Гегель - Законы диалектики - Философия религии - Наука логики - Вера и знание

Георг Гегель - Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония
Классика философской мысли
Опытные науки ныне нашли свой особый метод, метод дефинирования и классифицирования своего материала, насколько это возможно. Чистая математика также имеет свой метод, который подходит для ее абстрактных предметов и для тех количественных определений, единственно в которых она их рассматривает. Но философия до сих пор еще не нашла «своего» метода. Она смотрела с завистью на систематическое сооружение математики и пробовала заимствовать у нее ее метод или обходилась методом тех наук, которые представляют собою лишь смесь данного материала, опытных положений и мыслей, или, наконец, выходила из затруднения тем, что грубо отбрасывала всякий метод.
 
Но раскрытие того, что единственно только и может служить истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержания. Я в «Феноменологии духа» дал образчик этого «метода в применении к более конкретному предмету, к сознанию. Там я показал образы сознания, каждый из которых в своей реализации вместе с тем разлагает самого себя, имеет своим результатом свое собственное отрицание. То есть отрицательное вместе с тем также и положительно, или, иначе говоря, противоречащее себе не переходит в ноль, разрешается не в абсолютное ничто, а, по существу, только в отрицание своего особенного содержания, или, еще иначе, такое отрицание есть не всяческое отрицание, а отрицание определенной вещи, которая разлагает себя.
 

Георг Гегель - Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония 

М.: Родина, 2019. – 240 с. – (Классика философской мысли).
ISBN 978-5-907149-46-5

Георг Гегель - Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония - Содержание

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
  • Введение
  • Категории диалектики 
  • Качество
  • Количество
  • Становление сущности
  • Соотношение количества и качества 
  • Тождество и различие
  • Единство и борьба противоположностей
  • Положительное и отрицательное
  • Действительность
  • Понятие необходимости
  • Случайность
  • Действие и противодействие
ДИАЛЕКТИКА ГОСУДАРСТВА
  • Введение
  • Ход истории и великие личности
  • Деление истории
  • Восточный мир
  • Греческий мир
  • Римский мир
  • Христианство 
  • Византийская империя
  • Магометанство
  • Германский мир
  • Реформация
  • Просвещение и революция

Георг Гегель - Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония - Категории диалектики

 
Обычно определение количества излагают раньше определения качества, и притом это делается, подобно большей части того, что имеет место в обычной трактовке категорий, без всяких дальнейших объяснений. Между тем из сравнения качества с количеством легко увидеть, что качество есть по природе вещей первое. Ибо количество есть ставшее уже отрицательным качество; величина есть определенность, которая уже больше не едина с бытием, а отлична от него, есть снятое, ставшее безразличным качество. Она включает в себя изменчивость бытия,тне изменяя самой вещи, бытия, определением которого она служит; качественная же определенность, напротив, едина со своим бытием, она не выходит за его пределы и не находится также внутри его, а есть его непосредственная ограниченность. Поэтому качество как непосредственная определенность есть первое по порядку, и с него следует начинать. Качество есть преимущественно лишь с той стороны свойство, с какой оно в некотором внешнем соотношении показывает себя имманентным определением.
 
Под свойствами, например, трав понимают определения, которые не только вообще свойственны некоторому нечто, а свойственны ему как раз постольку, поскольку это нечто через них своеобразно сохраняет себя в отношении к другим нечто, не дает внутри себя воли чужим положенным в нем воздействиям, а само показывает в другом силу своих собственных определений, хотя и не отстраняет от себя этого другого. Напротив, таких более покоящихся определенностей, как, например, фигура, внешний вид, не называют свойствами, впрочем, и не качествами, поскольку их представляют себе изменчивыми, не тождественными с бытием. Qualierung (качествование) или Inqualierung (вкачествование) — специфическое выражение философии Якова Беме, философии, проникающей вглубь, но в смутную глубь, — означает движение некоторого качества (кислого, терпкого, огненного качества и т.д.) в самом себе, поскольку оно в своей отрицательной природе выделяется из другого и укрепляется, поскольку оно вообще есть свое собственное беспокойство в самом себе, в соответствии с которым оно порождает и сохраняет себя лишь в борьбе. В наличном бытии мы различили его определенность как качество; в последнем, как налично сущем, есть различие — различие реальности и отрицания. Насколько эти различия имеются в наличном бытии, настолько же они вместе с тем ничтожны и сняты. Реальность сама содержит в себе отрицание, есть наличное, а не неопределенное, абстрактное бытие. И точно так же отрицание есть наличное бытие; оно — не то ничто, которое должно было оставаться абстрактным, а оно здесь положено, как оно есть в себе, как сущее, принадлежащее к наличному бытию. Таким образом, качество вообще не отделено от наличного бытия, которое есть лишь определенное, качественное бытие.
 
Это снятие различения есть больше, чем голый отказ от него и внешнее новое отбрасывание его или простой возврат к простому началу, к наличному бытию как таковому. Различие не может быть отброшено, ибо оно есть. Следовательно, фактически имеющимся оказывается наличное бытие вообще, различие в нем и снятие этого различия; не наличное бытие, лишенное различий, как вначале, а наличное бытие как снова равное самому себе благодаря снятию различия, как простота наличного бытия, опосредствованная этим снятием. Эта снятость различия есть собственная определенность наличного бытия. Таким образом, оно есть внутри-себя-бытие; наличное бытие есть налично сущее, нечто.

Гегель - Вера и знание
Закончив обучение теологии в Тюбингене, Гегель с 1793 г. по конец 1796 г. занимал место домашнего учителя в семье бернского патриция фон Штайгера, а с 1797 г. по конец 1800 г. исполнял аналогичные обязанности в доме богатого торговца Гогеля во Франкфурте-на-Майне. Основным документом духовной жизни Гегеля этого времени являются его рукописи. Значительная их часть впервые была опубликована в 1907 г. Германом Нолем под названием «Теологические сочинения молодого Гегеля». Это издание, открывшее широкой публике рукописное наследие молодого Гегеля, вызвало коллизию, подобную той, что имела место в середине XIX в. Если «Союз друзей бессмертного», в который объединились непосредственные ученики великого идеалиста после его кончины и который одной из целей имел публикацию его наследия, первым издал том, содержавший лекции Гегеля по философии религии, педалируя тем самым положительную сторону его отношения к последней, то мысль левых гегельянцев приняла характерный для нее облик посредством критики религии.
 
Вокруг того же пункта в XX в. развернулся «конфликт интерпретаций» в отношении рукописного наследия молодого Гегеля. В1901 -1905 гг. увидело свет исследование В. Дильтея «История молодого Гегеля», трактовавшее последнего как «мистического пантеиста». Отталкиваясь от этого образа, ученик Дильтея Г. Ноль и оформил упомянутое выше издание текстов молодого Гегеля. Оно содержало четыре «сочинения», из которых только одно — «Жизнь Иисуса» — действительно было авторским произведением, остальные три он по собственному, инспирированному Дильтеем усмотрению сформировал из разрозненных фрагментов, снабдил их заголовками, а том вполне недвусмысленно назвал собранием «теологических сочинений» молодого Гегеля.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Вера и знание. Работы ранних лет

(Philosophia perennis)
СПб.: Издательство «Умозрение», 2021. — 384 с. 
ISBN 978-5-6041974-6-2

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Вера и знание. Работы ранних лет - Содержание

А. А. Иваненко - «Спекулятивная страстная пятница» философии Гегеля
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ И ШЕЛЛИНГА В СООТНЕСЕНИИ СО «СТАТЬЯМИ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ОБОЗРЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФИЛОСОФИИ В НАЧАЛЕ XIX СТОЛЕТИЯ» РЕЙНГОЛЬДА
  • Предварительные замечания
  • О некоторых формах философствования, имеющих место в настоящее время
  • Историческое воззрение на философские системы
  • Потребность в философии
  • Рефлексия как инструмент философствования
  • Отношение спекуляции к здравому человеческому рассудку
  • Принцип философии в форме абсолютного основоположения     
  • Трансцендентальное созерцание
  • Постулаты разума
  • Отношение философствования к философской системе 
  • Изложение системы Фихте
  • Сравнение принципа философии Шеллинга с принципом философии Фихте
  • О воззрении и философии Рейнгольда
ВЕРА И ЗНАНИЕ ИЛИ РЕФЛЕКСИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ПОЛНОТЕ СВОИХ ФОРМ КАК ФИЛОСОФИЯ КАНТА, ЯКОБИ И ФИХТЕ
  • [Введение]
  • A. Кантовская философия
  • B. Философия Якоби
  • C. Философия Фихте    
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • А. А. Иваненко - Ранние фрагменты Гегеля о религии
  • Ранние фрагменты о религии
  • Позитивной называется вера
  • Религия
  • Вера есть тот способ
  • Во времена, когда Иисус
  • В. Мораль
  • С Авраама 
  • Прекрасные, по своей природе   
  • Объявление о «Критическом журнале философии»
Комментарии   
Указатель имен

Гегель - Наука логики - 1 том
Логика испытала не столь печальную участь, как метафизика. Правда, тот предрассудок, будто она научает мыслить, в чем раньше видели приносимую ею пользу и, стало быть, также и ее цель (это похоже на то, как если бы сказали, что только благодаря изучению анатомии и физиологии мы впервые научаемся переваривать пищу и двигаться), — этот предрассудок давно уже исчез, и дух практицизма уготовлял ей не лучшую участь, чем ее сестре. Тем не менее, вероятно ввиду приносимой ею некоторой формальной пользы, ей было еще оставлено место среди наук, и ее даже сохранили в качестве предмета публичного преподавания. Но этот лучший жребий касается только ее внешних судеб, ибо ее облик и содержание остались такими же, какими они по давней традиции передавались от поколения к поколению, причем, однако, в процессе этой передачи ее содержание делалось все более и более тощим и скудным; в ней еще не чувствуется того нового духа, восход которого сказался в науке не менее чем в действительности. Но нужно сказать раз и навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа. Они представляют собою увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек.
 
Игнорирование этой общей перемены начинает постепенно исчезать также и в научной области. Незаметным образом даже сами противники освоились с этими другими представлениями, усвоили их себе, и если они все еще не приемлют источника этих представлений, лежащих в их основании принципов, и возражают против них, то им зато приходится мириться с выводами и они оказываются не в силах противиться влиянию последних. Помимо того что все более и более слабеет их отрицательное отношение к указанным представлениям, этим противникам удается сообщить своим работам положительное значение и содержание только благодаря тому, что сами они начинают говорить на языке новых представлений.

 

Георг Гегель - Наука логики. Том 1

(Философия в кармане)
Москва : Эксмо, 2020. — 816 с. 
ISBN 978-5-04-094402-6
 

Георг Гегель - Наука логики. Том 1 - Содержание

О значении воинствующего материализма 
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Введение
Общее понятие логики 
Общее подразделение логики
I. УЧЕНИЕ О БЫТИИ
С чего следует начинать науку
Общее подразделение бытия 
Первый отдел. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)
  • Первая глава. Бытие
  • Вторая глава. Наличное бытие
  • Третья глава. Для-себя-бытие
Второй отдел. ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)
  • Первая глава. Количество
  • Вторая глава. Определенное количество 
  • Третья глава. Количественное отношение 
Третий отдел. МЕРА 
  • Первая глава. Специфическое количество 
  • Вторая глава. Реальная мера
  • Третья глава. Становление сущности
II. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ
Первый отдел. СУЩНОСТЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ В СЕБЕ САМОЙ 
  • Первая глава. Видимость
  • Вторая глава. Определенные сущности или определения рефлексии
  • Третья глава. Основание 
Второй отдел. ЯВЛЕНИЕ
  • Первая глава. Существование 
  • Вторая глава. Явление 
  • Третья глава. Существенное отношение
Третий отдел. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • Первая глава. Абсолютное 
  • Вторая глава. Действительность
  • Третья глава. Абсолютное отношение
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Предисловие издателя (Леопольда фон Геннинга) 
  • Перевод важнейших терминов «Науки логики» Гегеля 
  • Примечания 

Георг Гегель - Наука логики. Том 2

Георг Гегель - Наука логики. Том 2

(Философия в кармане)
Москва : Эксмо, 2020. — 432 с.
ISBN 978-5-04-110970-7
 

Георг Гегель - Наука логики. Том 2 - Содержание

III. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
Предисловие
О понятии вообще
Подразделение
Первый отдел. СУБЪЕКТИВНОСТЬ
  • Первая глава. Понятие
  • Вторая глава. Суждение
  • Третья глава. Умозаключение
Второй отдел. ОБЪЕКТИВНОСТЬ
  • Первая глава. Механизм
  • Вторая глава. Химизм
  • Третья глава. Телеология
Третий отдел.ИДЕЯ
  • Первая глава. Жизнь
  • Вторая глава. Идея познания
  • Третья глава. Абсолютная идея
Примечания к «Учению о понятии»
  • Перевод важнейших терминов «Науки логики» Гегеля
  • Библиография

Д'Онт - Гегель
Замечено, что Гегель склонен был умалчивать, с большим или меньшим успехом, смотря по обстоятельствам, о самых разных сторонах своей жизни, деятельности, мышления. Так это было в делах семьи, вопросах религии, политики, философии... Последователи философа и его враги, руководствуясь собственными соображениями, дружно сошлись в решении навалить на эти лакуны плиту забвения. Пришло время заново открыть Гегеля. Кое в чем историю его жизни биографы передали неверно. Речь идет о корректировке искажений или, скажем так, о попытке их корректировки. Особое внимание — с риском увлечься перестановкой акцентов — здесь будет уделено тому, чем пренебрегли, то ли по неведению, то ли умышленно, другие. Меньше места и времени мы посвятим, хотя и об этом тоже будет говориться, вещам общеизвестным и всеми признанным.
 
Не ищите наивности в жизни и в мыслях великого философа. Гляди в оба, читатель! Эта книга не исчерпает вопросов, поставленных судьбой такого человека. Она всего лишь хочет открыть новые перспективы, разобраться с которыми предстоит будущим исследователям. Досье Гегеля, ныне снова с трепетом открываемое, никогда не захлопнется окончательно. Но, невзирая на очевидные пробелы и, возможно, кое-какие ошибки в деталях, автор надеется воссоздать здесь образ Гегеля, беспокоящий и раздражающий, живой.
 

Жак Д'Онт - Гегель

Санкт-Петербург, «Владимир Даль», 2012
ISBN 978-5-93615-125-5
 

Жак Д'Онт - Гегель - Содержание

Предисловие 
Аббревиатуры и пометки
  • I. Неправильные похороны
  • II. Рождение философа
  • III. Штифт 
  • IV. Революция
  • V. Слуга 
  • VI. Переписка
  • VII. Элевсин 
  • VIII. Франкфурт 
  • IX. Йена 
  • X. Внебрачный сын 
  • XI. Бавария 
  • XII. Гейдельберг 
  • XIII. Берлин 
  • XIV. Покровители
  • XV. Вовлеченность 
  • XVI. Двоение языка 
  • XVII. Гегелевская монархия 
  • XVIII. Дело Кузена 
  • XIX. Ultimaverba 
  • XX. Лики мышления 
От переводчика

Кант - Гегель - Категорический императив и всеобщая мировая ирония
Этика, напротив, дает нам еще некую материю (предмет свободного произвола); цель чистого разума, которая представляется также как объективно необходимая цель, т.е. как долг для человека. — В самом деле, так как чувственные склонности влекут к целям (как к материи произвола), которые могут быть противны долгу, то законодательствующий разум сможет противиться их влиянию не иначе, как опять-таки при помощи противоположной моральной цели, которая, следовательно, должна быть дана a priori независимо от склонности. Цель есть предмет произвола (разумного существа), посредством представления о котором произвол определяется к действию для создания этого предмета. — Правда, я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель; лишь я сам могу сделать что-то своей целью. — Но то, что я обязан делать своей целью, — нечто, лежащее в понятиях практического разума, стало быть, иметь, помимо формального основания определения произвола (как его содержит право), еще и материальную цель, такую, которую можно было бы противопоставить цели, возникающей из чувственных побуждений, — это было бы понятием цели, которая сама по себе есть долг. Но учение о нем имело бы отношения не к учению о праве, а к этике, которая одна лишь содержит в своем понятии само принуждение согласно моральным законам. На этом основании этика может быть определена как система целей чистого практического разума. — Цель и долг составляют основу различия между двумя частями общего учения о нравственности. То обстоятельство, что этика со-держит обязанности, для исполнения которых мы не можем быть (физически) принуждены другими, есть лишь следствие того, что она представляет собой учение о целях, так как принуждение к тому, чтобы иметь или ставить перед собой цель, противоречило бы самому себе.

 

Кант - Гегель - Категорический императив и всеобщая мировая ирония

И. Кант, Г. Гегель. – М.: Родина, 2020 – 272 с. – (Философский поединок).
ISBN 978-5-907255-65-4

 

Кант - Гегель - Категорический императив и всеобщая мировая ирония - Содержание

И. Кант - ОСНОВЫ ЭТИКИ. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
  • Максимы поступков
  • Понятие долга 
  • Долг и цель 
  • Счастье другого 
  • Категорический императив 
  • Максимы поступков 
  • Моральные чувства
  • Физическое совершенство и моральность 
  • Моральные чувства 
  • Совесть 
  • Любовь к человеку 
  • Уважение 
  • Аффекты и страсти 
  • Бесстрастие 
  • Пороки, или «Негативные обязанности»
  • Суицид
  • Распутство 
  • Неумеренность 
  • Ложь 
  • Скупость 
  • Раболепие 
  • Человеконенавистничество 
  • Презрение 
  • Высокомерие 
  • Злословие 
  • Издевательство 
  • Моральный катехизис
  • Судья над самим собой 
  • Об амфиболии 
  • Избавление от пороков 
  • Обязанности по отношению к другим 
  • Благодарности и участливость 
  • Дружба и любовь 
  • О добродетелях обхождения 
  • Моральный катехизис 
  • Этическая аскетика 
  • Дополнение
  • Зол ли человек по своей природе? 
  • Что такое просвещение? 
  • Заключение 
Г. Гегель - ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. ВСЕОБЩАЯ МИРОВАЯ ИРОНИЯ
  • Введение 
  • Категории диалектики
  • Качество 
  • Количество 
  • Соотношение количества и качества 
  • Тождество и различие 
  • Единство и борьба противоположностей 
  • Положительное и отрицательное 
  • Понятие необходимости 
  • Случайность 
  • Действие и противодействие 
  • Диалектика истории
  • Ход истории и великие личности 
  • Цель всемирной истории

Гегель - Лекции по философии истории
Такой тип «исследовательской программы» в истории философии до самого последнего времени считается преобладающим и пользуется широким признанием. Избранный здесь путь, если его намеренно «спрямить», прямо  противоположен: лишь только после того, как мы уясним, чем является философия Гегеля «для нас», мы, может быть, что-то сумеем сказать и о том, какова она была «сама по себе». «Для нас» в данном случае —это не прагматическое значение идей в их проекции на современные практические проблемы, а такая  реконструкция их, которая сознательно принимает в расчет  последующую историю философской мысли и ориентирована на создание истории философии, «приближенной к нам». 
 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории 

г. Санкт-Петербург, „НАУКА" 1993 г. - 472 с.
ISBN 5-02-028169-7 
 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории - Содержание

Ю. В. Πеров, К. А. Сергеев. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности 
Введение
Географическая основа всемирной истории — (Новый свет. — Старый свет. — Африка. — Азия и Европа) 
Деление истории 
 
Часть первая. Восточный мир 
  • Отдел первый. Китай 
  • Отдел второй. Индия. Буддизм 
  • Отдел третий. Персия 
  • Глава первая. Зендский народ 
  • Глава вторая. Ассирийцы, вавилоняне, мидяне и персы 
  • Глава третья. Персидское государство и его составные части 
  • Персия 
  • Сирия и семитическая Передняя Азия 
  • Иудея 
  • Египет 
  • Переход к греческому миру 
Часть вторая. Греческий мир 
  • Отдел первый. Элементы греческого духа 
  • Отдел второй. Формы проявления прекрасной индивидуальности 
  • Глава первая. Субъективное художественное произведение 
  • Глава вторая. Объективное художественное произведение 
  • Глава третья. Политическое художественное произведение 
  • Войны с персами 
  • Афины 
  • Спарта 
  • Пелопоннесская война 
  • Македонское царство 
  • Отдел третий. Упадок греческого духа 
 
Часть третья. Римский мир 
  • Отдел первый. Рим до Второй пунической войны
  • Глава первая. Элементы римского духа 
  • Глава вторая. История Рима до Второй пунической войны 
  • Отдел второй. Рим от Второй пунической войны до империи 
  • Отдел третий. Глава первая. Рим в императорский период 
  • Глава вторая. Христианство
  • Глава третья. Византийская империя 
Часть четвертая. Германский мир 
  • Отдел первый. Элементы христианско-гермайского мира 
  • Глава первая. Переселение народов 
  • Глава вторая. Магометанство 
  • Глава третья. Государство Карла Великого  
  • Отдел второй. Средние века 
  • Глава первая. Феодализм и иерархия 
  • Глава вторая. Крестовые походы 
  • Глава третья. Переход от феодальной системы к монархии  
  • Искусство и наука как элементы разложения средневекового миросозерцания
  • Отдел третий. Новое время 
  • Глава первая. Реформация 
  • Глава вторая. Влияние реформации на формирование государств 
  • Глава третья. Просвещение и революция 
Приложения 
Предисловие издателя 
Предисловие ко второму изданию  

Гегель - Лекции по истории философии в 1 книга
Уже с первых лет своей педагогической деятельности (1801 — 1802 гг.) Гегель читал лекции по логике, тогда как к лекциям по истории философии он приступает только через пять лет, завершив свой фундаментальный труд «Феноменология духа». Первую часть «Науки логики» он опубликовал в 1812г., вторую — в 1816 г. Затем через год появилась «Энциклопедия философских наук», которая при жизни Гегеля имела второе (1827 г.) и третье (1830 г.) издания.
 
В последующие времена эта работа выходила под названием «Система философии». Потому весьма показательно данное обстоятельство, что подобного рода трансформацию с названием, причем гораздо более сложную, претерпела «Феноменология духа». Примечательным было первое ее название — «Наука об опыте сознания». Когда Гегель сдает эту работу в печать, появляется следующее заглавие: «Наука феноменологии духа». Работа выходит в свет под таким названием: «Система наук. Часть первая. Феноменология духа» (1807 г.). Вскоре после смерти Гегеля (1831 г.) этот труд был переиздан как второй том его «Избранных работ» (1832 г.) уже под привычным для нас заглавием «Феноменология духа».

 

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга первая

Санкт-Петербург, „ Наука" 1993 г. – 350 с.
ISBN 5-02-028171-9

 

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга первая - Содержание

К. А. Сергеев, Ю. В. Перов. Гегелевская история философии как подлинная наука философии
Вступительная речь, произнесенная в Гейдельберге 28 октября 1816 г.  
Предварительные замечания об истории философии6
Введение в историю философии
A. Понятие истории философии  
1. Обычные представления об истории философии  
a. История философии как перечень мнений  
b. Доказательство ничтожности философского познания посредством самой истории философии
c. Объяснительные замечания относительно различия философских систем
2. Разъяснения, необходимые для определения понятия истории философии
a. Понятие развития  
b. Понятие конкретного  
c. Философия как познание развития конкретного  
3. Выводы относительно понятия истории философии
a. Развитие различных систем философии во времени
b. Применение вышесказанного к рассмотрению истории философии
c. Более подробное сравнение истории философии с самой философией
B. Отношение философии к другим областям  
1. Историческая сторона этой связи
a. Внешнее, историческое условие философствования  
b. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании
c. Философия как мысль своей эпохи
2. Отграничение философии от родственных ей областей  
a. Отношение философии к научному образованию  
b. Отношение философии к религии
а) Различие между философией и религией
β) Религиозное содержание, которое должно быть исключено из истории философии
у) Явные философемы в религии  
с. Отделение философского знания от популярной философии  
3. Начало философии и ее истории  
a. Свобода мышления как условие появления философии  
b. Исключение Востока и его философии
c. Начало философии в Греции  
С. Деление на периоды, источники, способ рассмотрения истории философии
Разделение истории философии на периоды  
Источники истории философии  
Характер изложения в нашей Истории философии  
Восточная философия  
A. Китайская философия  
B. Индусская философия  
Часть первая. История греческой философии
Введение в греческую философию  
Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля  
Глава I. Первый отдел первого периода: от Фалеса до Анаксагора  
A. Философия ионийцев  
Фалес?
Анаксимандр
Анаксимен
B. Пифагор и пифагорейцы
C. Элеатская школа  
Ксенофан  
Парменид  
Мелисс  
Зенон  
D. Гераклит  
E. Эмпедокл, Левкипп и Демокрит
Левкипп и Демокрит  
Эмпедокл  
F. Анаксагор  
Именной указатель

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга вторая

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга вторая

Санкт-Петербург, „Наука", 1994 г. – 424 с.
ISBN 5-02-028172-7

 

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга вторая - Содержание

Глава II. Второй отдел первого периода: от софистов до сократиков
A. Софисты  
1. Протагор  
2. Горгий  
B. Сократ  
C. Сократики  
1. Мегарская школа
a. Евклид
b. Евбулид
c. Стильпон
2. Киренская школа  
a. Аристипп  
b. Феодор  
c. Гегезий  
d. Аннйкерис ·
3. Циническая школа
a. Антисфен
b. Диоген  
c. Позднейшие циники  
Глава III. Третий отдел первого периода: Платон и Аристотель  
A. Платон  
1. Диалектика  
2. Философия природы  
3. Философия духа  
B. Аристотель  
1. Метафизика  
2. Философия природы  
3. Философия духа  
a. Психология  
b. Практическая философия  
а. Этика  
β. Политика  
4. Логика  
Раздел второй. Второй период: догматизм и скептицизм  
A. Стоическая философия
1. Физика  
2. Логика  
3. Мораль  
B. Эпикур  
1. Каноника  
2. Метафизика
3. Физика  
4. Мораль  
C. Новая академия  
1. Аркезилай  
2. Карнеад  
D. Скептицизм  
1. Более древние тропы  
2. Позднейшие тропы
Именной указатель

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга третья

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга третья

Санкт-Петербург, „Наука", 1994 г. – 583 с.
ISBN 5-02-028173-5 («Наука»)
ISBN 5-87399-021-2 («Ювента»)

 

Г. В.Φ. Гегель - Лекции по истории философии в 3-х книгах – Книга третья - Содержание

К А. Сергеев, Ю. В. Перов. Гегель и современное историческое сознание 
Часть первая. История греческой философии (Окончание)
Глава III. Третий период: Неоплатоники  
A. Филон  
B. Каббала и гностицизм
1. Каббалистическая философия
2. Гностики
C. Александрийская философия
1. Аммоний Саккас
2. Плотин
3. Порфирий и Ямвлих
4. Прокл
5. Преемники Прокла
Часть вторая. Средневековая философия
Предварительные замечания
Глава I. Арабская философия  
A. Философия Медаберим
B. Комментаторы Аристотеля
C. Еврейские философы
Глава II. Схоластическая философия
А. Отношение схоластической философии к христианству
B. Общие исторические точки зрения
1. Построение вероучения на метафизических основах
a) Ансельм
b) Абеляр
2. Методическое изложение совокупности церковных догматов
a) Петр Ломбард  
b) Фома Аквинский
c) Иоанн Дуне Скот
3. Знакомство с сочинениями Аристотеля
a) Александр Гальский
b) Альберт Великий
4. Противоположность между реализмом и номинализмом
a) Росцелин
b) Вальтер Монтаньский
c) Вильгельм Оккам
d) Буридан
5. Формальная диалектика
a) Юлиан, архиепископ толедский
b) Пасхаэий Радберт  
6. Мистики
a) Иоанн Чарлье  
b) Раймунд Сабундский
c) Рожер Бэкон
d) Раймунд Луллий  
C. Общая точка зрения схоластиков
Глава III. Возрождение наук
A. Изучение древних авторов
1. Помпонаций  
2. Бессарион, Фицин (Фичино), Пико
3. Гассенди, Летпсий, Рейхлин, Гельмонт
4. Цицероновская популярная философия
B. Своеобразные философские устремления
1. Кардан
2. Кампанелла  
3. Бруно
4. Ванини
5. Петр Рамус
C. Реформация
Часть третья. Новая философия
Предварительные замечания
Глава I. Возвещение новой философии
A. Франциск Бэкон
B. Яков Беме
Глава II. Период мыслительного рассудка
Раздел первый. Рассудочная метафизика
A. Первый отдел
1. Декарт
2. Спиноза
3. Мальбранш
B. Второй отдел
1. Локк
2. Гуго Гроций
3. Томас Гоббс
4. Кедворт, Кларк, Уолластон
5. Пуффендорф  
6. Ньютон
C. Третий отдел  
1. Лейбниц
2. Вольф
3. Немецкая популярная философия
Глава III. Переходный период
A. Идеализм и скептицизм
1. Беркли
2. Юм
B. Шотландская школа
1. Томас Рид
2. Джемс Битти
3. Джемс" Освальд
4. Дегальд Стюарт
C. Французская философия
1. Отрицательное направление
2. Положительное направление
a) Système de la nature
b) Робине
3. Идея конкретного всеобщего единства
а) Противоположность между ощущением и мышлением
b) Мышление
c) Гельвеций
а) Руссо
4. Немецкое просвещение
Глава IV. Новейшая немецкая философия
A. Якоби
B. Кант  
C. Фихте
1. Первоначальная философия Фихте
2. Преобразованная система Фихте
3. Основные формы, находящиеся в связи с фихтевской философией
a) Фридрих фон Шлегель
b) Шлейермахер
c) Новалис
d) Фрис, Бутервек, Круг
D. Шеллинг
E. Результат
Именной указатель

Гегель - Лекции по эстетике
Понятие «эстетика» производят от греческого «αἴσθησι» – «чувство чувственное восприятие». В его современном значении – «учение о формах прекрасного, наука об искусстве» – термин «эстетика» начал использоваться лишь в середине XVIII века. Чем определяется прекрасное? Божественной волей или творческой энергией художника? Почему нас так привлекает красота, почему в тяжелые моменты жизни нас спасает созерцание картин, природных ландшафтов, почему наши души умиротворяет музыка?
 
Георг Гегель, конечно же, не мог пройти мимо этих вопросов. В первой трети XIX века он прочитал несколько курсов лекций по эстетике в немецких университетах, правда, опубликовать их не успел – остались только подготовительные записи и черновики. Уже после смерти великого мыслителя его ученики и единомышленники собрали воедино эти материалы – и ныне мы предлагаем вам познакомиться с фрагментом исследований Гегеля об эстетике как философской категории, о сути прекрасного, о цели искусства и его месте в жизни человека.
 
Изменилось ли с течением времени понятие «красота»? Стали ли мы воспринимать великие шедевры иначе, нежели видел их древний грек или человек эпохи Просвещения? Мы приглашаем вас в сложный, но увлекательный мир философии Георга Гегеля!

 

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих - Лекции по эстетике

[перевод с немецкого] / Георг Гегель. — Москва : Эксмо, 2018. — 224 с. — (Великие идеи).
ISBN 978-5-04-095133-8
 

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих - Лекции по эстетике - Содержание

Георг Гегель. «Человек бессмертен благодаря познанию»
Искусство раскрывает истину
Предисловие
I. Установление границ и защита эстетики
II. Способы научного изучения красоты и художественного творчества
III. Понятие прекрасного в искусстве
IV. Деление
Георг Гегель. Избранные афоризмы

Гегель - Наука логики
«Науку логики» Гегель написал в бытность ректором Нюрнбергской гимназии, с целью доказать, что наше мышление – не просто обобщение наблюдений, а столь же необходимая часть мироздания, как природа и история. Мы мыслим потому, что сам наш ум не может не раскрыться как чистая способность мышления, научив нас быть ближе к общему смыслу мира.
 
Единственное, на что сетовал Гегель – что люди часто смешивают мысль то с природными впечатлениями, то с подсказками своего языка. Поэтому нужно создать науку, которая докажет, что опыт встречи с природой и переживание смысла слов не образуют наше мышление, но, напротив, следуют из его строения.
 
Гегель упрекал прежнюю, формальную логику в том, что она не живет теми идеями, которые обсуждает. Например, она вскрывает противоречие между двумя утверждениями. Но может ли она пережить противоречие как драму, трагедию или просто как недоразумение, сюжет для небольшого рассказа? Новая, диалектическая логика, утверждает философ, научит жить идеями, жить как в лучшем романе, и, в конце концов, приведет весь мир к счастью.
Главная задача «Науки логики» – научить мыслить не только отношения между вещами, но и содержание вещей и состояний. Скажем, старая логика утверждала бытие в противоположность небытию, выводя свойства бытия из этого противопоставления. Но, говорит Гегель, конфликт «бытия» и «небытия» принадлежит частным наблюдениям: абсолютное бытие, как и абсолютное знание, умеет само учредить собственное небытие и само его отменить. Оно реализует свои возможности прежде того, чем поймет, в каких отношениях и с чем состоит. Поэтому, перед разговором о тождествах и различиях, надо разобраться, как устроена реальность, предшествующая привычным нам коллизиям.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Наука логики: с комментариями и объяснениями

Философия на пальцах
сост., предисл., коммент. А. Маркова, пер. Б.Г. Столпнера, под. ред. Э.Л. Радлова
Москва: Издательство АСТ, 2019. – 320 с.
ISBN 978-5-17-118672-2

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Наука логики: с комментариями и объяснениями - Содержание

Александр Марков. Модный философ
  • Наука Логики
  • Феноменология духа
  • Философия права

Гегель - Философия религии в1 том
Гегель получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета, защитил магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался.
 
Радикальные политические убеждения, сложившиеся под влиянием французской революции, антипатия к церкви, возникшая как следствие монастырско-казарменных порядков, царивших в университете, удержали Гегеля от того, чтобы стать священником.
Но проблемы религии в течение еще долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире, через их призму он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 1

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.
Москва, «Мысль», 1975 г. - 532 с.
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 1 - Содержание

Л. В. Гулыга. Философия религии Гегеля  

Ранние работы

Жизнь Иисуса
Дух христианства и его судьба
Фрагмент системы 1800 г.

Лекции по философии религии

Введение в философию религии
A. Отношение философии религиц к ее предпосылкам и принципам эпохи
I. Раздвоение религии и свободного мирского сознания
II. Отношение философии религии к философии и религии
  1. Отношение философии к религии вообще
  2. Отношение философии религии к философской системе
  3. Отношение философии религии к позитивной религии
III. Отношение философии религии к принципам эпохи в религиозном сознании
  1. Философия и безразличие современности к определенным догматам
  2. Рассмотрение догматов с исторической точки зрения
  3. Философия и непосредственное знание
B. Предварительные вопросы
C. Деление
I. Общее понятие религии
  1. Момент всеобщности
  2. Момент особенности, или сфера различенности
  3. Снятие различенности, или: культ
II. Суждение, или определенная религия
III. Религия откровения

Часть первая. Понятие религии

A. О боге
B. Религиозное отношение
I. Необходимость религиозной точки зрения
II. Формы религиозного сознания
  1. Форма чувства
  2. Созерцание
  3. Представление
III. Необходимость религиозного отношения в форме мышления и его опосредствование
  1. Диалектика представления
  2. Опосредствование религиозного сознания в нем самом
a. Непосредственное знание и опосредствование
b. Опосредствованное знание как наблюдение и рефлексия
а) конечность в чувственном существовании
β) конечность с точки зрения рефлексии
аа) внеполоокность конечности и всеобщности
ββ) противоположность конечного и бесконечного
уу) абсолютное утверждение конечного в рефлексии
у) разумное рассмотрение конечности
c. Переход к спекулятивному понятию религии
     3. Спекулятивное понятие религии
C. Культ
I. Вера
II, Определенность и особенные формы культа
III. Отношение религии к государству
Переход к следующей части

Часть вторая. Определенная религия

Деление

Раздел первый. Естественная религия

I. Непосредственная религия
a. Колдовство
b. Объективные определения религии колдовства
c. Культ в религии колдовства
II. Раздвоение сознания в себе
Метафизическое понятие
1. Китайская религия, или религия меры
a. Ее всеобщая определенность
b. Историческое существование этой религии
c. Культ
2. Религия фантазии
a. Ее понятие
b. Представление об объективном содержании этой ступени
c. Культ
3. Религия в-самом-себе-бытия
a. Ее понятие
b. Историческое существование этой религии
c. Культ

 Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.
Москва, «Мысль», 1977 г. - 573 с.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2 - Содержание

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

Часть вторая. Определенная религия  

Раздел первый. Естественная религия (продолжение) (пер. М. И. Левиной)
III. Естественная религия на стадии перехода к религии свободы
A. Религия добра или света
a. Ее понятие
b. Существование этой религии
c. Культ
B. Сирийская религия, или религия страдания
C. Религия загадки
a. Определение понятия этой ступени
b. Конкретное представление этой ступени
c. Культ
Раздел второй. Религия духовной индивидуальности (пер. П. П. Гайденко)
A. Переход к сфере духовной индивидуальности
B. Метафизическое понятие этой сферы
a. Понятие Единого
b. Необходимость
c. Целесообразность
C. Деление
I. Религия возвышенного
A. Общее определение понятия
B. Конкретное представление
a. Определение божественного обособления
b. Форма мира
c. Цель бога в мире
C. Культ
Переход к следующей ступени
II. Религия красоты
А. Общее понятие
B. Образ божественного
a. Борьба духовного и природного начал
b. Лишенная образа необходимость
c. Положенная необходимость, или особенные боги, их явление и образ
а) Случайность образов
ф) Явление и восприятие божественного
γ) Прекрасный образ божественных сил
C. Культ
a. Настроение
b. Культ как служение
c. Примирение
III. Религия целесообразности или рассудка
A. Понятие этой ступени
B. Римская религия как ее проявление
C. Культ

Часть третья. Абсолютная религия

A. Общее этой религии
1. Открывшая себя религия
2. Позитивная религия откровения
3. Религия истины и свободы
B. Метафизическое понятие идеи бога
C. Деление
I. Бог в своей вечной идее в себе и для себя: царство Отца
1. Определение элемента
2. Абсолютное разделение
3. Триединство
II. Вечная идея бога в элементе сознания и представления, или различие; царство Сына
1. Полагание различия
2. Мир
3. Назначение человека
III. Идея в стихии общины, или царство Духа
1. Понятие общины
2. Реализация общины
3. Превращение духовного во всеобщую действительность

Лекции о доказательстве бытия Бога (пер. Ал. В. Михайлова)

Лекция первая - Лекция десятая
Вставка [Критика космологического доказательства Кантом]
Лекция одиннадцатая - Лекция шестнадцатая
Изложение телеологического доказательства в лекциях по философии религии, прочитанных в летний семестр 1831 г
Изложение телеологического и онтологического доказательств в лекциях по философии религии, прочитанных в 1827 г
Изложение онтологического доказательства в лекциях по философии религии, прочитанных в 1831 г.
Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Объективная логика. Кн. 1 - Учение о бытииГегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Объективная логика. Кн. 1 - Учение о бытии

Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. Прим. В.К. Брушлинского, А.П. Огурцова. — М.: Академический проект, 2021. — 347 с. — (Философские технологии).
ISBN 978-5-8291-1903-4
ISBN 978-5-8291-1904-1 (Кн. 1)
 

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики – Книга 1 - Содержание

Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Введение
Общее понятие логики
Общее деление логики
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
С чего следует начинать науку?
Общее деление бытия
Раздел первый. Определенность (качество)
  • Глава первая. Бытие
  • Глава вторая. Наличное бытие
  • Глава третья. Для-себя-бытие
Раздел второй. Величина (количество)
Примечание 1
  • Глава первая. Количество
  • Глава вторая. Определенное количество
  • Глава третья. Количественное отношение
Раздел третий. Мера
  • Глава первая. Специфическое количество
  • Глава вторая. Реальная мера
  • Глава третья. Становление сущности

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Объективная логика - Кн. 2: Учение о сущностиГегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Объективная логика - Кн. 2: Учение о сущности

Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. Прим. В.К. Брушлинского, А.П. Огурцова. — М.: Академический проект, 2021. — 188 с. — (Философские технологии).
ISBN 978-5-8291-1903-4
ISBN 978-5-8291-1905-8 (Кн. 2)
 

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики – Книга 2 – Содержание

Предисловие издателя
Раздел первый. Сущность как рефлексия в самой себе
  • Глава первая. Видимость
  • Глава вторая. Определенные сущности или рефлективные определения
  • Глава третья. Основание
Раздел второй. Явление
  • Глава первая. Существование
  • Глава вторая. Явление
  • Глава третья. Существенное отношение
Раздел третий. Действительность
  • Глава первая. Абсолютное
  • Глава вторая. Действительность
  • Глава третья. Абсолютное отношение
 
 
 
 

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Кн. 3: Субъективная логика, или Учение о понятииГегель Г.В.Ф. - Наука логики: В 3 кн. - Кн. 3: Субъективная логика, или Учение о понятии

Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. Прим. В.К. Брушлинского, А.П. Огурцова. — М.: Академический проект, 2021. — 303 с. — (Философские технологии).
ISBN 978-5-8291-1903-4
ISBN 978-5-8291-1906-5 (Кн. 3)
 

Гегель Г.В.Ф. - Наука логики – Книга 3 – Содержание

Предисловие
О понятии вообще
Членение
Раздел первый. Субъективность
  • Глава первая. Понятие
  • Глава вторая. Суждение
  • Глава третья. Умозаключение
Раздел второй. Объективность
  • Глава первая. Механизм
  • Глава вторая. Химизм
  • Глава третья. Телеология
Раздел третий. Идея
  • Глава первая. Жизнь
  • Глава вторая. Идея познания
  • Глава третья. Абсолютная идея
Перевод важнейших терминов
Предметный указатель
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital