Учебник бакалавра
Учебник написан для студентов бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви и светских вузов, где ведется образование по направлению «Теология». В связи с этим авторский коллектив избрал стратегию изложения материала, которая несколько отличается от традиционных учебных пособий по истории древней философии. Во-первых, философия античных Греции и Рима формировалась в специфических духовных условиях, простое информирование о которых не поможет понять всю глубину и важность для последующей европейской и христианской мысли урока первых попыток «прорыва к вечному», где интеллект постарался освободить себя от уз традиции и «отеческих нравов».
Мы показываем, насколько путь «от мифа к логосу» на самом деле был наполнен мифом, как античная философия была связана с античной культурой, ее словесностью, искусством, ее историческими «предрассудками», наконец, как она реагировала на античную религию, критикуя ее и в то же время пытаясь преобразовать. Во-вторых, текст учебника написан с учетом перспективы будущей христианской культуры, а потому мы старались обращать внимания на те обстоятельства, которые в будущем окажутся интересны и важны для апологетов и отцов Церкви, а также для богословия Высокого Средневековья. С этой точки зрения мы старались подготовить почву для понимания истории европейской мысли как единой интеллектуальной традиции — но не в том смысле, что ее будущее было предопределено ее начальным, греко-римским, этапом, а в том, что библейское Откровение не отбросило «старые мехи» античной мысли, но активно преобразовало их, сохранив античное наследие для будущей истории.
История античной философии - учебное пособие
Под общей редакцией Р.В. Светлова.
М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2020. — 360 с.
ISBN 978-5-906960-84-9
История античной философии - учебное пособие - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (Светлов Р.В.)
- 1. Что означает слово «философия»?
- 2. Предмет философии. Философия и наука
- 3. Разделы философии
- 4. История философии как философская дисциплина
- 5. Методология истории философии
ГЛАВА II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (Светлов Р.В.)
- 1.Исторические рамки античной философии (Светлов Р.В. совместно с Алымовой Е.В.)
- 2. Проблема источников по истории античной философии (Светлов Р.В. совместно с Алымовой Е.В.)
- 3. Предпосылки возникновения античной философии (Светлов Р.В. совместно с Алымовой Е.В.)
-
4. Особенности античной философии
- 4.1. Теоретические особенности
- 4.2. Институциональные особенности
- 4.3. Этико-поведенческие особенности
-
5.Античная философия в контексте культуры древней Греции и древнего Рима
- 5.1.Античная философия и религия Древней Греции и Древнего Рима
- 5.2.Античная философия и искусство Древней Греции и Древнего Рима
- 5.3.Античная философская традиция и восточная мысль (Китай, Индия, Израиль): сходства и различия
- 5.4.Античная философия и современная мысль
ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ И СОФИСТОВ (Алымова Е.В.). .
- 1. Общая характеристика досократической философии
- 2. Предпосылки античной философии
-
3. Первые философские школы
- 3.1. Милетская школа
- 3.2. Пифагорейская школа
- 3.3. Философия Гераклита
- 3.4. Элейская школа
-
3.5. Младшие натурфилософы
- 3.5.1. Эмпедокл
- 3.5.2. Анаксагор
- 4. Школа Левкиппа и Демокрита («древний» атомизм)
- 5. Софистика
ГЛАВА IV. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (Протопопова И.А.,МочаловаИ.Н.)
-
1.Сократ (Протопопова И.А.)
-
1.1.Жизнь и судьба Сократа
- 1.1.1. Источники по Сократу
-
1.2.Сократ у Ксенофонта
- 1.2.1. Метод
- 1.2.2. Этика и политика
- 1.2.3. Богословие
-
1.3.Сократ у Платона
- 1.3.1. Метод: эленхос и апория
- 1.3.2. Метод: диалектика
- 1.3.3. Этика и политика в «ранних диалогах»
- 1.3.4. Этика и политика в «средних» диалогах
- 1.3.5. Богословие
-
1.1.Жизнь и судьба Сократа
-
2.Сократические школы
- 2.1.«Сократики» и «сократические школы»: история понятий
- 2.2. Антисфен и традиции кинизма
- 2.3. Киренская школа
- 2.4. Мегарская школа
ГЛАВА V. ПЛАТОН И ЕГО БЛИЖАЙШИЕ ПРЕЕМНИКИ (Светлов Р.В.) . . .
- 1. Жизнь Платона
-
2. Наследие Платона
- 2.1. Платоновские и псевдоплатоновские сочинения. Основные подходы к прочтению Платона
- 2.2. Характер философской мысли Платона и проблема «неписаной философии»
-
3.Философия Платона
- 3.1. Учение о бытии и диалектика
- 3.2. Учение Платона о знании и познании. Четыре «познавательные способности»
- 3.3. Космология Платона. Роль математики в платоновской «физике». Философская психология (учение о душе)
- 3.4. Этика и политическая философия Платона. Воспитательная программа
- 3.5. Критика традиционной мифологии, поэзии и изобразительных искусств. Роль мифа в платоновских текстах
- 3.6.Платоновская «теология»
-
4. Академия Платона
- 4.1. Цели создания и воспитательная программа Академии . .
- 4.2. Дисциплины, преподаваемые в Академии. Развитие в Академии научных методов
- 4.3.Ученики Платона. Судьба платоновских доктрин в Древней Академии
ГЛАВА VI. АРИСТОТЕЛЬ (Алымова Е.В.)
1. Жизнь Аристотеля
2. Ликей и наследие Аристотеля
3. Критика Аристотелем Платона
4. Метафизика Аристотеля. Бог в философии Аристотеля
5. Проблема бессмертия души в философии Аристотеля
6. Философия природы
7. Этика Аристотеля
8. Человек и государство в философии Аристотеля
9. История Ликея после Аристотеля
ГЛАВА VII. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (Степанова А.С.)
-
1. Эпикур и эпикурейцы
- 1.1. Каноника и физика Эпикура
- 1.2. Этика Эпикура
- 1.3. Теология Эпикура
- 1.4. Римский эпикуреизм
-
2.Стоицизм
-
2.1.Греческий стоицизм
- 2.1.1. Физика (натурфилософия) стоиков
- 2.1.2. Онтология стоиков
- 2.1.3. Теология стоиков
- 2.1.4. Логика и теория познания стоиков
- 2.1.5. Этика стоиков
-
2.2.РИМСКИЙ СТОИЦИЗМ
- 2.2.1. Средняя Стоя
- 2.2.2 ПОЗДНЯЯ СТОЯ
-
2.1.Греческий стоицизм
-
3.Античный скептицизм
- 3.1. Ранний пирронизм и «академический» скепсис
- 3.2. Позднейший пирронизм
ГЛАВА VII. НЕОПЛАТОНИЗМ (Волкова Н.П.)
-
1.Общая характеристика неоплатонизма
- 1.1. Основные принципы неоплатонизма
- 1.2. Периодизация истории неоплатонизма
- 1.3. Источники неоплатонизма
-
2. Школы неоплатонизма
-
2.1.Римская школа неоплатонизма (I этап)
- 2.1.1. Плотин
- 2.1.2. ПорфириЙ
-
2.2. Сирийская и Пергамская школа неоплатонизма (II этап)
- 2.2.1. Ямвлих
-
2.3. Афинская школа неоплатонизма (III этап)
- 2.3.1. Прокл
- 2.4.Александрийская школа неоплатонизма (III этап)
-
2.1.Римская школа неоплатонизма (I этап)
- 3.Влияние неоплатонизмана последующую философскую мысль
История античной философии - учебное пособие - Введение
Философия — одно из древнейших и важнейших явлений в истории духовной жизни человека. Само греческое слово означает любовь к мудрости, первоначально имело значение благочестивой осторожности по отношению к претензиям человеческого разума на знание. Древний философ Пифагор, которому приписывают изобретение этого слова, стремился показать различие между могуществом богов, которые мудры по определению, и способностями людей. Боги обладают самым совершенным знанием, даже знанием о своей собственной судьбе. В случае же человека вполне уместна известная латинская поговорка: vita brevis, ars longa. Жизнь кратка, а познание универсума слишком многотрудно и длительно. Потому наш удел — любовь к мудрости, а не обладание ею. Мы должны постоянно помнить о пределах наших познавательных возможностей.
Если учесть, что в представлениях античного человека мудрость подразумевала не только знания, но также искусность, умелость, мастерство жизни, то пифагорейское понимание философии было также выражением почтения перед величием тех божественных сил, которые руководят миром и направляют его бытие. Например, согласно Гераклиту, правящее Космосом «мудрое существо» таково именно в силу своей умелости и мастеровитости. Человек лишь стремится обрести подобие этой мудрости, но даже подобие способно сделать его собственный «малый космос» совершенным и благим.
Оба понятия, из которых было «собрано» понятие философии — «мудрость» и «любовь», — станут в Античности предметами пристального рассмотрения. Что такое знание и мудрость — вопрос вопросов не только для Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля, но и для всех античных мыслителей, вплоть до заката языческих философских школ. Во многом он определяет характер мышления и предмет поиска интеллектуалов последующих эпох. Вплоть до современности продолжаются споры о том, что такое знание и как максимально верно его определить.
Правда, понятие мудрости постепенно оказалось связано с областью житейских установок и опыта человека, стало одной из литературных метафор, а также приобрело связь с религиозным миросозерцанием. Можно утверждать, что оно было в определенной степени дискредитировано установками «объективистского» научного сознания Нового времени. Когда в наше время говорят о мудрости научного гения, то имеют в виду некую дополнительную опцию его личности, касающуюся отношений с другими учеными и близкими, планированием жизни и т. д., а не само существо его гениальности. Получается, что для гения такая вещь, как «мудрость», и не обязательна. Ему скорее должна быть свойственна чудаковатость, легкое безумие или по крайней мере какая-то форма социопатии. То есть черты, которые в древности, конечно, свидетельствовали о том, что к данному человеку притронулись высшие силы, — но не о его мудрости.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: