В настоящем издании наиболее полно представлены завершенные произведения СИ. Фуделя и материалы к его биографии. В первом томе печатаются «Воспоминания» СИ. Фуделя, собрание заметок, озаглавленное «У стен Церкви», а также близкая по жанру к воспоминаниям работа «Моим детям и друзьям»; вторую половину тома составляют письма СИ. Фуделя.
Второй том включает составленную и прокомментированную С.И. Фуделем антологию святоотеческих текстов «Путь Отцов», а также работы «Церковь верных», «Записки о литургии и Церкви», «Причастие вечной жизни» и ряд меньших по объему статей богословской и церковной тематики.
В третьем томе помещены работы СИ. Фуделя, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, славянофилов (прежде всего А.С. Хомякова и И.В. Киреевского), о. Павла Флоренского: «Наследство Достоевского», «Славянофильство и Церковь», «Начало познания Церкви», а также сопутствующие им приложения.
За пределами трехтомника остаются стихотворения, не предназначавшиеся автором к публикации (кроме тех, которые цитируются в «Воспоминаниях» и других произведениях СИ. Фуделя), а также незавершенные статьи: «К. Леонтьев в его письмах к о. Иосифу Фуделю», «Размышление над одним текстом», «Макарий Великий и мессалианство», «О христианском браке». Не включены в настоящее собрание и черновики СИ. Фуделя, в частности, две тетради выписок из святоотечес ких творений, использованных при написании работы «Путь Отцов». «Заметки по поводу работ о Церкви священника Павла Флоренского» и статья «Священник Павел Флоренский как учитель церковности» были переработаны автором; большей частью эти материалы вошли в работу «Начало познания Церкви». Статья «К 100-летию со дня смерти Хомякова» также представляет собой первоначальный вариант более поздней работы «Славянофильство и Церковь». Отдельные фрагменты ранних редакций помещаются в корпусе комментариев.
Наиболее полное собрание произведений СИ. Фуделя в машинописных копиях сохранил, по просьбе Сергея Иосифовича, друг семьи Фуделей А.А. Бармин. Рукописи, черновые записи, машинописные ко пии были предоставлены для этого издания друзьями автора Д.М. Ша ховским и Е.Н. Чернышевой. Подробные сведения об источниках текс тов писем помещены в соответствующем комментарии.
СИ. Фудель не имел возможности тщательно готовить свои рукопи си к печати. Его произведения расходились в самиздате во множестве машинописных копий, и даже те тексты, которые просматривались ав тором, не были последовательно выверены: в них нередко вносились новые вставки или изменения, опечатки исправлялись лишь частично. При жизни СИ. Фуделю трудно было рассчитывать на квалифицированную редакторскую помощь, в которой нуждались его сочинения: они не могли преодолеть преград политической цензуры 60—70-х гг.
При подготовке настоящего издания учитывались особенности творческой и человеческой судьбы СИ. Фуделя. В связи с этим были скорректированы некоторые общепринятые принципы подготовки текстов к печати: сочинениям СИ. Фуделя была оказана необходимая редакторская помощь.
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах
М.: Русский путь, 2001-2005
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 1 - Воспоминания. У стен Церкви. Воспоминания об отце Николае Голубцове. Моим детям и друзьям. Письма
Сост. и коммент. прот. Н.В. Балашова, Л.И.Сараскиной; предисл. прот. В.Н.Воробьева.
М.: Русский путь, 2001. 648 с, ил.
ISBN 5-85887-086-4 (Т. 1)
ISBN 5-85887-120-8
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 1 - Воспоминания. У стен Церкви. Воспоминания об отце Николае Голубцове. Моим детям и друзьям. Письма - Содержание
Прот. Н.Балашов, Л.Сараскина От составителей
Прот. В.Воробьев Предисловие
- Воспоминания
- У стен Церкви
- Воспоминания об отце Николае Голубцове
- Моим детям и друзьям
- Письма
Комментарии
Указатель имен
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 1 - Воспоминания. У стен Церкви. Воспоминания об отце Николае Голубцове. Моим детям и друзьям. Письма - Предисловие
Сергей Иосифович Фудель родился в Москве 13 января 1900 г. (31 декабря 1899 г. по старому стилю). Отец его, священник Иосиф Фудель, через всю свою жизнь пронес горение истинно христианской души и сумел передать его детям. С детства и до самой смерти Сергей Иосифович принадлежал Церкви.
Сергею Иосифовичу довелось общаться со святыми старцами Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни, с отцом Алексием Мечёвым и другими. Вихрь революции прервал размеренную церковную жизнь и каждого христианина поставил перед вопросом: будет ли он воистину воином Христовым в наступающей кровавой войне, воздвигнутой на веру силами зла?
В 1922 г. после окончания первого курса философского отделения Московского университета Сергей Иосифович был арестован. За Бутырской тюрьмой последовала ссылка в Усть-Сысольск Зырянского края (теперь Сыктывкар Коми АО). Оказавшись в начале своего исповеднического пути вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архи епископом Фаддеем (Успенским), СИ. Фудель всю жизнь духовно следовал за этими великими подвижниками XX в. В ссылке, в комнате святого епископа Афанасия, Сергей Иосифович венчался со своей супру гой — Верой Максимовной Сытиной. «Исайя, ликуй...» пел архиепископ Фаддей. В 1932 г. новый арест, лагерь, ссылка в Вологодскую область, жизнь в Загорске с «непоминающим» архимандритом Серафимом (Битюговым), некоторое время скрывавшимся в доме Фуделей. Затем война, фронт и после возвращения — третий арест в 1946 г. и ссылка в Красноярский край.
Стокилометровый рубеж сохранял свою силу до конца дней С.И. Фуделя, и он так и не смог вернуться в Москву. Последнюю часть своей жизни Сергей Иосифович прожил в городе Покрове Владимирской области. Дом Сергея Иосифовича находился недалеко от старинной церк ви, единственной действующей на всю округу. Сергей Иосифович при служивал в ней в качестве псаломщика. Этот период его жизни был, как и остальные, суровым и трудным. Постоянная нужда и болезни, посте пенно наступавшая слепота от глаукомы, оторванность от детей и близ ких и тяготы провинциального российского быта — отсутствие продуктов, топка печки, ношение воды из колонки...
Именно в покровский период, начавшийся с осени 1962 г., он написал большинство своих работ, для чего ему приходилось совершать утомительные поездки в Москву, где можно было (чаще летом) поработать в библиотеке, навестить кого-нибудь из прежнего великого множества друзей и знакомых, еще оставшихся к тому времени в живых.
Скончался Сергей Иосифович после долгой и тяжелой болезни в своем намоленном доме 7 марта 1977 г. и похоронен на местном кладбище.
С.И. Фудель не писал церковную историю XX века, но был участником ее событий. Судьбы Церкви стали его жизнью. Революция, страшные и радостные годы церковного правления Патриарха Тихона, трагическая церковная смута, катакомбная церковная жизнь — все эти пути были пройдены им. Он впитывал дух тихой, гонимой русской святости, подобно пчеле собирая ее крупицы на быстро оскудевающих церковных полях. И этим подлинным духом наполнены его сочинения, что делает их столь драгоценными сегодня. Все, что писал Сергей Иосифович, прошло горнило его собственного духовного опыта, несет в себе свидетельство о духе времени и о Церкви.
В то время, когда даже Евангелие найти было трудно, когда «глад слышания слова Божия» достиг небывалой силы, работы Сергея Иосифовича
во множестве расходились в самиздате, жадно читались ищущи ми веры и духовной жизни. Обладая прекрасной памятью, незаурядным литературным талантом, Сергей Иосифович спешил поделиться сокровищницей духовного опыта, привести своих читателей в живое общение со святыми новомучениками и исповедниками, преподобными старцами, затворниками, великими святителями, подвижниками-священниками, — с теми христианами, которые ценой свой жизни отстояли православную веру на Руси в годину небывалого по силе и продолжительности гонения.
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 2 - Путь Отцов. Церковь верных. Причастие вечной жизни. Записки о литургии и Церкви. Свет Церкви. Соборность Церкви и экуменизм. Священное предание. Приступающему к крещению. О церковном пении. Записи об апостольских посланиях. Итог всего
Сост., подгот. текста и коммент. прот. Н.В. Балашова.
М.: Русский путь, 2003. — 448 с, ил.
ISBN 5-85887-087-2 (Т. 2)
ISBN 5-85887-120-8
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 2 - Путь Отцов. Церковь верных. Причастие вечной жизни. Записки о литургии и Церкви. Свет Церкви. Соборность Церкви и экуменизм. Священное предание. Приступающему к крещению. О церковном пении. Записи об апостольских посланиях. Итог всего - Содержание
- Путь Отцов
- Церковь верных
- Причастие вечной жизни
- Записки о литургии и Церкви
- Свет Церкви
- Соборность Церкви и экуменизм
- Священное предание
- Приступающему к крещению
- О церковном пении
- Записи об апостольских посланиях
- Итог всего
Комментарии
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 2 - Путь Отцов. Церковь верных. Причастие вечной жизни. Записки о литургии и Церкви. Свет Церкви. Соборность Церкви и экуменизм. Священное предание. Приступающему к крещению. О церковном пении. Записи об апостольских посланиях. Итог всего - Путь отцов - Предисловие
"Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, 1 чтоб, устыдясь своих слов, начал и он делать» (Добр. II, 282), — эти слова преподобного Нила Синайского несколько оправдывают мою попытку дать в нижеизложенном некоторое вводное представление о великом пути отцов-подвижников. Их путь есть путь Евангельский, путь верных учеников Учителя. Чем больше внимаешь их словам, тем все больше вдыхаешь воздух пер-вохристианства. Именно благодаря этой Евангельской силе их слово тоже «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого». «Чтение отеческих писаний, — говорит епископ Игнатий (Брянчанинов), — по умалении духоносных наставников соделалось главным руководителем для желающих спастись... Посредством (их) чтения причащаемся живущему в святых отцах Святому Духу» (Брянн. I, ИЗ, 121).
Невозможно отрицать, что духовная жизнь современного человека очень трудна, и эта трудность в том, что мы, слабые и рассеянные люди, призываемся какой-то неумолимой закономерностью духовной эпохи сохранять в окружающем шуме постоянную память Божию.
Конечно, всегда было опасно думать, что память о Боге должна быть только во время стояния в церкви. Молитвы всегда должны звучать в душе: и в церкви, и дома, и на улице. В том и заключается узкий путь христианства, что о Боге надо помнить всегда.
«Путь Божий есть ежедневный крест, — говорит святой Исаак Сирин, — никто не восходил на небо, живя прохладно. (Путь Божий) от века и от родов крестом и смертью пролагается... Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах» {Добр. II, 666-667).
Но чем больше шума и железа в истории, тем все труднее сохранить в себе память Божию. И в этом сохранении — наш удел, если мы хотим, «чтобы не умирала великая мысль», чтобы христианский путь в истории не прерывался. «В памяти Божией... вся сила» (Феофан. Жизнь, 187). «Жизнь души, — говорили Отцы, — есть непрестанное памятование и любление Бога» (Отечник, 45).
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 3 - Наследство Достоевского. Славянофильство и Церковь. Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских. Начало познания Церкви
Сост., подгот. текста и коммент. прот. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной.
М.: Русский путь, 2005. —456 с, ил.
ISBN 5-85887-088-0 (Т. 3)
ISBN 5-85887-120-8
Сергей Иосифович Фудель - Собрание сочинений в трех томах - Том 3 - Наследство Достоевского. Славянофильство и Церковь. Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских. Начало познания Церкви - Содержание
Наследство Достоевского
- Глава I. Владычествующая идея
- Глава II. Детство и юность
- Глава III. -е годы и начало «Двойника»
- Глава IV. Тюрьма и переходный период
- Глава V. Явление Христа в современности
- Глава VI. Поиски праведников
- Глава VII. Праведники Церкви
- Глава VIII. Общее дело
- Глава IX. Оптина пустынь
- Глава X. Борьба за Церковь
- Глава XI. Особенности искусства
- Глава XII. Обретенный покой
Примечания
Славянофильство и Церковь
- Приложение. Возражения Хомякову протоиерея Александра Горского и священника Павла Флоренского
- Приложение. Католическое учение о грехе в Церкви
Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских
Начало познания Церкви Об отце Павле Флоренском
- Основные данные
- «Два мира»
- «Сомнение»
- «Триединство»
- «Свет Истины»
- «Утешитель»
- «Противоречие»
- «Грех»
- «Геенна»
- «Тварь»
- «София»
- «Дружба»
- Послесловие
Приложение. Заметки по поводу «Экклезиологических материалов» отца Павла Флоренского
Комментарии
Указатель имен
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Благодарю!