Лютер - Домашняя постилла

Мартин Лютер - Домашняя постилла. Проповеди на все воскресные и праздничные дни церковного года Виттенберг, 1544
Эти проповеди я день за днем читал в своем доме для своих домочадцев, дабы делать то, что подобает делать отцу семейства среди своих домашних: учить их вести христианскую жизнь. Да подаст Бог, чтобы сие вошло к ним не только в уши, но и в сердце. Я также надеюсь, что это не осталось без плода, по слову Исаии (Ис. 55:11): «Слово Мое не возвращается ко мне тщетным». Если некоторое падает при дороге, некоторое на камень, а некоторое между терниями, оно всё же находит добрую почву, где приносит плод и откуда не возвращается тщетным.
 
Оно не всегда находит хорошие места, однако, находит кого-то, кто является хорошим полем, а не одни лишь негодные места.
 

Мартин Лютер - Домашняя постилла. Проповеди на все воскресные и праздничные дни церковного года Виттенберг, 1544

Санкт-Петербург: ООО «Издательство Светоч», 2016 г. – 698 с.
ISBN 978-5-904630-21-8
 

Мартин Лютер - Домашняя постилла. Проповеди на все воскресные и праздничные дни церковного года Виттенберг, 1544 – Содержание

Предисловие А. М. Прилуцкого
Гомилетическая Теология Мартина Лютера
Предисловие М. Вилборга 
Предисловие Доктора Мартина Лютера 
  • Первое воскресенье Адвента (1533) 
  • Второе воскресенье Адвента (1533) 
  • Третье воскресенье Адвента (1532) 
  • Четвертое воскресенье Адвента (1533) 
  • Рождество Христово (1530-1534) 
  • Второй день праздника Рождества. День Св. Стефана 
  • Воскресенье после Рождества (1531)
  • Новый Год (1531) 
  • Воскресенье после Нового Года (1534) 
  • Богоявление (1534) 
  • Первое воскресенье после Богоявления (1534) 
  • Второе воскресенье после Богоявления (1533)
  • Третье воскресенье после Богоявления 
  • Четвертое воскресенье после Богоявления (1533)  
  • Пятое воскресенье после Богоявления  
  • Воскресенье Septuagesima( 1534)  
  • Воскресенье Sexagesima (1534)  
  • Воскресенье перед Великим Постом (1534)  
  • Первое воскресенье Великого Поста (1534)  
  • Второе воскресенье Великого Поста (1534)  
  • Третье воскресенье Великого Поста (1534)  
  • Воскресенье середины Великого Поста (1533)  
  • Пятое воскресенье Великого Поста (1533)
  • Вербное воскресенье (1522). О Пришествии Христа
  • Великий четверг (1534)
  • Страстная пятница (1534)  
  • Пасха (1531)  
  • Первое воскресенье после Пасхи (1534) 
  • Второе воскресенье после Пасхи (1533-34) 
  • Третье воскресенье после Пасхи 
  • Четвертое воскресенье после Пасхи 
  • Пятое воскресенье после Пасхи (1533) 
  • Вознесение Христово 
  • Шестое воскресенье после Пасхи (1531-1533) 
  • День пятидесятницы (1533) 
  • Понедельник после праздника пятидесятницы (1534) 
  • День Святой Троицы (1535)
  • Первое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)  
  • Второе воскресенье после дня Святой Троицы (1535)  
  • Третье воскресенье после дня Святой Троицы (1532)  
  • Четвертое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1533)  
  • Пятое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1534)  
  • Шестое воскресенье после дня Святой Троицы (1534)  
  • Седьмое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)  
  • Восьмое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1534)  
  • Девятое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1533)  
  • Десятое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1534)  
  • Одиннадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1533)  
  • Двенадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532)  
  • Тринадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)  
  • Четырнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)  
  • Пятнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1534)  
  • Шестнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1533)  
  • Семнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532)  
  • Восемнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)
  • Девятнадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1533)  
  • Двадцатое воскресенье после дня Святой Троицы (1532-1533)
  • Двадцать первое воскресенье после Дня Святой Троицы (1532)
  • Двадцать второе воскресенье после дня Святой Троицы (1533)
  • Двадцать третье воскресенье после дня Святой Троицы (1532)  
  • Двадцать четвертое воскресенье после дня Святой Троицы (1533) 
  • Двадцать пятое воскресенье после дня Святой Троицы (1532)  
  • Последнее воскресенье церковного года. Судное воскресенье  
  • Толкование доктором Мартином Лютером евангельских чтений, относящихся к важнейшим праздникам церковного года
  • Сретение Господне (1534) 
  • Благовещение Девы Марии (1532) 
  • День Святого Иоанна Крестителя (1532) 
  • День Святого Михаила 
  • День Всех Святых 
Содержание
 

Мартин Лютер - Домашняя постилла. Проповеди на все воскресные и праздничные дни церковного года Виттенберг, 1544 - Предисловие А. М. Прилуцкого. Гомилетическая теология Мартина Лютера

 
Много ли современный российский читатель знает о Мартине Лютере? Выпускники советской школы усваивали незамысловатую схему, составленную из нескольких идеологем. С одной стороны, внушалось тогда, Лютер выступал как идеолог нарождающейся буржуазии, роль которой в борьбе с феодальными реакционными силами была на том этапе прогрессивной, а с другой стороны, когда Лютер выступил против крестьянских повстанцев, то в этом проявилась классовая направленность Реформации. Поскольку на сознательном и подсознательном уровне учащимся внушалась ненависть к капиталистам и любовь к крестьянам, портрет Лютера получался в целом мрачным и малопривлекательным. Разумеется, при этом зверства, совершенные крестьянскими повстанцами, не освещались: после коллективизации и индустриализации даже октябрятам было известно, что лес рубят — головы летят.
 
Заявления же о том, что в основе Реформации была «борьба за дешевую церковь», в чем проявился истинный дух капитализма, пришедший на место безалаберной феодальной расточительности, вовсе лишало образ Лютера привлекательности: чего же хорошего, когда дело веры подчиняется буржуазному скопидомству? От такого материализма мутило даже самых заядлых истматчиков. Односторонность такой трактовки и деятельности Лютера, и сущности Реформации, сейчас очевидная, тогда мало кого беспокоила, поскольку возможность непосредственно познакомиться с сочинениями Лютера и для тогдашних учителей, и тем более для их учеников — практически исключалась, из всего наследия Лютера доступен был только один богословский трактат «О рабстве воли», мало что говорящий неподготовленному читателю.
 
Потом на смену одной не вполне изжитой идеологеме пришла другая — и здесь постарались неопротестанантские конфессии, которые были заинтересованы интерпретировать Лютера как своего предшественника и фактического «конфессиарха» (по аналогии с «ересиархом»), претендуя, таким образом, на историчность и определенную традиционность. Так сформировался образ борца, церковного революционера, сокрушителя основ, врага традиций, едва ли не анархиста-харизматика.
Казалось бы, такая трактовка Лютера более исторична, поскольку в ее пользу можно было привести многочисленные акты католической апологетики. Но фактически такой подход нельзя признать объективным. Следует помнить, что католические полемические тексты того времени, как и всякие полемические памятники, далеки от объективности: они напоминают военные сводки, в которых поражения выдаются за победы. Да и писались они с позиций тех блестящих понтификов-гуманистов, которые ориентировались в текстах Вергилия лучше, нежели в Св. Писании, которые приходили в ужас от самой мысли, что их ренессансный рафинированный виноградник раскапывает «дикий вепрь» — именно в этих аллегориях было сформулировано тогдашнее отлучение Лютера от католической церкви. Однако непосредственное знакомство с трудами Лютера побуждает непредвзятого читателя отвергнуть обе схемы: и экономическую, и «церковно-экстремистскую»: оказывается, что накопление капитала Лютера вовсе не интересовало, о банкирах и ростовщиках он отзывался крайне негативно, фанатиком не был, иконы не крушил, а о пророках, претендующих на обладание особым, личным откровением, отзывался как о бесоодержимых. Сейчас, слава Богу, «настоящий Лютер» вытесняет образ «идеологизированного Лютера», и этот процесс можно только приветствовать.
 
Для понимания сути исторических процессов иногда бывают более ценными несколько случайных зарисовок с натуры, отредактированное письмо, свидетельство очевидца, нежели тома спекулятивных рассуждений. И в этом отношении проповеди Лютера представляют собой уникальный по своей значимости «человеческий документ», облеченный в гомилетическую форму.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Антон