История религиоведения XIX - XX века

История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века
Возникновение науки о религии в России восходит к XVIII в. и связано с формированием новых представлений о роли и месте гуманитарных знаний вообще. Оно неотделимо от становления и развития этнографии, языкознания и  фольклористики, способствовавших изучению религиозных представлений и  верований народов, населявших Российскую империю.
 
В эпоху модерна созрела потребность в изучении «иных» религий, которые стали рассматриваться как часть общей культуры человечества, которую можно изучать на основе научных методов1. Однако как самостоятельная научная дисциплина наука о религии в России складывается лишь к началу ХХ в. В отличие от других европейских стран, где отдельные кафедры по истории религий появились в университетах еще в первой половине XIX в., в России преподавание каких-либо курсов о религии было возможно лишь в  пределах духовных школ, где отрицалась возможность применения историко-критического метода в истории религий и  предлагалось опираться исключительно на Священное Писание и сочинения отцов церкви. Именно в европейских университетах на пересечении сравнительной теологии, истории, этнографии и языкознания произошло дисциплинарное оформление науки о религии, понимаемой как описание «иных» религий, и приведшее к написанию первых книг по этой дисциплине, представлявших со-бой учебники и  учебные пособия университетских профессоров: «Учебник по истории религий» (1834) Бернарда Больцано, «Религии и их христианская интерпретация» (1852–1854) Поля Леблана, «Наука о религии» (1862) Эмиля Берну, «Введение в науку о религии» (1873) Фридриха Макса Мюллера. Некоторые из них были переведены на русский язык.
 

История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века - Архивные материалы и исследования

Издательство Санкт-Петербургского  университета, 2019. — 520 с.
ISBN 978-5-288-05987-2
 

История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века - Архивные материалы и исследования - Содержание

ВВЕДЕНИЕ (М. М. Шахнович)
I.  ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
  • Религия Древней Месопотамии в работах российских востоковедов и фольклористов (1859–1950) (В. В. Емельянов) 
  • Изучение истории православия в России  в XIX — начале XX века (Т. В. Чумакова) 
  • Изучение истории западного христианства в России  в XIX — начале XX века (М. М. Шахнович)
  • Изучение Реформации в западных провинциях  Российской империи на рубеже XIX и XX веков (Д. И. Вебер) 
  • У истоков российского исламоведения:  академическая и Казанская миссионерская школы (А. И. Маточкина, М. С. Стецкевич)
  • Деятельность Общества изучения Амурского края  по исследованию религиозных представлений народов  Дальнего Востока (А. А. Зубковская) 
II.  ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИИ
  • Историк раннего христианства  и критик кровавого навета Д. А. Хвольсон (Д. А. Браткин) 
  • Исследование движения субботников в российской науке: подходы, дискурсы, результаты (Т. И. Хижая) 
  • В. Д. Бонч-Бруевич — исследователь религиозных  миноритарных групп в России: по материалам  Научно-исторического архива ГМИР (Е. А. Терюкова) 
III.  ТРУДЫ, ОТКРЫТИЯ, СУДЬБЫ
  • Археолог К. Я. Виноградов как исследователь  религиозных верований народов Восточной Европы (А. В. Карпов) 
  • Исследователь А. С. Фиркович и его трансформация взглядов  на караимскую историю (Н. В. Кашовская) 
  • Г. Э. Петри и отечественная медиевистика  первой трети XX века (Е. С. Кравцова) 
  • Роль В. Г. Дружинина в изучении истории  и культуры старообрядчества (З. А. Лучшева) 
  • Деятельность ученого и собирателя В. А. Казакевича  по изучению истории и археологии Монголии (В. Н. Мазурина) 
  • Вклад Г. С. Саблукова в развитие отечественного религиоведческого знания (Н. К. Хазов) 
  • В. Н. Хитрово и его библиотека в контексте  отечественного палестиноведения (А. В. Панеях) 
  • Первые российские исследовательницы религии (В. В. Хорина) 
  • Чукотские рисунки из архива В. Г. Богораза  и их значение для изучения религии (А. Д. Белова) 
IV.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ  И ИСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
  • Колесо фортуны: собиратели масонской коллекции  Музея истории религии (М. В. Птиченко) 
  • О коллекции пергаменных грамот в собрании ГМИР:  история поступления и состав (Е. С. Кравцова, Ю. К. Рогова) 
  • Научные исследования по истории католической церкви, свободомыслия и атеизма на Западе в Музее истории религии  АН СССР (Р. Т. Рашкова) 
V.  АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • В. Д. Бонч-Бруевич. Исследовательские и биографические материалы: по материалам Научно-исторического  архива ГМИР (публ. и коммент. Е. А. Терюковой) 
  • Г. Э. Петри. Франциск и раннее францисканство  (из истории массовых религиозных движений XIII века в Италии) (публ. и коммент. Е. С. Кравцовой) 
  • Императорское православное палестинское общество  при преемниках В. Н. Хитрово. Четыре письма (1903–1906 гг.) из Архива внешней политики Российской империи  (публ. и коммент. П. В. Федотова) 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Труды по истории религии и церкви.  
Библиографический указатель книг и оттисков  из личной библиотеки В. Н. Хитрово (сост. А. В. Панеях) 
 

История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века - Архивные материалы и исследования - Введение

 
В России к началу ХХ в. сформировалось два направления изучения религии: одно — связанное с традицией рассмотрения религии в конфессиональных рамках с опорой на канонические тексты Священного Писания и отцов церкви, и второе — опирающееся на академическую свободу ученого и методы критического научного анализа. О развитии обоих направлений свидетельствуют многочисленные журнальные публикации, переводы иностранных авторов и общественный интерес к научно-популярным работам и пу-бличным лекциям на темы, в той или иной степени связанные с изучением религий и их интерпретацией.
 
В последние десять лет в нашей стране появились публикации, касающиеся изучения религии до революции. Однако пока еще не создана целостная картина развития религиоведения в  России до 1917 г. В основном это обусловлено тем, что развитие науки о религии не всегда рассматривается в рамках исторического и культурного контекстов. Для углубленного изучения истории науки наиболее подходящим методом, на наш взгляд, является историографическое описание в рамках интеллектуальной истории, то есть истории идей и анализа социокультурного контекста. В качестве источников, помимо исследовательских трудов, которые обычно становятся объектом историографического описания, приверженцы этого научного направления используют архивные документы разного типа, в том числе личную переписку, а также мемуары и периодические издания конкретной эпохи.
 
В настоящей книге представлены тексты по истории религиоведения в России конца XIX — первой половины ХХ в., написанные на основе этой методологии. Одной из причин сравнительно позднего оформления науки о религии в России было то обстоятельство, что, в отличие от других стран Европы, изучение религии было сосредоточено исключительно в пределах духовных школ, поддерживавших каноническое отношение к источникам, в основном ограниченным Священным Писанием и сочинениями отцов церкви. В университетах Европы, прежде всего в протестантских странах, историко-церковные дисциплины подвергались воздействию перемен, связанных с  распространением новых научных методов, сравнительно-исторического и критического анализа источников, новых взглядов на историю человечества в  целом4. Там постепенно сформировалось представление об истории религий как важной составляющей исторической науки, которая включает в себя и историю церкви. 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey