения Симеона Полоцкого
Послесловие: об исходных парадигмах культуры
Список литературы

Священник Димитрий Лушников - Основное богословие в Санкт-Петербургской духовной академии синодального периодаСвященник Димитрий Лушников - Основное богословие в Санкт-Петербургской духовной академии синодального периода

Монография: СанктПетербургская духовная академия, кафедра богословия; Научно-образовательная теологическая ассоциация. - СПб. : Изд-во СПбДА, 2023. - 324 с. - (Теология: история и современность).
ISBN 978-5-6048867-9-3
 

Священник Димитрий Лушников - Основное богословие в Санкт-Петербургской духовной академии синодального периода – Содержание

Предисловие автора
Глава I. ОБЩИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВНОГО БОГОСЛОВИЯ В РОССИИ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
  • 1.1. Основное богословие в Духовных академиях
    • 1.1.1. Два направления становления и развития основного богословия
    • 1.1.2. Историческая реконструкция преподавания основного богословия в Духовных академиях
  • 1.2. Основное богословие в университетах и других высших учебных заведениях России
Глава II. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В САНКТПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
  • 2.1. Святитель Иннокентий (Борисов) как родоначальник отечественного основного богословия
    • 2.1.1. Научно-преподавательская деятельность свт. Иннокентия (Борисова)
    • 2.1.2. Анализ курса лекций по основному богословию
    • 2.1.3. Доказательства существования Бога
    • 2.1.4. Божественные атрибуты в богословии свт. Иннокентия (Борисова)
    • 2.1.5. Значение фундаментально-теологического наследия свт. Иннокентия (Борисова)
  • 2.2. Митрополит Макарий (Булгаков) и его опыт первой системы основного богословия
    • 2.2.1. Научно-преподавательская деятельность митр. Макария (Булгакова)
    • 2.2.2. Библиографическое описание и богословский анализ «Введения в православное богословие»
    • 2.2.3. Общая характеристика богословской системы митр. Макария (Булгакова)
  • 2.3. Архиепископ Никанор (Бровкович)
    • 2.3.1. Научно-преподавательская деятельность архиеп. Никанора (Бровковича)
    • 2.3.2. Основное богословие как богословское учение о познании"
    • 2.3.3. Значение фундаментально-теологического наследия архиеп. Никанора (Бровковича)
  • 2.4. Основное богословие в Санкт-Петербургской Духовной Академии в период с 1853 по 1867 гг.
  • 2.5. Епископ Хрисанф (Ретивцев)
    • 2.5.1. Научно-преподавательская деятельность еп. Хрисанфа (Ретивцева)
    • 2.5.2. Историко-философский метод основного богословия
    • 2.5.3. Характеристика фундаментально-теологического наследия еп. Хрисанфа (Ретивцева)
  • 2.6. Николай Павлович Рождественский
    • 2.6.1. Научно-преподавательская деятельность Н. П. Рождественского
    • 2.6.2. Анализ курса основного богословия Н. П. Рождественского
    • 2.6.3. Доказательства существования Бога
    • 2.6.4. Основное богословие Н. П. Рождественского в контексте отечественной дореволюционной и современной западной рациональной теологии
  • 2.7. Епископ Михаил (Грибановский)
    • 2.7.1. Научно-преподавательская деятельность еп. Михаила (Грибановского)
    • 2.7.2. «Субъективный метод» основного богословия
    • 2.7.3. Характеристика фундаментально-теологического наследия еп. Михаила (Грибановского)
  • 2.8. Протопресвитер Евгений Аквилонов
    • 2.8.1. Научно-преподавательская деятельность протопр. Евгения Аквилонова
    • 2.8.2. Основное богословие как «научно-богословское самооправдание христианства»
    • 2.8.3. Доказательства существования Бога
    • 2.8.4. Характеристика фундаментально-теологического наследия протопр. Евгения Аквилонова
  • 2.9. Протоиерей Нил Малахов
    • 2.9.1. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность прот. Нила Малахова
    • 2.9.2. Основное богословие как философия религии
    • 2.9.3. Характеристика фундаментально-теологического наследия прот. Нила Малахова
Послесловие
Именной указатель
Библиография
Приложения 

Теология образования в христианской парадигме - под общей редакцией проф. Д. В. ШмонинаЦель монографии, которую держит в руках читатель, — обращение к ценностно-мировоззренческим истокам и перспективам отечественной системы образования в широком историко- культурном и философско-богословском (теологическом) контекстах. 
Именно христианская школа (от греч. σχολή), созерцательная, наполненная ученым досугом жизнь исследователя (βίος σχολαστικός) задает привычные нам параметры школьного и университетского образования, причем не только ценностномировоззренческие и содержательные, но и организационные. 
 
Обратим внимание на то, как выглядит классическая учебная аудитория с ее возвышением для учительского стола или профессорской кафедры, школьными партами или скамьями для студентов. Вспомним традиционный характер взаимоотношений между учащим и учащимися на занятиях и extra curriculum, включая нравственные, воспитательные стороны общения, которые в становлении личности молодого человека играют не меньшую роль, чем собственно обучение наукам и практическим умениям. 
 
Вспомним и то, что вся система передачи знаний, которая кажется нам привычной, есть плод христианской образовательной парадигмы, впитавшей в свое время лучшее из античной и иудейской традиций обучения и воспитания, и сохранившейся, как некий стержень, внутри секулярных образовательных моделей и практик. 
 

Теология образования в христианской парадигме - под общей редакцией проф. Д. В. Шмонина

Санкт-Петербургская духовная академия, кафедра богословия
Научно-образовательная теологическая ассоциация
СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. — 480 с.
Теология: история и современность)
ISBN 978-5-6048867-7-9 
 

Теология образования в христианской парадигме - под общей редакцией проф. Д. В. Шмонина - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Христианская образовательная парадигма в общем контексте (Д. В. Шмонин)
  • Реформация в христианской образовательной парадигме (протоиерей Владимир Хулап)
  • Конфессионализация и секуляризация: утрата позиций (Д. В. Шмонин)
  • Теология образования (Д. В. Шмонин)
  • Библиография
ГЛАВА 1. АНТИЧНЫЕ КОРНИ ХРИСТИАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ (Р. В. СВЕТЛОВ)
  • О «теологиях» в языческих религиях: начало благочестия
  • Аналоги священных книг
  • Боги и дидаскалы: образы наставников в раннегреческой культуре
  • Первые школы и программы
  • Формирование философско-теологического взгляда на образование
  • Просвещение Эллады
  • Платоновская академия
  • Основы античной теологии образования: субстанция души не имеет природы в самой себе
  • «Частные философские мнения» и богоуподобление как идеал греческого образования
  • Концепция богоуподобления и аристотелевская рациональная теология
  • Педагогика в эллинистически-римскую эпоху: образование и богоуподобление
  • Высшее образование: индивидуальность вместо коллективизма
  • «Теологизация» платоновского наследия
  • Теургия в сирийском неоплатонизме
  • Библиография. Сокращения
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ (ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЮРЕВИЧ)
  • Иудейское воспитание в контексте истории еврейского народа
  • Доэллинистический период: мудрость как цель обучения
  • Семья и образовательные институты
  • Образование и государство
  • Методы обучения. Содержание образования
  • Эллинистический период. Образование как способ исполнения миссии еврейского народа
  • Традиционное еврейское и греческое образование
  • Книжники, фарисеи и раввины
  • Синагоги, начальные школы, академии книжников
  • Рождение традиции толкования Торы
  • Методы толкования Священного Писания у евреев Палестины
  • Развитие экзегетики библейского текста
  • Еврейское и эллинское образование: различие и сходство
  • Библиография
ГЛАВА 3. РОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ (СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ЛЕГЕЕВ, СВЯЩЕННИК МАКСИМ НИКУЛИН, П. К. ИВАНОВ)
  • Греческая философия как подготовительная наука
  • Начала христианской образовательной парадигмы
  • Путь очищения души. Каппадокийская традиция
  • Образование и нравственность. Педагогические идеи антиохийской школы
  • Теология образования в Александрийской школе
  • Развитие теологии образования в греческой патристике
  • Библиография
ГЛАВА 4. «О ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ». НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ У БЛЖ. АВГУСТИНА (Д. В. ШМОНИН)
  • Вещи и слова
  • Необязательность светских наук. Важность теологии
  • Образование на основе веры
  • Библиография
ГЛАВА 5. ВИЗАНТИЙСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ И ТЕОЛОГИЯ (СВЯЩЕННИК ИГОРЬ ИВАНОВ)
  • Византийское образование и античное наследие
  • Византийский гуманизм
  • Филологическая культура и образование
  • Типы византийских высших школ
  • Особенности преподавания теологии
  • Образование в Византии позднего периода. Византийская модель в современной теологии образования
  • Библиография
ГЛАВА 6. ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН КОСТРОМИН)
  • Образованность и православная культура в Древней Руси
  • Школы на Руси
  • Второе южнославянское влияние. Монастыри
  • Развитие школьного дела в XVI-XVII вв
  • Библиография
ГЛАВА 7. ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ XVI-XVII ВВ.: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (Д. А. КАРПУК)
  • Образование в западно-русских землях XVI в
  • Образование в братских школах
  • Организаторская деятельность митрополита Петра (Могилы). Киевская коллегия
  • Библиография
ГЛАВА 8. БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XVIII ־ НАЧАЛЕ XX ВВ. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ (Д. А. КАРПУК)
  • Становление системы духовного образования и ее развитие в XVIII в
  • Реформа духовного образования начала XIX в. Особенности развития духовных академий и формирование самостоятельной российской богословской традиции
  • Богословское образование и богословская наука во второй половине XIX — начале XX вв
  • Богословские дисциплины в российских университетах
  • Библиография
ГЛАВА 9. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В. (И. Б. ГАВРИЛОВ, СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ ЛУШНИКОВ, ИЕРОМОНАХ АФАНАСИЙ (МИКРЮКОВ), П. К. ИВАНОВ)
  • Русский консерватизм и идея народного просвещения. Н. М. Карамзин (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • «Русское воспитание». А. С. Шишков (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • Московское «Общество любомудрия» и становление триады «Православие. Самодержавие. Народность» (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • Просвещение против «недостатка твердых познаний». Идея образования в николаевскую эпоху (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • Практика и теория образования В. А. Жуковского (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • «Свободный консерватизм» А. С. Пушкина
  • Н. В. Гоголь: «просветить прежде грамотных, чем неграмотных...» (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • Славянофильство против западничества: богословско-педагогические аспекты (И. Б. Гаврилов, свящ. Димитрий Лушников)
  • Концепции учительства в труде архиепископа Евсевия (Орлинского) (1806-1883) «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (иером. Афанасий (Микрюков))
  • Устроение человека и его духовный путь в аскетическом богословии святителя Феофана Затворника (П. К. Иванов)
  • Философско-педагогическая концепция П. Д. Юркевича (П. К. Иванов)
  • Библиография
ГЛАВА 10. НАЧАЛА СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОТОПРЕСВИТЕР ВАСИЛИЙ ЗЕНЫСОВСКИЙ (Д. В. ШМОНИН, П. К. ИВАНОВ)
  • Протопресвитер Василий Зеньковский и начала современной православной теологии образования (Д. В. Шмонин)
  • Христианская антропология протопресвитера Василия Зеньковского (П. К. Иванов)
  • Проблемы воспитания в учении протопресвитера Василия Зеньковского (П. К. Иванов)
  • Вера как средство социализации личности (П. К. Иванов)
  • Воспитание к свободе через общение с Христом. Роль педагога (П. К. Иванов)
  • Библиография
ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОРИЕНТИРЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (ЕПИСКОП КИРИЛЛ (ЗИНКОВСКИЙ), ИГУМЕН МЕФОДИЙ (ЗИНКОВСКИЙ), Д. В. ШМОНИН)
  • Предварительные замечания (Д. В. Шмонин)
  • Противоречит ли научному прогрессу христианская образовательная парадигма?
  • Секулярная и христианская парадигмы образования
  • Личность в секулярной и христианской парадигмах
  • Значение личного общения в христианской образовательной парадигме. Бытийное единение с другими личностями
  • Свобода как ключевая составляющая в обеих парадигмах образования
  • Преимущества христианского подхода к образованию
  • Библиография
ГЛАВА 12. ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ИГУМЕН МЕФОДИЙ (ЗИНКОВСКИЙ))
  • Образование личности. Значение богословского понятия личности для образования
  • Образование в свете комплекса богословских свойств личности. Личная сообразность Бога и человека
  • Личность и природа
  • Значение мета-физичности личности для философии педагогики и образовательной деятельности
  • Педагогика и свойства личности человека
  • Педагогика и открытость личности к общению
  • Синтетичность и религиозность личности и педагогика
  • Свобода человеческой личности — бытие «для других» в контексте педагогики
  • Библиография
ГЛАВА 13. ПЕДАГОГИКА И ТВОРЧЕСТВО. К ИДЕАЛУ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (ИГУМЕН МЕФОДИЙ (ЗИНКОВСКИЙ))
  • Нравственный характер человеческой личности в контексте педагогики
  • Педагогика и творческий потенциал личности
  • Творчество педагога
  • Устойчивость личности и ее целостность
  • Педагогика и динамичность личности
  • Педагогика в свете целостности и целеустремленности личности
  • Цель педагогики — приведение к познанию личного Первообраза и самопознанию
  • Библиография
ГЛАВА 14. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ХРИСТИАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ (М. Н. ЦВЕТАЕВА)
  • Богословско-педагогический смысл культуры в образовании: свидетельство об Истине, Красоте и Благе
  • Культура против «идолов прагматизма». Образы культуры в образовании
  • Красота как образ Бога
  • Художественные образы и формирование личности человека
  • Классическое образование в противостоянии антикультуре
  • Слово и Образ: христианский путь в культуре и образовании
  • Культуры народов России в образовательном контексте
  • Библиография

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя esxatos