Социология создавалась с целью объяснить феномен исторического изменения. Основатели социологии были убеждены, что время, в которое они живут, — это время социальной трансформации, не имеющей прецедентов в человеческой истории, и что для описания и анализа этого изменения, для объяснения его истоков и прояснения его следствий для человеческого существования нужна новая дисциплина. По словам Токвиля, «совершенно новому миру необходимы новые политические знания» (Tocqueville, [1835] 2003, р. 16; Токвиль, 1992, с. 30).
У основателей социологии не было единого мнения относительно природы данного изменения и касательно того, каким образом эта дисциплина должна взяться за его изучение. Не было у них и уверенности в том, можно ли для выработки общей «науки об обществе» использовать те теории, которые разрабатывались ими для объяснения перемен их собственного времени. Как бы то ни было, все они — Маркс, Вебер, Дюркгейм и их менее именитые современники — видели в этой новой дисциплине, социологии, дисциплину историческую. Социология с самого начала была исторической дисциплиной в силу тех вопросов, которые задавали ее основатели.
Для Маркса ключевые вопросы звучали так: что такое капитализм? Почему он занял место других общественных систем? Как он трансформирует то, как люди трудятся, воспроизводят себя (биологически и социально), приобретают знания и эксплуатируют природный мир? Какое воздействие эти изменения оказывают на отношения власти, господства и эксплуатации? Вебер также задавался вопросом об эпохальных исторических сдвигах. Он стремился объяснить происхождение мировых религий, капитализма и рационального действия и хотел понять, как этот вид рациональности сказывается на осуществлении власти, на развитии науки (включая науку об обществе), религии и гуманитарных дисциплин, на организации труда, управления государством, рынка и семьи и на всем прочем, чем бы ни занимались человеческие существа. Дюркгейм задавался вопросом о том, как разделение труда и исторический переход от механической к органической солидарности изменяет организацию работы, школ, семьи, сообществ и общества в целом и сказывается на способности стран вести войны.
Лахман Ричард - Что такое историческая социология
пер. с англ. М. В. Дондуковского; под науч. ред. А. А. Смирнова
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 240 с.
ISBN 978-5-7749-0978-0
Лахман Ричард - Что такое историческая социология - Оглавление
Предисловие к русскому изданию
Благодарности
- Глава 1. Как все начиналось
- Глава 2. Истоки капитализма
- Глава 3. Революции и социальные движения
- Глава 4. Империи
- Глава 5. Государства
- Глава 6. Неравенство
- Глава 7. Тендер и семья
- Глава 8. Культура
- Глава 9. Предсказывая будущее
Библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо, интересно.