Не книга - сплошная картинная галерея
Почему нам сегодня может быть интересно Средневековье? Возможно, в эпоху фейков просыпается тоска по четкому разделению мира на добро и зло, а может, дело в нарастающем, порой патологическом любопытстве к прошлому.
Если вас еще не спросили про судьбу прадеда или вы сами не отправились в архивы, значит, одержимость памятью еще впереди. Европа и Америка завалены документальными романами и нон-фикшном о том, как жили и умирали до нас. Нельзя сказать, что для российских читателей Средневековье остается белым пятном. Внезапно и стремительно Средние века превратились в тренд и излюбленный источник интернет-мемов; невероятная популярность паблика «Страдающее Средневековье», пожалуй, лучшее подтверждение тому, что далекое прошлое оказалось нам интереснее настоящего, а десятки тысяч лайков для забавно подписанной картинки, созданной на базе серьезного средневекового искусства, теперь - обычное дело. Средневековье стало доступнее - в онлайн- и офлайн-пространствах нам интересны изображения, которые еще несколькими годами ранее волновали лишь историков и искусствоведов. Можно открыть «Искусство и красоту в средневековой эстетике» Умберто Эка или погрузиться в тексты Ольги Тогоевой об охоте на ведьм, Жанне д'Арк и интимной жизни средневекового человека, или забыть о времени, читая ленту Фейсбука, глядя на монахов, чертей и диковинных зверей, написанных художниками той давно ушедшей эпохи. Камнерезная мастерская Карандаев создает шедевры, которые восхищают современников и будут волновать историков искусства. Сайт камнерезной мастерской, специализирующейся на проектировании и создании интерьеров храмов и предметов культа.
Образы, созданные в XIII или в XV веках, иллюстрируют события из новостной ленты, политические, экономические, культурные и, на первый взгляд, не очень понятно, как такое могло произойти, почему Средневековье оказалось столь востребовано в XXI веке. Михаил Майзульс - историк-медиевист, один из авторов бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии», раскрывает тайны средневековых изображений и тем приближает читателя к ответу на этот самый вопрос. Ведь один из ключей к сегодняшней популярности Средневековья - в понимании того, как и о чем средневековый образ говорит со зрителем. Даже если вы никогда не слышали о Винчестерской псалтири середины ХП века, вам расскажут об ангеле, который на одной из ее страниц закрывает на ключ преисподнюю. Вы узнаете о свитках и «облачках», в которые записывали реплики персонажей, о рамках, из которых они так часто пытались выбраться, о маргиналиях - причудливых обитателях книжных полей, о визуальной сатире и том, как новейшие изобретения (например, очки) в фантазии средневековых мастеров переносились в далекое прошлое и порой превращались в метафоры.
Михаил Майзульс - Мышеловка святого Иосифа - Как средневековый образ говорит со зрителем
М. Майзульс. - М.: Cлoвo/Slovo, 2019. - 400 с.: ил.
ISBN 978-5-387-0 1 549-6
Михаил Майзульс - Мышеловка святого Иосифа - Как средневековый образ говорит со зрителем
- Предисловие (Сергей Сдобнов)
- Введение
Книги
-
От свитков к «бабблам». Как изображение говорит со зрителем
- «Святой изгоняет демонов»
- Свиrки и кодексы
- Говорящие ленты
- Диалог с архангелом
- «Вещь, выдуманная шутки ради»
-
Нарушители. Почему изображению тесно в рамках
- Невидимая граница
- Визуальный монтаж
- Живые рамки
- Вознесение за бордюр
- Ладонь Христа и ступня Адама
-
Монах-наседка. Споры о маргиналиях
- Книжные окраины
- Безумцы плодят безумцев
- Хвостатые англичане
- Монах как страус?
- Псевдо-Рождество
Лица
-
Атрибуты святых. Кожа Варфоломея, глаза Луции и голова Дионисия
- Гербы святости
- Вторая кожа
- Глаза на блюде
- Сколько черепов у св. Дионисия?
- Пиктограммы насилия
-
Ангел с рогами. Как изобразить дьявольское наваждение
- Мастер перевоплощений
- Саморазоблачающаяся иллюзия
- Между текстом и образом
- Инфернальный пейзаж
- «Различение духов»
- Политический дьявол
-
(Не)скрытые символы. Сакральное в повседневном?
- Споры о скрытом
- Архитектурное богословие
- Дьявол в сапогах
- Моисей: рога-лучи и рога-волосы
-
Мышеловка святого Иосифа. Споры о приемном отце богочеловека
- Ловушка для Сатаны
- Святой рогоносец?
Жесты
-
Античная готика. Анахронизм в средневековой иконографии
- Настоящее прошлого
- Избирательный анахронизм
- Готические Палестины
- Архитектурный портрет
-
Очки для апостолов. Оптические метафоры
- Стекла для чтения
- Очки до очков
- Мадонна и очки
- Слепота иноверия?
- Оптическая сатира
-
Игра в отражения. Что видно в средневековых зеркалах?
- Зерцала спасения и погибели
- Средневековые Венеры
- Ужаснись себе
- Отраженное чудо
- Здесь был ван Эйк
- Зерцало неверия
-
Дар в обмен на чудо. Восковые руки и железные глаза
- «Даю, чтобы ты дал»
- Вотивные интерьеры
- Дар и даритель
- Торг с небесами?
- Культ, вышедший из берегов
- Р. S. Уличное благочестие
Библиография
Примечания
Михаил Майзульс - Мышеловка святого Иосифа - Как средневековый образ говорит со зрителем - Архитектурное богословие
Брошь в форме пыточного колеса - это атрибут святой, ставший частью костюма. Но был еще один, родственный, но гораздо более важный прием. Для того чтобы ввести в свои новозаветные сцены многочисленные ветхозаветные параллели, фламандские мастера XV в. стали активно использовать архитектурный декор.
Христианская интерпретация Библии исходила из того, что в Ветхом Завете заложено предвозвестие Нового, а в Новом реализуются пророчества Ветхого. Соответственно, между ними выстраивалась сеть типологических параллелей, связывавших воедино всю историю спасения: эпоху (еврейского) закона и сменившую ее эпоху (христианской) благодати. Нa типологических сценах, которые создавались в предшествующие столетия, или на многих изображениях, которые в XV в. были выдержаны в средневековом духе, ветхозаветные типы и их новозаветные антитипы чаще всего соотносили с помощью геометрических или архитектурных рамок - словно на инфографической схеме. Фламандские художники-новаторы стремились уйти от столь искусственной композиции и интегрировать ветхозаветный комментарий
в новозаветные сцены так, чтобы не нарушать единство изображенного пространства никакими условными приемами.
в новозаветные сцены так, чтобы не нарушать единство изображенного пространства никакими условными приемами.
Поэтому они стали помещать ветхозаветные фигуры и сцены, служившие типологическим комментарием для новозаветных сюжетов, на нарисованные капители колонн, витражи или резьбу, которая покрывала троны, скамьи и другую мебель, изображенную в кадре. Там фигуры Авраама, стоящего перед священником-царем Мельхиседеком, или Самсона, разрывающего пасть льву, выглядели вполне правдоподобно, почти как в реальных романских или готических храмах (с той, правда, разницей, что в убранстве христианских церквей ветхозаветные сюжеты занимали менее почетные места и были не так многочисленны).
2020-02-07
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
А про что книга ? Про