Логический анализ языка - Понятие веры в разных языках и культурах

Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах - Лингвокультурологические исследования
В настоящее время не существует единого, достаточно полного и эксплицитного описания религиозного концепта веры в православии. Это связано с многоплановостью и многоаспектностью самой религиозной области веры как основы христианского сознания, высшей ценности, источника и центра духовной жизни человека.
 
Многочисленные попытки осмысления веры в истории культуры свидетельствуют о том, что вера, при всей своей исключительной значимости для человека, вообще трудно поддается концептуализации. Существует множество тому причин, но главная из них заключается в самой природе веры.
 

Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах - Лингвокультурологические исследования

Ответственные редакторы член-корреспондент РАН Н.Д. Арутюнова, доктор филол. наук М.Л. Ковшова
Москва: Гнозис, 2019 г. - 856 с.
ISBN 978-5-94244-066-4
 

Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах - Лингвокультурологические исследования  -Содержание

 
Светлой памяти Нины Давидовны Арутюновой  
Концепт веры в культурно-языковом преломлении. Религиозный, рациональный, этический аспекты
  • Радбиль Т. Б. Вера как основа мировосприятия и миропонимания в русской языковой картине мира
  • Макеева И. И. Из истории прилагательного верный
  • Циммерлинг А. В. Эпистемические предикаты и ментальные состояния
Иоанесян Е. Р. Вера и страх
  • Скляревская Г Н. О статусе религиозного языка в современном русском языке
  • Пазио-Влазловская Д. Кто такие «захожане»? Штрихи к лексическому портрету
  • Фролова О. Е. О доверии и недоверии
  • Семёнова С. Ю. О параметрическом имени вероятность
  • Янко Т Е. Достоверность и вероятность: регулярная полисемия в зеркале русской просодии
Концептуализация веры в лексике и грамматике разных языков
  • Эдельман Д. И. К этимологии обозначений веры-религии и веры-доверия в иранских языках
  • Суетина Ю. Г., Порхомовский В. Я.
Лексико-семантическое поле веры в языке хауса
  • Крылова Э. Б. Вера в достоверность: частица nok в датском языке
  • Ануфриев А. А. Модус веры-мнения в сочетании с другими оценочными модусами (на материале испанского языка)
  • Гулыга О. А. Лексемы с семантической доминантой ‘вера’ во французском языке
  • Чертыкова М. Д. «Вера» и «достоверность» сквозь призму зрительного кода (на материале хакасского языка)
  • Малышев А. А. Исторические колебания в семантическом наполнении слова мамелюк
  • Феликсов С. В. Семантический аспект лингвистического описания лексики православного вероучения в русском языке
  • Крылов С. А. Деривационные и синтагматические связи понятия «Вера» в русском языке (опыт дистрибутивно-статистического анализа)
Образы веры во фразеологии и паремиологии
  • Дронов П. С. Та a fhios agam, mar a chreidim: русские, английские и ирландские идиомы с компонентами знание и вера
  • Селиверстова Е. И. Свой глаз - алмаз, а чужой стекло: доверие и недоверие у русских и чехов (на примере паремики)
  • Высочанъски В. Концептуализация веры во фразеологии
  • Рахматуллаева Н. Г. Христианские образы в моделях структурно-семантической аналогии в английской фразеологии
  • Байрамова Л. К. Вера в истину, правду во фразеологизмах русского языка: «Бог правду видит, да не скоро скажет»
  • Мещерякова О. А., Шестеркина Н. В. Русская загадка как средство предъявления религиозного чувства человека
  • Рыжкина Е. В. Христианские символы в русской и английской фразеологии в аспекте семиозиса: крест / cross
  • Вознесенская М. М., Киселёва К. Л., Козеренко А. Д. Не так страшен чёрт, как его малюют: суеверия как источник русской фразеологии
  • Стрась Э. Приметы о благополучии в русском и польском языковом отражении
  • Фёдорова Л. Л. Семиотическая структура народной приметы
  • Фаттахова Н. Н. Народные приметы: вера или суеверие?
  • Орлова О. С. Тема веры в загадках и эвфемизмах
  • Ковшова М. Л. Идиомы и паремии с «колокольной» семантикой: образы и смыслы
Вера и верования. Опыт осмысления
  • Постовалова В. И. Вера в православном миросозерцании (слово, концепт, реальность)
  • Владимирова I Е. Дохристианские верования восточных славян
  • Кабакова С. В. Образы веры в церковном и народном искусстве
  • Никитина С. Е. Вера: своя - чужая - другая
  • Димитриева О. А., Михеева С. Л. Чувашские пословицы о вере и верованиях
  • Кречмер А. Г. Вера как составляющая культурной парадигмы Православной Славии
  • Степаненко В. А. Метод моделирования в теолингвистике: креационная модель мира
  • Воропаев Н. Н. Единство даосизма, конфуцианства и буддизма в системе верований китайцев
  • Коротаева С. В., Шахин Басел. Аль-Таухид: тысячелетие веры
Понятие веры в философских и религиозных текстах
  • Красухин К. Г. Доказательства бытия Божьего в апологетике, патристике, схоластике
  • Фомина 3. Е. Пролегомены к сущности веры в метафорических репрезентациях Мартина Лютера
  • Киосе М. И. Вера и разум в теориях инференции В. Уэлби и Ч.С. Пирса
  • Гончарова Н. Н. Основные признаки концепта «Вера» в Новом Завете
  • Карпенко Л. Б. Концептуализация правой веры в наследии святых Кирилла и Мефодия
  • Шулежкова С. Г. Вера и безверие в славянских текстах X-XI вв. сквозь фразеологическую призму
  • Гаврюшина Л. К. Страстная седмица в русских духовных стихах
  • Власова Е. А. Языковые особенности выражения веры в текстах «Нового благочестия» (на материале рукописных молитвенников из собрания Российской национальной библиотеки)
Концепт веры в аспекте переводимости
  • Яковенко Е. Б. “In God We Trust” (о вере, надежде и уповании в английском библейском тексте и современном светском употреблении)
  • Казаков Г. А. Лексические аспекты английских переводов Библии
  • Фесюн А. Г «Вера» или «истинное видение»? (проблема перевода буддийской терминологии на примере текстов Mahayana sraddhotpadasastra)
  • Виноградова С. П., Додыхудоева Л. Р. О некоторых терминах и понятиях монотеистических религий
  • Масленникова Е. М. Духовный код русской литературы: параметры интерпретируемости и (не)переводимости
  • Стрижак У. П. Понятие «вера» и его когнитивная трансформация в переводе на японский язык (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
Вера в художественных мирах
  • Шестакова Л. Л., Кулева А. С. «В душистом сумраке благоговейных скиний...»: слово скиния как единица поэтического лексикона веры
  • Абрамова В. И. «Невыразимое» как образ веры в русской романтической поэзии первой трети XIX века
  • Коннова М. Н. «Верую»: к вопросу об особенностях художественной экспликации внутреннего опыта в стихотворениях Б. Л. Пастернака
  • Ляпон М. В. Недоказуемая достоверность. Сновидение в творческом эксперименте писателя
  • Варзин А. В. «Через горнило сомнений...»: феномен веры в слове и мысли Ф. М. Достоевского
  • Архангельская Ю. В. Камерные лексические и фразеологические обереги в экзистенциальном дискурсе Л. Н. Толстого
  • Изотова Я. В. Обыденный и религиозный дискурс священнослужителей в прозе А. П. Чехова
  • Осьминина Е. А. Церковнославянизмы в произведениях В. А. Никифорова-Волгина: эмигрантская ценностная картина мира
  • Махмудова А. В. Понятия вера и доверие в тюркском диване Фузули
  • Томберг О. В. Юдифь и Юлиана: лингвокультурные доминанты образа святой в англосаксонской литературе
Понятие веры в риторических практиках и социальном контексте
  • Панченко Я. Я Доверие как фактор и условие достоверности
  • Босов А. Е. Верификация письменных доказательств и поиски истины в современном судебном дискурсе
  • Борисова Е. Г. «Доверяй, но проверяй»: типология доверия и маркетинговые коммуникации
  • Вдовиченко А. В, Вера в знаки: об элементах семантического и лингвокультурологического исследования
  • Тарасов М. И. Концепт «вера» в зеркале риторической инвенции
  • Сечин А. Г. «Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа в контексте учения Аристотеля о видах сложного периода речи
  • Анисимова Е. Е. Концепты ВЕРА и ЕДА в православном кулинарном дискурсе
Информация об авторах
 

Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах - Лингвокультурологические исследования - К. Г Красухин - Доказательства бытия божьего в апологетике, патристике, схоластике

 
Первым, кто задумался о необходимости доказательства существования Бога, был Аристотель Стагирит (384-322 гг. до и. э.). Бог в его понимании был един; веру во множество антропоморфных олимпийских богов он отвергал. В первой книге «Метафизики», рассматривая вопрос о материи и форме, он строит иерархическую модель мира, в которой главную роль играют понятия материи (иЛу) и формы (родуц). Под первой подразумевается потенция, под второй — её реализация. Понятия эти иерархичны: форма для одного предмета может быть материей для другого. Так, камень — материя, колонна — форма. Но колонна является материей для дома, а дом — материей для города.
 
И возникает вопрос: есть ли предел для соединения материи с формой? Очевидно, при безудержном применении аристотелевской методологии можно было бы впасть в дурную бесконечность. Аристотель утверждает, что в мире есть первая форма, которая ни для чего уже не является материей. Это причина существования всего мира, — т. е. единый бог («Метафизика» I, 242 а). Форма есть душа вещи, творящая её, материя без формы не просто мертва, но не может ни во что воплотиться: творческий ум — «форма форм» («О душе» III 8, 431 Ь). Следовательно, для того, чтобы мир мог существовать, необходимо творческое начало, которое и есть Бог. Это построение Аристотеля могло бы быть истолковано в духе деизма. Но ниже мы укажем на средневековых мыслителей, соединивших аристотелизм с монотеизмом.
 
У самых же ранних христианских мыслителей отношение к доказательству бытия Божьего было различным. Первые толкователи Евангелия (апологеты) решительно расходились по этому вопросу. Самые ранние мыслители (Юстин, Клемент Александрийский) видели в христианстве новую философию: осмысление мира, объяснение его с опорой на Божественную мудрость. Это было свое образной реакцией на гностицизм — учение, возникшее с опорой на труды Филона Александрийского (50 г. до н. э. — 25 г. н. э.). Филон, соединяя иудейскую традицию и платонизм, учил, что непознаваемый Бог-творец связан с людьми через умопостигаемое начало — Логос. Мир же мыслится как не несущий печати божественной благодати, поэтому у гностиков к нему было враждебное отношение.  
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Warden