Библиотека журнала Символ – Размышления о жизни Христа - Духовные упражнения

Каулибус – Размышления о жизни Христа
 
Начинается предисловие к размышлениям о жизни Господа нашего Иисуса Христа. В похвальном слове святейшей деве Цецилии в числе прочих ее славных добродетелей упоминается и такая: она всегда носила с собой Христово Евангелие, спрятав его на груди. Это, я думаю, надо понимать так, что она день и ночь размышляла о жизни Господа Иисуса, как о ней рассказано в Евангелии; о тех ее событиях, которые она особенно любила;
 
размышляла сердцем чистым и невинным, с неотступным и горячим вниманием, переживая их и словно бы пробуя на вкус и с наслаждением медленно пережевывая; закончив полный круг, она возвращалась к началу и хранила все свои размышления в тайне своего сердца. Советую тебе делать так же. Среди занятий духовными упражнениями я считаю именно это самым необходимым, самым главным; оно ведет к преуспеянию и может возвести нас на более высокую ступень. Нигде больше ты не найдешь науки, которая так надежно защитила бы тебя от суетной лести и бренных удовольствий, от огорчений и неприятностей, от вражеских искушений и пороков, как в жизни Господа Иисуса, которая была без изъяна совершенной.
 
Когда ежедневное размышление о Его жизни войдет в привычку, душа приобретает некую доверительную близость и родственную любовь к Нему, так что все прочее начинает ей казаться ничего не стоящим и неинтересным. К тому же душа становится тверда, как крепость, и научается, что делать и чего избегать. Я утверждаю, во-первых, что вседневное размышление о жизни Господа Иисуса придает уму силу и устойчивость против всего суетного и бренного. Это видно на примере той же святой Цецилии, которая так наполнила свое сердце жизнью Христовой, что суета не могла войти в него.
 
Поэтому в разгар свадебных торжеств, когда кругом суета, играет музыка, сердце ее не дрогнуло и оставалось свободным для одного Бога, и она говорила: «Да будет, Господи, сердце мое и тело мое непорочно, чтобы я не посрамилась». Во-вторых, размышление укрепляет нас против скорбей и невзгод. Это видно на примере мучеников. Как говорит святой Бернард: «Выносливость мученика происходит от того, что он со всей любовью погружен в раны Христа и не выходит из до постоянного размышления. На этих двух опорах стоит мученик-триумфатор и пляшет от радости, хотя все тело его растерзано и железо рвет ему бока. Где в этот миг душа мученика?
 
— В ранах Иисусовых; они достаточно широко открыты, чтобы в них войти. Если бы душа оставалась в своем теле, она бы, конечно, все слышала, чувствовала бы железо, не перенесла бы боли, сломалась бы и отреклась». Это пишет Бернард. Вот почему не только мученики, но и исповедники в мучениях и скорбях своих проявляли такое терпение — и по сей день проявляют. Почитай о блаженном Франциске и о блаженной деве Кларе, твоей матери игуменье, и ты увидишь, как они во всех мучениях, страданиях и скорбях оставались не только терпеливы, но и веселы. Да ты и сама можешь видеть это каждый день в тех, кто ведет святую жизнь. А все потому, что их души пребывают не в их телах, а во Христе благодаря неустанному размышлению о Его жизни.
 
В-третьих, размышление учит нас жить так, что ни враги, ни пороки не могут нас захватить или обмануть, ибо оно обучает нас совершенству в добродетелях. В самом деле, где еще ты найдешь образцы высокой бедности, исключительного смирения, глубокой мудрости, молитвы, кротости, послушания, терпения и прочих добродетелей, где еще научишься им так, как на примере жизни Господа добродетелей? Бернард говорит об этом кратко: «Напрасно тщится стяжать добродетели тот, кто надеется получить их не от Господа добродетелей, а где-то еще. Его учение — рассадник мудрости; Его милосердие — дело праведности; Его жизнь — зерцало воздержности; Его смерть — образец мужества». Вот что пишет Бернард. Итак, кто последует за Ним, тот не заблудится и не ошибется.
 
Но чтобы за Ним следовать, чтобы уподобиться Ему в добродетелях и стяжать их, нужно ежедневное размышление: оно воодушевит и воспламенит сердце. После этого сердце просветится истиной, так что научится отличать правду от лжи и облечется в добродетель. Немало людей неграмотных достигали познания великих и глубоких тайн Божиих. Например, блаженный Франциск: откуда, ты думаешь, он получил такое обилие добродетелей, такое доскональное знание Писаний, такую протщательность в раскрытии вражеских умыслов, такое видение тайных пороков? Откуда, как не из размышления и ежедневного по-домашнему близкого общения с Господом своим Иисусом? И так пылко он в этом усердствовал, что сам превратился в своего рода изображение Господа.
 
Он старался подражать Ему во всех добродетелях, насколько мог, и в конце концов достиг полноты и совершенства — отпечатков святых стигматов — и преобразился в Иисуса целиком. Видишь, на какую высокую ступень возводит нас размышление о жизни Христа? А помимо этого оно служит прочной основой для восхождения на более высокие ступени созерцания, ибо в нем находится целительный бальзам, постепенно очищающий и возвышающий душу; там, на более высоких ступенях, оно поможет научиться всему, о чем мы здесь пока говорить не будем.
 

Иоанн де Каулибус – Размышления о жизни Христа

Издательство – Институт философии, теологии и истории св. Фомы — 320 с.
Москва – 2011 г.
ISBN 978-5-94242-059-8

Иоанн де Каулибус – Размышления о жизни Христа – Содержание

  • Предисловие
  • Глава I. Размышление о том, что было до воплощения Господа, и прежде всего о том, как ангелы заботливо за нас вступились
  • Глава II. О прении между Милостью и Истиной
  • Глава III. О жизни Девы Марии до воплощения Сына
  • Глава IV. Размышления о жизни Господа Иисуса, начиная от Его воплощения
  • Глава V. Как Госпожа наша навестила Елизавету
  • Глава VI. О том, как Госпожа жила со своим обрученным, как они относились друг к другу и о чем беседовали
  • Глава VII. О рождестве Христовом
  • Глава VIII. Об обрезании Господа Иисуса Христа
  • Глава IX. Об эпифании, или о явлении Господа Иисуса
  • Глава X. О том, как Госпожа оставалась при яслях
  • Глава XI. Об очищении Пресвятой Девы
  • Глава XII. О бегстве Господа в Египет
  • Глава XIII. О возвращении Господа из Египта
  • Глава XIV. Как отрок Иисус остался в Иерусалиме
  • Глава XV. Что делал Господь Иисус с двенадцати лет до тридцати
  • Глава XVI. О Крещении Господа Иисуса
  • Глава XVII. О посте и об искушениях Христа и о возвращении Его к матери
  • Глава XVIII. О том, как Он открыл книгу в синагоге
  • Глава XIX. О призвании учеников
  • Глава XX. О чуде претворения воды в вино, совершенном на брачном пире
  • Глава XXI. О Нагорной проповеди Господа
  • Глава XXII. Как Господь исцелил раба сотника и сына царедворца
  • Глава XXIII. Как Господь исцелил расслабленного, спущенного с крыши
  • Глава XXIV. Как выздоровела Симонова теща
  • Глава XXV. Как Господь спал в лодке
  • Глава XXVI. Как Господь воскресил сына вдовы
  • Глава XXVII. О воскрешении девочки и исцелении Марфы
  • Глава XXVIII. Об обращении Магдалины
  • Глава XXIX. Как Иоанн отправил учеников к Иисусу
  • Глава XXX. О кончине блаженного Иоанна
  • Глава XXXI. О беседе Господа с самаритянкой у колодца
  • Глава XXXII. Как Господа хотели сбросить с вершины горы
  • Глава XXXIII. Как Господь исцелил сухорукого
  • Глава XXXIV. Об умножении хлебов
  • Глава XXXV. О бегстве Господа, когда толпа хотела сделать Его царем
  • Глава XXXVI. Как Господь молился на горе и, спустившись, шагал по водам, и как Петр тонул
  • Глава XXXVII. О хананеянке
  • Глава XXXVIII. О том, как некоторые соблазнились о словах Господа
  • Глава XXXIX. О воздаянии все оставившим и последовавшим за Христом
  • Глава XL. Как Господь спрашивал учеников, что говорят о Нем люди
  • Глава XLI. О преображении Господа Иисуса на горе
  • Глава XLII. Об изгнании покупающих и продающих из храма
  • Глава XLIII. Об Овечьей купальне
  • Глава XLIV. Как ученики Христа рвали колосья от голода
  • Глава XLV. О служении Марфы и Марии
  • Глава XLVI. О том, что первая часть деятельной жизни
  • должна предшествовать жизни созерцательной
  • Глава XLVII. О том, как жизнь созерцательная
  • предшествует второй части жизни деятельной
  • Глава XLVIII. Об упражнении в деятельной жизни
  • Глава XLIX. Об упражнении в жизни созерцательной
  • Глава L. О трех родах созерцания
  • Глава LI. О созерцании человечества Христа
  • Глава LII. О созерцании небесной курии
  • Глава LIII. О созерцании Божия величия
  • Глава LIV. О деятельном образе жизни
  • Глава LV. О созерцательном образе жизни
  • Глава LVI. О четырех помехах созерцанию
  • Глава LVII. О том, что созерцательная жизнь предпочтительнее деятельной
  • Глава LVIII. О том, что в трех случаях созерцатель оставляет созерцание и вновь спускается к деятельной жизни
  • Глава LIX. Как Господь Иисус предсказал иудеям, что Церковь обратится к язычникам, посредством притчи о виноградарях, убивших сына своего хозяина
  • Глава LX. Как Господа Иисуса хотели поймать на слове
  • Глава LXI. О слепце, прозревшем в Иерихоне
  • Глава LXII. Как Господь пришел в дом Закхея
  • Глава LXIII. О том, как прозрел слепой от рождения
  • Глава LXIV. Как Господь убежал из храма и спрятался, когда иудеи хотели побить Его камнями
  • Глава LXV. Как иудеи в другой раз хотели побить Господа камнями
  • Глава LXVI. О воскрешении Лазаря
  • Глава LXVII. О проклятии смоковницы
  • Глава LXVIII. О женщине, взятой в прелюбодеянии
  • Глава LXIX. О заговоре иудеев против Господа Иисуса и о Его бегстве в город Ефраим
  • Глава LXX. Как Господь Иисус вернулся в Вифанию, где Мария Магдалина умастила Ему ноги елеем
  • Глава LXXI. О входе Господнем в Иерусалим на осле
  • Глава LXXII. Как Господь Иисус предсказал матери свою смерть
  • Глава LXXIII. О вечере Господней
  • Глава LXXIV. О страстях Господа Иисуса
  • Глава LXXV. Размышление о страстях Христовых: перед утреней
  • Глава LXXVI. Размышление о страстях Христовых: час первый
  • Глава LXXVII. Размышление о страстях Христовых: час третий
  • Глава LXXVIII. Размышление о Страстях Христовых: час шестой и девятый
  • Глава LXXIX. Размышление о страстях Христовых: вечерня
  • Глава LXXX. Размышление о страстях Христовых: повечерие
  • Глава LXXXI. Песни святых из лимба
  • Глава LXXXII. О восстании Господа из гроба и о том, как Он прежде всего явился матери в день воскресный
  • Глава LXXXIII. Как Мария Магдалина и две другие Марии пришли ко гробу
  • Глава LXXXIV. О том, как Господь явился Магдалине
  • Глава LXXXV. О том, как Господь явился трем Мариям
  • Глава LXXXVI. Как Господь явился Иосифу, о чем рассказано в Евангелии Никодима
  • Глава LXXXVII. Как Господь явился Иакову младшему
  • Глава LXXXVIII. Как Господь явился Симону Петру
  • Глава LXXXIX. О возвращении Господа к святым отцам после воскресения. Песнь святых отцов
  • Глава ХС. Как Господь явился двум ученикам на пути в Эммаус
  • Глава XCI. Как Господь явился всем ученикам в день воскресения
  • Глава ХСП. Песнь Адама за себя и свой род
  • Глава ХСШ. Песнь Ноя за себя и свой род
  • Глава XCIV. Песнь Авраама, Исаака и Иакова за себя и свой род
  • Глава XCV. Песнь Моисея, Аарона, Финееса и Иисуса за себя и свой род
  • Глава XCVI. Песнь Давида за себя и свой род
  • Глава XCVII. Песнь Ездры и Неемии и прочих из поколения плена
  • Глава ХС VIII. Песнь Иоанна Крестителя и других из рода по Христовом пришествии
  • Глава XCIX. Песнь ангелов
  • Глава С. Как Господь явился ученикам на восьмой день, и с ними был Фома
  • Глава CI. Как Господь явился ученикам в Галилее на горе Фавор
  • Глава СП. Как Господь явился ученикам на Тивериадском море
  • Глава СШ. Как Господь явился более чем пятистам братьям одновременно
  • Глава CIV. О вознесении Господа нашего Иисуса Христа
  • Глава CV. О вознесении Господнем и о том, почему Вознесение превосходит все прочие праздники
  • Глава CVI. О ниспослании Святого Духа
  • Глава CVII. Возбуждение тоски по Отцу через стремление к смерти
  • Глава CVIII. Каким образом следует размышлять о жизни Господа Христа. Заключение
  • Список сокращений

Когда однажды, занятый телесным ручным трудом, начал я раздумывать о духовном упражнении человека, тут же предстали размышляющему духу &lt;моему&gt; четыре духовные ступени, то есть: чтение (lectio), размышление (meditatio), молитва (oratio) и созерцание (contemplatio).   Такова лествица затворников, по коей поднимаются с земли на небо. Ступеней на ней немного, но высота её громадна и невероятна: нижняя часть её упирается в землю, а верхняя пронизывает облака и разведывает сокровенные области неба [ср. Быт 28, 12]. Эти ступени столь же несхожи между собою названиями и числом, сколь отличны они друг от друга своим порядком и значительностью. Если кто-либо старательно рассмотрит их свойства и то, какое воздействие оказывает на нас каждая из них, чем отличаются они друг от друга и как возвышаются одна над другой – сколько бы труда при этом ни было затрачено, дело сие сочтено будет кратким и лёгким [ср. Быт 29, 20] из-за великой &lt;от того&gt; пользы и сладости.   Чтение – это прилежное изучение Писаний с устремлением духа. Размышление – усердное действие ума, исследующее понятие скрытой истины под водительством собственного рассудка. Молитва – благочестивое устремление сердца к Богу ради устранения дурного /л. 1v/ или обретения блага. Созерцание – некое возвышение ума, воспарившего к Богу, над самим собою, вкушающее радости вечной сладости.   Гвиго II Картузианец - Сочинения М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. 168 с. ISBN 978-5-94242-061-1 Гвиго II Картузианец - Сочинения - Оглавление Лествица затворников Scala Claustralium Двенадцать размышлений XII Meditationes Андрей Коваль. Вольница аллегоризма и логическая воля: два полюса мышления Гвиго Второго Картузианца? Библиография SummaryКогда однажды, занятый телесным ручным трудом, начал я раздумывать о духовном упражнении человека, тут же предстали размышляющему духу <моему> четыре духовные ступени, то есть: чтение (lectio), размышление (meditatio), молитва (oratio) и созерцание (contemplatio).
 
Такова лествица затворников, по коей поднимаются с земли на небо. Ступеней на ней немного, но высота её громадна и невероятна: нижняя часть её упирается в землю, а верхняя пронизывает облака и разведывает сокровенные области неба [ср. Быт 28, 12]. Эти ступени столь же несхожи между собою названиями и числом, сколь отличны они друг от друга своим порядком и значительностью. Если кто-либо старательно рассмотрит их свойства и то, какое воздействие оказывает на нас каждая из них, чем отличаются они друг от друга и как возвышаются одна над другой – сколько бы труда при этом ни было затрачено, дело сие сочтено будет кратким и лёгким [ср. Быт 29, 20] из-за великой <от того> пользы и сладости.
 
Чтение – это прилежное изучение Писаний с устремлением духа. Размышление – усердное действие ума, исследующее понятие скрытой истины под водительством собственного рассудка. Молитва – благочестивое устремление сердца к Богу ради устранения дурного /л. 1v/ или обретения блага. Созерцание – некое возвышение ума, воспарившего к Богу, над самим собою, вкушающее радости вечной сладости.
 

Гвиго II Картузианец - Сочинения

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. 168 с.
ISBN 978-5-94242-061-1
 

Гвиго II Картузианец - Сочинения - Оглавление

  • Лествица затворников Scala Claustralium
  • Двенадцать размышлений XII Meditationes
  • Андрей Коваль. Вольница аллегоризма и логическая воля: два полюса мышления Гвиго Второго Картузианца?
  • Библиография
  • Summary
 

Краткий компендий Духовных упражненийКраткий компендий Духовных упражнений

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. — 160 с.
ISBN 978-5-94242-062-8
Anonimo Compendio breve de Exercicios Espirituales (Casa de la viuda de Carles Amorosa, Barcelona, 1555)
 

Краткий компендий Духовных упражнений - Содержание

  • Глава I. Что следует соблюдать тому, кто впервые пожелает упражняться в жизни духовной
  • Глава II. Что должен привести себе на память тот, кто находится в начале своего обращения, дабы обрести призвание к страху
  • Глава III. В которой размышления пути очищения распределяются по дням недели, и как нужно начинать в понедельник
  • Глава IV. Следует второе упражнение, состоящее в рассмотрении благодеяний, оказанных человеку Богом
  • Глава V. Следует путь, именуемый путём единения, на коем упражняющийся объединяется с Богом своим через чувство любви
  • Глава VI. Следует размышление о жизни Христа, распределённое по дням недели
  • Глава VII. Следует размышление о Страстях и смерти Христа, по дням недели
  • Глава VIII. Следует «директорий канонических часов» — как дневных, так и ночных — в коем монашествующий получает наставления о том, как ему вести себя до молитвы и во время оной, а также по завершении богослужения
  • Глава IX. «Правила и советы» для тех, кто ещё не наторел в молитве, коими они могут пользоваться в упражнениях, содержащихся в этом кратком трактате
Приложение. Двенадцать ступеней смирения отца нашего святого Бенедикта
 
 

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистикиИзабель де Андиа - Восточные и западные мистики

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012. 376 с.
ISBN 978-5-94342-063-5
 

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистики - Оглавление

Предисловие монсиньора Кристофа Шёнборна
Предисловие отца Бориса Бобринского
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ МИСТИКИ, ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
  • I.  Различие и общность - II.  Во имя Отца и Сына и Святого Духа - III.  Исихасты и кармелиты - IV.  Современность: Сошествие во ад
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МОНАХИ И ПУСТЫНИ
  • Глава I.  Антоний Великий, Теодидакт
    • I. Божественное вдохновение - II. Духовные упражнения - III. Божественное наставление
  • Глава II.  «Во свете Твоем мы видим свет» (Пс 35, 10). Освящение духом в De Spiritu Sancto Святого Василия
    • I.  «Во Свете Твоем» - II. «Мы увидим» - III. «Свет»
  • Глава III.  Исихия и созерцание у Исаака Сирина
    • Введение. Жемчужина - I. Исихия - II.  Переход от действия к созерцанию Распятие ума - III. Переход от чистой молитвы к созерцанию: созерцание умом - Заключение
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРЕОБРАЖЕНИЕ И КРЕСТ
  • Глава IV.  Таинство Преображения
    • I. Экзегеза - II. Богословие
  • Глава V.  Две Парусии Пронзенного Христа
    • I. Они у зрят - II.  Тот, Которого пронзили - III. Который был и есть и грядет
  • Глава VI.  Отрицательное богословие и Крест
    • I. Отрицательное богословие - II. Крест - III. Распятие, смирение и созерцание - Заключение. Распятое и несказбнное Слово
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СТРАДАЮЩИЙ БОГ И БОГ УТЕШИТЕЛЬ
  • Глава VII.  Страдание Слова и сострадание Бога
    • I. Бог пострадал - II. Божественное сострадание - III. Рана в сердце
  • Глава VIII. Эрос и агапе: божественная страсть любви
    • I. Библейский контекст - II.  Любовь и Прекрасное - III. Любовь и страсть - IV. Распятая любовь - Заключение. Путь, знак и плоды любви
  • Глава IX.  Бог всякого утешения. Утешение в философии и у пророков
    • I. Утешение Израиля - II.  Скорбь и утешение - III. Бог всякого утешения - Заключение
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СЕРДЦЕ И ОЧИ
  • Глава X.  Чистота сердца
    • I.  Единственная любовь и простота сердца - II. Соблюдение сердца - III. Сердце – источник чистоты - Заключение. Чистота сердца
  • Глава XI.  Имя Иисуса, Сердце и Дух. Иисусова молитва и исихазм в Восточной Церкви
    • I. Имя Иисуса - II. Сердце - III. Дух - Заключение
  • Глава XII.  Глаза души
    • I.  Душа и взгляд - II.  Взгляд и сердце - III. Дух и взгляд
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ВЗГЛЯД НА КАРМЕЛЬ
  • Глава XIII. Человечество Христа у святой Терезы Авильской
    • I.  Человечество Христа: дверь и путь - II. Пробуждение любви - III. Образ Христа в душе - IV. Прославленное человечество Христа - Заключение
  • Глава XIV. Святой Хуан де ла Крус и мистическое богословие святого Дионисия Ареопагита
    • I.  Восхождение на гору Кармель - II. Темная ночь - III. Духовная песнь - IV. Живое пламя - Заключение. Синай и гора Кармель
  • Глава XV.  Эдит Штайн и знак Креста
    • I.  От Йом-Киппура к Освенциму - II. Наука креста - III. Жертвоприношение
Двойное «свидетельство» Эдит Штайн
Приложение

Изабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию АреопагитуИзабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту

Христианская мысль
Тексты и иследования
Библиотека журнала "Символ"
 

Изабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту - Содержание

Введение
Глава I. Восхождение Моисея и вступление во мрак
  • А. Книга исход в Септуагинте - Б. «Жизнь Моисея» Филона Александрийского - В. Григорий Нисский - Г. Дионисий - Заключительные замечания о четырех пунктах сопоставления между Филоном, Григорием Нисским и Псевдо-Дионисием Ареопагитом
Глава II. Апофаза и безмолвие
  • А. Утверждение и отрицание - Б. Статус отрицания - В. Отрицание и мрак - Г. Нисхождение и восхождение. Шествие и возвращение - Д. Отрицание и трансцендентность
Глава III. Неведомый Бог
  • А. Несказанный и Неведомый - В. Agnostos Theos - С. Единение в незнании
Заключение. Unio Mystica
  •  I. Единение, единство и соединение (Unification, unite et union) - II. Соединение и два движения души - III. Соединение и экстаз - IV. Соединение и обожение - V. Соединение во мраке неведения - VI. Соединение с неведомым - VII. Непосредственное соединение - VIII. Соединение и Троица - VIII. Unio Mystica
 

Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие ВоплощенияЧарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения

Издательство – Институт философии, теологии и истории св. Фомы – 128 с.
Москва – 2012 г.
ISBN 978-5-94342-065-9
 

Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения – Содержание

  • Предисловие
Часть I
  • Введение
Часть II
  • Структура Жизни Христа
  • Жизнь Христа и Воплощение
  • Бог в начале, исходное состояние Небес и грехопадение
  • Земля как символ Неба: начало Искупления
  • Мир пустыни: изгнание с Небес и странствие в Новый Иерусалим
  • За пределами земли: ад, рай и окончательная реальность
  • Подражание Христу
Заключение
Библиография
 
 

Небесные Посредники - Иудейские Истоки Ранней ХристологииНебесные Посредники - Иудейские Истоки Ранней Христологии

Сборник статей «Институт святого Фомы». Библиотека журнала "Символ",
под ред. Томаса Гарсии-Уидобро, S.J. и А. А. Орлова
пер. Ирина Колбутова, 2016 г.
ISBN 978-5-9907661-2-9
 

Небесные Посредники - Иудейские Истоки Ранней Христологии - Содержание

Предисловие
Глава I Методология
  • Ларри Хартадо Божественное посредничество в древнем иудейском монотеизме
  • Ларри Хартадо Персонифицированные атрибуты Бога как божественные посредники
  • Ларри Хартадо Вознесенные патриархи как божественные посредники
  • Ларри Хартадо Великие ангелы как божественные посредники
Глава II Мелхиседек как посредник Бога
  • Эрик Ф. Мейсон Интерпретация образа Мелхиседека в иудаизме Второго Храма
Глава III Моисей как посредник Бога
  • Андрей Орлов Енохические черты образа Моисея в Эксагоге Иезекииля Трагика
Глава IV Енох как посредник Бога
  • Андрей Орлов Традиция Еноха-Метатрона
Глава V Иисус и иудейские традиции посредников Бога
  • Томас Гарсия-Уидобро, S.J. Сравнительный анализ фигур-посредников: Енох и Иисус
 

Андрей Орлов - Томас Гарсиа-Уидобро - Небесный храм в раннем иудаизме и христианствеАндрей Орлов - Томас Гарсиа-Уидобро - Небесный храм в раннем иудаизме и христианстве

Научный совет издания: Гарсиа-Уидобро Томас, S.J. Орлов Андрей Александрович. Переводы с английского И. Д. Колбутовой и А. В. Маркова. - М.: Институт св. Фомы, 2018. — 304 с.
ISBN 978-5-9907661-1-2
 

Андрей Орлов - Томас Гарсиа-Уидобро - Небесный храм в раннем иудаизме и христианстве - Оглавление

Предисловие
Часть I. Небесный Храм
  • Грегори Бил. Символы небесного храма в раннем иудаизме
  • Маргарет Баркер. Завеса Иерусалимского храма
  • Андрей Орлов. Храм творения в Откровении Авраама
Часть II. Священники Небесного Храма
  • Криспин Флетчер-Луи. Первосвященник как божественный посредник (Пример из Книги пророка Даниила)
  • Андрей Орлов. Небесные священники и небесные жертвоприношения в Откровении Авраама
  • Андрей Орлов Регент небесных крыл: Литургическая роль Еноха-Метатрона во Второй книге Еноха итрадации Меркавы
Часть III Ритуалы. Небесного Храма
  • Андрей Орлов. Эсхатологический Йом Киппур в Откровении Авраама
  • Томас Гарсиа-Уидобро, S.J. Ангелы и люди: единение в общей литургии
 

Франсиско Суарес о речи ангеловФрансиско Суарес о речи ангелов

Под редакцией и в переводе Г. Вдовиной
Институт философии, теологии и истории св. Фомы, Москва, 2017
ISBN 978-5-9907661-6-7
 

Франсиско Суарес о речи ангелов - Оглавление

Предисловие
Франсиско Суарес Об ангелах
  • Книга II, глава XXVI Являют ли одни ангелы другим свои внутренние понятия или стремления посредством чувственных или духовных знаков
  • Глава XXVII Являет ли один ангел другому свои акты, ничего не производя в слушающем
  • Глава XXVIII Вывод предыдущей главы подтверждается разрешением многих затруднений и сомнений
Г. В. Вдовина Тема ангельской речи в схоластической философии
  • Библиография
Михаэль Эрнст Ангелы в православной религиозной практике и в искусстве
  • 1. Ангельская природа и небесная литургия
  • 2. Ангелы в земной литургии
  • 3. Типы изображений
  • 4. Красота ангелов
  • 5. Служение верующим: Михаил и Гавриил
  • 6. Христианская жизнь. Причастность к ангельской жизни
  • 7. Ангелы – вожатые душ усопших
  • 8. Ангелы и святые
  • 9. Поклонение ангелам

Фома Аквинский - Дискуссионные вопросы о душеПарижский средневековый университет с самого начала был учреждением церковным. Как пишет в своей книге «Средневековые университеты» Н. С. Суворов: «Парижский университет, несомненно, возник в связи с церковными учреждениями и под влиянием церковных властей». Папа играл большую роль в жизни этого университета, чего нельзя сказать об университетах Италии (Болонья, Падуя), Англии (Оксфорд, Кембридж) и Германии, хотя некоторые из них имели свои корни в церковных школах и выросли на церковной почве, в связи с церковными учреждениями.
 
В результате включения монашествующих орденов (доминиканцев и францисканцев) в профессорский состав, теология стала господствующей научной дисциплиной среди других отраслей знаний в этом университете. Денифль за время до 1260 г. насчитывает более 140 папских булл, относящихся к парижскому университету. В то же время, хотя университет и признавал над собой власть папы, он не подлежал управлению органами церковной власти.
 
Кроме того, если богословский факультет Парижского университета состоял исключительно из духовенства, то на другие факультеты (искусств, медицины, юридический) к преподаванию не допускалось ни духовенство, ни члены монашеских орденов. Ректор средневековых университетов часто был из клириков. Как пишет Н. С. Суворов: «Для ректора университета во всяком случае и в особенности считалось неприличным быть мирянином, и притом женатым». Даже в Италии, где высшая школа была наиболее независимой от церквии возникла из городских школ, ректор также должен был принадлежать к церковному клиру.
 

Фома Аквинский - Дискуссионные вопросы о душе

Перевод и предисловие: иерей Евгений Шилов
М.: Институт св. Фомы, 2017. 408 с.
ISBN  978-5-9907661-8-1
 

Фома Аквинский - Дискуссионные вопросы о душе - Оглавление

  • Предисловие
  • Фома Аквинский - Дискуссионные вопросы о душе
  • Примечания
 

Сергей Хоружий - Опыты из русской духовной традицииСергей Хоружий - Опыты из русской духовной традиции

Москва, Институт св. Фомы, 2018
ISBN 978-5-9907661-7-4
 

Сергей Хоружий - Опыты из русской духовной традиции - Содержание

Введение: О ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ ВООБЩЕ И О РУССКОЙ В ЧАСТНОСТИ
Зачин
  • Генезис философского процесса в России: спор славянофилов и западников
  • Алексей Хомяков и его дело
  • Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя
  • Соловьев и Ницше в кризисе европейского человека
Акмэ
  • Век после «Вех» или две-три России спустя
  • Имяславие и культура Серебряного века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма
  • Карсавин и время
  • Философия Карсавина в судьбах европейской мысли о личности
  • Персонология Флоровского и современный поиск новых модусов субъективности
  • Концепция неопатристического синтеза на новом этапе
  • Шаг вперед, сделанный в рассеянии
Усыхающий довесок
  • Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергии
  • Исихазм и феноменология
  • Антропология терроризма под лучом исихазма
  • «Бывают странные сближенья»: Патанджали, Палама, Кьеркегор – учители бытийного размыкания
  • Восточно-христианский дискурс и проблема техники
  • Внеземные цивилизации и религиозное сознание: к постановке темы
  • Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов
  • И вновь о традиции: весь путь с птичьего полета
 

Липке Штефан - Антропология прозы ЧеховаШтефан Липке SJ - Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения

(Библиотека журнала "Символ")
(Христианская мысль. Тексты и исследования)
М.: Институт св. Фомы, 2019. - 256 с.
ISBN 978-5-9907661-3-6
 

Штефан Липке SJ - Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения - Содержание

Предисловие
Введение
1. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова (1883—1885): человек как роль и как личность
  • 1.1. Рассказ «Смерть чиновника»: социальная роль — самоопределение человека - 1.2. Рассказ «Толстый и тонкий»: заключение человека в своей роли - 1.3. Рассказ «Восклицательный знак»: социальная роль человека и освобождение от нее - 1.4. Рассказ «В море»: социальное положение и этическая ответственность человека
2. Полемические рассказы А.П. Чехова (1887—1889): унижение человека и идея освобождения
  • 2.1. Рассказ «Враги»: унижение человека и динамика агрессии - 2.2. Рассказ «Спать хочется»: полемичность в описании жестокости - 2.3. Рассказ «Княгиня»: унижение человека и безвыходный конфликт
3. Пост-сахалинские повести А.П. Чехова (1891—1894): типизация и неизреченность человека
  • 3.1. Повесть «Дуэль»: неизреченность человека как возможность преодоления конфликта - 3.2. Повесть «Палата № 6»: осуждение и неизреченность человека - 3.3. Повесть «Черный монах»: отрицание неизреченности человека и катастрофа
4. Социально ориентированные произведения А. П. Чехова (1897—1899): судьба неизреченности человека
  • 4.1. Повесть «Мужики»: человек, униженный нищетой - 4.2. Рассказ «Человек в футляре»: человек, ограниченный страхом - 4.3. Рассказ «Случай из практики»: человек, подавленный разобщенностью - 4.4. Рассказ «Душечка»: человек, духовно пустой
5. Поздние произведения А.П. Чехова (1899—1902): уход человека как прорыв к неизреченности
  • 5.1. Рассказ «Дама с собачкой»: любовь и выход человека из внешних конвенций - 5.2. Повесть «В овраге»: выход человека из социального угнетения - 5.3. Рассказ «Архиерей»: смерть как уход человека от публичной роли
Заключение
Список использованных источников и литературы
 

Бейер де Рик Бенуа - Майстер Экхарт и мистика отрешенностиБейер де Рик Бенуа - Майстер Экхарт и мистика отрешенности

М.: Институт св. Фомы, 2019. - 144 с.
 

Бейер де Рик Бенуа Майстер Экхарт и мистика отрешенности - Содержание

Введение
  • Глава I. Майстер Экхарт: жизнь и творения
  • Глава II. Политический и религиозный контекст
  • Глава III. Спекулятивная мистика Майстера Экхарта
  • Глава IV. Потомство Экхарта
Заключение
Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron