Без матери в детстве я просто жить не мог. Однажды ее пригласили на свадьбу в какой-то купеческий дом. Она должна была участвовать в свадебном кортеже со стороны невесты. В отсутствие матери я целый день плакал, пролил море слез. Наконец не выдержал одиночества и прибежал на свадебный пир, попросил провести меня к маме, уткнул заплаканное лицо в ее колени, и только когда услышал обещание матери незамедлительно вернуться домой, успокоился от слезных всхлипываний. Молитв я в детстве, кажется, почти никаких не знал, хотя и родился в семье священника, молиться не умел. Жил, как и все дети, больше интересами чрева, сладкоядения. У меня был старший брат Сергей и сестра Нина, умершая на пятом году жизни от воспаления легких.
Как сейчас, помню день ее кончины. Она начала задыхаться; принесли подушку с кислородом и приставили резиновый рожок, по которому проходил газ к ноздрям умирающей девочки. Но медицинская помощь оказалась бессильной там, где исполнял повеление ангел смерти. Ниночка тихо скончалась. Мама состригла на память прядь ее волос и долго хранила их в коробочке. На могилке сестры отец поставил мраморный памятник, увенчанный лепным изображением молящегося ангела. Сильное впечатление произвело на меня зрелище смерти, вынос тела почившей в церковь, чин погребения и вид кладбища с нависшей над могилами густой сенью деревьев.
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 1 - Дневник инока. Письма. Воспоминания
СТСЛ, 2017. 416 с.: илл.
ISBN 978-5-00009-140-1
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 1 - Дневник инока. Письма. Воспоминания - Содержание
- От редакции
- Жизнеописание
- Дневник инока
- Письма. Воспоминания
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 1 - Дневник инока. Письма. Воспоминания - От редакции
Жизненный путь владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, укладывается в русло тех событий, потрясений и свершений, что выпали на долю Русской Православной Церкви в первой половине XX века. Происхождением он был из духовного сословия, детские и юношеские годы провел в благочестивой русской провинциальной среде, стремился к монашеству... Всё пережил — революцию, гражданскую войну, кровавую смуту, в результате которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Но, по милосердию Божию, единицы из представителей духовенства все-таки уцелели в тюрьмах, лагерях, ссылках и вернулись к своему служению.
Среди них был и владыка Вениамин. Господь послал ему если не гибель в пропастех земных, то семнадцать лет тяжелейших испытаний. Однако дух воина Христова оказался несломленным, а потребность в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в промежутках между арестами пока еще отцу архимандриту удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них впервые публикуются в нашем издании. И жизнеописание епископа Вениамина впервые выходит с исправлениями и дополнениями, сделанными на основе подлинных документов, хранящихся в государственных архивах.
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 2. Проповеди. Статьи
СТСЛ, 2017. 336 с.: илл.
ISBN 978-5-00009-141-8
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 2. Проповеди. Статьи - Содержание
- Проповеди 1928 г.
- Проповеди 1946-1949 гг.
- Статьи
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 2. Проповеди. Статьи - «Мир Мой»
Доныне и всегда будут сбываться евангельские слова Христовы, как и Сам Он сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», то есть слова Его сбываются на нас, исполняются в жизни нашей и исполняться будут всегда.
Возьмем ныне одно утешающее слово, непонятное, может быть, многим, и посмотрим, как оно на нас может исполниться. Когда Христос прощался с учениками, сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», то есть душа ваша будет так покойна, что ее ничто не будет волновать и тревожить. Как тело, когда оно здорово, не испытывает боли и покойно, так и душа бывает покойна, когда она здорова, — тогда мир, превосходящий всякий разум, пребывает в сердце.
Итак, посмотрим, как же слово Христа может исполниться на наших сердцах, как же мир может водвориться в нас. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... Но если спросить кого из вас: «Братия, болит ли у вас сердце?» — то вы ответите: «Ах, как болит, так болит, что места себе не находит, от всего тревожится, не имеет совершенно покоя». Отчего же это сердце наше болит, отчего это нет покоя в нем, от каких причин мы постоянно тревожимся и не имеем в себе того мира, о котором говорит нам Господь? Сердце болит от многих причин. Так, прежде всего сердце болит от дум, от помыслов, которые съедают сердце, уничтожают покой его. Иногда думает человек: «Вот умру я, и дети мои погибнут в неверии», и эта дума не оставляет его, постоянно живет тревога в его сердце, и нет в нем мира.
Другой лишился имения и состояния, и мысль о том, как будет он жить, преследует его; иногда, усталый, он придет, а все думает-думает, и сон бежит от очей его, оттого что сердце наполнено разъедающими скорбными думами. У некоторых есть враги, недоброжелатели — у кого их нет, — и вот человек мучается мыслью о том, как бы отомстить врагу, что бы сделать ему, и от таких дум иногда он в бешенстве проводит дни свои. И нет в таком сердце мира, мир бежал от него, болит сердце. Как же можно, скажете, мир приобрести в таком состоянии сердца, как можно сердцем своим ощутить полное спокойствие, как мир может посетить нас? А мир может водвориться в душе нашей, если мы будем бороться с дурными мыслями своими, бороться посредством молитвы постоянной.
Но молиться нужно не так, как мы молимся. Вот читают ектению и поют: «Господи, помилуй», мы машинально крестимся, машинально повторяем слова устами, а сердце веры в эти слова не имеет. Или когда говорит священник: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем...», мы думаем, что это просто пожелание доброе, и не вкладываем смысла в эти слова, не вкладываем веры — оттого и молитва наша не дает нам успокоения, она бездушна у нас. А надобно молиться не так, надобно с верой молиться. У нас в молитве только слова, а веры нет, между тем Господь наш таков, что, если ты имеешь в сердце своем хоть каплю веры, хотя бы думу о том, что ты веришь, Он за это одно готов все подать и как-нибудь непременно успокоить человека. Вот поэтому, если мы мир хотим получить для сердца, мы верой должны растворять молитву свою. Например, поют: «Господи, помилуй», и мы повторяем эти слова, так надобно не только эти слова повторить,, а прибавить: «Я верую, что Ты помилуешь», и Господь за это непременно пошлет милость.
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 3. Богословские труды
СТСЛ, 2017. 608 с.: илл.
ISBN 978-5-00009-077-0
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 3. Богословские труды - Содержание
- Над Библией. Библейское учение о нравственно-христианской жизни
- Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание ее во Христе
- Чтения по литургическому богословию
Епископ Вениамин (Милов) - Сочинения. В 3 т. - Т. 3. Богословские труды - Элементы веры
Попытка определить состав и признаки переживания веры с помощью библейской цитации приводит к различению в вере начальных, поверхностных элементов ума и чувства и глубинной волевой активности, как основы переживания веры. Апостол Павел назвал веру «уверенностью в невидимом», как в видимом, и «осуществлением ожидаемого». Невидевшие и уверовавшие, по слову Господа, блаженны.
Человеческая уверенность — собственно волевое состояние, но так как она почти всегда разумна и сердечна, то ее необходимо рассматривать в отображениях влияний ума и чувства.
Сознательной вера, или уверенность в невидимом, делается через слышание и усвоение евангельской проповеди веры. Язычники, говорится в книге Деяний апостольских, услышали слово о вере во Христа и уверовали. В день Пятидесятницы около пяти тысяч человек, слушавших слово Петра,уверовали во Христа.
Слова, слышимые кем-либо, вызывают, образуют и поднимают у него уверенность в истине услышанного, велась ли речь о предметах небесных или о земных. Предметами, возбуждающими веру, являются, прежде всего, истины о бытии триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа, о крестной жертве воплотившегося Сына Божия ради спасения мира, о животворном действии благодати Святого Духа в Церкви и о спасительности Божиих заповедей. «Это я написал, — замечает христианам апостол, — чтобы уверить вас, что истинна та благодать Божия, в которой вы стоите».
Сознательно можно веровать также в заступление от Бога и в человеческое постоянство в добре.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: