В конце 50-х гг. ХХ в. возникла так называемая лингвистика текста. Она в основном занималась когезивными средствами постепенно развертываемой языковой последовательности; средства эти считались неспецифичными и годившимися для текста любого типа. И так оно и было. Перечислить их, эти средства, несложно: это анафорика, синонимическая замена, темарематическое членение, просодическое подчеркивание (в плане выражения), а также дистрибуция нового - упомянутого, определенного - неопределенного (в плане содержания). Первые и, в общем, не составляющие единства опыты работы в этом направлении частично были опубликованы в издании «Новое в лингвистике».
Между тем, в рамках отдельных семиотических школ возникло несколько иное направление, методологическим кредо которого было представление текста как цельного пространства. В его рамках осуществляются когезивные скрепы, и таким образом возникают «ключи», помогающие разгадать и выявить «неочевидные смыслы» текста (Топоров 1983; Николаева 1997). Разумеется, подобный метод применим в основном к текстам замкнутым, не слишком протяженным и имеющим некий смысловой центр. По большей части подобного анализа, новой основополагающей теории требовали стихотворные или художественные тексты малой протяженности. Но, несомненно, при анализе любого художественного текста - будь то стихи или проза – в настоящее время нельзя не считаться с возникающей новой идеей, а именно - идеей о том, что, возможно, текст обладает своими минимальными единицами, «своей» грамматикой и своими семантическими указателями.
Ключи нарратива - Сборник
М.: «Индрик», 2012. - 160 с.
ISBN: 978-5 -91674-203-9
Ключи нарратива - Сборник - Содержание
Введение (Т.М. Николаева)
- Н.Н. Запольская. Лингвистика «созданного»: языковые «ключи» в книжных и литературных текстах
- М.В. Завьялова. Ассоциативные ключи в фольклорных и художественных текстах
- А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Оборотная сторона золотого века. XIX столетие в стихотворении Мандельштама «Дикая кошка — армянская речь…»
- Е.В. Вельмезова. Романы «с ключом» К. Вагинова: от поиска прототипов к поиску идей
- И.И. Фужерон (Париж). Путь к пословице
- Т.В. Ряпина. Цветовая гамма поэзии И.А. Бродского
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: