Гуревич - Классическая и неклассическая антропология - Философское толкование человека

Павел Семенович Гуревич - Классическая и неклассическая антропология - сравнительный анализ
Эрих Фромм назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием универсума. Среди земных особей этому творению нет аналогов. Человек родился в природе, но живет в обществе. Он располагает инстинктами, но в своей активности опирается на социальные и культурные программы. Человек создал феномен, которого нет в природе — общество. Но социальность как форма межлюдских связей не отлажена, чревата революционными потрясениями, становится все более кризисной и неуправляемой. Многие философы отмечают надвигающийся крах социальности, не способной обеспечить совместную жизнь человечества.
 
Людей отличает разумность, но устройство мозга у них поражает нескоординированностью. Левое и правое полушария с огромным напряжением обеспечивают согласованность ментальных навыков и поступков. В результате, как подметил Гегель, глупость и тупость являются не частным сбоем умственной оснащенности человека, а зачастую выполняют в истории роль навигаторов, мешая победоносному развертыванию духа.
 
Парадоксальность теоретической ситуации осложняется тем, что сам человек постепенно перестает быть объектом философского постижения. Он растворен в «фигурах» и «складках». Окончательно разоблачены претензии философии стать наукой о человеке. Заявлено, что философская антропология может оказаться наукой о человеке, если она потеряет свой предмет. «До тех пор, пока этого не случилось, философская антропология будет выступать в форме социальной алхимии».
 

Павел Семенович Гуревич - Классическая и неклассическая антропология - сравнительный анализ

(Ceрия «Humanitas»)
М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф, 2018. — 496 с. 
ISBN 978-5-98712-839-8
 

Павел Семенович Гуревич - Классическая и неклассическая антропология: сравнительный анализ - Содержание

Введение
Раздел I. КЛАССИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  • Глава 1. Антропологическое учение Аристотеля
  • Глава 2. Человеческая природа и сущность
  • Глава 3. Джон Локк о тождестве человека
  • Глава 4. Прагматическая антропология И. Канта
  • Глава 5. Антропологическая концепция Г.В.Ф. Гегеля
  • Глава 6. Социальность человека
  • Глава 7. Личность
Раздел II. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТЧЕЛОВЕКА
  • Глава 1. Экзистенция и социальное
  • Глава 2. Идея С. Кьеркегора об открытости человека
  • Глава 3. Уникальность личности
  • Глава 4. Экзистенциальные глубины человеческого (Л. Бинсвангер)
  • Глава 5. «Высвечивание человека» (М. Босс)
  • Глава 6. Ситуация абсурда
  • Глава 7. Бессмертие - дар или химера
  • Глава 8. Поль Рикёр о человеке
Раздел III. НИЦШЕАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В АНТРОПОЛОГИИ
  • Глава 1. Предвестие неклассической антропологии
  • Глава 2. Антропологическое учение Ф. Ницше
  • Глава 3. Воля к власти
  • Глава 4. Вырождение
  • Глава 5. Ницше о человеческих страстях
  • Глава 6. Идея сверхчеловека
Раздел IV. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  • Глава 1. Развенчание классической антропологии
  • Глава 2. Забвение человека
  • Глава 3. Человеческая природа
  • Глава 4. Разочарование в работе мозга
  • Глава 5. Преобразование ценностей в квантовой парадигме
  • Глава 6. Разум в галактической перспективе
  • Глава 7. Философия и наука
Заключение
Указатель имен. Составитель И.И. Ремезова

Гуревич - Философское толкование человека
В 1984 году во Франции вышла книга известного французского социолога А. Жакара «Изобрести человека». Речь в ней шла о том, что современная наука дает возможность пересотворить человека. Еще не получили развитие информационные технологии, не было разговоров о клонировании живого существа, но Жакар уже ясно видел возможности науки в преображении Адамова потомка. Он так и назвал свою книгу — именно «изобрести».
 
Сама идея «обновить» человека не блещет новизной. В истории философской мысли она не считалась извращением, тупиком, патологией в развертывании человеческой природы. Предназначение человека уже в мистической традиции рассматривалось не только как призванность к преображению, но в значительной степени как даже приговоренность к нему. Разве древние гностики не считали человека сверхприродным субъектом, разве они не грезили о его немыслимой трансформации? Неужели мы не ощущаем в мистических текстах этого едва ли скрытого и неумолимого желания освободиться от греховной плоти, от подавленности природным миром?
 
Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «человек первоначальный» — первоосновная духовная форма существа, состоящего из света, одаренного всяческой мудростью и живущего с Богом в Эдемских садах или на вышней небесной земле. Это первообраз трансцендентного мира. Представление об Адаме Кадмоне соотносимо с гностическим понятием антропоса. Антропос — человек, в гностических представлениях — духовный первочеловек, вечное начало, присутствующее в человеке. Наибольшее развитие эта концепция получила в каббалистической мистике, где Адам Кадмон осмысляется как соединительное звено между бескачественным и беспредельным Богом и его самоопределением через полагаемые им же формы. Согласно «Зоару», образ человека заключает в себе миры горние и дольние.
 

Павел Семенович Гуревич - Философское толкование человека

(Серия «Humanitas»)
М.; Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 472 с., ил. 
ISBN 978-5-98712-026-2
 

Павел Семенович Гуревич - Философское толкование человека - Содержание

Введение
Часть первая. Истоки и традиции философии человека
  • Глава 1. Возможна ли философская антропология?
  • Глава 2. Философская антропология как система понятий
  • Глава 3. Человек внутри мифологии
  • Глава 4. От Сократа до Аристотеля
  • Глава 5. Образ человека в средневековой философии
  • Глава 6. Возрожденческий идеал человека
Часть вторая. Классика философско-антропологической мысли
  • Глава 7.Человек Нового времени
  • Глава 8.Эпоха Просвещения: открытие субъекта
  • Глава 9.Немецкая классическая философия
  • Глава 10.Романтический идеал человека
  • Глава 11.Концепция человека в философии жизни
  • Глава 12.Человек в русской философии
Часть третья. Современная философская антропология
  • Глава 13. Психоаналитическая антропология
  • Глава 14. Философская антропология начала XX столетия
  • Глава 15. Экзистенциальная антропология
  • Глава 16. Радикальное преображение человека (Дивидуум как антропологический персонаж)
  • Глава 17. Образ человека в трансперсональной философии 
  • Глава 18. Философский силуэт человека в постмодернизме 
Заключение
Указатель имен. Составитель И.И. Ремезова

Гуревич - Философская интерпретация человека
Обостренным вариантом подобных версий можно считать современные космологические концепции, в которых «человек», а то и «жизнь» в целом рассматриваются как этап, своеобразное звено в развертывании космической эволюции. Речь, стало быть, идет о «преодолении человека», предустановленном растворении его в иной, более значимой сущности. Такой ход мысли, само собой понятно, устраняет антропологическую тему как предельно значимую. Напротив, рождается иллюзия, будто исследователь возвышается над антропоцентрической установкой.
 
С философской точки зрения обойти человека в теоретическом постижении универсума все-таки не удается. Какое бы место ему ни отводилось, он все равно нуждается в истолковании. Все многообразие современных философско-антропологических течений группируется вокруг двух полюсов — человек рассматривается либо как животное, либо как социальное создание, которое возвысилось над природным царством благодаря именно общественным формам бытия. Видный американский ученый Стивен Пинкер по праву может считаться лидером так называемого нового натурализма. Это направление мысли сложилось благодаря новейшим открытиям в изучении мозга, расшифровке генома, клонировании и других исследований. Пинкер резко критикует социологическую традицию в изучении человека. Он называет эту традицию теорией «чистого листа».
 

Павел Семенович Гуревич - Философская интерпретация человека

(К 80-летию проф. П.С. Гуревича)
(Серия «Humanitas»)
СПб.: Петроглиф, 2017 — 428 с. 
ISBN 978-5-98712-132-0
 

Павел Семенович Гуревич - Философская интерпретация человека - Содержание

Введение
Раздел первый. Философская антропология
  • Глава 1. И. Кант как основоположник философской антропологии
  • Глава 2. Философская антропология XIX века
  • Глава 3. Философская антропология XX века
Раздел второй. Спектр антропологического знания
  • Глава 4. Социальная антропология
  • Глава 5. Культурная антропология
  • Глава 6. Политическая антропология
  • Глава 7. Историческая антропология
  • Глава 8. Религиозная антропология
  • Глава 9. Психоаналитическая антропология
Раздел третий. Человек среди миров
  • Глава 10. Я и Ты
  • Глава 11. Парадоксы современного гуманизма
  • Глава 12. Жизненный мир человека
  • Глава 13. Макрокосмичность человека
Раздел четвертый. Новые темы философской антропологии
  • Глава 14. Векторы постмодернистского постижения человека
  • Глава 15. Исчезла ли сущность человека?
  • Глава 16. Апофатический проект человека
  • Глава 17. Переосмысление человеческой природы
  • Глава 18. Феномен деантропологизации человека
  • Глава 19. Кибернавт как персонаж глобальной эпохи
  • Глава 20. Логика биоса и мозг техноса
Заключение

Гуревич - Расколотость человеческого бытия
Феномен человеческого бытия является едва ли главной темой философской антропологии. Постижение человека возможно только через раскрытие предельной сложности и многозначности его существования. В человеке, как считалось с древних времен, ценно не только то, что явлено, но главным образом то, что сокрыто. Он радикально значим именно этой потаенностью, о которой писали не только великие мистики, но и современные философские антропологи. Э.Фромм, к примеру, рассуждая о том, как придать стройность философскому постижению человека, отмечал, что начинать изложение нужно, очевидно, с обозначения человека как особого рода сущего Но как раз ответом на этот вопрос мы и не располагаем. Человек отличается от других живых существ тем, что его сущность не раскрывается в обыденном контексте, в границах житейского размышления.
 
Животное можно достоверно описать через опыт его существования, ориентированного инстинктами. С биологической точки зрения человек тоже продукт природы, его возможности, потребности и стремления реализуются через природу и в природе. Как живое существо, человек обладает нервной системой и членораздельной речью. И эта последняя является инструментом природы, который ведет к свободе, включая в игру разум. Если животное лишь следует природе, то человек, свободно поднявшийся над землей, выработал способность созерцать универсум.
 

Павел Гуревич - Расколотость человеческого бытия

Рос. акад. наук, Ин-т философии. – 
Москва.: ИФ РАН, 2009. – 199 с. – 500 экз. – 
ISBN 978-5-9540-0144-0
 

Павел Гуревич - Расколотость человеческого бытия - Содержание

  • Глава 1. Бытийственное или небытийственное
  • Глава 2. Целостное или раздробленное
  • Глава 3. Имманентное или трансцендентное
  • Глава 4. Телесное или духовное
  • Глава 5. Индивидуальное или социальное
  • Глава 6. Идентичное или расподобленное
  • Глава 7. Творческое или стереотипное
  • Глава 8. Мужское или женское
  • Глава 9. Сознательное и бессознательное
  • Глава 10. Личное и безличное

Гуревич – Философская антропология
Человек может предстать пред миром в разных ипостасях. Он велик и ничтожен, бесстрашен и труслив, свободолюбив и покорен, щедр и скуп, силен и беспомощен. Он многолик. Однако далеко не всегда интерес философов к человеку был столь разносторонним и глубоким. В иные времена мыслители обращали свой взор на чарующую природу, поразительное сообщество людей, божественное откровение. Философам казалось, что это более достойные, чем человек, объекты теоретического постижения.
 
Мы всматриваемся в пучину истории. Мы вызываем в сознании образ древней прародительницы. Ищем выражение человеческого в наскальных рисунках, в иссохшем пергаменте, в величественной усыпальнице фараона. Мы разглядываем предметы утвари, орудия погребения, образцы великого ремесла. Мы размышляем о человеке как о постоянной предпосылке истории и культуры. Ныне, спустя почти тысячелетие после Омара Хайяма, нас безраздельно влечет к себе тайна человека. Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? Почему в отличие от других природных существ он наделен всепониманием? Какова природа человека? Что  определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смыcл и ценность человеческой жизни?
 

Павел Гуревич – Философская антропология

Учеб. пособие  — 2-е изд., стер. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010. — 607 с.
ISBN 978-5-370-01371-3
 

Павел Гуревич – Философская антропология - Содержание

Введение
Раздел первый. Человек как объект социально-философского анализа
  • Глава 1. Философское постижение человека
  • Глава 2. Типы антропологических учений
  • Глава 3. Бытие человека
  • Глава 4. Человеческая субъективность
  • Глава 5· Персоналистическая традиция
Раздел второй. Человеческие экзистенциалы
  • Глава 6. Смысл жизни и ее ценности
  • Глава 7. Философия любви
  • Глава 8· Страдание
  • Глава 9. Философское постижение смерти
  • Глава 10. Феномен страха
  • Вместо заключения

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital