История монастырей восходит к Древнему Египту, где впервые появились организации людей, объединявшие верующих, отказавшихся от мирских благ и живших вместе при храмах. Широкое распространение монастыри получили в восточных религиях — индуизме, буддизме, даосизме, синтоизме. Несмотря на определенные различия, в этих конфессиях цель монашества была одна и та же: «уйти от мира», приблизившись таким образом к Богу, познать Его тайны, волю и силу, а за счет молитвенной жизни, совершения добрых дел заслужить спасение. Помимо духовной силы монастыри в странах Азии и Ближнего Востока обладали как силой политической, так и военной. Именно в монастырях зародились боевые искусства, наиболее известным из которых является китайское ушу, сочетающее в себе не только физическую, но и духовную подготовку человека. В IV веке до н.э. индийский монах Бодхидхарма вместе с проповедью буддизма принес в Китай боевую систему калариппаджат, из которой впоследствии и развилось ушу, а позже и ряд других видов единоборств в соседних азиатских странах.
В средневековой Японии монастыри играли одну из ведущих ролей в периоды смут и в борьбе за императорский престол. Существует даже целое государство-монастырь — Тибет, центр тантрического буддизма. Прообразы монастырей археологи находят в доколумбовой Америке, в государствах инков, ацтеков, индейцев майя. В Древнем Риме были монахини — весталки-жрицы, давшие обет целомудрия и поддерживавшие в храме богини Весты священный огонь. При нарушении обета целомудрия женщин живыми закапывали в землю, а их соблазнителей казнили. В городах Древней Греции при святилищах, местах отправления религиозных культов были люди, «ушедшие от мира» (например пифии, жрицы-прорицательницы в храме Аполлона в Дельфах). У древних кельтов монахами были друиды — каста жрецов, выполнявших также судебные функции. Из сказанного следует, что монашество — явление отнюдь не сугубо христианское. Первые христианские монастыри — поселения отшельников — появились в III веке н.э., причем именно на древней родине монастырей — в Египте. Первым христианином-отшельником считается некий Павел, который в 251 году во время гонений на христиан при римском императоре Деции поселился в пустыне в Верхнем Египте.
Однако основателем христианского монашества стал Антоний Великий (250—356). Он родился в одном из египетских селений, после кончины благочестивых родителей роздал богатство нищим и поселился неподалеку от своей деревни в бедной хижине, начав отшельническую подвижническую жизнь. В 285 году Антоний удалился в пустыню, на берег Красного моря, где в полуразрушенной башне на горе провел двадцать лет затворником. Весть о необыкновенных религиозных подвигах Антония привлекала в пустыню немало ревнителей благочестия, желавших отдаться богоугодному служению под руководством праведника. Их настойчивые просьбы побудили его оставить в 305 году свое затворничество. Вокруг него образовалась группа учениковвподвижников — по сути первая монашеская община. Но Антоний не давал своим ученикам каких-либо наставлений относительно монашеской жизни. Через шесть лет после основания общины преподобный Антоний, устав от многочисленных посетителей, поселился один в горной пещере. Но люди нашли его и просили утешения, наставлений и научения. Тогда преподобный Антоний основал отшельнический скит.
Гусев Игорь - История религиозных и рыцарских орденов и обществ
Минск: Харвест, 2007. 432 с.
ISBN 978-985-13-9824-5
Гусев Игорь - История религиозных и рыцарских орденов и обществ
Предисловие
Монашеские ордена
- Истоки монашества
- Орден августинцев
- Орден бенедиктинцев
- Орден Клюни
- Орден цистерцианцев
- Орден кармелитов
- Орден доминиканцев
- Орден францисканцев
- Орден картезианцев
- Орден иезуитов
- Орден иллюминатов
- "Опус Деи"
Духовно-рыцарские ордена
- Средневековые рыцари - кто они
- На перекрестках средневековой истории
- Орден госпитальеров (иоаннитов)
- Орден тамплиеров
- Тевтонский (Немецкий) орден
- Испанские ордена
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: