Серия – «Проблемы философии»
В условиях современной глобальной цивилизации с такими ее характеристиками, как интенсификация миграционных потоков, единое информационное пространство, создаваемое массмедиа и Интернетом, высокая степень взаимозависимости и взаимосвязи, построение конструктивных отношений между последователями различных религий оказывается особенно актуальной задачей. Представленная работа посвящена разработке и исследованию возможностей одного из подходов к гармонизации межрелигиозных отношений - «личностной модели» межрелигиозного диалога. Понятия диалога религий и культур прочно вошли в обиход гуманитарных наук, часто встречаются в речах политиков и средствах массовой информации.
Вместе с тем сам термин «межрелигиозный диалог» может употребляться в разных смыслах и контекстах, обозначая обширный спектр способов межрелигиозного взаимодействия. В литературе, посвященной межрелигиозным отношениям, особенно в отечественной, этому факту не уделяется должного внимания, что зачастую приводит к некоторой путанице. Для преодоления неоднозначности, связанной с множеством интерпретаций межрелигиозного диалога, в первой главе комплексно рассматриваются типы межрелигиозного диалога, и анализируется проблема дефиниции этого феномена. В основе представленной оригинальной классификации форм межрелигиозного диалога лежит критерий «интенции» к диалогу.
В рамках этого подхода автор рассматривает «полемический», «миротворческий», «когнитивный» и «партнерский» виды диалога, строящиеся, соответственно, вокруг вопросов: «кто прав?», «как нам мирно жить вместе?», «кто ты?» и «что мы можем сделать для улучшения мира?» Вторая глава посвящена описанию личностной модели межрелигиозного диалога и различным аспектам ее применения. Личностная модель является развитием идей современного российского философа С.С. Хоружего, главным образом, предложенной им парадигмы «духовной практики» применительно к проблемам межрелигиозного диалога. В личностной модели акцент делается на сравнительном изучении религиозного опыта, структурно и процессуально реализующегося в «духовной практике».
Универсальная парадигма духовных практик в рамках представленного подхода может послужить «общим языком» для диалога, т.е. той средой, в которой происходит процесс достижения взаимопонимания и согласия между собеседниками. Основной задачей участников в личностной модели межрелигиозного диалога выступает не свойственный формализованному подходу поиск сходных догматических и этических положений или позиций по социальным вопросам, а понимающее проникновение в перспективу опыта «Другого» («участность»), который выражает свою идентичность в духовной практике. В последующие главах работы рассматривается возможность применения личностной модели межрелигиозного диалога на примере православия и хасидизма Хабад - крупного течения в современном иудаизме, широко представленного в России.
Сергей Мельник – Православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога: Монография
Российская академия наук
Институт научной информации по общественным наукам
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел философии
Издательство – «ИНИОН РАН» – 250 с.
Москва – 2017 г.
ISBN 978-5-248-00825-4
Сергей Мельник – Православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога: Монография – Содержание
- Предисловие
Глава 1. Формы межрелигиозного диалога
- § 1. Подходы к классификации видов межрелигиозного диалога
- § 2. Многообразие религиозного опыта: Эксклюзивизм, инклюзивизм, плюрализм и релятивизм
- § 3. Полемический диалог
- § 4. Миротворческий диалог
- § 5. Партнерский диалог
- § 6. Когнитивный диалог
- § 7. Межрелигиозный диалог: Проблема дефиниции
Глава 2. Личностная модель межрелигиозного диалога
- § 1. Личностная модель: Общие принципы
- § 2. Парадигма духовной практики
- § 3. Методология личностной модели межрелигиозного диалога
Глава 3. Православие как духовная традиция
Глава 4. Духовная практика православия
- § 1. Обращение
- § 2. Праксис
- § 3. Телос
Глава 5. Хасидизм как духовная традиция
Глава 6. Духовная практика хасидизма хабад
- § 1. Обращение
- § 2. Праксис
- § 3. Телос
Глава 7. Духовные практики православия и хасидизма хабад в контексте личностной модели межрелигиозного диалога
- § 1. Сравнение духовных практик: Сходства
- § 2. Отказ от крайнего партикуляризма
- § 3. Уникальность духовных традиций
Заключение
Список литературы
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: