Фромм Эрих - Искусство любить
Фромм Эрих - Искусство любить - Содержание
- I. Является ли любовь искусством?
-
II. Теория любви
- Любовь как ответ на проблему человеческого существования
- Любовь между родителями и детьми
- Объекты любви
- Братская любовь
- Материнская любовь
- Эротическая любовь
- Любовь к себе
- Любовь к Богу
- III. Любовь и ее деградация в современном западном обществе
Фромм Эрих - Революция надежды
Фромм Эрих - Революция надежды - Оглавление
- Глава I. НА РАСПУТЬЕ
-
Глава II. НАДЕЖДА
- 1. ЧТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НАДЕЖДОЙ
- 2. ПАРАДОКС И СУЩНОСТЬ НАДЕЖДЫ
- 3. ВЕРА
- 4. СТОЙКОСТЬ
- 5. ВОСКРЕСЕНИЕ
- 6. МЕССИАНСКАЯ НАДЕЖДА
- 7. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ
-
Глава III. ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ И КУДА НАПРАВЛЯЕМСЯ?
- 1. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС?
- 2. В ПРЕДДВЕРИИ ДЕГУМАНИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА 2000 ГОДА
- 3. СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
-
Глава IV. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?
- 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА В СВОИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ
- 2. УСЛОВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
- 3. ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРИВЯЗАННОСТИ
- 4. ПОТРЕБНОСТЬ ВЫЖИТЬ — И НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ
- 5. «ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»
- 6. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
-
Глава V. ШАГИ ПО ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
- 1. ОБЩИЕ ПОСЫЛКИ
- 2. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- 3. АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЕГО ЭНЕРГИИ
- 4. ГУМАНИЗИРОВАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
- 5. ПСИХОДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
-
Глава VI. МОЖЕМ ЛИ МЫ ЭТО СДЕЛАТЬ?
- 1. НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ
- 2. ДВИЖЕНИЕ
Фромм Эрих - Быть человеком ; Концепция человека у Карла Маркса
Фромм Эрих - Быть человеком ; Концепция человека у Карла Маркса - Содержание
-
ЧАСТЬ I. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
- 1. Современный человек и будущее
- 2. Психологическая проблема человека в современном обществе
- 3. Что мне не нравится в современном обществе
- 4. Распад обществ
- 5. Поиск гуманистической альтернативы
- 6. Новый гуманизм как условие единого мира
-
ЧАСТЬ II. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРИЗНАНИЯ
- 7. Идея Всемирной конференции
- 8. Кампания за Юджина Маккарти
- 9. Об общей борьбе против идолопоклонства
- 10. Некоторые верования человека, в человека, для человека
- 11. Замечания об отношениях между немцами и евреями
-
ЧАСТЬ III. МЕЙСТЕР ЭКХАРТ И КАРЛ МАРКС ОБ ОБЛАДАНИИ ИЛИ БЫТИИ
- Вступление
- 12. Мейстер Экхарт
- 13. Карл Маркс
- 14. Общая «религиозная» озабоченность
- 1. Фальсификация идей Маркса
- 2. Исторический материализм Маркса
- 3. Проблема сознания, социальной структуры и насилия
- 4. Природа человека
- 5. Отчуждение
- 6. Концепция социализма, по Марксу
- 7. Целостность мысли Маркса
- 8. Маркс как человек
Чтобы оценить этот кризис, полезно рассмотреть историю психоаналитической терапии. Более половины столетия назад психоанализ открыл новую область – экономически говоря, новый рынок. До того человек должен был быть безумным или страдать от болезненных и ограничивающих социальные возможности симптомов, чтобы считаться достойным помощи психиатра. Менее выраженные психические проблемы считались относящимися к сфере деятельности священника или семейного врача; в большинстве случаев от человека ожидалось, что он справится с ними сам или будет молча страдать.
Когда Фрейд начал свою терапевтическую работу, он имел дело с пациентами, которые были «больны» в общепринятом смысле слова: они страдали от затрудняющих жизнь симптомов вроде фобий, навязчивой тяги и истерии, даже если они не были психопатами. Когда психоанализ начал медленно распространять свои методы на людей, которые традиционно не считались «больными», пациенты начали обращаться с жалобами на свою неспособность наслаждаться жизнью, на неудачные браки, на общую тревожность, на мучительное чувство одиночества, на трудности в том, чтобы справляться с работой и т. д. В противоположность прежней практике эти жалобы стали классифицироваться как «болезнь» и новый тип «помощника» – психоаналитик – должен был позаботиться о преодолении «трудностей жизни», которые до того не рассматривались как требующие профессиональной помощи.
Это развитие не произошло одномоментно; однако постепенно оно стало очень важным фактором в жизни городского среднего класса, особенно в Соединенных Штатах. До сравнительно недавнего времени было почти «нормальным» для представителя определенной городской субкультуры «иметь своего аналитика» и значительную часть времени проводить «на кушетке», как проводили его в церкви или в храме.
Причины такого бума психоанализа легко понять. Наше столетие, «эпоха тревоги», породило все возрастающие одиночество и изоляцию. Упадок религии, кажущаяся бесплодность политики, появление полностью отчужденного «человека организации» лишили городской средний класс системы ориентации и ощущения надежности в бессмысленном мире. Хотя некоторые люди нашли, казалось бы, новые ориентиры в сюрреализме, радикальной политике или дзен-буддизме, в целом разочарованный либерал искал философию, которую он мог бы принять без каких-либо фундаментальных перемен в своем взгляде на жизнь, т. е. не становясь «другим» по сравнению со своими друзьями и коллегами.
Психоанализ предлагал удовлетворение этой потребности. Даже если симптом не излечивался, было огромным облегчением иметь возможность говорить с кем-то, кто внимательно и более или менее доброжелательно слушал. То, что психоаналитику приходилось платить за выслушивание, оказывалось лишь незначительным недостатком; возможно, это было даже вовсе не недостатком, потому что сам факт платы аналитику доказывал, что терапия серьезна, респектабельна и многообещающа. Кроме того, престиж психоанализа был высок, поскольку экономически он являлся предметом роскоши.
Психоаналитик предлагал замену религии, политики и философии. Фрейд предположительно раскрыл все секреты жизни: бессознательное, эдипов комплекс, повторение детского опыта; как только человек понимал все эти концепции, для него не оставалось ничего таинственного или сомнительного. Индивид становился членом довольно экзотической секты, в которой аналитик был жрецом; проводя время на кушетке, человек чувствовал себя менее озадаченным и менее одиноким.
Это особенно распространялось на тех, кто страдал не от ясно выраженных симптомов, а от общего дискомфорта. Такой индивид, чтобы измениться в нужную сторону, должен был получить представление о том, каков неотчужденный человек, что значит жить жизнью, при которой нужно быть, а не иметь или использовать. Такое видение потребовало бы радикальной критики собственного общества, его открытых и в особенности скрытых норм и принципов; оно потребовало бы мужества отказаться от многих удобных и обеспечивающих защиту связей и оказаться в меньшинстве; оно также потребовало бы большего числа психоаналитиков, которые сами не были бы затянуты в психологическую и духовную путаницу автоматизированной, индустриализированной жизни.
Фромм Эрих - Кризис психоанализа
Фромм Эрих - Кризис психоанализа - Содержание
- I. Предисловие
- II. Кризис психоанализа
- III. Фрейдовская м одель человека и ее социальные детерминанты
- IV. Вклад Маркса в знания о человеке
- V. Гуманистическое планирование
- VI. Эдипов комплекс: заметки по поводу случая маленького Ганса
- VII. Значимость теории материнского права сегодня
- VIII. Теория материнского права и ее важность для социальной психологии
- IX. Метод и функция аналитической социальной психологии (Заметки о психоанализе и историческом материализме)
- X. Психоаналитическая х арактерология и ее значение для социальной психологии
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: