В ходе исследования культов автор этой книги заметил, что каждому культисту, какой бы сильной индивидуальностью он ни обладал, свойственны и определенные психологические черты, общие для всех представителей его культа. Внимательное изучение этого сходства открыло некоторые интересные закономерности.
Невозможно в одной главе охватить все культовые системы, так что мы ограничим наблюдения свидетелями Иеговы, мормонами и «христианской наукой». Свидетели Иеговы делают упор на эсхатологию и пророчества. Мормоны — на роль священства, мистическую обрядность и символы. «Христианская наука» представляет гностические культы, которые опираются в своем опыте на метафизический пантеизм и физическое исцеление (одного этого достаточно, чтобы посвятить проблеме психосоматической медицины и исцелениям всю нашу книгу).
Уолтер Мартин - Царство культов
Уолтер Мартин - Царство культов - Содержание
- Глава 1 Земное царство культов
- Глава 2 Барьеры терминологии
- Глава 3 Психологическая структура культов
- Глава 4 Свидетели Иеговы и Библия «Сторожевой башни»
- Глава 5 «Христианская наука»
- Глава 6 Мормонизм — Церковь Иисуса Христа святых последних дней
- Глава 7 Спиритизм — культ античности
- Глава 8 Теософское общество
- Глава 9 Дзен-буддизм
- Глава 10 Бахаизм
- Глава 11 Церковь единения
- Глава 12 Восточные религии, Раджнишизм, Исккон и трансцендентная медитация
- Глава 13 Ислам: откровение Мухаммеда
- Глава 14 Миссионерская деятельность культов
- Глава 15 Иисус культов
- Глава 16 «Благовестие для культов: миссионерская нива прямо за порогом»
- Глава 17 «Путь к исцелению»
Уолтер Мартин - Царство культов - Психологическая структура культов
Доктор Мильтон Рокич в своей блистательной книге «Открытый и закрытый разум» (The Open and Closed Mind) отмечает, что психологи обычно выделяют три области или уровня в любой системе веры или ее отрицания. Первая, центральная область охватывает основные, изначальные взгляды человека на мир, в котором он живет, и включает разрешение таких вопросов, как «представляет окружающий мир угрозу или в нем можно жить».
Вторая, промежуточная область — это авторитет. Другими словами, чей авторитет человек признает в делах, относящихся к существу его жизни.
И наконец, к периферийной области относятся особенности образа жизни. Детали могут различаться или изменяться в зависимости от признаваемого человеком авторитета.
Я нисколько не сомневаюсь, что культовые системы веры имеют общие для всех их особенности. Некоторые из этих особенностей заслуживают упоминания.
Первое и самое главное, культовые системы верований характеризуются ограниченностью. Они не заинтересованы в разумной, познавательной оценке фактов. Организация сама дает истолкование, указывая, что главным авторитетом для нее является Библия и/или основатель культа. Такие системы верований находятся в изоляции, они никогда не склонны к логической последовательности. Они существуют в той области сознания культиста, которая, можно сказать, перегорожена вдоль и поперек, и ее отдельные участки почти не связаны между собой или, наоборот, неделимы, если культист всецело принимает модели своей организации.
Во-вторых, культовые системы верований характеризуются изначальной неприязнью на человеческом уровне, поскольку культист почти всегда, не принимая христианское слово, распространяет неприятие и на человека, который излагает его.
Неразличение взглядов и личности, которая их высказывает, почти всегда приводит культистов к отвержению не только веры человека, но и его самого. Проблема эта тесно связана с первым фактором узости кругозора и представляет собой чрезвычайную трудность в общении с культистом.
Теоретически говоря, если кто-нибудь сумеет провести грань между личностью (по отношению к которой культист становится антагонистически настроенным) и богословием (которое является действительным источником антагонизма), то общение с отдельным культистом станет возможным, так как в его глазах человек окажется лишь нейтральным источником сведений. Христианин окажется лицом, поддерживающим другую систему богословия, но культист необязательно будет испытывать к нему личную неприязнь. Опыт показал, что когда это удается, делается первый шаг в разрешении одной из основных проблем всех культистов — проблемы враждебности к тем, кто не признает их истолкования.
Эта проблема может остаться и неразрешенной, если однажды культист, психологически обработанный своей собственной системой («Сторожевая башня», книги миссис Эдди, труды Иосифа Смита и Брайема Янга и т. д.), не столкнется с христианином, который сможет научить его выслушивать и принимать доводы независимо от богословских различий. Таким образом возможность общения значительно улучшается.
В действительности же культист сталкивается с дилеммой: «Как может этот человек (христианин) обладать столь гибким сознанием и не разделять его (культиста) взглядов на богословие?»
Культист начинает задумываться над тем, почему христианин принимает его как человека и при этом не принимает его взглядов. Так, в служении личного благовестия, может зародиться взаимопонимание.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!