Настоящий курс, охватывающий в основном вторую треть XIX века и связанный с предыдущим (первая треть столетия), изучается обычно в обычно в течение одного семестра. В рассматриваемое время происходит становление критического (или классического) реализма и одновременно творят поздние романтики во Франции, переживает подъем романтическое движение в США (до исхода столетия).
В центре курса — важнейшая историко-теоретическая проблема реализма, вершинные образцы которого, прежде всего в романном жанре, мы наблюдаем во Франции (Стендаль, Бальзак, Флобер) и в Англии (Диккепс, Теккерей, Ш. Бронте). Их наследие, а также поэзия Беранже, новеллистика Мериме, станут предметом особого внимания как в лекционном курсе, так и в семинарских занятиях. При изучении наследия классиков реализма в поле зрения должны оказаться не только их поэтика и писательское мастерство, но и познавательное значение их произведений, социальноэкономические, психологические открытия, ими достигнутые. Их традиции будут развиваться и обогащаться многими большими художниками уже в XX веке. Все это — свидетельство того, что реализм в его классическом варианте — нс замкнутая схема с набором закрепленных признаков, а развивающаяся система, способная к обогащению и отклику на новый исторический опыт, философские представления и знания о мире и человеке.
Важный момент в настоящем курсе — это учет углубляющихся и расширяющихся русско-зарубежных связей, а главное, освещение той продуктивной роли, которую стал играть русский реализм, начиная с творчества Достоевского, Толстого, а позднее Чехова, Горького, для мастеров слова на Западе.
По курсу существует обширная научно-критическая литература, в том числе учебная, касающаяся как отдельных периодов, так и конкретных монографий о писателях. Речь идет о таких направлениях, как стендалеведение, бальзаковедение, теккерееведение, флобериана и т.д. Этот список может быть дополнен книгами, связанными с анализом романов Бальзака «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», Флобера «Саламбо»; рецепцией Стендаля, Диккенса, Теккерея в России и др. В качестве учебного пособия может быть использовано пособие: Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы XIX века. Кн. 2. (М. : Изд-во МГПУ, 2012). В нем имеются хронологическая таблица и методические указания.
Гиленсон, Б. А. - История зарубежной литературы эпохи Реализма (вторая треть XIX века) - Учебник и практикум для среднего профессионального образования
Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с. — (Профессиональное образование). — Текст: непосредственный.
ISBN 978-5-534-18754-0
Гиленсон, Б. А. - История зарубежной литературы эпохи Реализма (вторая треть XIX века) – Содержание
Введение
Предисловие
Историко-теоретическое введение
ФРАНЦИЯ
- Глава 1. Этапы и своеобразие реализма
- Глава 2. Пьер Жан де Беранже: «Народ — моя муза»
- Глава 3. Стендаль: «Жил, писал, любил»
- Глава 4. Проспер Мериме: «великий график слова»
- Глава 5. Оноре де Бальзак: подвиг Прометея
- Глава 6. Гюстав Флобер: «Объективный реализм»
- Глава 7. Бодлер и «Парнас»: пролог символизма
АНГЛИЯ
- Глава 8. Викторианский роман
- Глава 9. Диккенс: «английскость» мастера
- Глава 10. Уильям Теккерей: анатомия снобизма
- Заключение
- Вместо эпилога, или Классика современная и своевременная
- Список литературы
Практические занятия
- Занятие 1. Классический реализм: художественная философия и концепция человека
- Занятие 2. Беранже: «Народ моя муза». Щедрая палитра песни
- Занятие 3. Стендаль: «Жил. Писал. Любил». «Красное и черное»
- Занятие 4. Бальзак: подвиг Прометея. «Отец Горло»
- Занятие 5. Флобер: «Эмма — это я». «Госпожа Бовари», или Сложность простоты
- Занятие 6. Бодлер: пролог символизма. «Цветы зла»
- Занятие 7. Диккенс: «английскость» гения. «Домби и сын»
- Занятие 8. Теккерей: анатомия снобизма. «Ярмарка тщеславия», или Взлет и падение Бекки Шарп
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Большое спасибо!