Коржевский – Литургион

Иерей Вадим Коржевский – Литургион
Дорогие друзья, мы приступаем к изучению литургийного последования, которое является и условием совершения Евхаристии, и последованием ко причащению Тела и Крови Христовой! Данное последование содержится в служебнике, получившем свое название от древнерусского слова «служба», которым до середины XVII века и называлась собственно литургия. А ввиду того, что служебник является непременным атрибутом для совершения литургии, то его еще иногда именуют «Литургионом». Правда такое название дается больше тем сборникам, в которых излагаются только литургийные чины. Обычно же в служебниках кроме последования священнодействий литургии имеются еще и неизменяемые молитвословия храмовых служб, и различные прокимны, аллилуиарии, отпусты, и даже месяцеслов с перечнем святых, ежедневно воспоминаемых Церковью.
 
Среди богослужебных книг в Церкви (в том числе и Русской) служебники появились одними из первых. Но изначально они между собой различались. И до сих пор русское духовенство пользуется разными изданиями, которые не всегда согласны друг с другом. Кроме того, есть огромный пласт общепринятых и местных практик, которые часто входят в противоречие с указаниями служебника.
 
И таким образом у нас складывается прямо анекдотичная ситуация, которую хорошо выразил один архиерей, сказав, что «надо во всем поступать так, как написано в “Настольной книге для священнослужителя”, хотя там написано неправильно». И не только там написано «неправильно», но, судя по тому, как у нас служат по служебнику, в нем тоже много неправильного.
 
Для примера давайте посмотрим «Чин Священныя и Божественныя литургии», где уже в самом начале написано: «Времени настав- шу, священник входит во храм и соединився со диаконом, творят вкупе к востоку пред святыми дверями поклонения три». И далее приводятся молитвы для входа в алтарь. Как правило, данное указание исполняется шиворот-навыворот. Сначала священник заходит в алтарь, надевает епитрахиль, затем выходит и читает входные молитвы. Кстати, нечто подобное (только в обратном порядке) совершается и на так называемом малом входе с Евангелием. В указании написано, что священник читает молитву входа перед царскими вратами. А на деле молитва входа обычно прочитывается перед выходом из алтаря.
 
Смотрим далее. Во время чтения диаконом Евангелия священнику положено стоять перед престолом. Читаем в служебнике: «Отложив кадило, диакон... приходит ко священнику и, подклонив ему главу свою, держа орарь крайними персты иуказуя на святое Евангелие, глаголет: Благослови, Владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (имярек). Священник, знаменуя его, глаголет: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имярек), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. И подает ему святое Евангелие. Диакон же рек: Аминь, и поклонився святому Евангелию, приемлет е, и изшед святыми дверями, предходящим ему лампадам, приходит и стоит на амвоне или на учиненном месте». Как видим, служебник предписывает диалог между священником и диаконом совершать до выноса Евангелия на амвон, а на деле этот диалог совершается во всеуслышание тогда, когда диакон уже получил Евангелие и вынес его на амвон.
 

Иерей Вадим Коржевский – Литургион

М.: Издательский дом «Русская философия», 2024. — 374 с.
ISBN 978-5-6051146-2-8
 

Иерей Вадим Коржевский – Литургион – Содержание

Предисловие  
Введение  
Отдел I Византийская литургия Литургия первых  
  • Византийская литургия  
  • Евхаристическая пища  
  • О просфорах  
  • Приготовление Даров  
  • Предложение Даров  
  • Херувимская песнь  
  • Великовходные моления  
  • Литургийные ектении  
  • Обряд целования  
  • Сокровенное Таинство  
  • Молчаливая Евхаристия  
  • Возношение Даров  
  • Преданафорный диалог  
  • Аккламации анафоры  
  • Интерполяции эпиклезиса  
  • Ходатайственные молитвы  
  • Диптихи и экфонезисы  
  • Упорядоченная интерцессия  
  • Святая — святым  
  • Литургическое причащение  
  • Причащение вне литургии  
  • «С миром изыдем»
Отдел II Литургический модернизм Назначение литургии  
  • Литургический традиционализм  
  • Литургический модернизм  
  • Златоустова литургия  
  • Златоустова неолитургия  
  • Праздничная литургия  
  • Непраздничная литургия  
  • Литургия в суточном круге  
  • Миссионерская литургия  
  • Литургическое благовестие  
  • Архиерейская литургия  
  • Служба антифонов  
  • Домашняя литургия  
  • Алитургия  
  • Последование ко Причащению  
  • Чин Изобразительных  
Отдел III Литургические последования Чин проскомидии  
  • Утренняя литургия  
  • Дневная литургия  
  • Вечерняя литургия  
  • Праздничная литургия  
  • Непраздничная литургия  
  • Миссионерская литургия  
  • Архиерейская литургия  
  • Домашняя литургия  
  • Алитургия  
  • Чин Изобразительных  
  • Степенные антифоны  
  • Заамвонные молитвы
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim