«Простой еврей любезнее Б-гу, чем тысяча толкователей» — так учил основатель хасидизма Бааль Шем Тов. Он был одним из самых известных каббалистов в истории еврейского народа, однако считал, что искренне верующий и праведный человек ценнее для Творца, чем ученый муж. Он связал воедино, казалось бы, противоречащие понятия: доскональное постижение аспектов Б-жественной мудрости посредством каббалистического инструментария и в то же время — открытость, доступность понимания всеобъемлемости Творца и неоспоримости Его власти.
Изначально изучением каббалы и ее практик могли заниматься только взрослые мужчины, посвятившие себя праведному образу жизни и трактованию Торы. Тайное учение постигали еврейские ученые древности и Средневековья, в новейшее же время мистицизм каббалы вдохновлял на творчество далеких от иудаизма артистов и художников. Чем больше распространялись идеи каббалы в интеллектуальном и общественном пространстве, тем больше людей желали последовать за возможностью постичь тайны мироздания и объяснить Б-жественный план жизненного порядка.
Выдающийся еврейский мудрец и каббалист Рамбан, раби Мойше бен Нахман, сопровождает первую главу Торы, Берешит, такими словами: «Сотворение Вселенной — это глубокая тайна, которую невозможно постичь из стихов Писания. Но ясное понимание этого процесса достигается только на основе устной традиции — каббалы, восходящей к нашему наставнику Моше, который получил ее от Всесильного».
***
Один из самых привлекательных моментов в работе директора музея, наряду с остальными, заключается в том, что ты можешь принять решение о проведении такой выставки, какую тебе самому хотелось бы посетить. Когда я пришел в Еврейский музей Амстердама в конце 2015 года, одним из его проектов была экспозиция, посвященная каббале — широкому понятию, вмещающему самые разные проявления еврейского мистического мышления и духовной практики. Следует признать, что сложно найти еврейский музей в какой-либо стране мира, который хотя бы раз в своей истории не взялся за выставку на эту тему. И в то же время многие предпочли остаться в стороне из-за ее сложности, герметичности или исторически непростой популярности среди самых разных людей, в том числе и среди знаменитостей.
С другой стороны, визуальное великолепие каббалы — будь то иллюстрированные рукописи и печатные книги, фольклор, кино, музыка или современное искусство — делает ее исключительно подходящей темой для замечательного выставочного проекта. В Еврейском музее Амстердама мы решили сделать смелый шаг и устроить такую выставку, курировать которую ее со всем присущим ей энтузиазмом и вдохновением взялась Мирьям Ноттер — главный куратор нашего музея в настоящее время. Не менее важную роль в нашем решении сыграла финансовая поддержка Фонда Ротшильдов Hanadiv (Rothschild Foundation Hanadiv Europe), благодаря которой стало возможно наше сотрудничество с Еврейским музеем Вены под руководством его директора и моей уважаемой коллеги д-ра Даниэль Шперы. Наши команды под руководством главного куратора венского музея д-ра Домагоя Акрапа при поддержке профессора Клауса Давидовича в Вене и профессора д-ра Ирены Цвейп в Амстердаме с помощью многочисленных сотрудников на местах сумели выстроить понятную выставочную концепцию, которая оказалась привлекательной как для новых, так и для постоянных посетителей и при этом в полной мере смогла отразить сложность тематики.
Мы очень рады, что с выходом в печать данного издания, у русского читателя также появится возможность погрузиться в увлекательный мир каббалы и оценить значимость, многогранность и красоту этого культурного феномена.
Профессор Эмиль ШрайверГенеральный директор Еврейского музея и Еврейского культурного квартала (Амстердам)
Каббала - Тайны мироздания - Культурно-религиозный феномен
Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Совместное издание: Еврейский музей и центр толерантности и Artguide Editions
Данное издание основано на исследовательско-выставочном проекте Kabbalah. The Art of Jewish Mysticism (2018-2019), организованном Еврейским музеем г. Амстердам (Нидерланды) и Еврейским музеем г. Вена (Австрия)
Москва, 2022 г. - 198 с.
ISBN 978-5-604-68225-8
Каббала - Тайны мироздания - Культурно-религиозный феномен - Содержание
-
1. Что такое каббала? Клаус Давидович
- Дэвид Боуи. Домагой Акрап
- 2. Каббала — искусство еврейского мистицизма Мирьям Ноттер
-
3. Путешествия на небеса Домагой Акрап
- Опасности мистического путешествия. Домагой Акрап
-
4. Сила букв Клаус Давидович
- Михаил Гробман. Григорий Казовский
-
5. Ангелы и демоны Клаус Давидович
- Сигалит Ландау. Соляное платье невесты II и VIII, 2014. Мирьям Ноттер
- 6. Приподнимая завесу Домагой Акрап
- 7. Преданность Богу Домагой Акрап
-
8. Христианская каббала Ованес Акопян
- Христиан Кнорр фон Розенрот. Kabbala Denudata Домагой Акрап
- «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера — первый пример графического воплощения идей христианской каббалы. Мария Эндель
-
9. «В сторону сада Эдем»: Эссе о еврейской мистике в русской культуре Мария Эндель
- Голем. Григорий Казовский
-
10. Выход в публичную сферу Клаус Давидович
- Рональд Брукс Китай. Каббалист и Шехина. Мирьям Ноттер
- 11. Каббала как глобальное явление Клаус Давидович
Многие протестантские мистики, члены разнообразных сект и группировок, ожидавших близкого наступления конца времен, обратили тогда свой взор к еврейскому наследию и реальным евреям, жившим среди них в европейских странах. Убежденные в том, что появление царя-мессии, которого ждали евреи, и будет вторым пришествием Христа, многие христиане уверовали, к примеру, в мессианство Шабтая Цви (1626-1676), проповедь которого взбудоражила в 1660-х гг. весь еврейский мир. Живой интерес к еврейскому наследию выражался не только в росте популярности иврита и арамейского языка среди христиан, переводах многочисленных еврейских текстов и т. п., но и в проповедях, призывавших к объединению христиан и иудеев перед лицом общего Спасителя. В результате возник целый пласт «христианских иудеев» и «иудейских христиан» (по терминологии Р.Поупкина), чрезвычайно динамичный и восприимчивый к разного рода мистическим и эсхатологическим идеям. Неудивительно, что в этой среде проявился особенно сильный интерес к мистическим доктринам, в которых искали одновременно крупицы древней мудрости, ключ к тайнам природы и Писания - и пророчества о грядущем конце времен и судьбах человечества. Исключительный интерес к каббале в среде «иудаизированного христианства» привел к существенным изменениям в отношении христиан к «еврейской мудрости»; пожалуй, главную роль здесь сыграло появление в конце XVII в. в Германии антологии латинских переводов каббалистических текстов «Открытая каббала» («Kabbala Denudata»), которая явилась итогом совместной работы целой группы мистически настроенных христиан и евреев. Именно об этой книге и ее влиянии на интеллектуальную жизнь Европы последующих веков и пойдет речь в данной главе.
Христианская каббала важна не только для понимания еврейского вклада в мировую культуру и некоторых характерных черт новоевропейской цивилизации, но и для того, чтобы оценить те изменения, которые произошли в духовном мире европейского еврейства в последние века. Европейцы начали проявлять интерес к каббале примерно тогда же, когда появились первые тексты этой традиции, то есть, уже в XIII в.; в последующие века к еврейской мистике обращались многие христианские богословы и философы, гебраисты и миссионеры. Особый всплеск интереса к каббале произошел в эпоху Ренессанса, когда ее изучали многие известные мыслители-гуманисты и авторитетные деятели церкви. Этот интерес сохранялся и в XVII в., хотя и приобрел в это время несколько иные формы. Знакомство с каббалой оказало существенное влияние не только на отношение христиан к евреям в этот период, но и на собственное мировоззрение многих христианских мыслителей, для которых знакомство с еврейской мистикой стало важным фактом их духовной биографии.
Значимые отличия представлений христианских каббалистов XVII в. от взглядов их предшественников были вызваны не только внутренними процессами, происходившими в христианском мире (в частности, появлением радикальных милленаристских и пиетистских движений), но и распространением новой версии еврейской каббалы, известной как лурианская каббала. Ее возникновение во второй половине XVI в. связано с именем великого цфатского каббалиста Ицхака Лурии и его учеников и последователей (Хаим Виталь, Моше Йона, Исраэль Саруг и т. д.).
Христианская каббала - явление чрезвычайно разнородное, охватывающее десятки различных подходов и позиций. За последние полвека появилось значительное количество научных работ, так или иначе связанных с темой христианской каббалы, однако до сих пор не было предложено ни целостной истории этого феномена, ни общего анализа мировоззрения и методов работы христианских каббалистов. Из-за непроясненности мировоззренческих аспектов христианской каббалы часто становится непонятно, какую вообще нагрузку несет в этом контексте слово «христианская», какое значение имеет здесь термин «каббала» и «иудаизм». Как отмечает Э.Бенц, в XVII в. «часто случалось, что, отправляясь от иудаизма, еврейские каббалисты приближались к христианству, но при этом никогда не доходили до полного признания христианской догматики. И напротив, мысль христианских каббалистов, отправной точкой которой было христианское богословие, часто развивалась в направлении, приводившем к конфликту с традиционным учением их церкви и церковных авторитетов. Таким образом, эзотерические группы евреев и христиан встречались друг с другом в пограничной между этими религиями области». Принимая во внимание эту неопределенность, мы хотели бы, в частности, показать, сколь существенными были отличия мировоззрения христианских каббалистов конца XVII в. от традиционной христианской догматики, каким образом их взгляды оказали влияние на мыслителей последующих веков.
Константин Юрьевич Бурмистров - Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния
М. : ИФРАН, 2013. - 266 с.
ISBN 978-5-9540-0243-0
Константин Юрьевич Бурмистров - Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния - Содержание
- Введение
- I. История еврейской философии: основные этапы и концепции
- II. Еврейский мистицизм: историко-философский обзор
- III. Графические изображения эманации божественного света в еврейской каббале и их рецепция в европейском эзотеризме
- IV. Из истории христианской каббалы в Европе XVII-XVIII вв.: «Открытая каббала» и ее читатели
Примечания
Список использованной литературы
Приложение. Список литературы по еврейской философии и мистике
Summary
Тезис настоящего исследования заключается в том, что для зрелого еврейского мистицизма характерно не столько осмысление философских ответов, сколько новый охват философских вопросов. То есть хотя в ранней каббале частично использовалась неоплатоническая и даже аристотелевская терминология, а также неоплатонические и аристотелевские концепции, она более резко сместила акцент в еврейском мистицизме к чисто философским проблемам. Еврейский мистицизм становится тем, что Гершом Шолем и Моше Идэль назвали «еврейской теософией». Он становится альтернативным течением теологии, сменившим рационалистическое направление, но все же теологией. Создатели этой новой еврейской теологии принимают некоторые риторические постулаты своих философских оппонентов, относящиеся к нетеософским мистическим традициям, все еще существовавшим в ту эпоху.
Нечипуренко Виктор Николаевич - Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского)
Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2006. - 512 с.
ISBN 5-9275-0267-9
Нечипуренко Виктор Николаевич - Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского) - Содержание
Еврейская философия и каббала в историческом контексте: проблема взаимовлияния
Этика соломона ибн габироля
Учение соломона ибн габироля об универсальной материи и арабский неоплатонизм
Философско-аллегорическое истолкование Писания Ибн Габиролем
«книга о микрокосме» Йосефа Ибн Цаддика: путь этического гносиса
Маймонид как философ и мистик
Мессианские и эсхатологические воззрения Маймонида
Учение о Маасе Меркава и поклонении Всевышнему в части III «Путеводителя растерянных»
Учение Маймонида об уровнях поклонения Богу.. «Путеводитель растерянных», часть III, главы 51-54
Философия Хасдая Бен Авраама Крескаса
Аристотелизм и еврейская философия
Ор Адонай («Свет Господа»)
Содержание трактата
- Критика аристотелизма(Единство Бога,Понятие Бога)
- Основы Торы
- Обязательные верования, предписываемые Торой
Сравнительный анализ философии Крескаса и Спинозы
Существование Бога
Сущность и существование
Атрибуты и единство Бога
Телеология и этика
Божественная воля и творение
Философско-каббалистический синтез Авраама Когена Эрреры: понятие эйнсофа в «puerta del cielo»
Сефирот - божественные меры
Проблема разума в «puerta del cielo»
Происхождение разума от Божества
Мистическая функция разума
Приписывание разума Божеству и душе по аналогии
Отношения между разумами
Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции
Авраам Коген Эррера и Спиноза: их взгляды относительно творения «ех nihilo»
философия и каббала в трактовке Моше Хаима Луцатто
Введение в «Сефер Йецира»
Сефер Га-Йецира («Книга Формирования»)
32 ПУТИ МУДРОСТИ
Рабби Азриэль из Жероны «Объяснение десяти сефирог» Предисловие рабби Яакова Лейба
«Объяснение Десяти Сефирот»
«Адой Олам»(אדיו עולם)
Ша’арей Руах га-Кодеш («Врата Святого Духа»).
«Ана Бекбах»
Будучи пылким христианином, библиофилом и хранителем великолепной библиотеки магических манускриптов, в том числе приписываемых фигуре царя Соломона, Ленен решает восстановить в сознании своих соотечественников образ магии как духовного искусства. Для него магия представляла высшую науку, которая открывает врата в святилище сокровенных тайн Вселенной, науку, основанную на божественных законах.
Ленен нашел вдохновение в работах отца христианской каббалы Иоганна Рейхлина. Изложенная Лененом теоретическая часть «Каббалистической науки» пронизана идеями «Искусства Каббалы»: Вселенная имеет иерархическое строение, материальный мир находится под влиянием мира астрологического, так называемый невидимый мир трансцендентен им обоим.
Миры эти населены разумными или условно разумными существами — гениями, каждый из которых имеет свои полномочия, силы и обязанности. Гении четырех элементов или элементарные духи (сильфы, ундины, гномы, саламандры) трудятся в материальном мире, планетарные гении (ангелы и духи планет) — в мире астрологическом. Из мира невидимого, высшего, Ленен выделяет 72 ангела «Имени Бога» — великих ангелов, носящих имена Всевышнего. Значительная часть книги посвящена именно этим ангелам, которые не только имеют большие полномочия в управлении миром, но и господствуют в предписанные им дни и часы, что делает их в определенном роде покровителями людей, рожденных в это время. Так, Ленен в своей книге дает методы вычисления персонального гения, который господствует в момент рождения человека.
Лазар Ленен - Божественная каббала
СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2019. — 288 с. — (Серия Code Grimoire).
ISBN 978-5-94396-218-9
Лазар Ленен - Божественная каббала
Аббревиатуры и сокращения
Предисловие
Манускрипт
Божественная каббала
- Компендиум священной и божественной каббалы
- Ангелы Овна
- Ангелы Тельца
- Ангелы Близнецов
- Ангелы Рака
- Ангелы Льва
- Ангелы Девы
- Ангелы, управляющие знаком Весов
- Ангелы Скорпиона
- Ангелы Стрельца
- Ангелы Козерога
- Ангелы Водолея
- Ангелы, господствующие над Рыбами
Приложения
Литература
Цель данного труда — пролить новый свет на тему здоровья, увиденную через тайны букв еврейского алфавита. Согласно Письменной и Устной Торе, буквы— это инструмент, которым Бог сотворил всю Вселенную и человека.
Подход еврейской традиции к здоровью и медицине можно понять, исходя из того факта, что в прежние времена, когда еврей заболевал, он не нуждался в услугах докторов. Вместо этого он анализировал свои поступки и искал, каким образом он нарушил волю Всевышнего, ибо преступление является причиной заболевания. Обнаружив причину, человек знал, как исправить свое поведение и тем самым как излечиться. Позже, когда люди потеряли свой прежний духовный уровень и стали больше обращать внимание на материальные аспекты вещей, «...врачи получили право лечить», и теперь мы не только можем, но даже и обязаны пользоваться услугами медикаментов и врачей. Только немногие, чей духовный уровень высок, могут обойтись без услуг медицины и излечить себя старинным методом. Известно, что брат Гаона из Вильны лечил себя сам, никогда не обращаясь к докторам.
Даже сегодня, когда мы полагаемся на врачей, нам следует понимать, что только благодаря Всевышнему врачи имеют возможность лечить. Три раза в день в основной еврейской молитве шмоне эсре («Восемнадцать благословений») мы произносим: «Излечи нас, и мы излечимся». Сами врачи также должны хорошо понимать это.
В Талмуде сказано: «И лучший из врачей попадет в Гегином (Ад)». Некоторые комментаторы указывают на то, что гематрия (числовоезначение) слова «хороший»употребленного здесь, равно семнадцати. В этом содержится намек на Восемнадцать благословений без одного — молитвы о выздоровлении. Если врач считает себя «лучшим», если он полагает, что ему нет необходимости просить помощи в своем труде у Всевышнего, тогда к нему относятся слова Талмуда о «лучшем из докторов». Та же идея отражена в буквах еврейского алфавита. Буквы К и у принадлежат к одной группе — букв, соответствующих гортанным звукам (в дальнейшем мы не будем различать буквы и звуки и будем писать, например, «губная буква», имея в виду соответствующий звук). При этом К обозначает более тонкий, «духовный» звук. На самом деле звук, обозначаемый К, вообще не произносится, звучит лишь соответствующий ей гласный знак. Буква у более груба, более материальна.
Рав Матитьягу Глазерсон - Медицина и Каббала - Тора, свет, исцеление
ИЕРУСАЛИМ ГЕШАРИМ
5766
Рав Матитьягу Глазерсон - Медицина и Каббала - Тора, свет, исцеление - Содержание
ОТ РЕДАКЦИИ
ТОРА И НАУКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОТСЯХ
СВЯТОГО ЯЗЫКА
ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ГЕМАТРИЯХ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СФИРОТ
- Глава 1. Человек как парадокс
- Глава 2. Свет
- Глава 3. Болезнь
- Глава 4. Борьба с болезнью
- Глава 5. Великолепие и баланс
- Глава 6. Понимание и здоровье
- Глава 7. Мозг и здоровье
- Глава 8. Мышление — источник жизненных сил
- Глава 9. Лечебные свойства мира
- Глава 10. Праотец Яаков — символ здоровья
- Глава 11. Шабат и Яаков
- Глава 12. Возвращение утерянных искр
- Глава 13. Тора и источник здоровья
- Глава 14. Венец
- Глава 15. 620 источников света
- Глава 16. Душа и еврейский алфавит
- Глава 17. Свет уст
- Глава 18. Четыре тетрады: Тора, имена Бога, душа человека, тело человека
- Глава 19. Авраам и излечение
- Глава 20. Ореол, лимб и тень
- Глава 21. Воздействие духа на тело
- Глава 22. Ухо — врата тела
- Глава 23. Сердце-врачеватель
- Глава 24. Вера, основа хорошегохарактера
- Глава 25. Тора — единственное эффективное лекарство
- Глава 26. Связь между душой и телом
- Глава 27. Страх и печаль — враги здоровья
- Глава 28. Прочные зубы
- Глава 29. Война противоположностей
ПРЕДАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ
ОТ РЕДАКЦИИ
1. Первые вопросы, которыми может задаться читатель, не знакомый с каббалой, по всей вероятности, таковы: что такое каббала? Кто ее создал? Каковы ее подразделения? В чем состоит ее учение? И зачем нужно переводить каббалистические тексты в наши дни?
2. Сперва отвечу на последний вопрос. В наши дни общество захлестнула могучая волна интереса к оккультизму; мыслящие люди начинают осознавать, что «есть многое на свете, что и не снилось их мудрецам»; и последняя, но не менее важная причина, — крепнет ощущение, что Библия, подвергающаяся превратному истолкованию чаще всех прочих книг, в действительности содержит великое множество неясных и таинственных мест, остающихся совершенно непонятными без некоего ключа, который помог бы раскрыть их смысл. Этот ключ дает каббала. Именно поэтому эта книга должна заинтересовать каждого, кто изучает Библию и теологию. Пусть каждый христианин задастся вопросом: «Как я могу надеяться понять Ветхий Завет, ничего не зная о толковании, которое дает ему народ, чьей священной книгой он являлся изначально? И как я могу рассчитывать, что пойму Новый Завет, не понимая смысла Ветхого?» Если бы люди лучше понимали истинную и возвышенную философию Библии, фанатиков и сектантов было бы гораздо меньше. А кто может оценить тот неизмеримый вред, который наносят людям впечатлительным и легковозбудимым все эти исступленные фанатики, то и дело выступающие в роли учителей человечества? Сколько самоубийств влечет за собой мания или депрессия на религиозной почве! И какую только мешанину кощунственных нелепиц не называли подлинным смыслом книг пророков и Апокалипсиса! Какое здание мы сможем воздвигнуть, если фундаментом его будет перевод древнееврейской Священной книги, полный ошибок и неточностей, а строителем — воспаленный и неуравновешенный ум? Я без страха говорю фанатикам и сектантам наших дней: вы низвергли Верховного и Бесконечного с Его престола и возвели на Его место демона неуравновешенной силы; вы подменили Бога порядка и любви божеством беспорядка и ревности; вы извратили учение Распятого. Именно поэтому сейчас возникла почти неотложная необходимость в переводе каббалы на английский, тем более что книга «Зогар» до сих пор не переводилась ни на язык этой страны, ни, насколько мне известно, на другие современные европейские языки.
3. Каббалу можно определить как эзотерическое учение евреев. На древнееврейском языке она именуется QBLH (Qabalah), каковое название происходит от корня QBL, означающего «воспринимать». Это именование подразумевает обычай передачи эзотерической традиции из в уста и во многом подобно английскому слову «tradition».
4. Как и в предыдущей работе, в этом тексте содержится множество еврейских и халдейских (арамейских) слов, а поскольку специалистов по семитским языкам среди читателей не так уж много, я счел разумным записывать эти слова обычными латинскими буквами, тщательно придерживаясь стандартной орфографии. Поэтому я прилагаю таблицу, в которой представлены буквы обычного еврейского и халдейского алфавита (одинаковые для обоих языков), латинские буквы, которыми я заменяю их далее в этой книге, а также их названия, фонетические свойства и числовые соответствия.
Ни в древнееврейском, ни в арамейском языке нет специальных знаков для обозначения чисел; таким образом, в них, как и в древнегреческом, каждой букве соответствует свое особое числовое значение, и из этого обстоятельства вытекает тот немаловажный факт, что каждое слово есть число, а каждое число есть слово. Намек на это встречается в Апокалипсисе, где упомянуто «число зверя». На этих соответствиях между словами и числами строится наука гематрия — первый метод так называемой буквенной каббалы. К этому вопросу я вернусь позднее.
Сэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс - Разоблаченная каббала С. Л. Макгрегора Мазерса
М. : Энигма, 2009. — 400 с.: ил.
ISBN 978-5-94698-022-7
Сэмюел Лиддел Макгрегор Мазерс - Разоблаченная каббала С. Л. Макгрегора Мазерса - Содержание
Предисловие к новому изданию. Мойна Макгрегор Мазерс
РАЗОБЛАЧЕННАЯ КАББАЛА С.Л. Макгрегора Мазерса
КАББАЛА Введение. С.Л. Макгрегор Мазерс
ТРАКТАТЫ ИЗ КНИГИ «ЗОГАР»
I. SPRA DTzNIOVThA (Сифра Дцениута), или КНИГА СОКРОВЕННОЙ ТАЙНЫ
II. HADRA RBA QSIShA (ха-Идра Рабба Кадиша), или ВЕЛИКОЕ СВЯТОЕ СОБРАНИЕ
III. HADRA ZVTA QDIShA (ха-Идра Зута Кадиша), или МАЛОЕ СВЯТОЕ СОБРАНИЕ
С конца Средних веков, когда европейский мир познакомился с еврейской мистикой и теософией, каббала рассматривалась как сложное переплетение множества концепций. Название этого таинственного учения стало модным словечком в теософских и оккультных кругах времен Возрождения и эпохи барокко; первые христианские толкователи, включая Джованни Пико делла Мирандолу и Иоганна Рейхлина, объявили каббалу древнейшей и высочайшей мистической мудростью человечества и чтили ее традиции. Поскольку тех немногих, кто был знаком с истинной каббалой, опасаться было нечего, каббала стала своего рода эгидой, под которой доверчивой публике можно было предложить буквально все, что угодно – от подлинно еврейских или иудаистического окраса медитаций глубоко христианских по духу мистиков и до карнавальных приманок геомантии и гадания на картах Таро. Понятие «каббала» вызывало священный трепет и охватывало все на свете. Даже наиболее чуждые для каббалы элементы западного фольклора превратились в «каббалу»; даже естественные науки той эпохи, наподобие астрологии, алхимии и натуральной магии, в некотором смысле тяготели к оккультизму. Над каббалой все еще довлеет эта тяжкая ноша, что застилает порой ее настоящее содержание – таково communis opinio, мнение мирских и теософских адептов, такова терминология многих европейских писателей и даже ученых. В нашем веке, благодаря шарлатанам, подобным Алистеру Кроули, особенно же в XIX веке, усилиями Элифаса Леви, Папюса (Жерара Энкосса) и других французских теософов мартинистской школы, было сделано все возможное и невозможное, чтобы смешать все оккультные дисциплины со «священной» каббалой. Многие книги, на титульных листах которых гордо красуется слово «каббала», не имеют с нею ничего или практически ничего общего.
Гершом Шолем - Алхимия и каббала - Gemma magica: Материалы и исследования по истории магии и оккультизма
Б.м.: Salamandra P.V.V., 2014 г. – 104 c.
Гершом Шолем - Алхимия и каббала - Gemma magica: Материалы и исследования по истории магии и оккультизма – Содержание
- [От автора]
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: