Святитель Григорий Богослов (Григорий Назианзин, ок. 330— 390) — возможно, самый значимый автор «золотого века» греческой патристики. Вместе с тем в нашей стране его творения еще не стали объектом систематического рассмотрения со стороны научного и церковно-научного сообщества . Предлагаемый читателю сборник представляет собой первый шаг к формированию «русской назианзинистики», первую попытку восполнить этот пробел . Надеемся, что собранные в нем материалы задают достаточно широкую перспективу разных тем и подходов в изучении трудов свт Григория и что в то же время, из их прочтения станет ясно, как много еще можно и нужно сделать, чтобы творения Богослова стали доступны и, дерзнем сказать, близки современному человеку.
Необходимость этого не подлежит сомнению Ведь богословские, этические и педагогические представления свт. Григория не только более тысячелетия имели определяющее значение для всего грекоязычного богословия, но и повлияли на мировую культуру в целом Наличие древних переводов его текстов на латинский, армянский, грузинский, сирийский, арабский и славянский языки позволяет утверждать, что Богослов внес свой вклад в формирование христианской цивилизации как таковой. Такое влияние было обусловлено в первую очередь его особым авторитетом в церковной традиции, недаром Церковь наименовала его одним из трех Великих святителей, трех Богословов, трех Великих Каппадокийцев.
Однако подступиться к его наследию современному читателю не так-то просто . Сложность здесь заключается не только в содержательной глубине его текстов, но и в некотором отличии их природы от природы текстов современных.
Григорий Богослов : Исследования и переводы : Nazianzena Rossica : Сборник статей
Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. - 384 с .
ISBN 978-5-7429-1463-1
Григорий Богослов : Исследования и переводы : Nazianzena Rossica : Сборник статей - Содержание
Предисловие редакторов
Список сокращений
STUDIA
- Ф. Готье - Григорий — инноватор? Богословские предание и нововведение у свт. Григория Богослова
- П. Б. Михайлов - Богословский метод свт. Григория Богослова в пяти словах о богословии (orationes 27—31)
- П. А. Пашков - Понятие «единоначалия» у свт. Григория Богослова: попытка осмысления
- И. Э. Каплан - Покорение Сына Отцу в прочтении Оригена и каппадокийских Григориев: единство универсалистской традиции
- Г. Е. Захаров - Иерархический строй Церкви в творениях свт. Григория Богослова
- Н. К. Антонов - К вопросу об авторской стратегии в Апологии свт. Григория Богослова
- Н. К. Антонов - Обзор исследовательской литературы по теме священства в творениях свт. Григория Богослова
- Т. Л. Александрова - Заметки о языке и стиле поэзии свт. Григория Богослова
- О. П. Цыбенко - Перевод и интерпретация: культурно-исторический аспект (На материале классических греческих трагедий и трагедии Григория Богослова (?) Христос Страждущий)
- Э. Ю. Канаева - «Изречь Бога невозможно, а уразуметь еще более невозможно»: тексты святителя Григория Богослова как основание для антипаламитского высказывания Варлаама Калабрийского
- М. В. Шпаковский - Григорий Богослов и Иосиф Волоцкий: к вопросу о рецепции византийского богословия в «Просветителе»
POEMATA
Свт. Григорий Богослов . Избранные стихотворения:
- Carm. 1. 2. 17, 2. 1. 10, 2. 1. 19, 2. 1. 50, 2. 2. 6. Перевод и комментарии Т. Л. Александровой
- Carm. 1. 2. 17. Блаженства разных жизненных путей
- Carm 2. 1. 10. К константинопольским иереям и самому городу
- Carm 2. 1. 19. Жалобы на свои страдания
- Carm 2. 2. 6. Наставления Олимпиаде
- Carm 2. 1. 50. На болезнь
Свт Григорий Богослов Избранные стихотворения:
- Carm. 2. 1. 38, Carm. 2. 1. 16, Carm. 1. 1. 10. Перевод П. А. Пашкова
- Carm 2. 1. 38. Песнь Христу после безмолвия в Пасху
- Carm 2. 1. 16. Сон о церкви Анастасии
- Carm 1. 1. 10. О вочеловечении против Аполлинария
Свт. Григорий Богослов . Гномические стихотворения:
- Carm. 1. 2. 30—34. Перевод О. П. Цыбенко, П. А. Пашкова и свящ. А. Зуевского. Вступительные статьи Н. К. Антонова
- Carm. 1. 2. 30. Мысли, писанные одностишиями
- Carm. 1. 2. 31. Мысли, писанные двустишиями
- Carm. 1. 2. 32. Мысли, писанные двустишиями
- Carm. 1. 2. 33 . Мысли, писанные четверостишиями
- Carm. 1. 2. 34. Определения, слегка начертанные
Приложение I . Краткий обзор русскоязычных исследований наследия свт. Григория Богослова
Приложение II. Основные издания и переводы текстов свт. Григория Богослова
Та же всецелая устремленность горе, то же удивительное единство ума и сердца, то же непоколебимое стояние на незыблемой основе духовного опыта (руководимого, естественно, Священным Писанием и Священным Преданием) — этого единственного источника подлинного богословствования характерны и для святителя Григория Богослова. Многие из этих черт нашли свое раскрытие в творениях святителя Григория, которого Преосвященный Филарет по праву назвал «Догматистом Слова». Причем понятие «догматист» в отношении святителя, как и в отношении
Апостола Иоанна, предполагает прежде всего жизнь в Боге Слове, то есть жизнь в Иисусе Христе. Позднее, уже в византийскую эпоху, почетное наименование «Нового Богослова» усвояется Симеону — удивительному тайнозрителю Божиего велелепия, который «восстает против всякого отвлеченного и книжного богословия, лишенного духовной основы». Если попытаться выделить, что объединяет этих «трех Богословов», то, как отмечает иеромонах Пантелеимон (Успенский), данное единство сводится к трем основным моментам.
«Во-первых, полная отрешенность от мира, от всего временного, земного, неудовлетворенность настоящим и обращенность к небу, к будущему, духовному, вечному, как бы всегдашний полет в мир горний, в мир таинственной Истины и бесконечной Любви. Недаром символом Иоанна Богослова как Евангелиста является парящий орел. Черта эта настолько характерна для всех “трех Богословов”, что они еще при жизни были более небожителями, чем обитателями земли. Второю отличительною чертою наших Богословов является чистота и девственность души, цельность натуры и высокое благородство нрава. Это такие качества, которые присущи не только возлюбленному ученику и великому Богослову, но в такой же почти мере и другим Богословам. Наконец, третьею общею чертою для “трех Богословов” является несокрушимая вера, всецелая преданность Богу и горячая любовь ко Христу»
Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский - Творения - В 2 томах - Том первый - Слова
Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова
М.: Сибирская Благозвонница, 2007. — 896 с.
Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1).
ISBN 978-5-91362-007-1
Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский - Творения - В 2 томах - Том первый - Слова - Содержание
МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИРПРЕДИСЛОВИЕ К ПОЛНОМУ СОБРАНИЮ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
ПРОФЕССОР МДА, ДОКТОР ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ А. И. СИДОРОВ ПРЕДИСЛОВИЕ К ТВОРЕНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
СЛОВА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
- СЛОВО 1, на Пасху и о своем замедлении
- СЛОВО 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория, когда он стал пресвитером
- СЛОВО 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ
- СЛОВО 4, первое обличительное на царя Юлиана
- СЛОВО 5, второе обличительное на царя Юлиана
- СЛОВО 6, о мире, сказанное в присутствии отца после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения монашествующих
- СЛОВО 7, надгробное брату Кесарию, сказанное еще при жизни родителей
- СЛОВО 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина
- СЛОВО 9, защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова в епископа Сасимского, сказанное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого
- СЛОВО 10, защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, сказанное им отцу своему и Василию Великому
- СЛОВО 11, сказанное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископа
- СЛОВО 12, сказанное отцу, когда сей поручил ему попечение о Назианзской Церкви
- СЛОВО 13, произнесенное при рукоположении Евлалия в епископа Доарского
- СЛОВО 14, о любви к бедным
- СЛОВО 15, сказанное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля
- СЛОВО 16, на память святых мучеников Маккавеев
- СЛОВО 17, сказанное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику
- СЛОВО 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в слово
- СЛОВО 19, сказанное св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему народную перепись и уравнение податей
- СЛОВО 20, о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы
- СЛОВО 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
- СЛОВО 22, о мире, сказанное в общем собрании единоверных, бывшем после примирения
- СЛОВО 23, о мире, сказанное в Константинополе по случаю распри, происшедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах
- СЛОВО 24, в похвалу святого священномученика Киприана, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григориевом из села
- СЛОВО 25, в похвалу философа Ирона, возвратившегося из изгнания
- СЛОВО 26, произнесенное святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после Максимова покушения занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села
- СЛОВО 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное
- СЛОВО 28, о богословии второе
- СЛОВО 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое
- СЛОВО 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе
- СЛОВО 31, о богословии пятое, о Святом Духе
- СЛОВО 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге
- СЛОВО 33, против ариан и о самом себе
- СЛОВО 34, к пришедшим из Египта
- СЛОВО 35, на память мучеников и против ариан
- СЛОВО 36, о себе самом и к говорившим, что св. Григорий желает Константинопольского престола
- СЛОВО 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. (Мф. 19:1)
- СЛОВО 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя
- СЛОВО 39, на святые светы явлений Господних
- СЛОВО 40, на Святое Крещение
- СЛОВО 41, на Cвятую Пятидесятницу
- СЛОВО 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
- СЛОВО 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской
- СЛОВО 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта
- СЛОВО 45, на Святую Пасху
ПРИЛОЖЕНИЕ СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ВИНОГРАДОВ - ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
ВВЕДЕНИЕ
Общий характер богословия св. Григория Назианзина
Часть первая. УЧЕНИЕ О БОГЕ В СЕБЕ САМОМ
ГЛАВА I. УЧЕНИЕ О БОГЕ В ЕГО СУЩЕСТВЕ
ГЛАВА II. УЧЕНИЕ О БОГЕ ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ
- Учение о Святой Троице вообще
-
Учение о Лицах Святой Троицы
- А) Учение о Боге Отце
- Б) Учение о Боге Сыне
- В) Учение о Боге Духе Святом
Часть вторая. УЧЕНИЕ О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ К МИРУ
ГЛАВА I. УЧЕНИЕ О БОГЕ — ТВОРЦЕ МИРА
- Учение о духах (пневматология)
- Учение о человеке (антропология)
- Учение о грехопадении человека и его следствиях
ГЛАВА II. УЧЕНИЕ О БОГЕ — ПРОМЫСЛИТЕЛЕ МИРА
- Промышление Божие о мире вообще
- Промышление Божие о человеке в особенности
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ О БОГЕ — СПАСИТЕЛЕ МИРА
- Учение о воплощении Сына Божия (христология)
- Учение об искуплении человека (сотериология)
ГЛАВА IV. УЧЕНИЕ О БОГЕ-ОСВЯТИТЕЛЕ (Учение о таинствах)
ГЛАВА V. УЧЕНИЕ О БОГЕ — СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
- Учение о последней судьбе человека (эсхатология)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ЦИТАТ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ К ПЕРВОМУ ТОМУ
ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
Издатели позволили себе незначительную литературную обработку перевода ТСО. В частности, упрощены наиболее архаичные обороты речи.
В книге впервые приведен русский перевод знаменитого Завещания святителя Григория.
В Приложении к данному тому представлена блестящая дореволюционная монография А. В. Говорова «Св. Григорий Богослов как христианский поэт». Эта работа вышла в свет в 1886 году и после этого не издавалась. В нашем издании она приводится в новом наборе с переработанными сносками, отсылающими читателя не к прежним изданиям, а к настоящим двум томам свт. Григория Богослова. Мы надеемся, что это исследование сослужит большую пользу читателю для более глубокого ознакомления с такой внешне не совсем «магистральной» (по сравнению со Словами) частью творений свт. Григория, как его стихотворения.
Кроме того, в Приложении приведены указатель цитат из Священного Писания, комментированный алфавитный указатель (предметноименной) и краткий словарь античной мифологии и культуры.
Все это, безусловно, облегчит компетентную работу с текстами святителя Григория Богослова. Данная книга серии будет не только профессионально нужна специалистам и преподавателям богословско-патрологических, церковно-исторических и религиоведческих дисциплин, но и особенно интересна вдумчивому православному читателю, стремящемуся прикоснуться к лежащим «не на поверхности» пластам святоотеческого богословия, мудрости и личного духовного опыта, составляющим, без сомнения, сокровищницу Священного Предания Церкви.
П. К. Доброцветов
Святитель Григорий Богослов - Творения - Том 2 - Стихотворения - Письма - Завещание
Издательство: Сибирская Благозвонница
Год издания: 2011, стр. 944
ISBN: 978-5-91362-412-3
Святитель Григорий Богослов - Творения - Том 2 - Стихотворения - Письма - Завещание - Содержание
Предисловие ко 2 тому Творений святителя Григория Богослова
Книга I. Стихотворения богословские
- Раздел I. Стихотворения догматические
- Раздел II. Стихотворения нравственные
Книга II. Стихотворения исторические
- Раздел I. О себе
- Раздел II. О других
- Надгробия
- Надписания
- Письма иже во святых отца нашего Григория Богослова
- Завещание святителя Григория Богослова
Приложение
А. В. Говоров. Святой Григорий Богослов как христианский поэт
Введение
- Об изданиях стихотворений святого Григория Богослова
- Классификация стихотворений и анализ их
Часть I
- 1. Гномы
- 2. Исторические поэмы
- 3. Дидактические поэмы[482]
- 4. Обличительные (сатирические) стихотворения
Часть II
- 1. Элегия
- 2. Гимн
- 3. Эпитафии и эпиграммы
Метрическая сторона стихотворении святого Григория
Заключение
Инвентарь стихотворений св. Григория Богослова с обозначением размера и числа стихов каждого из них в отдельности
Алфавитный указатель к Творениям святителя Григория Богослова
Краткий словарь античной мифологии и культуры
Сокращения
Начавшая выходить в свет в 2007 году серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (Издательство «Сибирская Благозвонница»), как и предшествующие две аналогичные серии «Святоотеческое наследие» (Издательство «Мартис») и «Библиотека отцов и учителей Церкви» (Издательство «Паломник»), имеет своей основной целью возрождение и продолжение богатой традиции русских переводов святоотеческих творений. Главной и существенной чертой этой традиции являлась ее глубинная церковность.
Как и любые переводы, русские переводы сочинений отцов Церкви, осуществленные в XIX – начале XX веков, разнились между собой и по качеству, и по личностным особенностям отдельных переводчиков (часто – безымянных). Но всех их объединяло то, что созидались они людьми воцерковленными и не мыслящими свою жизнь вне Церкви. С сугубо филологической точки зрения к ним порой можно предъявить ряд претензий, однако следует всегда помнить ту элементарную истину, что есть буква перевода, а есть и дух его. Филологически буквальная точность может иногда серьезным образом исказить смысл оригинала, если перевод какого-либо святоотеческого текста осуществляется людьми нецерковными, ибо дух такого текста ускользает от них.
Святитель Григорий Богослов - Сборник статей
Сборник статей, Сибирская Благозвонница, М., 2011
ISBN 978-5-91362-366-9
Святитель Григорий Богослов - Сборник статей - Содержание
- А. И. Сидоров. Предисловие к серии «Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых»
- Архимандрит Порфирий (Попов) Жизнь святого Григория Богослова
- Неизвестный автор Два друга. Василий Великий и Григорий Богослов
- Иеромонах Пантелеймон Три Богослова: апостол Иоанн Богослов, святой Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов
- И. Е. Троицкий Последние годы жизни святого Григория Богослова
- П. Борисовский Догматические основы христианской морали по творениям святого Григория Богослова
- П. Борисовский Мысли святого Григория Богослова о христианской жизни уединенно-созерцательной и общественно-деятельной
- Н. Фетисов Святой Григорий Богослов как учитель жизни
- Н. И. Барсов Святой Григорий Богослов как проповедник[
- Неизвестный автор Красноречие святого Григория Назианзина
- К. С Святой Григорий Назианзин как обличитель недостойных пастырей
- Архимандрит Порфирий (Попов) О стихотворениях святого Григория Богослова
- Священник Д. Рождественский Элемент современности в Словах и Беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память — 1 января). Мать, святая Нонна (умерла в 374 году, память — 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием.
Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святитель Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, — рассказывает святой Григорий, — лежал я на корме корабельной, моля Милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».
Григорий Богослов - Духовные творения
М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000. — 544 с.
ISBN 5-7850-0065-2
Григорий Богослов - Духовные творения
Cодержание
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
ПЕСНОПЕНИЯ ТАИНСТВЕННЫЕ
- Слово 1, о началах
- Слово 2, о Сыне
- Слово 3, о Святом Духе
- Слово 4, о мире
- Слово 5, о Промысле
- Слово 6, об умных сущностях
- Слово 7, о душе
- Слово 8, о заветах и о Пришествии Христовом
- Слово 9, о человеческой добродетели
- Слово 10, о человеческой природе
- Слово 11, о малоценности внешнего человека и о суете настоящего
- Слово 12, о блаженстве и определении духовной жизни
- Стихи о самом себе, в которых святитель Григорий Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе
ПЛАЧ О СТРАДАНИЯХ ДУШИ СВОЕЙ
- Жалобы на свои страдания
- О суетности и неверности жизни и об общем всем конце
- Плач о собственных своих бедствиях и молитва ко Христу о прекращении жизни
- К себе самому в вопросах и ответах
- Молитва ко Христу
- На безмолвие во время поста
- Песнь Христу после безмолвия в Пасху
- Мысли, писанные двустишиями
- Двустишия
- Песнь Богу
- Молитва ко Христу
- Молитва утренняя
- Молитва вечерняя
- Молитва на другое утро
- Молитва в болезни
- Молитва шествующего в путь
- Плач и моление ко Христу
- Плач Григория о себе самом К самому себе
- К душе своей
- Плач о душе своей
- Упреки неразумным стремлениям души
- На плоть
- На лукавого
- О брани от бесов
- Разговор с миром
- О бренности естества человеческого
- Жизнь человеческая
- Покаянная песнь при конце жизни
- На болезнь
- О Промысле
- О вочеловечении
- Против Аполлинария
- О подлинных книгах Богодухновенного Писания
НА ЛЮБОМУДРУЮ НИЩЕТУ
- На терпение
- Счастие и благоразумие
- Пристрастие
- Смерть любезных
- Недобрые друзья
- К душе своей
- Мысли, писанные четверостишиями
- Мысли, писанные одностишиями
- На женщин, которые любят наряды
- Советы Олимпиаде
- Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою
- Определения, слегка начертанные
Книга впервые представляет русскому читателю сравнительно большой массив поэтических текстов св. Григория Богослова, переведенных размером подлинника. Тексты сопровождены комментариями и обстоятельной статьей, посвященной философско-богословской проблематике времен IV в. н. э. — первого века существования имперского христианства в Средиземноморье.
Григорий Богослов - Догматические поэмы
Перевод Т. Г. Сидаша. — СПб. : Нестор-История, 2012. - 180 с.
ISBN 9-785-90598-652-9
Григорий Богослов - Догматические поэмы - Содержание
- 1. Об Отце
- 2. О Сыне
- 3. О Святом Духе
- 4. О космосе
- 5. О промысле
- 6. О том же самом [т. е. о Промысле]
- 7. Об умных сущностях
- 8. О душе
- 9. О заветах и явлении Христа
- 10. Против Аполлинария о вочеловечении
- 11.О вочеловечении
- 12. О неподдельных книгах боговдохновенного Писания
- 13. Патриархи, сыны Якова
- 14. Казни египетские
- 15. Декалог Моисея
- 16. О чудесах Ильи пророка и Елисея
- 17. Эпиграмма о храме Ильи, называемом Вдовьим
- 18. О генеалогии Христа
- 19. Ученики Христа
- 20. О чудесах Христа по Матфею
- 21. Чудеса Христовы по Марку
- 22. О Его чудесах по Луке
- 23. О Его чудесах по Иоанну
- 24. О Его сравнениях и загадках
- 25. Притчи по Марку
- 26. О притчах по Луке
- 27. О сравнениях у четырех евангелистов
- 28. Буря во время Христова сна
- 29. Гимн к Богу
- 30. Гимн к Богу
- 31. Иной гимн
- 32. Вечерняя песнь
- 33. Благодарение
- 34. Иное благодарение
- 35. Епиклесис перед чтением Писания
- 36. Напутствие [т. е. моление о хорошей дороге]
- 37. Иная молитва о хорошей дороге
- 38. Иная молитва о том же
Сидаш. Т. Г. ПОСЛЕСЛОВИЕ
- I. Парменид глазами христианина
- II. Григорий Богослов глазами платоника
- Вместо заключения
Святитель Григорий Назианзин — один из наиболее прославленных богословов Восточной христианской Церкви. По «индексу цитируемости» сочинения святителя в течение тысячелетия после его кончины уступали только Библии.
Учение Григория Богослова было признано нормой веры как на Востоке, так и на Западе. Руфин Аквилейский в предисловии к своему еще прижизненному переводу избранных слов святителя писал, что несогласие с Григорием в вере есть явный признак уклонения от истины. Шесть Вселенских соборов в своих решениях ссылались на него как на неоспоримый авторитет в догматических вопросах. Более того, само наименование «Богослов» ему официально было дано отцами IV Вселенского собора.
Святитель Григорий Богослов - De vita sua - Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает свою жизнь
М., Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина , 2010 - 168 с.
ISBN 978-5-87245-164-8
Святитель Григорий Богослов - De vita sua - Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает свою жизнь - Введение
Святитель Григорий одним из первых святых отцов был переведен на славянский язык. В нескольких сборниках XI века уже встречаются слова и поучения Григория. А к XVI веку сборники слов святителя были обязательной принадлежностью любой библиотеки Московской Руси.
Литературное наследие Григория Богослова включает 45 бесед, 246 писем и около 500 стихотворений (согласно изданию Ж. Миня: PG 35—38). Среди его писем только три послания имеют общецерковный характер, остальное эпистолярное наследие святителя, как и его поэтические сочинения, глубоко личностны.
По словам святителя Григория, «лучший богослов не тот, кто все нашел, не тот, чье представление обширнее, а кто образовал в себе более полное подобие или оттенок, или, как бы ни назвать сие, истины» (30, 17). Таким образом, богословие не столько в знании, сколько в жизни. А жизнь святителя Григория ярко вырисовывается в его произведениях. Практически каждое из них можно назвать автобиографическим, потому что он не скрывал в них чувств, его переполнявших. Его личные переживания не только исполнены неподдельной лирикой, но и глубоко искренни.
Для внимательного читателя в облике святителя вдруг могут проступить черты, не традиционные для привычного агиографического образа. Может показаться, что Григорий не был лишен гордости, обидчивости, злопамятности и других человеческих слабостей, плохо увязывающихся с христианским нравственным идеалом. Однако человеческие качества Григория нисколько не умаляют его достоинства как святого и учителя Церкви. Каждый святой был человеком, и особенно драгоценным представляется нам свидетельство святого о себе самом, благодаря которому мы соприкасаемся не с иконописным образом, но с живым человеком.
Дела иль созерцанье, что ты выберешь?
Одно для всех, другое только лучшим впрок,
Но обе жизни хороши и праведны,
Веди же ту, к которой ты способнее.
Однажды был я спрошен о духовности, -
«Смой скверну прежде». —«Но живу достойно я». —
«Смой скверну. Смыл? Так очищайся заново:
В сосуд зловонный миро не влагается».
Всему и не противься, и не верь легко;
Но знай, чему, насколько можно следовать.
И Бога не отстаивай, иди за Ним;
Оспорят слово - словом; жизнь оспорить чем?
Святитель Григорий Богослов - Избранные творения - Духовная сокровищница
Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 400 с.
ISBN 978-5-7533-0199-4
Святитель Григорий Богослов - Избранные творения - Духовная сокровищница - Содержание
Жизнь и творения святителя Григория Богослова
ДОГМАТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
- СЛОВО 27 Против евномиан и о богословии первое, или предварительное
- СЛОВО 28 О богословии второе
- СЛОВО 29 О богословии третье, о Боге Сыне первое
- СЛОВО 30 О богословии четвертое, о Боге Сыне второе
- СЛОВО 31 О богословии пятое, о Святом Духе
- СЛОВО 38 На Богоявление, или на Рождество Спасителя
- СЛОВО 44 На Неделю новую, на весну и в память мученика Маманта
- СЛОВО 45 На Святую Пасху
- СЛОВО 16 В память святых мучеников Маккавеев
СЛОВА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО, ИСТОРИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
- СЛОВО 14 О любви к бедным
- СЛОВО 37 На евангельские слова: Когда окончил Иисус слова сии... (Мф 19,1-12)
- СЛОВО 36 О себе самом и к говорившим, что святитель Григорий желает Константинопольского престола
- СЛОВО 21 Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
СТИХОТВОРЕНИЯ
- Жизнь
- Песнь увещательная О душе
- Мысли, написанные четверостишиями
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Очень отрадно видеть новые