Храмы - Церковная архитектура и изобразительное искусство - История

Александр Копировский – Церковная архитектура и изобразительное искусство
В современном мире поток прагматической информации заметно возрастает. Однако это в основном количественный прирост. К тому же он достается дорогой ценой, поскольку находящаяся на противоположном «полюсе» духовно-эмоциональная сфера жизни, наоборот, сужается и отодвигается на второй план. В контексте урбанистической культуры понятие «прекрасного», которое Платон определял как «сущность», вообще снимается нарочитым смешением самых противоречивых форм — художественных и нехудожественных, духовных и бездуховных — в культуре постмодерна.
 
Чрезвычайно важным поэтому является приобщение обычного человека, а не только будущего профессионала в этой сфере, к подлинно прекрасным образцам мирового искусства. Для этого нужно, с одной стороны, не свести восприятие прекрасного к субъективным эмоциям, а с другой — не превратить его в еще один поток информации. Сделать это сейчас труднее, чем когда-либо. На смену эпохе «кризиса искусства», о котором ярко писал в 1918 г. Н. А. Бердяев, пришла эпоха «конца искусства» или даже «смерти искусства».
 
Исследователи, употребляющие этот термин, утверждают, что теперь «...роль искусства в нашем обществе в его традиционных проявлениях непонятна, а его дальнейший курс непредсказуем». Однако, начиная с эпохи «кризиса искусства» и до сегодняшнего дня, происходит существенный в сравнении с предыдущими веками рост интереса к памятникам храмового искусства, особенно к христианским иконам и храмам.
 
Становится все более ясным, что сама возможность получения эстетического наслаждения от собора Парижской Богоматери или «Троицы» прп. Андрея Рублева обусловлена в первую очередь их духовным и церковным содержанием. Христос сказал о Своих учениках: «...если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40). Действительно, сейчас все больше и больше слышен голос церковных «камней».
 
То, что произведения храмового искусства, прямо связанные с верой в Бога и поклонением Ему, оказались наиболее востребованными в современном секулярном мире, — не случайно. Именно в них с наибольшей яркостью и последовательностью выражено откровение Бога о Себе Самом, о сотворенном Им мире и его венце — человеке, о том, что все творение изначально было не только «хорошо весьма» (Быт 1:31), но и «прекрасно весьма» и что эта красота, несмотря на страшные последствия грехопадения, не утрачена навсегда.
 
По мере изживания схематизма и идеологических клише в изучении церковного искусства светский и церковный подходы к нему сближаются. Это способствует преодолению существующего греховного разделения между светским и духовным в человеке и обществе. «Светское, — пишет свящ. Георгий Кочетков, — прежде всего, не всегда и не во всем мирское...» — т. е. принадлежащее исключительно «миру сему». «...Светское может иметь и иные, более духовные и высшие основания».
 
Без светской культуры, по его мнению, «...даже ученый монашеско-аскетический духовный мир как бы страдает и может редуцироваться, так же как без духовной культуры страдает и редуцируется светский мир». Поэтому представляется ошибочным категоричное противопоставление средневекового церковного искусства и искусства ренессансного (а фактически — всего послесредневекового искусства), когда последнее отождествляется исключительно со светским мировоззрением и наделяется антицерковным содержанием, как это имело место, например, у о. Павла Флоренского.
 

Александр Копировский – Церковная архитектура и изобразительное искусство

Издательство – «Свято-Филаретовский православно-христианский институт» - 72 с.
Москва – 2015 г.
ISBN 978-5-89100-139-8
 

Александр Копировский – Церковная архитектура и изобразительное искусство – Содержание

  • Предисловие
Раздел I Общее содержание курса
  • Программа
  • Цели курса
  • Задачи курса
  • Введение
  • Храмовая архитектура
  • Внутреннее убранство храма
  • Икона
  • Церковная утварь и одежда
  • Требования Студентам по окончании курса
  • Литература
  • Основная
  • Дополнительная
  • Вспомогательная
  • По основным разделам учебника
Раздел II Методические материалы
  • Принципы, формы и содержание преподавания
  • Методика преподавания
  • Рекомендации студентам
Раздел III Материалы курса
  • Лекции
  • Введение
  • Церковное искусство как учебный предмет
  • Храмовая архитектура
  • Места богослужебных собраний первых христиан. Базилики
  • Романские и готические храмы
  • Крестовокупольные храмы
  • Храмы смешанного типа
  • Внутреннее убранство храма
  • Катакомбы
  • Базилики. Романские и готические храмы
  • Крестовокупольные храмы
  • Храмы смешанного типа
  • Алтарная преграда и иконостас
  • Икона
  • Иконопись. Иконописные подлинники
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография Спасителя
  • Иконография Богоматери
  • Иконография ангелов и святых
  • Иконография праздников
  • Церковная утварь и одежда
  • Кресты, оклады икон, литургические сосуды
  • Богослужебная и внебогослужебная одежда духовенства
  • Приложения
  • Приложение 1
  • Основные типы храмов, росписей (мозаик), иконостасов, церковной утвари и одежды
  • Приложение 2
  • Храм иудеев и храмы язычников
  • Приложение 3
  • Внутреннее убранство иудейского и языческих храмов
  • Приложение 4
  • Церковные праздники
  • Приложение 5
  • Список видеолекций и экскурсий
  • Семинары
  • Храмовая архитектура
  • Внутреннее убранство храма
  • Икона
  • Церковная утварь и одежда
  • «Храм XXI века»
  • Экскурсии
  • Московский Кремль (вводная)
  • Храмы центра Москвы
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Государственная Третьяковская Галерея
  • Троице-Сергиева лавра
  • Московский Кремль (итоговая)
  • Владимир — Боголюбово (факультатив)
  • Вопросы к экзаменам
  • Темы бакалаврских работ
  • Заключение
  • Словарь терминов
  • Храм в стихотворениях русских и зарубежных поэтов

Александр Копировский – Церковная архитектура и изобразительное искусство – Храмовая архитектура

 
Места богослужебных собраний первых христиан. Базилики. Представления о храме в Новом завете. Христианские дома (Сионская горница, дом в Дура-Европос). Катакомбы. Назначение и особенности языческих базилик. Христианские базилики III-VI вв., их экстерьер и интерьер, сходство с языческими базиликами и мавзолеями, отличия от них. Другие христианские молитвенные здания: мартирии, баптистерии, мавзолей. Символика архитектурных форм (св. Василий Великий, св. Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский). Купольная базилика. Храм Святой Софии в Константинополе.
 
Романские и готические храмы. Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитек-турные элементы: стены, башни, своды, опоры, окна, декор, циркульная и стрельчатая арки, нервюры, контрфорсы, аркбутаны, пинакли. Образность, связь с богословскими представлениями и литургикой. Французские, германские, английские, итальянские соборы. Особенности символического языка, отличия от византийских храмов. Различия между романским и готическим храмом, между ранне- и позднеготическим храмом.
 
Крестовокупольные храмы. Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитектурные элементы: купола, барабаны, закомары, стены, своды, паруса, опоры, окна, декор. Образность, символика отдельных частей и храма в целом (свв. Герман Константинопольский, Максим Исповедник и др.). Архитектура храма в контексте событий церковной истории, изменений богослужебного устава (уставы «Великой Церкви», Студийский, Иерусалимский). Разнообразие форм (количество глав, опор, их типы и т. д.). Наиболее известные храмы Византии, Сербии и Древней Руси, их изна-чальный и современный вид. София Киевская и София Новгородская. Успенский собор Московского Кремля. Завершение эпохи крестовокупольного церковного зодчества: причины и формы.
 
Храмы смешанного типа. Содержание термина. Соотношение экстерьера и интерьера в русских храмах XVI-XVII вв. Особенности архитектурного декора (кокошники и др.). Шатровый и клетский храмы. Западные влияния в русской церковной архитектуре. Барокко в храмовом зодчестве. Собор св. Петра в Риме. Псевдоготика, классицизм. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, их особенности, западные прототипы. Взаимное использование архитектурных форм в церковном и светском зодчестве («палладианские» храмы и др.). Интерес к средневековым формам храмов, его причины и особенности воплощения. Понятия эклектики и стилизации. Модерн и постмодерн в церковном зодчестве.
 
Внутреннее убранство храма. Катакомбы. Базилики. Декор молитвенных помещений в христианских катакомбах, элементы системы. Объединение ветхо- и новозаветных сюжетов. Принципы декора христианских саркофагов. Использование античных форм и средств выразительности в христианских сюжетах. Появление и распространение сюжетных композиций на темы Ветхого и Нового заветов, варианты этих композиций. Мозаики баптистериев и базилик Равенны V—VI вв. Особенности расположения сюжетов в алтаре, связь их тематики с евхаристией (церковь Сан Витале в Равенне). Изначальное внутреннее убранство Святой Софии Константинопольской.
 

Слюнькова Инесса - Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследияСлюнькова Инесса - Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия

М.: Прогресс-Традиция, 2010. 616 с., ил.
ISBN 978-5-89826-326-8
 
 
На территории белорусско-литовских земель в XVII–XVIII веках православные соборы, а зачастую и приходские храмы были вытеснены из центров городов на периферию. Сразу же после присоединения этих земель к России у новой власти такое положение дел постоянно вызывало затруднения. Так, граф Миних, назначенный комендантом Витебска, заручившись одобрением архиепископа Псковского Иннокентия, в 1779 году потребовал построить в городе новую церковь для дислоцированного здесь гарнизона, ссылаясь на отсутствие в городе православных храмов.
 
На протяжении 1780–1840-х годов в крае проводилась программа строительства православных городских соборов, которые вносили недостающее звено в заданную конфирмованными планами структуру застройки города. Сооружение на главных площадях губернских и уездных городов православных церквей поначалу всего лишь уравновешивало доминировавшее значение ранее сложившихся здесь католических костелов. Таким образом, идеальная модель толерантного государства постепенно внедрялась в архитектурнопространственную среду казенных городов. Точкой отсчета в деле строительства центрально расположенных православных городских храмов стал Иоси фовский собор в Могилеве. Он был заложен в память о встрече Екатерины II и австрийского императора Иосифа II, построен по инициативе русского монарха, на государ ственные средства Российской империи и отвечал намерениям строительства городских православных соборов в губерниях западных областей государства.
 
На основе исторических и статистических данных впервые представлена достоверная картина упразднения и реконструкции монастырей, костелов, церквей, а вместе с тем и постепенного разрушения духовных традиций, неотъемлемых от предметной среды культовой архитектуры. Судьба духовной и культурной традиции на примере историко-архитектурного наследия края рассматривается в разных аспектах. Во-первых, в общеисторическом и содержательном плане, как замена церковного образа художественными образами, черпающими из источника светской, мирской жизни общества, активной интеграции культур в эпоху Просвещения, эклектики и историзма. Во-вторых, в конкретно-историческом плане, как результат архитектурно-строительной практики. В-третьих, с позиции государственной и церковной политики. Разрушение церковного образа и замена его художественным образом, знаком, аллегорией являлось общим свойством эволюции церковного искусства на протяжении Нового и Новейшего времени. Проблема обособления церковного образа в архитектуре и изобразительном искусстве ставилась и разрабатывалась многими учеными-богословами и медиеви стами, от Л. Успенского до Х. Бельтинга. В книге предпринимается попытка рассмотреть трансформацию церковного образа в архитектуре на примере «исправления» наследия. Впервые объектом внимания становятся процессы разрушения традиционных форм и образов церковной архитектуры с целью их приспособления, приведения в соответствие с эстетическими и функциональными требованиями времени. Историки архитектуры Беларуси ранее во многом обходили тему церковных памятников эпохи эклектики, хотя в целом влияние русской культуры на культуру Беларуси в конце XVIII – начале XX века советской историографией оценивалось исключительно положительно. В монографических изданиях республики 1950–1980-х годов, посвященных искусству классицизма и эклектики, рефреном повторяются фразы о характерной прививке прогрессивных тенденций, проникновении идей гуманизма и социальной проблематики, интереса к теме индивидуального, личности, «частного» человека. Именно с XIX веком связывают сложение белорусской национальной художественной литературы.
 
 

Слюнькова Инесса - Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия - Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава I НОВОЕ ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Сложение законов по православному и «иностранным» исповеданиям в России - Толерантная политика в знаках и формулах проектов планировки и застройки городов - Городские православные соборы. Иосифовский собор в Могилеве - Могилевский кафедральный костел Св. Станислава - Православные и католические храмы в усадебном строительстве конца XVIII – начала XIX века - Классицизм в государственном церковном строительстве края - Государственное проектирование инославных храмов - Указ Николая I и национальный вопрос в работах Е. Тычинского, П. Пестеля, О. Турчиновича, А. Киркора - Концепция национальной идентичности белорусов П.Н. Батюшкова - Начало церковно-строительных реформ в Западном крае как меры социальной реабилитации православного населения - Неудачи применения в крае опыта великорусских областей строитьхрам ы на средства землевладельцев. Преодоление сопротивления помещиков - Обучение архитектуре местного юношества в Академии художеств за счет Управления путей сообщения и публичных зданий - Трудности с архитектурными кадрами для исполнения церковно-строительных реформ - Русско-византийский стиль. Работы К. Тона до альбома церквей - Вариантность проектов церквей в стилистике классицизма и неоромантизма - Архитектура церквей как институциональное явление XIX века - Строительство церквей в Белорусских губерниях 1840–1850-х годов по образцам К. Тона - Русско-готическое направление в архитектуре. Повторение одних и тех же образцов в Петербургском регионе и Западных губерниях - Демонстрация церковного строительства в Белорусских губерниях. Альбом 1863 года - Неоготика в архитектуре каплиц ( часовен) 1830–1910-х годов - Повторение западно-романского и русско-готического декора в архитектуре эклектики - Организация управления строительством. Инструкции. Метод строительства хозяйственным способом. Снижение художественного уровня архитектуры храмов региона - Курьезы благотворительности помещика в строительстве новой православной церкви. Отступления от принципа благолепия храма - Корректировка организации церковного строительства в период отмены крепостного права - Успех реформ – залог противостояния полонизации края. Обоснование грандиозных затрат государства на постройку церквей - Атлас народонаселения края по вероисповеданиям – волевой аргумент в пользу единства территорий по национальному и религиозному составу населения - Перерастание идеи церковного строительства 1830-х годов в полномасштабные церковно-строительные реформы
Глава II ПРИСПОСОБЛЕНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕМА ХРАМОСТРОЕНИЯ В КРАЕ
  • Четыре волны закрытия и «исправления» инославных монастырей. Прис пособление монастырей иезуитов - Начало «исправления» помонастырских костелов. Программа архитектурного приспособления на примере костела иезуитов в Полоцке - Инвентаризация 134 монастырей «иностранных» исповеданий и роль Генштаба - Курьезы секретности кампании по сбору сведений для закрытия монастырей. Прочность и великолепие костела замещают нищету древней православной церкви - Упразднение и реорганизация базилианских монастырей и хра м ов. Визи тации 1828–1837-х годов - Проекты реконструкции монастырей 1840–1850-х годов. Концепция возвращения русской старины - Реорганизация управления Римско-католической церкви в России. Социальные гарантии католическим священникам (1847). Таблица 37-ми упраздненных кляшторов - Иконостасы для церквей Западного края. Работы Ф.Солнцева - Политика по польскому вопросу в начале царствования Александра II и реакция на нее польского национально-освободительного движения. Русское правительство перед лицом чрезвычайных обстоятельств - Реконструкция и восстание 1863 года. Столкновение двух взглядов, противников и апологетов власти, по трем ключевым вопросам - Край как «агрегат разных вероисповеданий». Обоснование упразднения католических монастырей в 1860-е годы и организация строительства церквей - Архитектурная реконструкция монастырей и храмов после 1860-х годов. Таблицы упразднения и приспособления монастырей - Появление нового типа православного храма-базилики - Метод реконструкции Э. Жибера. Применение его на практике - Альбом православных церквей Витебской губернии (1878). Новое и исправленное как единый поток работ. Повторная реконструкция и тиражирование однотипных решений - Упразднение и архитектурное приспособление костелов - Архитектурное приспособление костела в Сарии - Архитектурное приспособление костелов в Шатилове, Глубоком, Княжицах, Несвиже, а также православных храмов Витебска и Могилева - Петербургские архитекторы и выпускники Института гражданских инженеров в Западном крае - Записка Н.М. Чагина - Строительство инославных храмов на рубеже XIX–XX веков и указ Николая II «об охранении терпимости в делах веры» - Результаты прис пособления
Глава III РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ ЗАПАДНОГО КРАЯ И РУССКИЕ МОНАСТЫРИ XIX ВЕКА
  • Киевская митрополия и Восточнохристианские церкви: сохранение церковной традиции в архитектуре XVII–XVIII веков - Архитектурная типология храмов и обращение к авторитету Греции и Афона - Исторические связи Афона с Западнорусской церковью - Обращение к примеру Киевской митрополии в церковном строительстве России XVIII века - Традиция и следы традиций - Влияние Киевской митрополии на монастырскую жизнь России XIX века - Общежительные монастыри великорусских областей, прямо не связанные с Киевом - Юридическое и финансовое положение монастырей - Приведение монастырей Беларуси к законам Российской империи - Разделение обителей края по размещению в зданиях, построенных православными, униатами, католиками. Акцент в развитии ансамбля на колокольне и соборе - Новое в архитектуре монастырей XIX века. - Приспособление кляшторов для православных обителей. Особенности архитектуры монастырей Западного края, Петербургского региона и центральнорусских областей - Византийский стиль соборов (Спасо-Евфросиниевский, Тупичевский монастыри). Традиция–нетрадиция - Распространенный тип школы-храма - Центрическая и эксцентрическая архитектурно-пространственная организация ансамбля - «Оскудение сил» православных Западного края - «Очищение от праха унии» - Недоверие правительства к местным православным - Разделение по вероисповеданиям и национальной принадлежности. Значение критерия неблагонадежности. Отнесение его к русской (небелорусской) нации - Концепция генезиса базиликального и центрического типов храма как обоснование единой традиции в христианской архитектуре. Работы Н.В. Покровского
Глава IV ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНОСТИ
  • Начало изучения материальных памятников культуры в 1830–1840-х годах - Доклад о древних сооружениях Виленской губернии - Доклад о древних сооружениях Витебской губернии - Доклад о древних сооружениях Могилевской губернии - Контроль за сохранностью костелов - Виленская археологическая комиссия - Начало архитектурной реставрации в крае. Работы А.И. Резанова - Экспедиции РАО в Белоруссию и Литву - Отчеты И.И. Горностаева - Отчеты Д.М. Струкова - Наследие древностей края как следы памятников и предания. Результаты экспедиции РАО - Амбивалентность языка - Система школьного образования И.П. Корнилова - Перемещение ценностей и научная деятельность Виленского учебного округа - Реставрация монументальных памятников архитектуры. Маломожейково.Сын ковичи. Новогрудок. Екатерининская церковь в Минске - Метрики и оценочные описи монастырей и храмов 1800–1910-х годов. Технический характер описания наследия. Работы Московской археологической комиссии - Ремонты и реставрация деревянных церквей. Типология деревянных храмовых сооружений - Деревяный центрический и крещатый пятиглавый храм. Богоявленский собор Кутеинского монастыря - Православные и униатские церкви. Трехсрубный храм «кораблем» - Униатские церкви и костелы. Двухдельный храм «кораблем» - Особенности деревянного храмового зодчества края и утрата ремесленной традиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Технология реформ - Технология архитектуры - Работа с традицией - Перенастройка архитектурного языка ландшафта - Сложение национально артикулированной светской культуры
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Указатель монаст

Валерия Алфеева - Невечерний свет: Рассказы о Божьих людях и святых местахИстории, собранные в этой книге, сплетена из невыдуманных рассказов о тех, кто  призван  и  избран  Богом  на  высокое  жертвенное  служение  Церкви,  –  архиереев, священников,  монахов,  людей  самых  разных,  часто  трагических  судеб.
 

Валерия Алфеева - Невечерний свет: Рассказы о Божьих людях и святых местах

Эксмо; Москва; 2013
ISBN 978-5-699-64033-1
 

Валерия Алфеева - Невечерний свет: Рассказы о Божьих людях и святых местах - Содержание

Оссана в вышних
ДЖВАРИ
    «Чертог Твой вижду»
    «Да исправится молитва моя…»
    Лорелея и другие
    Грозы
    «Что есть истина?»
    Черноризцы
    Тайная вечеря
    Искушения
    Исповедь
ПРИЗВАННЫЕ, ИЗБРАННЫЕ И ВЕРНЫЕ
    «Веруйте в свет…»
    «Возьму ли крылья зари…»
    «Благослови, душе моя, Господа»
    «Кто из нас может жить при огне поядающем?..»
    «Я есмь лоза»
    «Предал меня Бог беззаконнику»
    «Теперь же глаза мои видят Тебя»
ПАСХА ТАИНСТВЕННАЯ
СТРАННИКИ
    Русский скит в Санта-Розе
    О временном и вечном
    Дом милосердного самарянина
    Великое чудо нашей литургии
    Взыскание погибших
Цветные иллюстрации к книге

Історія Аскольдової Могили та Київського Пустинно-Микільського монастиряІсторія Аскольдової Могили та Київського Пустинно-Микільського монастиря за публікаціями ХІХ – початку ХХ ст. з фондів відділу бібліотечних зібрань та історичних колекцій Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського

Зб. документів і матеріалів. - укладач І. С. Шекера ; НАН України, Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського. – Київ, 2021. – 450 с.: 63 іл.
ISBN 978-966-02-9697-8
 
 
Історія Аскольдової Могили та Київського Пустинно-Микільського монастиря сягає сивої давнини. Існування Київського Пустинно-Микільського монастиря нерозривно пов’язано з історією України. Тривалий час обитель була одним з найбільших осередків православ’я і великим власником землі, мала покровительство українських гетьманів, польських королів і російських царів. Неодноразово її відновлювали, перебудовували старі та будували нові споруди. Однак ні історична, ні архітектурна цінність не змогла захистити монастир від повної ліквідації. Коли в 1934 р. столицю Української Соціалістичної Радянської Республіки перенесли з Харкова до Києва, почалося масове нищення сакральних споруд. Спочатку було розібрано дзвінницю, а потім протягом 1934–1936 рр. і сам Микільський собор. На місці трапезної монастиря тепеp готель «Салют». Зараз залишився лише прибутковий будинок монастиря по вул. Івана Мазепи, 11 – чотириповерхова споруда в стилі модерн, зведена в 1910-ті роки єпархіальним архітектором Євгеном Єрмаковим, тому що в 1923 р. її зробили комунальним будинком для робітників заводу Арсенал. Від найбагатшої обителі з більше ніж тисячолітньою історією залишилися лише цей прибутковий будинок, церква на Аскольдовій Могилі та бібліотека, яка наразі зберігається у фондах Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського (далі НБУВ).
 
Відділ бібліотечних зібрань та історичних колекцій Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського є одним з найбільших фондоутримувачів ретроспективних історико-культурних фондів країни, зокрема бібліотек закритих радянською владою монастирів. Відповідно до запитів користувачів, укладач провела у фондах спеціалізованого відділу бібліотечних зібрань та історичних колекцій пошук інформації про Аскольдову могилу та Пустинно-Микільський монастир у публікаціях ХІХ – початку ХХ ст., і подала відповідні уривки з опублікованих документів чи історичних та довідкових праць. Деякі з них містять застарілу інформацію, спростовану пізнішими науковими дослідженнями, але в сукупності вони безперечно становлять інтерес як історичні джерела, і демонструють загальну картину уявлень ХІХ – початку ХХ ст. про Аскольдову Могилу та Пустинно-Микільський монастир. У виданнях Україна представлена як частина території Російської імперії, її історія розглядалася саме з цієї позиції. Укладач збірника не прагнула надати оцінку тій чи іншій публікації, а перш за все ставила за мету виявити якомога більше інформації про Київський Пустинно-Микільський монастир та його бібліотеку, церкву, цвинтар на Аскольдовій могилі, Микільський собор, знайти відомості про персоналії, які безпосередньо були причетні до заснування, побутування та розбудови Микільського монастиря та його історичних пам’яток. Крім того, одним із завдань укладача було репрезентувати збережені книги з рукописного каталогу бібліотеки монастиря 1912 р. Цей документ зберігається в Інституті рукопису НБУВ дає уявлення про склад бібліотеки монастиря як культурної пам’ятки і є додатковим джерелом знань з історії обителі. Книги знаходяться у відділах бібліотечних зібрань та історичних колекцій, стародруків та рідкісних видань, рукописи – в Інституті рукопису.
 
 

Історія Аскольдової Могили та Київського Пустинно-Микільського монастиря – Зміст

Передмова
І. Історичні дослідження (уривки)
  • Берлинский М. Краткое описание Киева, содержащее историческую перечень сего города, так же показание достопамятностей и древностей оного - Краткое историческое сведение о монастырях Киевской митрополии - Самойлов Н. Киев в начале своего существования, блеске, славе, величии, разрушении и возобновлении; с историческим описанием двух первых церквей, сооруженных равноапостольным князем Владимиром, по восприятии святого крещения в 989 году, и существующих поныне в Киеве с планами и видами оных церквей - Закревский Н. Описание Киева - Троцкий П. Киево-Печерский Пустынно-Николаевский монастырь - Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники - Празднование девятисотлетия крещения русского народа в Киеве - Глазунов П. Храмы, построенные св. Владимиром и другими в его время - Слюсарев Д. Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьями, начиная с сыновей Ярослава до прекращения киевского великокняжения - Троицкий С. Историческое описание Киевского Пустынно-Никольского монастыря - Титов Ф. И. Русская православная церковь в польско-литовском государстве в XVII–XVIII в. в. (1654–1795 г.) - Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим
IІ. Інформація з довідників ХІХ – початку ХХ ст., де згадується Аскольдова Могила і Пустинно-Микілький монастир
  • Щекатов А. Словарь географический Российского государства - Долгоруков И. М. Славны бубны за горами, или Путешествие мое в Одессу и Киев в 1810 г. - Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской Империи, расположенное по азбучному порядку - Рaтшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России - Фундуклей И. Статистическое описание Киевской губернии - Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях, для поклонников, посещающих святые места Киевские - Максимович И. П. Паломник Киевский, или путеводитель по монастырям и церквам Киевским, для богомольцев, посещающих святыню Киева - Семeнов-Тян-Шанский П. Географическо-статистический словарь Российской империи - К празднованию тысящелетия первого крещения россов в Киеве (с Оскольдовой Могилы) - Тезоименитство Оскольда в Киеве 9-го мая 1866 года - Археологический осмотр старокиевских церквей (из докладной записки, представленой в Церковно-археологическое общество при Киевской духовной академии членами оного П. Р. и Ф. Т. 1873 г. Дек. 6) - Тарановский Н. Путеводитель. Киев и его окрестности с топографическим планом и видами Киева - Тарановский Н. Прибавление к Путеводителю «Киев и его окрестности». Печерская Лавра и к ней главнейшие пути через город Киев - Захарченко М. М. Киев теперь и прежде - Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники - Бублик В. Д. Путеводитель по Киеву и его окрестностям с адресным отделом, планом и фототипическими видами г. Киева - Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников - Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне - Титов Ф. Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева - Шамурина З. Киев - Стельмашенко М. Карманный путеводитель по Киеву с указанием трехдневного маршрута - Шероцкий К. В. Киев. Путеводитель. C планом г. Киева и 58 иллюстрациями
ІІІ. Документи з історії Аскольдової могили  і Пустинно-Микільського монастиря (фрагменти)
  • Акты относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею - Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов - Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода - Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи - Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721–1795 г.г.) - Исторические материалы Архива Киевского губернского правления - Речь, сказанная настоятелем Киево-Никольского монастыря архимандритом Поликарпом в церкви Киево-Печерской лавры, перед освященным Собором архипастырей Юго-Западного края, при наречении во епископа Уманского
ІV. Бібліотека Київського Пустинно-Микільського монастиря у фондах Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського
  • Відділ I. Рукописи - Відділ II. Святе Письмо - Відділ III. Тлумачення святого письма - Відділ IV. Твори святих отців церкви - Відділ V. Проповіді - Відділ VI. Житія святих - Відділ VII. Богослов’я - Відділ VIII. Пояснення богослужіння - Відділ IX. Книги місіонерські - Відділ X. Книги повчальні - Відділ XI. Книги історичні та географічні - Відділ XII. Книги сільськогосподарські - Відділ XIII. Журнали духовні - Відділ XIV. Книги іноземними мовами
Список використаних джерел та літератури
Анотований іменний покажчик
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя otec Vyacheslav