Не утаивает пророк благодать, говоря: Я сказал, что вы — боги и сыны Всевышнего все. Ведь нас, именно нас Он усыновил и желает называться только нашим Отцом, но не Отцом непокорных. Итак, наши дела как Христовых спутников обстоят следующим образом: каковы желания — таковы и слова, каковы слова — таковы и дела, а каковы поступки — такова и жизнь: хороша вся жизнь у людей, познавших Христа.
Достаточно, думаю, слов, хотя я уже и пошел в своих рассуждениях дальше, повинуясь человеколюбию и изливая то, что получил от Бога, как призывающий изо всех сил к величайшему из благ — спасению. Ибо когда рассказываешь о жизни, не имеющей конца, то слова, совершающие при этом священнодействие, не хотят остановиться. Вам теперь остается выбрать несущую пользу цель — суд или милость. Но я же считаю, что не следует сомневаться в том, что из двух лучше: в самом деле, нельзя сравнивать жизнь с гибелью.
Климент Александрийский - Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется
[пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]
СПб. : ООО «Издательство Олега Абышко» : ООО «Издательство «Пальмира», 2017. 282 с.
ISBN 978-5-521-00285-6
Климент Александрийский - Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется - Содержание
А. Ю. Братухин. Тит Флавий Климент — примиритель противоположностей
-
Биография
-
Творчество
-
Аллегорический метод и Ветхий Завет
-
Языческие мистерии в интерпретации Климента
-
Боги и бесы у Климента
-
Климент о богатстве и спасении
-
Прекрасное и уродливое глазами Климента
-
Климент и Египет
Увещевание к язычникам
Глава первая. Христос — это Новая Песня, Слово Истины
-
I. Евном и цикада
-
II. Древние мифы и новая песня
-
III. Обман Орфея
-
IV. Спасительная сила новой песни
-
V. Логос и гармония мира
-
VI. Кажущаяся новизна истины
-
VII. Предвечный Логос — Мастер, Учитель и Защитник
-
VIII. Различные пути спасительного врачевания
-
IX. Иоанн Предтеча и плодоносная пустыня
-
X. Христос и врата в небеса
Глава вторая. Языческие мистерии гнусны, а боги позорны
-
XI. О языческих оракулах
-
XII. Связь мистерий со змеем и грехопадением
-
XIII. О происхождении слов «оргии» и «мистерии»
-
XIV. О мистериях Афродиты
-
XV. О мистериях Деметры, Аттиса, Кибелы и корибантов
-
XVI. О Сабазийских мистериях
-
XVII. О тесмофориях, скирофориях и арретофориях и мистериях Диониса
-
XVIII. О мистериях Диониса (продолжение)
-
XIX. О кабирских мистериях
-
XX. Об Элевсинских мистериях
-
XXI. Об Элевсинских мистериях (продолжение)
-
XXII. О тайных символах мистерий
-
XXIII. Мистерии язычников безбожны
-
XXIV. Благоразумие древних «безбожников»
-
XXV. О безбожии и суеверии
-
XXVI. Семь путей возникновения идолопоклонства
-
XXVII. Мифы — либо вымыслы, либо рассказы о дурных людях
-
XXVIII. Об одноименных богах
-
XXIX. Об Аресе, Гефесте и других
-
XXX. Об Асклепии, Диоскурах, Геракле и других
-
XXXI. О Музах
-
XXXII. О любовных приключениях богов
-
XXXIII. О любовных приключениях богов (продолжение)
-
XXXІV. Об истории спортивных состязаний и фаллических шествий
-
XXXV. О богах, бывших рабами
-
XXXVI. О человеческих слабостях богов
-
XXXVII. О Зевсе
-
XXXVIII. О недостойных эпитетах богов
-
XXXIX. Сопоставление греческих и египетских богов
-
XL. О местных демонах
-
XLI. О великих демонах
Глава третья. Боги суть кровожадные бесы
-
ХLII. О человеческих жертвоприношениях
-
ХLIII. О Крезе, Кире и Солоне
-
XLIV. О происхождении культа Эрота и Пана
-
XLV. О храмах-гробницах
Глава четвертая. О статуях богов
-
XLVI. О старинных идолах
-
XLVII. Истории знаменитых статуй
-
XLVIII. История статуи Сараписа
-
XLIX. Об Антиное
-
L. Сивилла о языческих капищах; боги-привратники
-
LI. Идолы ничтожнее любого живого существа
-
LII. О бесчувствии идолов
-
LIII. О гибели храмов в огне и о людях, позировавших изготовителям идолов
-
LIV. О людях, провозглашавших себя богами
-
LV. Боги — это умершие люди и демоны
-
LVI. О почитании материи
-
LVII. О «своднической» роли искусства
-
LVIII. О коварстве искусства, скульпторах и магах
-
LIX. О непотребстве в поэмах Гомера
-
LX. О связанном с идолопоклонством разврате
-
LXI. О связанном с идолопоклонством разврате (продолжение)
-
LXII. Счастлив отринувший идолы
-
LXIII. Богом является не природа, а ее Создатель
Глава пятая. Ложные мнения философов о богах
-
LXIV. Об обожествлении философами стихий
-
LXV. Приоритет персов в обожествлении стихий
-
LXVI. О философах, поднявшихся над почитанием элементов
Глава шестая. Проблески истины у философов
-
LXVII. О суетности философов
-
LXVIII. Платон — помощник в поисках истины
-
LXIX. Истина постигается благодаря Богу
-
LXX. Учителя Платона — варварские народы
-
LXXI. Антисфен, Ксенофонт и Сивилла
-
LXXII. О Клеанфе
Глава седьмая. Проблески истины у поэтов
-
LXXIII. Ссылка на Арата и Гесиода
-
LXXTV. Еврипид, Софокл и раскаяние Орфея
-
LXXV. Критика культа Кибелы у Менандра и Антисфена
-
LXXVI. Гомер и Еврипид в роли обличителей богов
Глава восьмая. Истина в писаниях пророков
-
LXXVII. Обращение к Сивилле
-
LXXVIII. Обращение к Иеремии и Исаии
-
LXXIX. Обращение к Моисею и другим пророкам
-
LXXX. Обращение к Притчам Соломона и другим ветхозаветным текстам
-
LXXXI. О суетности и лжи язычников
Глава девятая. Истина в новозаветных текстах
-
LXXXII. Обращение к Посланию к Евреям и другим новозаветным текстам
-
LXXXIII. Свобода или рабство, жизнь или смерть?
-
LXXXIV. «Сегодня» и вечность
-
LXXXV. Цена спасения
-
LXXXVI. Цена спасения (продолжение)
-
LXXXVII. Обращение к апостолу Павлу
-
LXXXVIII. О единстве
Глава десятая. Критика безбожных обычаев, людского невежества и косности
-
LXXXIX. О приносящем несчастье обычае
-
ХС. О каре для злодеев и для самого князя зла
-
XCI. Об отталкивающем внешнем виде идолослужителей
-
ХСII. Примеры собак, коней, быка и осла, червей, свиней, орлов
-
ХСIII. О небесном наследии
-
XCIV. О небесном наследии (продолжение)
-
XCV. О выборе между смертью и жизнью и о врожденной вере
-
XCVI. Призыв выйти на ристалище истины
-
XCVII. О справедливости Бога
-
XCVIII. Бог — Создатель одушевленной статуи
-
XCIX. Невежество — причина людских бедствий
-
С. Человек рожден для созерцания неба
-
CI. Язычники расходуют свою жизнь на смерть
-
СII. Судьба, богатство, любовь, сон, звезды — не боги
-
СIII. Бесчувственные изваяния и бесчувственные люди
-
CIV. Священен человек, а не звери и камни
-
CV. Слепота и глухота язычников
-
CVI. О старой коже и крыльях
-
CVII. Гимн Богу — праведный человек
-
CVIII. О людях, более бестолковых, чем звери; о человеческих и Божиих законах
-
CIX. О терпком вкусе спасения
-
СХ. О Господе и Его деяниях
Глава одиннадцатая. О благодеяниях Бога людям
-
CXI. Об освобождении людей
-
СХII. О просвещении людей
-
СХIII. О прозрении людей
-
CXIV. О свете и мраке
-
CXV. Об экспедиции на небо, спасительном талисмане и Божием заклинании
-
CXVI. О Христовом воинстве
-
СХVII. Божественная любовь и стрекало спасения
Глава двенадцатая. Христианские мистерии святы и спасительны
-
CXVIII. Харибда и сирены
-
CXIX. Беседа с Тиресием
-
СХХ. О христианских мистериях
-
CXXI. Христос — наш помощник
-
CXXII. О подобии Богу
-
CXXIII. Заключение
Примечания
Указатель имен
Сокращения
Библиография
Приложение. Кто из богатых спасется
Климент Александрийский - Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется - Глава 1
Восписующие богатым похвалы, мне кажется, по всей справедливости должны быть не только осуждаемы за лесть и пресмыкательство, потому что они выдают себя за почитателей того, что вовсе не заслуживает почтения; но они должны быть признаваемы и за безбожников и обманщиков. За безбожников, ибо не радея о своей обязанности хвалить и прославлять Единого Совершенного и Святого Бога, из Которого все, Которым все и к Которому все, они честь, приличествующую Ему, воздают людям, обременяющим себя грехами, ведущим жизнь безнравственную, за что, — а это и главное, — подлежат суду Божию. За обманщиков такие люди должны быть считаемы потому, что богатство уже само в себе имеет силу надмевать души собственников, губить и сводить с пути, коим достигается спасение, а они богатых к тому же еще усыпляют, через угодливость им своими безмерными похвалами.
Кроме того, пробуждают в них высокомерные мысли, в результате чего богатые все начинают считать пустяками, за исключением богатства, которым они такое удивление к себе возбуждают. Поистине, это значит к огню огня подбавлять, гордого гордостью нагружать, к богатству прибавлять еще отяготительнейшее затруднение: трудно осиливаемую природу обременять еще затруднительнейшей тяжестью, вместо того чтобы освобождать и отделять ту от этой, как от некоей губительной и смертельной болезни. Потому что кто превозносится и чванится, того может и обратное постигнуть—для него может наступить унижение и падение, чему и учит слово Божие.
Мне кажется, вместо того чтобы унизительно льстить богатым и прославлять их за дурные их дела, гораздо человечнее по отношению к ним было бы помогать им напоминаниями, всеми возможными способами содействуя их спасению: частью Бога о сем моля, Который чад Своих с верностью и готовностью щедро наделяет могущими им на пользу служить благами, частью благодатью Спасителя их души исцеляя, их просвещая и к принятию истины приводя. Только тот, кто воспринял оную, кто добрыми делами блистает, только тот наследует в награду за это вечную жизнь. Необходима для достижения ее и постоянная, равномерно, даже до последнего дня жизни продолжаемая, молитва души твердой и чистой, а также образ жизни и расположений: добрый, закону верный, всесторонне определяющийся заповедями Спасителя.
Глава 2
Но, наверное, не одна какая-нибудь, и притом и простая, тому причина, что спастись богатому труднее, чем бедному; тех причин, конечно, много и они разнообразны. Потому что одни без рас- суждений и легкомысленно внимают сему голосу Спасителя, что удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в Царство Божие, и в себе самих отчаиваясь, как если бы не могли они Царства Божия достигнуть, во всех своих действиях соображаются с миром; и как если бы им суждено было жить лишь по эту сторону гроба, все далее и далее в унынии отклоняются от пути, ведущего в жизнь загробную, не заботясь много ни о том, к каким богачам Господь и Учитель обращает речь Свою, ни о том не думая, что невозможное для людей возможно для Бога.
Другие, хотя и правильно и надлежащим образом понимают данное изречение Господа, но, пренебрегая делами, ведущими ко спасению, не снабдевают себя этим оружием, необходимым для завладения ожидаемыми благами. С обеих этих точек зрения говорю я, впрочем, только о богатых, которым известны и могущество Спасителя, и явленное Им спасение. О тех же, которым эти истины не известны, меньше я забочусь.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: