Клюев - Каноническое право

Николай Владимирович Клюев - Каноническое право : Канонические аспекты церковных служений
«Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21). По свидетельству современников, именно с этих слов протопр. Николай Афанасьев (1893-1966), автор широко известной в настоящее время концепции евхаристической экклезиологии, начинал читать свой курс канонического права. Вслед за Рудольфом Зомом (1841— 1917), немецким юристом, историком и профессором канонического права, Афанасьев отстаивал точку зрения, согласно которой проникновение в церковную жизнь правовых начал следует рассматривать как отклонение от нормы, искажение, требующее корректировки через утверждение подлинно православного учения о Церкви. Действительно, многие маститые авторы считали и продолжают считать науку канонического, или церковного, права наукой сугубо юридической, как и церковные каноны — разновидностью правовых норм.
 
Почему право и церковная жизнь несовместимы? Потому что право (закон) предполагает использование принудительных механизмов для обеспечения своей реализации, а в новозаветной церкви принуждение недопустимо ни в какой форме. Ветхозаветное законодательство допускало возможность силового преодоления греха, что следует рассматривать как выбор из двух зол — меньшего. В Новом Завете от верующих требуется отказаться от несовершенных (т. е. силовых) способов борьбы со злом ради утверждения средств совершенных (не противься злому (человеку)). Особенно это касается церковной сферы. И если в общественной жизни христианин зачастую еще прибегает к помощи государства (а значит — и его силовой правоохранительной системы) для решения возникающих проблем, то в церкви такой подход не может быть признан нормальным, потому что тогда не будет никакой границы между церковью и обществом как «миром сим», лежащим во зле.
 
Во многом верной представляется и точка зрения Рудольфа Зома на недопустимость регулирования церковной жизни правом. Он, в частности, писал:
 
Мыслимо ли, чтобы правовой формулой решалось, чье слово для Церкви — Божье слово? Сущность права не в том, что оно осуществляется принудительно, но, несомненно, в том, что оно носит формальный характер, т. е. что оно основывается на определенных фактах прошедшего, без возможности критики, без принятия во внимание, является ли оно действительно оправданным и в настоящее время или нет. Возможно ли существование такого права, которое навязывало бы общине какое-либо решение в качестве Божьего решения? Возможно ли, чтобы какое-либо учение должно было считаться божественным на том основании, что учащий за некоторое время до этого был, может быть, правильно избран общиной, или как-нибудь иначе получил законное поставление? Если достоверно известно, что экклезия может управляться не человеческим, но единственно божественным словом, то столь же достоверно, что не может существовать в христианстве никакой власти и никакого поставления на должность, которые давали бы относительно общины правовые полномочия. Слово Божие узнается не по какой-либо форме, но по его внутренней силе. Христианство должно следовать только такому слову, которое оно в силу внутреннего свободного соглашения признает божественным словом. Только реально оправданному, проистекающему поистине из Духа Божьего слову повинуется оно. В экклезии не может существовать никакой правовой правительственной власти.
 

Николай Владимирович Клюев - Каноническое право : Канонические аспекты церковных служений

Учебное пособие для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений
М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. —184 с.
ISBN 978- 5-89100-240-1
 

Николай Владимирович Клюев - Каноническое право : Канонические аспекты церковных служений - Содержание

Введение 
Тема 1. Каноническое право как учебная дисциплина. Проблема наименования дисциплины. Концепция и структура дисциплины. Источники церковного нормативного корпуса 
Тема 2. Понятие церковной нормы, ее структура, действие по кругу лиц. Церковное наказание (прещение), его цель, виды, продолжительность, полномочия по наложению и снятию. Власть в церкви 
  • Состав нарушения церковной нормы 
  • Церковное наказание (прещение) 
  • Продолжительность (срок) церковного наказания 
  • Полномочия по наложению и снятию церковного наказания 
  • Власть в церкви 
Тема 3. Регулирование церковными правилами вступления (приема) в церковь, выхода из нее и возвращения в церковь. Условия приема в церковь, порядок приема (время, место, полномочия на совершение таинства), особенности приема в церковь из еретических и схизматических сообществ 
Тема 4. Служение народа Божьего: основные права и обязанности членов церкви, нормы церковного благочестия и ответственность за их нарушение 
Тема 5. Каноническое регулирование поставления священно-и церковнослужителей: именование в текстах канонов священно-и церковнослужителей; условия и порядок поставления; содержание служений; прекращение, приостановление и возобновление особых служений; перемещение священнослужителей
  • Наименование лиц, имеющих особые церковные служения
  • Поставление на особые церковные служения 
  • Условия поставления 
  • Порядок поставления и полномочия на поставление 
  • Перемещение лиц, имеющих особые служения 
  • Виды (наименования) и содержание особых служений и их отражение в канонах. Ограничения, связанные с особым служением
  • Соотношение сакраментальных и властных полномочий лиц, имеющих особые служения (иерархия священнодействия и иерархия правительственная)
  • Приостановление, возобновление и прекращение особых церковных служений 
Тема 6. Устройство и управление церковью по уставу РПЦ и приходскому уставу. Канонический статус православных братств и сестричеств 
Тема 7. Церковный суд
  • Принятие дела к рассмотрению 
  • Рассмотрение дела судом 
  • Епархиальный суд (первая судебная инстанция) 
  • Высший общецерковный суд (первая, вторая и надзорная инстанции) 
  • Суд Архиерейского собора 
  • Регулирование древними канонами церковного судопроизводства 
Тема 8. Церковный брак 
Тема 9. Монашество 
Тема 10. Общий обзор основных сфер регулирования церковной жизни в Католической церкви на основе Кодекса канонического права (Codex juris canonici)
Заключение 
Приложение. О каноническом статусе члена РПЦ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat christifid