Кудрявцева - Образы мировой мифологии в Откровении

Катерина Кудрявцева - Образы мировой мифологии в «Откровении Иоанна Богослова»
Изучение мифологических оснований и пластов в Библии и литературе Второго Храма имеет долгую  историю  и  мощную  традицию.  Уже  Ориген  и  Августин  находили  доводы  против буквального  понимания  многих  библейских  сюжетов,  а  со  времен  Ю.  Велльгаузена сопоставление  библейских  рассказов  (особенно  о  сотворении  мира  или  потопе)  с ближневосточными мифами, вошло в библейскую критику, хотя статус этой критики устоялся не  сразу.
 
Джеймс  Джорж  Фрезер  в  своем  «Фольклоре  в  Ветхом  Завете»  (1918  г.)  ещё воспринимал почти всех персонажей Библии как исторических лиц, при этом  усматривая в их историях  многочисленные  параллели  с  мировым  фольклором.  Эти  параллели  были  родом свободомыслия,  поскольку  при  этом  обнаруживалась  неисключительность  сюжетов Священного  Писания.  Против  присутствия  мифов  в  Библии  выступали  и  многие  учёные иудейской  традиции:  по  их  мнению,  религия  Откровения  не  могла  содержать  каких-то «мифов», человеческих вымыслов. И это было во многом реакцией на присутствие в ранней мифологической компаративистике «разоблачительного» элемента.
 
В  настоящее  время  богословское  и  научное  понимание  мифологической  составляющей библейских  и  парабиблейских  (апокрифических)  текстов  достигло  редкого  согласия. Основополагающими  работами  в  этом  направлении  стали  труды  Г.  Гункеля. Протестанский теолог и библеист видел в библейском тексте сочетание уникального содержания Откровения, передаваемого библейскими авторами, и той формы, в  которой это содержание воплощается. Концепция  Гункеля  «Sitz  im  Leben» предлагает  рассмотрение библейских  сочинений  в контексте  той  обстановки,  в  которой  они  были  созданы,  и  той  традиции,  которая  им предшествовала. 
 

Катерина Кудрявцева - Жена, облеченная в солнце - Образы мировой мифологии в «Откровении Иоанна Богослова»

 
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, Москва 2015
Научный руководитель: доктор культурологии Шмаина-Великанова А.И.
 

Катерина Кудрявцева - Жена, облеченная в солнце - Образы мировой мифологии в «Откровении Иоанна Богослова» - Содержание 

 
Введение
 
Глава 1 Мифологический субстрат образа «Жены, облеченной в солнце»
§ 1.1 Изучение мифологического субстрата в Библии и литературе Второго Храма
§ 1.2 Четыре мифологемы: Владычица жизни и смерти – Свечение – Погоня – Город
  • 1.2.1 Владычица жизни и смерти
  • 1.2.2 Свечение
  • 1.2.3 Противостояние как Погоня
  • 1.2.4 Город
Глава 2 Женские образы и их контекст в ТаНаХе и апокрифах
§ 2.1 Канонические тексты 
  • 2.1.1 Владычица жизни и смерти 
  • 2.1.2 Свечение
  • 2.1.3 Противостояние как битва
  • 2.1.4 Город
§ 2.2 Трансформация образов ТаНаХа в литературе Второго Храма
  • 2.2.1 Владычица жизни и смерти
  • 2.2.2 Свечение
  • 2.2.3 Погоня
  • 2.2.4 Город
Глава 3 Трансформация образов в текстах конца эпохи Второго Храма
§ 3.1 Тексты вокруг Откровения Иоанна Богослова 
  • 3.1.1 Владычица жизни и смерти
  • 3.1.2 Свечение
  • 3.1.3 Противостояние: статический и динамический конфликт
  • 3.1.4 Город
  • 3.1.5 Параллели и расхождения
§ 3.2 Соединение образов в Откровении Иоанна Богослова
  • 3.2.1 Интерпретация образа жены, облечённой в солнце
  • 3.2.2 Владычица жизни и смерти
  • 3.2.3 Свечение
  • 3.2.4 Противостояние: погоня и рождение
  • 3.2.5 Город
  • 3.2.6 Сравнение текстов конца эпохи Второго Храма с Откровением Иоанна Богослова
Заключение
Список сокращений
Библиография
Список иллюстративного материала
 

Катерина Кудрявцева - Жена, облеченная в солнце - Образы мировой мифологии в «Откровении Иоанна Богослова» - Введение

 
Актуальность темы исследования. Откровение Иоанна Богослова (Откр.) на протяжении двух тысяч лет постоянно  комментировали как богословы, так и  ученые-библеисты. Тем не менее в целом для мировой библеистики остаются неясными  многие детали и образы Откр., и, по большому счёту, весь текст целиком представляет собой большую загадку. В отечественной библеистике практически нет научных работ по Откр. 
 
Диссертация посвящена анализу ключевых образов Откровения Иоанна Богослова с точки зрения их мифологического субстрата. Прежде всего, это образ жены, облечённой в солнце, из 12-й  главы  Откр.  Однако  значение  данного образа  не  ограничивается одной главой и одним образом, а охватывает более широкий контекст. При  этом  мы  не  сводим  образы  Откровения  исключительно  к  древним  мифологемам,  а скорее  прослеживаем  возможные, но  не  исключающие  других,    истоки  тех  форм,  в  которые облекаются идеи автора. 
 
Образы  и  мотивы  мы  рассматриваем  в  нескольких  разных  контекстах.  Это  мировая мифология и фольклор, ТаНаХ и ветхозаветные апокрифы, а также тексты, близкие Откр. по культуре, времени и жанру. Подобное рассмотрение даёт более полную картину и проясняет многие детали в интерпретации Откр. 
 
На данный момент существует ряд работ, посвящённых мифологическим корням Откр., но работы  эти  скорее  останавливаются  на  указании  параллелей  и  возможного  влияния определённых текстов на Откр. Многие образы и целые тексты, родственные Откр., остаются вне  поля  зрения  современных  исследований.  В  нашей  диссертации  впервые  проводится межкультурный сравнительный анализ и рассматривается комплекс мифологем, окружающих и составляющих образ жены, облечённой в солнце.  
Жена  несёт  в  себе  младенца,  а  контрастный ей и в то же время параллельный  образ Вавилонской  блудницы,  без  обращения  к  которому  невозможно  толкование  образа  жены, связан  со  смертью.  Поэтому  первая  мифологема  –  это  жизнь,  которую  дарует женщина,  и смерть, которую она же и приносит как владычица жизни и смерти. Жена  облечена  в  солнце.  И  здесь  мы  обращаемся  к  сюжетам,  в  которых  появляются светящиеся  женщины,  и  к  мотиву  рождения  светящегося  героя. Вторую  мифологему  мы назвали «свечением». 
 
Картина  погони  дракона  за  женой  определяет  тему  погони,  которая  является  третьей мифологемой, рассмотренной в рамках диссертации. Жена,  облечённая  в  солнце,  становится  Небесным  Иерусалимом,  а  блудница  является Вавилоном. Поэтому четвертая мифологема связана с образом женщины-города. Именно  это  распределение  на  четыре  группы  мифологем  служит  основой  структуры диссертации. Объект диссертационного исследования – формирование религиозного и художественного символизма на основе мифологических образов. Предмет – мифологический субстрат и его символизм в литературе Второго Храма. Цель диссертационного исследования – интерпретация ряда ключевых образов и символов Откровения Иоанна Богослова.  
  
Основные задачи:  
1)  Выявление методами  сравнительной  мифологии  и  религиоведения  в  мировом фольклорно-мифологическом тезаурусе названных выше четырех мифологем. 
2)  Выявление  в ветхозаветных  книгах,  апокрифах,  а  также  документах  Нового  Завета модификаций тех же мифологем.  
3)  Сравнение библейских и парабиблейских текстов, содержащих модификации указанных мифологем. 
4)  Анализ текста Откр. с точки зрения модификаций в нем вышеуказанных мифологем и характера этих модификаций. 
5)  Исследование механизмов превращения мифологем в символы в Откр. и близкой ему по духу религиозной литературе.  
 
Методы  исследования,  примененные  в  работе.  В  работе  использован  принцип междисциплинарности,  который  позволяет  исследовать  процесс  конструирования  и трансформации  определённых  мотивов  и  сюжетов  с  помощью  культурологического, филологического и исторического подходов. Ввиду  того,  что  диссертационное  исследование  проведено  прежде  всего  как культурологическое  сследование,  основными  методами  являются  методы  сравнительного религиоведческого анализа текстов и изображений, литературоведческого анализа священных текстов и сравнительного анализа фольклорных и мифологических мотивов и сюжетов.  
  
Источники. Следует оговорить, что мы анализировали не все источники, которые могли бы быть привлечены  для данного исследования, что для мирового фольклора и мифологии вещь в принципе  невозможная,  да  и  не  нужная,  поскольку  материал  этот систематизирован  до  нас специалистами в соответствующих областях.
 
Отбор  мотивов  и  сюжетов  определяется  семантическим,  структурным  и  функциональным сходством с выделенными нами выше мифологемами. Мы  обращаемся  к  широкому  в  географическом,  хронологическом  и  культурном  плане спектру  источников  для иллюстрации  изложенных  в  данной  работе  идей.    Эти  «выходы» в далекие  в  культурном  отношении  области  призваны  служить  своего  рода  пробами  –  по аналогии с пробами воды или грунта. Эти иллюстрации, число которых можно и умножить, и несколько сократить,  показывают  широчайшее  распространение,  то  есть  надкультурность  и надисторичность некоторых мифологических архетипов.
 
Мы обращаемся к одним и тем же источникам многократно. Это обусловлено тем, что нашей задачей  здесь  является  не  изучение  самих  памятников,  а  отыскание  в  них  определенных мифологем. Поэтому структура нашего исследования сочетает распределение по группам как источников,  так  и  мотивов.  С  этим  связано  и  построение  работы:  три  главы  разделены  в соответствии  с  тремя  группами  источников.  В  этих  источниках  нами  последовательно выявляются  мифологемы,  чей  комплекс  присутствует  в  12-й  главе Откровения  Иоанна Богослова. 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.7 (6 votes)
Аватар пользователя brat Andron