Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос, находясь уже на пути в Иерусалим, где Ему предстояли страдание и смерть, спросил учеников: За кого вы почитаете Меня? Апостол Петр ответил за всех: Ты - Христос, Сын Бога Живаго {Мф. 16:15,16).
Христианская вера не есть философское учение или идеология, существующие сами по себе, независимо от того, кто и когда их формулировал. Иисус Христос не есть просто основатель движения или творец системы: Он есть Тот, в Кого христиане веруют. Поэтому все зависит от того, Кто Он есть, и Его вопрос ученикам — в сущности, единственный, ключевой вопрос христианской веры. А Петра, который «познал» Его, Христос не только «ублажил», но и создал на исповедании ученика Церковь Свою...
Действительно, если Христос - не Сын Божий, Его учение, Его смерть и Его воскресение могут почитаться всего лишь эпизодами, отчасти мифическими, каких бывало много в религиозной истории человечества. Если же Он действительно Тот, Кого исповедал апостол Петр, другие ученики и вся первоначальная христианская община, то не только учение Его - учение божественное, но и деяния Его - вольная смерть на кресте, воскресение и прославление - открывают нам Бога как «любовь» к людям и всей твари, и, искупляя грех мира, открывают верующим путь в вечное Божие царство.
Протопресвитер Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточнохристианской мысли
М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2021. — 350 с.
ISBN 978-5-7429-1407-5
Протопресвитер Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточнохристианской мысли - Содержание
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Введение
- Глава 1. Христология в пятом столетии
- Глава 2. Халкидониты и монофизиты
- Глава 3. Оригенистский кризис шестого столетия
- Глава 4. «Бог пострадал во плоти»
- Глава 5. Псевдо-Дионисий
- Глава 6. Духовные писатели: спасение, аскетизм и обожение
- Глава 7. Космическое измерение спасения: преподобный Максим Исповедник
- Глава 8. Попытка систематизации: преподобный Иоанн Дамаскин
- Глава 9. Видение невидимого: иконоборческий кризис
- Глава 10. Христология в поздней Византии
- Заключение
Примечания
Библиографические сокращения
Указатель личных имен и богословских произведений
Настоящая книга представляет собой сборник статей, написанных на протяжении четверти столетия.
Их объединяет не столько тематика, сколько единство цели: определить содержание православного христианского упования для современников.
Большинство статей первоначально было написано по-английски.
Во всех статьях преобладают не чисто богословские или философские темы — о Боге, о Христе, о содержании Символа веры как таковые, — а тема о церкви как о месте истинного богопознания.
Протопресвитер Иоанн Мейендорф всегда осознавал себя живым свидетелем Православия, церковного Предания, служителем слова. Это то общее, что связывало о. Иоанна с замечательным его другом Александром Шмеманом. Если бы не было такой связи этих двух людей, невозможно было бы так долго держать яркий факел возрождения церковной жизни, начавшегося еще во второй половине XIX века.
Они были «последними из могикан» этого движения и уже могли пользоваться плодами русской церковной истории века двадцатого, увы, мало воспринятыми до сих пор многими православными и даже русскими. Они пытались не только воплотить в жизнь решения собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., но и жить, и дышать полнотой духовной свободы. Вся их деятельность была направлена на органичное соединение христианской веры и жизни.
Протоиерей Иоанн Мейендорф – Православие в современном мире
Православие в современном мире. — М.: Путь, 1997. — 248 с.
Ответственный за выпуск М. Т. Работяга
ISBN 5-86748-113-1
Также издание:
CHALID ZEР PUBLICATIONS NEW YORK 1981
Manufactured in the U.S.A .
Manufactured in the U.S.A .
Иоанн Мейендорф – Православие в современном мире – Содержание
Предисловие протоиерея Иоанна Мейендорфа
- Брак и Евхаристия
- Есть ли в Церкви внешний авторитет
- Что такое Вселенский собор
- Апостол Петр. Его преемство в византийском богословии
- Кафоличность Церкви
- Значение Реформации как события в истории христианства
- Св. Григорий Палама. Его место в Предании Церкви и современном богословии
- Православное богословие в современном мире
- О путях Русской Церкви
- Русский епископат и церковная реформа (1905 г.)
- Церковь, общество, культура в православном церковном Предании
- Об изменяемости и неизменности православного богослужения
Иоанн Мейендорф – Православие в современном мире – Брак и Евхаристия
Русская церковная литература не богата исследованиями о таинстве брака. На Западе на эту тему писали и пишут гораздо больше. О браке имеется не только несколько папских энциклик, но также целые библиотеки научных, полу- научных и популярных изданий, написанных христианскими психологами, моралистами, канонистами и социологами. Широкие круги католиков и протестантов признают, что философии Фрейда и Юнга произвели революцию не только в половой морали, но и в самом понимании человека вообще. Между тем папа Павел VI, вопреки советам большинства современных католических богословов, принял на себя нелегкую задачу защитить традиционный католический взгляд на брак как средство для деторождения. Кризис, вызванный энцикликой в католическом мире, шире специального вопроса об ограничении рождаемости: он затрагивает самое существо и природу брака.
Задачей настоящего очерка не является ответ на все вопросы и решение всех недоумений, связанных со смыслом и практикой таинства брака в Православии.
Мне бы только хотелось обратить внимание читателя на православное представление о браке как о Таинстве, то есть о том его аспекте, которого психология, психоанализ, социология и право исчерпать не могут. Конечно, брак как Таинство предполагает особое понимание самого человека как существа, обладающего не только физиологическими, психологическими и общественными функциями, но и как гражданина Царства Божьего, призванного соизмерять свою земную жизнь с венными ценностями.
Заглавие нашего очерка — «Брак и Евхаристия» — объясняется тем, что Евхаристия, или Божественная Литургия, является тем пунктом нашей христианской жизни, когда Царство Божие становится непосредственно доступным нашему опыту (Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство...»), когда земная Церковь является действительно Церковью Божьей, когда во главе человеческого собрания становится Сам Христос, а собрание превращается в Его Тело, когда разрушается преграда между историческим процессом и вечностью. Поэтому, если Церковь признает за браком значение Таинства, это значение не может быть отделено от Евхаристии.
Русская церковная литература не богата исследованиями о таинстве брака. На Западе на эту тему писали и пишут гораздо больше. О браке имеется не только несколько папских энциклик, но также целые библиотеки научных, полу- научных и популярных изданий, написанных христианскими психологами, моралистами, канонистами и социологами. Широкие круги католиков и протестантов признают, что философии Фрейда и Юнга произвели революцию не только в половой морали, но и в самом понимании человека вообще. Между тем папа Павел VI, вопреки советам большинства современных католических богословов, принял на себя нелегкую задачу защитить традиционный католический взгляд на брак как средство для деторождения. Кризис, вызванный энцикликой в католическом мире, шире специального вопроса об ограничении рождаемости: он затрагивает самое существо и природу брака.
Необходимость издания в России собрания трудов о. Иоанна Мейендорфа была отмечена сразу вслед за его кончиной, в некрологе, предварявшем посвященный его памяти том ежегодника Византинороссика. Осуществить этот замысел было решено в рамках издательской программы серии Subsidia Ву zantinorossica, публикуемой Санкт-Петербургским Обществом византино-славянских исследований в качестве приложения к указанному ежегоднику.
В составе этой серии предполагаемое собрание займет, по-видимому, три или четыре тома, первый из которых читатель держит в руках.
Основополагающее значение классического труда о. Иоанна Мейендорфа о св. Григории Паламе сделало целесообразным именно с него и начать эту публикацию. Вместе с тем подготовка нового его издания вызвала наибольшие затруднения у редакции. Интенсивное развитие историографии исихазма за сорок без малого лет со дня выхода в свет авторского оригинала обязывало не только к модернизации справочного аппарата, но и к достаточно обстоятельному комментарию, облегчающему восприятие авторской мысли в современном научном контексте.
Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы
Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода
Перевод Г. Н. Начинкина под редакцией И. П. Медведева и В. М. Лурье.
Санкт-Петербург: Византинороссика, 1997, XVI+480 с. (Subsidia Byzantinorossica. Т.2)
ISBN 5-7684-0436-8
Санкт-Петербург: Византинороссика, 1997, XVI+480 с. (Subsidia Byzantinorossica. Т.2)
ISBN 5-7684-0436-8
Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы - Содержание
От издателя
От редакции
Введение
Введение
Часть I. Личность св. Григория Паламы
Глава I. Учители св. Григория Паламы
- Григорий Кипрский - Томос 1285 г - От Григория Кипрского к св. Григорию Паламе - Св. Феолипт Филадельфийский - Св. Феолипт и исихазм - Святитель Афанасий I - Его преобразования - Св. Афанасий и монастырские имущества - Его влияние - Природа исихастского обновления - Гора св. Авксентия - Монахи и гуманисты
Глава II. Молодые годы
- Его обучение - Монашеское призвание - Встреча с мессалианством - На горе Афо - В Фессалонике - Новые контакты с богомилами - В Веррии - Пустынь Св. Саввы - Акиндин на Афоне. - Игумен Есфигмену
Глава III. Варлаам и Соборы 1341 г
- Варлаам - Его встреча с монахами - Акиндин — посредник - Способ молитвы исихастов - Варлаам в Авиньоне - Акиндин защищает монахов - Святогорский Томос - Против мессалиан - Созыв собора - Попытки примирения - Проблема источников - Позиция патриарха - Июньский собор 1341 г - Изъявление покорности Акиндином - Августовский собор 1341 г - Осложнения в политике - Соборный Томос - «Фальсифицированные писания
Глава IV. Период гражданской войны (1341—1347 гг.)
- Политическая ситуация - Св. Григорий Палама и государственный переворот - Палама в монастыре Св. Михаила Сосфенийского - В Константинополе - Раздор с патриархом - В Ираклии - Арест св. Григория Паламы - Калека и Акиндин - Деятельность Акиндина - Донесение патриарху - Отлучение св. Григория Паламы - Рукоположение Акиндина - Столкновение патриарха с Анной Савойской - Паламитская реакция - Маневры Калеки - Его низложение - Византийское общество перед лицом спора - Колеблющиеся - Антипаламиты
Глава V. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский
- Томос 1347 г - Избрание Исидора - Оппозиция - Собор антипаламитов и осуждение их - Св. Григорий Палама и «зилоты» - Св. Григорий Палама и Стефан Душан - Прибытие в Фессалонику - Никифор Григора - Созыв нового собора - Первое заседание - Последующие заседания - Протест Арсения Тирского - Второй собор - Соборный Томос 1351 г - Оппозиционеры
Глава VI. Последние годы
- Св. Григорий Палама-пастырь - Новые политические осложнения - Пленник турок - Внук Орхана - «Хионы» - В Никее - Возвращение в Константинополь - Публичный спор с Григорой - В Фессалонике - Последние дни - Канонизация
Часть II. Учение святого Григория Паламы
Глава I. Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати
- Спор о познании Бога - Познание через тварный мир - Образ и подобие - Первородный грех - Грех и смерть - Передача смерти - Знали ли философы Бога? - Знание и спасение - Объюродевшая премудрость - Платон - Аристотель - Разрезанные змеи - Случай Псевдо-Дионисия
Глава II. Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе
- Исихазм до XIV в - Евагрий - Преп. Макарий Великий - Две антропологии - Христианская йога? - Очищение и краткословная молитва - Молитва и монистическая антропология - Тело участвует в молитве - ...ив сверхъестественной жизни - Настоящий смысл психофизического способа - Оправданная критика - Роль сердца - В физиологии нет догматизма - Аскетика Воплощения - Цель Воплощения - Христианский смысл «возвращения в себя» - Христос внутри нас - Благодать крещения - Утренняя звезда - Воскресение души - Христианский материализм
Глава III. Христос и обоженное человечество: спасение, обожение и екклисиология
- Духовное и историческое - Спасение - Таинства - Крещение и обожение - «Обязательная мистика»? - «Природа» и «благодать» - Что не есть благодать - Тварная и нетварная благодать - Синергия - Разнообразие благодатных даров - Единство Бога - Причастие нетварному - Отрешение, его истинный смысл - Вера - «Умное» и «духовное» - Преображение способностей чувств - Свет: средство и предмет видения - Действительное обожение - «Нетварные по благодати» - «Сотелесность» - Участие в Божественной природе - Церковь - Ее служение - Проблема христологии - Соединение ипостасное и соединение по энергиям - «Тело Божие» - Глава IV. Богословие истории: символы и реальность - Время линейное и время циклическое - Вмешательство Бога в историю - Символизм Варлаама - Тени и «телесные образы» - Псевдо-Дионисий - Видение лицом к лицу - Прообразы и историческая реальность - Эсхатология - Преодоление символизма - Реалистический символизм - Монашество: пророческое служение - Монашеское отречение - «Великая схима»
Глава V. Богословие бытия: сущность и энергия
- Скрытый Бог - Две экзегезы Дионисия - Недостаточность отрицательного пути - Положительное видение незримого - Богооткрывающая роль Христа - Божественное существование ad extra - Святой Максим - Персонализм - «Низшая Божественность»? - Весь Бог всецело в энергиях - Единственный Действователь - «Перихорисис» - Нет сущности без энергии - «Воипостасированные энергии» - Сущность как «причина» энергий - Энергии и Троица - «Умножение» Неделимого - Творение - Терминологические недоразумения - Природа различий в Боге по учению св. Григория Паламы - Бог действующий
Глава VI. Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология
- Отголоски арианских споров - Персонализм - Открытость - Богоматерь - Пречистая Дева - Наследие Адама - Заключение - Послесловие - Насколько помнили св. Григория Паламу в России и Греции? - Исихазм XVII—XIX вв. и наследие св. Григория Паламы - Афонский спор и предыстория «моды на паламизм» - Ближайшие предшественники о. Иоанна Мейендорфа - Историография исихазма с 1959 до середины 1970-х гг - Историография исихазма с конца 1970-х гг. до 1995 г - Где Священное Предание?
Комментарии
Использованные сокращения и особенности ссылок на некоторые источники
Именной указатель
Использованные сокращения и особенности ссылок на некоторые источники
Именной указатель
"Византия и Московская Русь" посвящена эпохе, которая до сих пор почти неизвестна (во всяком случае для массовой аудитории) - XIV веку. К тому "Византия и Московская Русь" разбирает её в очень интересной, непривычной перспективе. XIV век - эпоха формирования Московской Руси как государства и культуры.
Причем это формирование происходило в крайне плотной культурной обстановке - паламитское возрождение в Византии, татаро-монгольское иго и влияние новых западных идей. Все эти противоречивые влияния на Московскую Русь прослеживает Мейендорф, считая их решающими для нашей страны.
Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке
Paris: YMCA-Press, 1990
Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке - Содержание
Введение
- Глава I. Византийская культура на Руси
- Глава II. Катастрофы XIII века
- Глава III. Татары, их западные соседи и русские данники
- Глава IV. Митрополия Киевская и всея Руси
- Глава V. Победа исихастов в Византии. Идеологические и политические последствия
- Глава VI. Культурные связи Византии, южных славян и России
- Глава VII. Византия и Москва
- Глава VIII. Патриарх Филофей и Русь (1364-1376)
- Глава IX. Митрополит Киприан и московский сепаратизм. (1376-1381)
- Глава X. Литва поворачивается к Западу
- Заключение. Мечты и реальность.
Приложения
Библиография
Аристидис Пападакис - Иоанн Мейендорф - Христианский Восток и возвышение папства - Церковь в 1071-1453 гг.
Пападакис А., прот. И. Мейендорф. Пер. с англ. Левитского А.В., Рахновской УС, Чеха А.А.
Православ. Св.-Тихонов. гуманитар, ун-т.: 2010. - 630 с.
ISBN 978-5-7429-04154
Аристидис Пападакис - Иоанн Мейендорф - Христианский Восток и возвышение папства - Церковь в 1071-1453 гг. - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПАПСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
- 1. Церковь в феодальном обществе - 2. Libertas ecclesiae - 3. Папство на подъеме - 4. Еще одна реформа: новые формы монашеской жизни
Глава II. ПЕРВЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЦЕРКВИ
- 1. Попытки церковного примирения до 1095 года - 2. Усиление христианского милитаризма - 3. Церковный колониализм - 4. Нарастание вражды между Востоком и Западом
Глава III. ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ
- 1. Демографический аспект проблемы - 2. Яковиты, армяне, марониты и нёсториане - 3. Египет, Эфиопия, Нубия - 4. Грузинская православная церковь
Глава IV . ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XII СТОЛЕТИИ
- 1. Противоречивые течения: первенство Рима - 2. Изменение методов богословия: Запад - 3. Направления мысли: Восток
4. Становление христологии
Глава V. ОСАЖДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
- 1. Папский «экуменизм» - 2. Вселенский патриархат: единение православия в изгнании - 3. Восстановление Византийской державы - 4. Влахернский собор 1285 года
Глава VI. ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ НА БАЛКАНАХ (прот. Иоанн Мейендорф)
- 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново - 2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат - 3. Церковь в румынских землях - 4. Течения в литературе, искусстве и духовной жизни
Глава VII. ИСИХАСТСКИЕ СПОРЫ
- 1. Монашество в поздней Византии - 2. Исторический фон - 3. Богословие живого богообщения - 4. Плоды победы паламитов
Глава VIII. РУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ: ОТ КИЕВА ДО МОСКВЫ (прот. Иоанн Мейендорф)
- 1. Наследие Владимира и Ярослава - 2. Церковь и Монгольская империя (1237-1380) - 3. Преподобный Сергий и его братия. Митрополит Киприан и возрождение универсализма - 4. Флорентийский собор и самоопределение Москвы
Глава IX. ПЕРЕХОД К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
- 1. Раскол папства - 2. Угроза для папской монархии: соборное движение - 3. Ферраро-Флорентийский собор - 4. Вероучительные дискуссии на Флорентийском соборе: «непогрешимая» вера?
Глава X. L'EGLISE APRES BYZANCE
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Пер. с англ. В.Марутика
Мн.: Лучи Софии, 2001. - 336 с.
ISBN 978-985-6171-85-0
Иоанн Мейендорф - Византийское богословие - Исторические тенденции и доктринальные темы - Содержание
Введение. Основные черты и главные источники богословия в Византии
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
- 1. Византийское богословие после Халкидона
- 2. Христологический вопрос
- 3. Иконоборческий кризис
- 4. Монахи и гуманисты
- 5. Монашеское богословие
- 6. Экклезиология: Канонические источники
- 7. Раскол между Востоком и Западом
- 8. Столкновение с Западом
- 9. Lex orandi
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- 10. Творение
- 11. Человек
- 12. Иисус Христос
- 13. Святой Дух
- 14. Триединый Бог
- 15. Сакраментальное богословие: Жизненный цикл
- 16. Евхаристия
- 17. Церковь в мире
- Заключение. Антиномии
Библиография
Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии
Пер с анг. свящ. Олега Давыденкова, при участии Л.А.Успенской,
примеч А.И Сидорова
М., ПСТБИ, 2000 - 318 с.
ISBN 5-7429-0135-6
Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии - Содержание
Предисловие к русскому изданию
Предисловие ко второму изданию
Введение
- Глава 1. Христология в пятом веке
- Глава 2. Халкидониты и монофизиты
- Глава 3. Оригенистский кризис VI века
- Глава 4. Бог пострадал во плоти
- Глава 5. Псевдо-Дионисий
- Глава 6. Духовные писатели: спасение, аскетизми обожение
- Глава 7. Космическое измерение спасения:преп. Максим Исповедник
- Глава 8. Попытка систематизации:преп. Иоанн Дамаскин
- Глава 9. Видение невидимого: иконоборческий кризис....
- Глава 10. Христология в поздней Византии
Заключение
Сокращения
Примечания
Указатель имен
протопресвитер Иоанн Мейендорф - Пасхальная тайна - Статьи по богословию
Пер. с англ., фр. / протопресвитер Иоанн Мейендорф ; сост. : И. В. Мамаладзе ; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. — М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т. 2013. — 832 с.: ил.
(Религия. Сокровища православной мысли).
ISBN 978-5-699-64696-8 (Эксмо)
ISBN 978-5-7429-0787-9 (ПСТГУ)
Иоанн Мейендорф - Пасхальная тайна - Статьи по богословию - Содержание
- Прот. Владимир Воробьев. Последний раз в России
- Йост ван Россум. Отец Иоанн Мейендорф: жизнь, посвященная науке и служению Церкви
ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ
- Восточное православие - Восточное православие. История - Смысл Предания - Христианское Предание: православное видение - Христианское богословие Творения - Творение в истории православного богословия
ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА
- Человечество Христа: пасхальная тайна - Время Великой субботы - О литургическом восприятии пространства и времени - Христос как Спаситель в учении Восточной Церкви - Христос как Слово: Евангелие и культура - Новая жизнь во Христе: спасение в православном богословии - Рим. 5:12 у Кирилла Александрийского и Феодорита - Свободная воля у прп. Максима Исповедника - Антропология и первородный грех - Учение прп. Феодора Студита об изображении Христа
СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ
- Обожение в восточнохристианской традиции - Мистическое богословие - Богословие Святого Духа - Святой Дух как Бог - У истоков спора о Filioque - Святой Дух в Церкви
БОГОСЛОВСКИЙ СИНТЕЗ
- Никейский Символ веры: объединяет или разделяет? - Халкидониты и монофизиты после Халкидонского собора - Юстиниан, Империя и Церковь - Византия как центр богословской мысли на христианском Востоке - Греческая философия и христианское богословие в древней Церкви - Свт. Василий, мессалианство и византийское христианство - Богословское образование в святоотеческую и византийскую эпохи и его уроки для нашего времени - Богословие в тринадцатом столетии: методологические контрасты
ИСИХАСТСКИЕ СПОРЫ
- Святая Гора Афон в XIV столетии. Духовное и интеллектуальное наследие - Духовные тенденции в Византии в конце XIII и начале XIV вв. - Начало исихастских споров - Горе-богослов единства XIV века: Варлаам Калабрийский - К вопросу о влиянии Псевдо-Дионисия на Востоке - Тема «обращения к себе» в паламитском учении XIV столетия - Учение свт. Григория Паламы о благодати - Евхаристический догмат в богословских спорах XIV столетия - Святая Троица в паламитском богословии - Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии - Исихазм: проблемы семантики - Верен ли термин «исихазм»? Заметки о религиозной идеологии XIV столетия - [Византийское] общество и культура в XIV столетии: круг религиозных проблем
СВЕТ С ВОСТОКА
- Преемственность и разрыв традиции в византийской религиозной мысли - Халкидониты и нехалкидониты: последние шаги к объединению - Православное богословие сегодня - О православном понимании Евхаристии - По поводу «единства Триединого Бога» Юргена Мольмана - Свет с Востока? «Богословствование» в перспективе Восточного христианства
Библиографические сокращения
Иноязычные слова и выражения
Указатель цитат из Священного Писания и ссылок на него
Указатель географических названий
Указатель личных имен
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Брак в православии
"Христианская жизнь" Клин 2004
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Брак в православии - Содержание
- Введение
- Иудаизм и Новый Завет
- Древняя Церковь и римское право
- Брак как Таинство
- Брак и Евхаристия
- Венчание Количество браков Условия вступления в брак
- Смешанные браки
- Развод
- Семья и регулирование рождаемости
- Духовенство и брак
- Брак, целибат и монашество
- Заключение
Приложение
- 1. Новый Завет о браке Приложение
- 2. Церковное предание о браке Приложение
- 3. Каноническое право, Литургическая практика
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Единство империи и разделения христиан - Церковь в 450-680 гг.
прот. И. Мейендорф; пер. с англ.
Православ. Св.-Тихонов. гуманитар, ун-т. : 2012. - 520 с. - (Церковь в истории).
ISBN 978-5-7429-0415-1
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Единство империи и разделения христиан - Церковь в 450-680 гг. - Содержание
ПОСВЯЩЕНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ВСТУПЛЕНИЕ
Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ
- 1. Законодательство империи и христианская вера - 2. Культурный плюрализм - 3. Император и Церковь
Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ
- 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне - 2. Духовенство: брачное или безбрачное? - 3. Поместные первоиерархи - 4. Первенство Рима к 451 г
Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ
- 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие - 2. Богослужение и искусство - 3. Развитие монашества - 4. Святые, мощи и святые места
Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК
- 1. Сирийская традиция - 2. Христианство на азиатском субконтиненте - 3. Армения и Грузия - 4. Арабы-христиане - 5. Египет, Эфиопия и Нубия - 6. Местные христианские церкви и имперский центр Византии
Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ: CHRISTIANITAS И ROMANITAS
- 1. На Дунае и за ним - 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении блж. Августина - 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи - 4. Испания. Ариане и православные - 5. Африка. Арианские гонения - 6. Святой Лев Великий и самосознание папства - 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол
Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
- 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты - 2. Халкидонский собор: церковный строй - 3. Оппозиция собору на Востоке - 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и споры Востока и Запада - 5. Рост монофизитства при Анастасии
Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА
- 1. Союз с Римом - 2. Юстиниан и Феодора - 3. Оригенистские споры - 4. «Три Главы», пана Вигилий и Пятый Вселенский собор - 5. Наследие Юстиниана
Глава VIII. ХРИСТИАНСКИЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА: ОКОНЧАТЕЛЬНО ЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ?
- 1. Внутренние расколы в монофизитстве - 2. Имперская политика после Юстиниана - 3. Антиохия и яковиты - 4. Александрия и копты - 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане
Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО
- 1. Рим, Равенна и Византия; св. Григорий Великий - 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол - 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и св. Августин - 4. Национальные церкви в Испании и Франции - 5. «Западный патриархат»?
Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО
- 1. Объединительная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм - 2. Единение церквей на Востоке и в Египте - 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство - 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет - 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин - 6. Шестой Вселенский собор
ЭПИЛОГ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Иоанн Мейендорф - История Церкви и восточно-христианская мистика
Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. М.: Институт ДИДИК, 2000.—576 с: ил.—Серия "Древо
ISBN 5-93311-008-6
Иоанн Мейендорф - История Церкви и восточно-христианская мистика - Содержание
От составителя
Предисловие редактора
ЕДИНСТВО ИМПЕРИИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАН
Вступление
Глава I. Церковь и Империя
- 1.Законодательство Империи и христианская вера. 2.Культурный плюрализм. 3.Император и Церковь.
Глава II. Структура Церкви
- 1.Поместная Церковь: епископ, духовенство, миряне. 2.Духовенство: брачное или целибатное? 3.Региональные первоиерархи. 4.Первенство Рима к 451г.
Глава III. Духовная жизнь: богослужение, монашество, святые
- 1.Богослужебные традиции: единство и многообразие. 2.Богослужение и искусство. 3.Развитие монашества. 4.Святые, мощи и святые места.
Глава IV. Разнообразие культур и миссионерская экспансия на Восток
- 1.Сирийская традиция. 2.Христианство на азиатском субконтиненте. З.Армения и Грузия. 4.Арабские христиане. 5.Египет, Эфиопия и Нубия. 6.Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи.
Глава V. Запад в пятом столетии: Christianitas Romanitas
- 1.На Дунае и за ним. 2.Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина. 3.Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи. 4.Испания. Ариане и православные. 5.Африка. Арианские гонения. б.Святой Лев Великий и самосознание папства. 7.Преемники Льва и Лаврентиевский раскол.
Глава VI. Халкидонский собор и его последствия
- 1.Халкидонский собор: вероучительные результаты. 2.Халкидонский собор: церковный порядок. 3.Оппозиция собору на Востоке. 4. Патриарх Акакий. "Энотикон" и конфликты между Востоком и Западом. 5.Рост монофизитства при Анастасии.
Глава VII. Эпоха Юстиниана
- 1.Союз с Римом. 2.Юстиниан и Феодора. З.Оригенистские споры. 4."Три Главы", папа Вигилий и Пятый Вселенский собор. 5.Наследие Юстиниана.
Глава VIII. Христианский Восток после Юстиниана: окончательно ли разделение?
- 1.Внутренние расколы в монофизитстве. 2.Имперская политика после Юстиниана. ЗАнтиохия и яковиты. 4.Александрия и копты. 5.Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане.
Глава IX. Святой Григорий Великий и византийское папство
- 1.Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий. 2.Лангобарды-ариане и Акви-лейский раскол. 3.Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин. 4.Наци-ональные церкви в Испании и Франции. 5."Западный патриархат"?
Глава X. Император Ираклий и монофелитство
1.Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм. 2.Церковные унии на Востоке и в Египте. З.Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство. 4.Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет. 5.Святой Максим Исповедник и папа Мартин. 6.Шестой Вселенский собор.
Эпилог
Список сокращений
СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА И ПРАВОСЛАВНАЯ МИСТИКА
Глава I. Духовная традиция восточного монашества
- 1.Возникновение монашества. 2.Евагрий Понтийский и "чистая молитва". З.Макарий и мистика сердца. 4.Иисусова молитва. Учение об обожении: святой Григорий Нисский и преп. Максим. 5.Симеон Новый богослов. 6.Византийский исихазм в XIII-XIV вв.
Глава II. Григорий Палама, богослов исихазма
- 1.Молодые годы. 2.Спор с Варлаамом и Акиндином. 3.Богословие исихазма. 4.Христианский экзистенциализм.
Глава III. Исихазм после Паламы
1.Христианский Восток с XIV века по сей день. 2.Исихастская традиция в России.
Заключение
Синхронистическая таблица
ВИЗАНТИЯ И МОСКОВСКАЯ РУСЬ
Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке
Введение
Глава I. Византийская культура на Руси
- 1.Римская политическая традиция. 2.Переводы с греческого. 3.Православная вера.
Глава II. Катастрофы XIII века
- 1.Византия: смерть и воскресение. 2.Монголы на Среднем Востоке и в Европе.
Глава III. Татары, их западные соседи и русские данники
- 1.Черное море. 2.Немецкие рыцари. 3.Возвышение Литвы. 4.Польша поворачивается к Востоку. 5.Татары и их русские данники.
Глава IV. Митрополия Киевская и Всея Руси
- 1 .Положение и власть митрополита. 2.Выборы епископов. 3.Постановление патриархом Константинопольским как источник власти митрополита Киевского. 4.Начало разделений.
Глава V. Победа исихастов в Византии: идеологические и политические последствия
- 1.Кризис византийского религиозного и культурного мировоззрения. 2.Универсалист-ские притязания Константинопольского патриархата.
Глава VI. Культурные связи Византии, Южных славян и России
- 1.Русско-византийские литературные связи: Возрождение или Предвозрождение? 2.Пути общения. 3.Русское монашество: преп. Сергий, святой Стефан Пермский. 4.Исихазм и искусство.
Глава VII. Византия и Москва
- 1.Византия и Москва. 2.0льгерд и Москва.
Глава VIII. Патриарх Филофей и Русь (1364-1376)
- 1.Патриарх Филофей. 2.Династические раздоры в Золотой Орде и усиление Москвы. 3.Притязания Польши и Литвы.
Глава IX. Митрополит Киприан и московский сепаратизм (1376-1381)
- 1.Византия, Генуя и Золотая Орда. 2.Митяй, Пимен и Киприан. 3.Куликовская битва.
Глава X. Литва поворачивается к Западу
- 1.Дальнейшие неурядицы в митрополии. 2.Кревская уния. 3.Митрополит Киприан и упрочение связей с Византией.
Заключение. Мечты и реальность
ПРИЛОЖЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
Протопресвитер Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования
М: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 320 с.
ISBN 5-7429-0123-2
Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования - Содержание
Введение
Рим и Константинополь
- Имперские структуры и «апостоличность» - Развитие экклезиологических идей - Заключительное слово: раскол и попытки единения - Заметка об источниках - Основные источники - Второстепенные источники
Византия как центр богословской мысли на христианском Востоке
Два понимания Церкви: Запад и Восток накануне нового времени
- Исихастское возрождение - Восток и Запад: постепенное расхождение - Восток вступает в «темные» века
«Строители мостов» в раннем средневековье. Заметки о значении восточной святоотеческой мысли для Иоанна Скота Эриугены
Богословие в тринадцатом столетии
- Методологические контрасты - Запад: Университеты и монашеские ордена - Богословские встречи - Монашеское богословие
Состоялась ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом?
- Флорентийский Собор - исполнение византийских надежд - То, что не произошло во Флоренции - Православный мир около 1440 г. и русская реакция - Заключение: что же сказать о Флоренции?
От Византии к России: Религиозное и культурное наследие
- Византия и Русь в средние века - Византийское наследие в России нового времени
Существовал ли когда-либо «третий Рим»?
- Заметки о византийском наследии в России - Флорентийский собор и падение Византии: последствия для России - Кризис «византинизма» - Слово заключения: что такое византинизм?
Новая жизнь во Христе: Спасение в православном богословии
- Течения в сотериологии - Христос Спаситель - «Новый Адам» - Заключение: этика Воскресения
Христианское Благовестие и социальная ответственность
- Три эсхатологии - Наследие Византии - Новое время - Заключение
Взгляды на Церковь: Русская богословская мысль нового времени
- Философское пробуждение и богословие мирян - «Софиология»: В. С. Соловьев и его последователи - Заключение: остающийся потенциал - Библиографические заметки
Примечания
Именной указатель
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Византийское наследие в Православной Церкви
Пер. с англ. под общ. ред. Ю. А. Вестеля
Киев, Центр православной книги, 2007. — 352 с.
Протоиерей Иоанн Мейендорф - Византийское наследие в Православной Церкви - Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
II. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
- 1. Император Юстиниан, империя и Церковь
- 2. Идеологические кризисы в Византии с 1071 по 1261 гг.
III. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА
- 1. Византийские представления об исламе
- 2. Литургия — ключ к душе Византии
- 3. Общество и культура в XIV столетии: религиозные проблемы
IV. БОГОСЛОВИЕ
- 1. Святой Дух как Бог
- 2. «Защита священно-безмолвствующих» св. Григорием Паламой
V. ВЛАСТЬ И СТРОЙ В ЦЕРКВИ
- 1. Св. Василий, Церковь и харизматическое водительство
- 2. Церковный регионализм: структуры общения или оправдание сепаратизма?
- 3. Вселенский патриархат вчера и сегодня
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
УКАЗАТЕЛЬ
УКАЗАТЕЛЬ
Иоанн Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви
М., Эксмо – 1056 с.
ISBN: 978-5-04-090555-3
Иоанн Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви - Содержание
- П.Б. Михайлов. Историческая теология отца Иоанна Мейендорфа - От редакции
СВЯТОЙ ПЕТР: ПРОБЛЕМА ПЕРВЕНСТВА
- Исторический релятивизм и авторитет христианского догмата - Первенство римской кафедры в каноническом предании Церкви до Халкидонского собора включительно - Рим и Константинополь - Апостол Петр в византийском богословии - Собор 381 г. и первенство Константинополя - 1367 год: план созыва Вселенского Собора.Ранее не издававшийся диалог Иоанна Кантакузина с легатом Павлом - Приложение. Беседа с легатом Павлом - Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом? - Рим и православие: по-прежнему ли существует проблема «авторитета»? - Церковный регионализм: структуры общения или прикрытие сепаратизма? - Два взгляда на Церковь: Запад и Восток накануне Нового времени - Современное понимание Церкви в православии
ПРЕДАНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО
- Церковная организация в истории православия - Дух, церковное устройство и организация с православной точки зрения - Таинства и иерархия в Церкви: православный вклад в экуменический диалог о римском первенстве - Епископ в Церкви - Один епископ в одном граде - Иерархия и народ в Православной Церкви - Что такое Вселенский Собор? - Вальсамон, империя и варвары - Значение Реформации как события в истории христианства - Церковь, общество, культура в православном церковном Предании
«ВИЗАНТИЯ ПОСЛЕ ВИЗАНТИИ»
- Идеологический кризис в Византии (1071 — 1261) - Литургия, или Введение в духовность Византии - Иконография Божественной Премудрости в византийской традиции - Премудрость-София: противоположные подходы к сложной теме - Византийские представления об исламе - Универсалистские идеологии и исторические реалии в Православной Церкви - Святитель Савва, Охрид и Сербская Церковь
ТАИНСТВО БРАКА
- Брак и Евхаристия - Христианский брак в Византии: каноническая и богослужебная традиция
ВИЗАНТИЯ, РУСЬ, РОССИЯ
- От Византии к России: религиозное и культурное наследие - Византия, Православная Церковь и возвышение Москвы - Существовал ли когда-нибудь «Третий Рим»? - Вселенское свидетельство и поместное самосознание в русском православии - Алексий и Роман: очерк по истории русско-византийских отношений (1352—1354) - Три литовских мученика: Византия и Литва в XIV столетии - Византийское влияние на русскую цивилизацию
ПУТИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- Об изменяемости и неизменности православного богослужения - Спор о социальной роли Церкви: полемика по поводу церковной собственности на Руси в XVI веке - Русский епископат и церковная реформа (1905 г.) - Святейший Патриарх Тихон — служитель единства Церкви - Образ Церкви: русская богословская мысль в Новое время - О путях Русской Церкви - Заметка о Церкви
КАФОЛИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ
- Кафоличность Церкви - Вселенский патриархат вчера и сегодня - Современные проблемы православного канонического права - От Византии к Новому Свету - Последние шаги к единству - Мелкитский патриархат: парадоксы призвания - Православная Церковь и миссия: прошлое и современные перспективы - Православная Церковь в современном мире - Единство Церкви — единство человечества - Что сохраняет Церковь в единстве?
Библиография работ протопресвитера Иоана Мейендорфа
Библиографические сокращения
Указатель цитат из Священного Писания и ссылок на него Указатель географических названий Указатель личных имен
Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие
fb2, epub:
Минск, Лучи Софии 2001
ISBN 985-6171-82-2
ISBN 985-6171-82-2
ISBN 978-985-6171-82-9
pdf:
Пер. с англ. Л. Волохонской. Изд. 4-е, испр. и доп.
К.: храм прп. Агапита Печерского, 2002. — 360 с.
Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие - Содержание
- Предисловие автора - Введение
-
ЧАСТЬ I
- Глава 1. Мужи Апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский - Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский - Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин мученик - Глава 4. Тертуллиан - Глава 5. Св. Киприан Карфагенский - Глава 6. Климент Александрийский - Глава 7. Ориген - Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства. - Глава 9. Святой Афанасий Великий - Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский
-
ЧАСТЬ II
- Глава 1. Каппадокийский синтез - Глава 2. Святитель Василий Великий - Глава 3. Святитель Григорий Богослов - Глава 4. Святитель Григорий Нисский - Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский - Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст - Глава 7. Латинские отцы Церкви - Глава 8. Блаженный Августин - Глава 9. Несторианство и христологические споры - Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский - Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор
-
ЧАСТЬ III
- Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) - Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский - Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор - Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит - Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник - Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания - Глава 7. Патриарх Фотий - Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов - Глава 9. Святитель Григорий Палама - Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: