Герман - Травма и исцеление

Джудит Герман - Травма и исцеление
У исследований психологической травмы любопытная история — история эпизодической амнезии. Периоды ее активного изучения перемежаются периодами забвения. В прошлом столетии исследовательские работы по одним и тем же направлениям неоднократно начинались, потом резко сворачивались только для того, чтобя спустя много лет их открывали вновь. Классические труды пятидесяти-столетней давности зачастую читаются как современные. Хотя эта область на самом деле имеет богатые научные традиции, периодически она оказывается забытой — и так же периодически неизбежно становится востребованной. Причина этой периодической амнезии не в обычной переменчивости моды, влияющей на любые интеллектуальные изыскания. Исследования феномена психологической травмы могут зачахнуть вовсе не из-за отсутствия интереса. Скорее сама тема вызывает настолько яростные противоречия, что периодически ее предают анафеме. Исследования психологических травм неоднократно приводили ученых в область немыслимого и подрывали фундаментальные основы веры.
 
Изучать психологическую травму — значит лицом к лицу сталкиваться как с уязвимостью человека, так и с его способностью творить зло. Изучать психологическую травму — значит быть свидетелем ужасных событий. Когда этими событиями становятся природные катастрофы или «божий промысел», их свидетели с готовностью сочувствуют жертве. Но когда травмирующие события — дело рук человеческих, свидетели оказываются втянуты в конфликт между жертвой и преступником. В этом конфликте невозможно оставаться нейтральным. Сторонний наблюдатель вынужден принять ту или иную сторону.
 
Очень соблазнительно встать на сторону преступника. Единственное, что требует от стороннего наблюдателя преступник, — это не делать ничего. Он апеллирует к всеобщему, универсальному стремлению не видеть, не слышать и не говорить ничего дурного. Жертва же, напротив, просит, чтобы наблюдатель разделил с ней бремя боли. Она требует действия, участия и памяти. Лео Эйгингер, психиатр, который работал и проводил исследования с людьми, пережившими нацистские концентрационные лагеря, описывает жестокий конфликт интересов, возникающий между жертвой и сторонним наблюдателем:
«Война и жертвы — это то, что общество желает забыть; пелена забвения набрасывается на все болезненное и неприятное. Мы видим эти две стороны сошедшимися лицом к лицу: с одной стороны — жертвы, которые и хотели бы забыть, да не могут, а с другой — все остальные, с сильными, часто бессознательными мотивами, которые и страстно желают забыть, и успешно это делают. Контраст... часто бывает болезненным для обеих сторон. Слабейшая сторона... остается проигравшей в этом безмолвном и неравном диалоге».
 
Стремясь избежать ответственности за то, что совершил, преступник делает все, что в его силах, чтобы историю забыли. Скрытность и молчание — первая линия его обороны. Если скрытность соблюсти не удается, преступник подрывает доверие к жертве. Если не удается заставить ее замолчать полностью, он старается позаботиться о том, чтобы ее никто не слушал. Для этого он использует целый арсенал средств — от самого наглого отрицания до предельно изощренных и элегантных рационализаций. После каждого акта жестокости можно, не боясь ошибиться, предположить, что услышишь одни и те же предсказуемые оправдания: ничего такого не было; жертва лжет; жертва преувеличивает; жертва сама во всем виновата; и вообще, кто прошлое помянет... надо жить дальше. Чем могущественнее преступник, тем весомее его прерогативы по именованию и определению реальности — и тем сильнее звучат его аргументы, перекрывая голос того, кому он нанес ущерб.
 

Джудит Герман - Травма и исцеление 

Москва : Эксмо, 2022. - 400 с. - (Травма и исцеление. Истории психотерапевтов). 
ISBN 978-5-04-114201-8 
 

Джудит Герман - Травма и исцеление. Последствия насилия- от абьюза до политического террора - Содержание

  • Предисловие научного редактора
  • Благодарности
  • Вступление
Часть I ТРАВМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Глава 1. ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ
  • Героическая эпоха истерии
  • Травматические неврозы военного времени
  • Боевой невроз войны полов
Глава 2. УЖАС
  • Перевозбуждение
  • Интрузия
  • Избегание
  • Диалектика травмы
Глава 3. РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ
  • Ущерб, нанесенный «я»
  • Уязвимость и резильентность
  • Эффект социальной поддержки
  • Роль сообщества
Глава 4. НЕВОЛЯ
  • Психологическое доминирование
  • Полная капитуляция
  • Синдром хронической травмы
Глава 5. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
  • Насильственная среда
  • Двоемыслие
  • Двойное «я»
  • Посягательства на тело
  • Повзрослевший ребенок
Глава 6. НОВЫЙ ДИАГНОЗ
  • Ошибочные ярлыки в диагностике
  • Необходимость новой концепции
  • Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство
  • Выжившие как психиатрические пациенты
Часть II СТАДИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Глава 7 ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • Травматический перенос
  • Травматический контрперенос
  • Терапевтический контракт
  • Система поддержки терапевта
Глава 8. БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Именование проблемы
  • Восстановление контроля
  • Создание безопасной среды
  • Завершение первой стадии
Глава 9. ВСПОМИНАНИЕ И ОПЛАКИВАНИЕ
  • Реконструкция истории
  • Трансформация травматических воспоминаний
  • Оплакивание травматической утраты
Глава 10. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ
  • Научиться бороться
  • Примирение с собой  
  • Восстановление связей с другими людьми 
  • Поиск миссии выживших 
  • Освобождение от травмы и ее последствий 
Глава 11. ОБЩНОСТЬ 
  • Группы для обеспечения безопасности
  • Группы для вспоминания и оплакивания 
  • Группы для восстановления связей 
Послесловие. ДИАЛЕКТИКА ТРАВМЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ 
Эпилог к изданию 2015 года 
Примечания 
Алфавитный указатель 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Nicaeec