
Ценность знания как в традиционном, так и современном социуме всегда была и остается непреходяща. Проблемы концептуализации знания, его происхождения издавна привлекали внимание исследователей — представителей разных наук. В этой связи интересно исследование традиционного народного знания — его характера, законов возникновения и функционирования, а также его носителей. В ситуации значительного разрыва между глобальными процессами культурной унификации современного мира и одновременной установкой на сохранение культурного разнообразия в международном (глобальном) масштабе все больше нарастает интерес как со стороны исследователей, так и со стороны различных правозащитных организаций к определению границ и форм существования традиционной культуры. На международном и отечественном уровнях активно создается законодательство, направленное на сохранение и поддержание коренных (традиционных) культур.
Идея культурного и биологического разнообразия и сохранения традиционных знаний коренных народов исходит из априори заданной модели дихотомии между цивилизованными и естественными (в данном случае — коренными) народами, что является слегка завуалированным наследием эпохи колониализма. Безусловно позитивная идеология мультикультурализма и поддержания этнических различий соседствует с экологической проблематикой и идеей биоразнообразия, акцентируя внимание на правах небольших народов, их хозяйственных и художественных практиках, иногда превращая носителей этих культур в персонажей этнического спектакля.
Между тем целый ряд промышленно развитых стран, соперничающих в технологических и информационных сферах с цивилизованным миром, сохраняет внутри своего мира целые пласты традиционных практик и установок. Такова, например, Япония. Такова и наша страна, не только сохраняющая практики и культуры населяющих ее малых народов, но и дающая почву для развития и передачи традиционных знаний русского народа.
Мазалова Наталия - «Тайное знание» в традиционной русской культуре - ведьмы, колдуны, знахари (конец XIX — начало XXI в.)
монография
СПб: Евразия, 2024, 464 с.
ISBN 978-5-8071-0630-8
Мазалова Наталия - «Тайное знание» в традиционной русской культуре - ведьмы, колдуны, знахари (конец XIX — начало XXI в.) - Оглавление
Введение
Глава 1. «Тайное знание» магических специалистов в русской традиционной культуре
- 1.1. «Ведовство»: концепт «тайное знание» ведьмы
- 1.2. «Знает чертей»: концепт «тайное знание» колдуна
- 1.3. «Знает слова»: концепт «тайное знание» знахаря
Глава 2. «Тайное знание», возраст и гендер магических специалистов
- 2.1. Концепт «возраст» «знающих»: социальный аспект
- 2.2. «Тайное знание» и гендерные различия в повседневном поведении и магических практиках «знающих»
Глава 3. Функционирование «тайного знания»
- 3.1. Функции «тайного знания» колдуна
- 3.2. Функции «тайного знания» знахаря
- 3.3. Технические аспекты неформализованного «тайного знания»
- 3.4. Функции некоторых видов неформализованного «тайного знания»
Глава 4. Особые психофизиологические состояния «знающих» — «язык души и тела»
- 4.1. Особые психофизиологические состояния как способ достижения «тайного знания» и механизм обрядовой деятельности
- 4.2. Функциональные характеристики особых психофизиологических состояний «порченых» — икоты, кликуши
Глава 5. Эмоции и чувства ритуальных специалистов в обрядовой деятельности
- 5.1. Социализация и управление страхом в магических практиках «знающих»
- 5.2. Функции смеха в магических практиках русского колдуна
- 5.3. Эмоции и чувства в магических практиках и повседневной жизни «знающих»
Глава 6. Особенности мифологизированной личности русских «знающих» и направленность их «тайного знания»
- 6.1. Колдун «знает на зло»
- 6.2. Знахарь «знает на добро»
Глава 7. Статус «тайного знания» и статус «знающих» в традиционном обществе
- 7.1. Социальный статус колдуна и знахаря
- 7.2. Сравнение статусов «лихих людей»
Глава 8. Отражение особенностей личности «знающего», поведения, статуса, направленности «тайного знания» в биографиях «знающих»
- 8.1. «Тайное знание» в биографиях колдунов
- 8.2. «Тайное знание» в биографиях знахарей
Заключение
Литература
Список сокращений
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: