Корпус христианских текстов и исследований

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами - 1
В последние десятилетия отечественная богословская и церковно-историческая наука всё активнее восстанавливается и развивается. В духовных учебных заведениях налаживаются более интенсивные процессы научно-богословской деятельности, а на факультетах теологии в системе государственного образования поддерживается интерес к христианской науке в целом. Как хорошо известно, повышение уровня образования и научно-исследовательской работы невозможно без издательской деятельности, поэтому одной из главных целей высшего духовного учебного заведения является публикация текстов, переводов, исследований, комментариев христианских и полезных для образования нехристианских авторов, творений отцов и учителей Православной Церкви, а также богословов других христианских конфессий, что, несомненно, будет способствовать критическому анализу и оценке их взглядов.
 
Московская духовная академия занимает в этом процессе достойное место, имея богатейшую предшествующую традицию изучения богословских дисциплин. За последние годы на кафедрах МДА был создан ряд научных журналов, в которых преподаватели и учёные МДА и иных духовных и светских учебных заведений публикуют достаточно весомый научный материал в разных областях христианского знания. «Корпус христианских текстов и исследований» является продолжением такой научной деятельности и создан как приложение для реализации проектов, намеченных одним из таких журналов — «Библия и христианская древность».
 
Настоящая монография «Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое — настоящее — будущее): вклад Святой Горы Афон», которую читатель держит в руках, представляет собой первый том «Корпуса христианских текстов и исследований». Он содержит выполненный выпускником МДА М. А. Вишняком перевод с греческого языка первой части трудов афонских монахов, представляющих православную халкидонскую точку зрения и богословскую оценку христологии так называемых нехалкидонских Церквей. Данная монография послужит хорошим началом в издании текстов в целом и явится хорошим подспорьем в изучении богословия, терминологии и истории Церкви.
 
серия " Современные переводы и исследования"
 

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое - настоящее - будущее): вклад Святой Горы Афон. Часть 1 

(Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность»; т. 1/1. Современные переводы и исследования; т. 1/1)
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. - 274 с.
ISBN 978-5-907449-01-5
 

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое - настоящее - будущее): вклад Святой Горы Афон. Часть 1 - Содержание

Список сокращений
Предисловие ректора МДА
Предисловие главного редактора
Предисловие переводчика
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Христологическое соглашение «Согласованных заявлений»
  • 1. Общие замечания
    • 1.1. Об антихалкидонском расколе в общем
    • 1.2.О богословском диалоге в общем
    • 1.3 Соглашение Смешанной комиссии
  • 2. Для чего были составлены настоящие тексты
    • 2.1. Возникшие вопросы
    • 2.2. Точка зрения и цели афонского вклада в диалог
  • 3. Движение к неофициальному богословскому диалогу
    • 3.1. Диахроническое Предание
    • 3.2. Перемена. Первые бреши
    • 3.3. Секуляризация эпохи
    • 3.4. Случай Порфирия (Успенского)
    • 3.5. Неофициальные встречи. Роль Всемирного совета церквей
    • 3.6. Направления и неудачи неофициального диалога
  • 4. Размышление после эйфории
  • 5. Официальный богословский диалог
    • 5.1. Первые трудности. Проблема именования
    • 5.2. «Более действенный» метод как методологическая ошибка
  • 6. Вопрос христологического согласия
  • 7. «Православие» христологии Севира
    • 7.1. Севирианская христология не является кирилловской
    • 7.2. Что не было принято во внимание в диалоге
  • 8. «Православие» христологии Диоскора
    • 8.1. Не за веру низложен Диоскор?
    • 8.2. «Две природы не принимаю». Отвержение богословия «Примирительного послания»
    • 8.3. «Православное» исповедание Евтиха на Разбойничьем соборе
    • 8.4. Осуждение евтихианства
  • 9. Снятие анафем
Глава 2. Возобновление диалога. Новейшие данные 
  • 10. На пути к новому богословскому диалогу
    • 10.1.О христологии
    • Теория «миафизитства»
      • а) Антихалкидониты о «миафизитстве»
      • б) Православные о «миафизитстве»
    • 10.2.О снятии анафем
Глава 3. История, методология и цели святогорского вклада
  • 11. История святогорских сочинений
    • 11.1. Священный Кинот Святой Горы Афон
    • 11.2. Более широкое участие Афона
    • 11.3. Всеправославная критика
  • 12. «Аподиктический» метод святогорского богословия
  • 13. Экклезиологическое основание святогорских сочинений
    • 13.1. Una Sancta
    • 13.2. Цели
    • 13.3. Вера в опасности?
    • 13.4. Объединение - не самоцель
  • 14. Заключение
Монастырь Григориат Святой Горы Афон.
ПРАВОСЛАВНЫ ЛИ АНТИХАЛКИДОНИТЫ?
  • Архим. Георгий, игумен монастыря Григориат. Предисловие
  • Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон
  • Суждение комиссии Священного Кинота Святой Горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами
  • Меморандум Священного Кинота Святой Горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами 
  • Архим. Иосиф, игумен монастыря Ксиропотам.
  • Православие и антихалкидониты
Вклад во внутриправославный диалог о «православии» антихалкидонитов
  • I. Экклезиологические предпосылки
  • II. Исторические свидетельства
    • 1. Попытки к объединению в прошлом
    • 2. Примирение с восточными 433 г. разоблачает антихалкидонитов
    • 3. Мудрование Церкви, являемое в житиях святых
  • III. Догматические различия
    • 1. Православен ли Севир?
      • а) Севир богословствует по-аристотелевски
      • б) Севир принимает, что человеческая природа Христа существует как ипостась
      • в) Ипостасное соединение согласно Севиру
      • г) Севир учит моноэнергизму
      • д) Севир принимает еретическое учение о частных сущностях
      • е) Как Севир понимает обожение человека?
    • 2. Теопасхитская прибавка кТрисвятому
    • 3. Преподобный Максим Исповедник разоблачает монофизитское толкование выражения «лишь умозрительно»
    • 4. Иконоборчество и его монофизитские предпосылки 
    • Размышления над «Согласованными заявлениями» 1989 и 1990 гг.
Заключение
Церковная гимнография о православной христологии и об антихалкидонитах
  • I. Корни и причина монофизитства
  • II. Зарождение монофизитства. Евтихианство
  • III. Разбойничий собор 449 г.
  • IV. Монофизитство Диоскора и Севира
    • 1. Две природы после соединения
    • 2. Две воли и два действия (энергии)
    • 3. Томос святителя Льва
    • 4. Прибавка кТрисвятому
    • 5. Новшество Отцов в использовании философских понятий
    • 6. Общение свойств
  • V. Гимнография антихалкидонитов
  • VI. Синодик Православия 
  • Выводы
В любви подобает нам истинствовать 
Задуманная «чистка» богослужебных текстов Церкви
Источники
Литература
Индекс мест из Священного Писания 
Индекс патристических источников 
Индекс авторов 
Индекс исследователей 
Предметный указатель
Словарь богословских понятий, употребляемых в текстах настоящего издания

Часть 2Богословский диалог между православными и антихалкидонитами. Прошлое - настоящее - будущее: вклад Святой горы Афон. Часть 2

М. : Издательство Московской духовной академии, 2021.- 366 с.
ISBN 978-5-907449-07-7   
 

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами. Прошлое - настоящее - будущее: вклад Святой горы Афон - Содержание

Список сокращений
Предисловие переводчика
Священный кинот святой горы Афон. Замечания о богословском диалоге между православными и антихалкидонитами. Ответ на критику митрополита швейцарского Дамаскина
Предисловие
Введение
  • 1. О процедурных вопросах богословского диалога
  • 2. О христологических вопросах
  • 3. Об экклезиологических вопросах
Георгий (Капсанис), Архим. антихалкидониты не являлись и не являются православными
  • 1. О том, что Диоскор имел еретическое христологическое мудрование
  • 2. О том, что Разбойничий собор действительно еретический
Лука Григориатский, Иером. Современный диалог между православными и антихалкидонитами в свете предания церкви
  • 1. Антихалкидонские ересиархи были осуждены в буквальном смысле как еретики
  • 2. Антихалкидониты до сегодняшнего дня являются еретиками
  • 3. «Согласованные заявления» являются неправославными текстами
Заключение
Лука Григориатский, Иером. Христология Севира Антиохийского согласно прп. Максиму Исповеднику
Лука Григориатский, Иером. Диоскор и Севир. Антихалкидонские ересиархи. Критика двух кандидатских диссертаций
  • Предисловие
  • Обзор данной критической работы
  • Введение
  • Глава 1. Христология Диоскора Александрийского
  • Глава 2. Христология Севира Антиохийского
  • Вывод
  • Общие замечания
  • Источники
  • Литература
Индекс мест из Священного Писания
Индекс патристических источников
Индекс авторов
Индекс исследователей
Предметный указатель
Словарь богословских понятий, употребляемых в текстах настоящего издания

Петров Василий - «Руководство к исповеди» прп. Никодима СвятогорцаПетров Василий - «Руководство к исповеди» прп. Никодима Святогорца и латинская богословская традиция XVI-XVII веков

Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2 0 2 2 .- (Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность»; т. 4. Современные переводы и исследования; т. 3). - 274 с

ISBN 978-5-907449-11-4
 

Петров Василий - «Руководство к исповеди» прп. Никодима Святогорца и латинская богословская традиция XVI-XVII веков - Содержание

Список сокращений
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ И ЕГО «РУКОВОДСТВО К ИСПОВЕДИ» В КОНТЕКСТЕ БОГОСЛОВСКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI-XVIII ВВ.
  • 1.1. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) и его богословские произведения
  • 1.2. «Руководство к исповеди»: состав, издания, формирование
  • 1.3. Митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (1540-1616)
  • 1.4. Георгий Корессий (1570-1659/60)
  • 1.5. «Православное исповедание»
  • 1.6. Иеромонах Мефодий Анфракит (ок. 1660 - после 1736)
  • 1.6.1. Ошибочная атрибуция двух книг при. Никодиму
  • 1.7. Хрисанф Нотара (1663-1731), патриарх Иерусалимский (1707-1731)
  • 1.8. Эммануил Романитис (XVIII в.), переводчик произведений Паоло Сеньери
  • 1.9. Каллиник III (1713-1791), патриарх Константинопольский
ГЛАВА 2. ЛАТИНСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАЛЫ XVII В. КАК ИСТОЧНИКИ «РУКОВОДСТВА К ИСПОВЕДИ»
  • 2.1. Паоло Сеньери и его произведение «II penitente istruito»
  • 2.2. «II confessore istruito» Паоло Сеньери
  • 2.3. Джованни Пьетро Пинамонти и его произведение «La via del Cielo appianata»
  • 2.4. Иные переводные пособия, сыгравшие заметную роль в составлении «Руководства к исповеди»
  • 2.4.1. «Грешников спасение» Агапия Ланда
  • 2.4.2. «Безошибочное руководство» Иоанна Литина
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ «РУКОВОДСТВА К ИСПОВЕДИ» ПРП. НИКОДИМА И ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЛАТИНСКИХ ПЕНИТЕНЦИАЛОВ
  • 3.1. Первая часть «Руководства к исповеди» и латинские источники
  • 3.2. Третья часть «Руководства к исповеди» и латинские источники
  • 3.2.1. Памятование о грехах
  • 3.2.2. Удаление от причин греха
  • 3.2.3. Постоянная (частая) исповедь
  • 3.2.4. Память о своём последнем часе
  • 3.2.5. Познание греха
  • 3.2.6. Молитва
  • 3.3. «Слово душеполезное» и его латинский источник
  • 3.3.1. Три редакции «Слова душеполезного»
  • 3.3.2. Сравнительный анализ «Слова душеполезного» и его латинского источника
ГЛАВА 4. МЕТОД РАБОТЫ ПРП. НИКОДИМА С ТЕКСТАМИ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИСТОЧНИКАМ ЗАИМСТВОВАНИЯ
  • 4.1. Метод работы прп. Никодима с источниками
  • 4.2. Знакомство прп. Никодима с конфессиональной принадлежностью его источников. Его отношение к ним
  • 4.2.1. Осведомлённость прп. Никодима с конфессиональной принадлежностью используемых источников
  • 4.2.2. Отношение прп. Никодима к западным источникам
ГЛАВА 5. ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛОВЫ XVIII-XXI ВВ. О ТВОРЧЕСТВЕ ПРП. НИКОДИМА
  • 5.1. Современники прп. Никодима о его творчестве
  • 5.1.1. Колливады
  • 5.1.2. Антиколливады
  • 5.2. Греческие исследователи XX-XXI вв. о творчестве прп. Никодима
  • 5.3. Русские богословы XXI в. о творчестве прп. Никодима
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Приложения
Индекс мест из Священного Писания
Индекс античных и патристических источников
Именной указатель
Индекс исследователей
Предметный указатель

Переписка архиепископа Александрийского Петра Монга и архиепископа Константинопольского Акакия серия "Коптские тексты и исследования"
В 477 г. египетские христиане, не принявшие Халкидонский Собор (451 г.), избрали Петра III Монга архиепископом Александрийским после смерти его предшественника — Тимофея II Элура. Однако спустя месяц после рукоположения Пётр был вынужден скрыться из-за враждебной имперской политики по отношению к антихалкидонитам. В 482 г. с позволения императора Зенона он вернулся на кафедру и подписал знаменитый «Энотикон» и с этого года до своей смерти в 490 г. оставался во главе Александрийской Церкви.
 
Что касается второго автора, то Акакий стал архиепископом Константинопольским в 472 г. и управлял кафедрой до своей кончины, последовавшей в 489 г. Несмотря на то, что в 477 г. Акакий выразил несогласие с избранием Петра, именно по его совету Зенон составил «Энотикон», благодаря чему Пётр смог вернуться на кафедру. В 484 г. Акакий был низложен Собором епископов в Риме, собранным папой Феликсом, что послужило причиной возникновения акакианской схизмы между Востоком и Западом, просуществовавшей до 518 г.
 
Основными источниками для описания событий, которые связаны с деятельностью этих двух архиепископов, являются «Церковная история» Евагрия Схоластика и одноимённое сочинение Захарии Ритора, «Бревиарий» Либерата Карфагенского, «Хронография» Феофана Исповедника и немногие послания этих церковных деятелей конца V в. Цитаты из этих посланий присутствуют в вышеназванных исторических документах8, а также в публикуемой здесь коптской «Переписке». Настоящий памятник коптской антихалкидонской литературы представлен четырнадцатью посланиями, восемь из которых написаны Петром, а шесть — Акакием. К указанным письмам необходимо добавить текст «Энотикона» императора Зенона, приложенный к «Пятому посланию Акакия». В настоящем издании мы даём коптский текст всех пятнадцати документов.
 

Переписка архиепископа Александрийского Петра Монга и архиепископа Константинопольского Акакия 

(Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность»; т. 2. Коптские тексты и исследования; т. 1/2)
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. - 212 с.
ISBN 978-5-907449-07-7
 

Переписка архиепископа Александрийского Петра Монга и архиепископа Константинопольского Акакия - Содержание

Список сокращений
Введение
1. Коптский текст «Переписки»
  • 1.1. Рукопись
  • 1.2. Диалект
  • 1.3. Армянский перевод
  • 1.4. Греческий оригинал
  • 2. Вопрос датировки и подлинности «Переписки»
  • 3. Издания и переводы коптского текста
  • 4. Порядок расположения текстов «Переписки»
  • 5. Принципы издания коптского текста
  • Сиглы
  • Издательские знаки
«ПЕРЕПИСКА АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПЕТРА МОНГА И АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО АКАКИЯ». ТЕКСТ И РУССКИЙ ПЕРЕВОД
  • I. Первое послание аввы Петра, отправленное им Акакию и не надписанное
  • II. Второе послание аввы Петра
  • III. Первое послание Акакия
  • IV. Третье послание аввы Петра
  • V. Второе послание Акакия
  • VI. Четвёртое послание аввы Петра
  • VII. Третье послание Акакия
  • VIII. Пятое послание аввы Петра
  • IX. Четвёртое послание Акакия
  • X. Шестое послание аввы Петра
  • XI. Пятое послание Акакия
  • XII. После же того, как в Константинополь прибыли отшельники и филопоны к императору, был принят этот «Энотикон»
  • XIII. Седьмое послание аввы Петра
  • XIV. Шестое послание Акакия
  • XV. Восьмое послание аввы Петра
КОММЕНТАРИЙ
  • Источники
  • Литература
  • Сводная таблица нумерации текстов «Переписки» в предыдущих изданиях
  • Индекс мест из Священного Писания
  • Индекс античных и патристических источников
  • Именной указатель
  • Индекс исследователей
  • Предметный указатель
  • Указатель географических названий
  • Словарь богословских понятий, употребляемых в текстах настоящего издания

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat magistr