Кузанский - Сочинения в 2-х томах

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах
Философия Кузанца — явление уникальное в XV в., хотя и вполне объяснимое как закономерный результат развития предшествующей философской мысли и выражение потребностей духовной и общественной жизни его времени.  Эпоха, которую отразил в своем философском творчестве Николай Кузанский,— это эпоха ломки тысячелетних феодальных отношений и вызревания новых, развитие которых привело в конце концов к революциям Нового времени.
 
Дисгармоничность социального бытия переходной эпохи, ее противоречия наложили отпечаток на все творчество и личность немецкого философа.
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах 

Священнослужитель, последовательно прошедший почти все ступени церковной карьеры, ревностный деятель римской католической церкви — и, казалось бы, далекий от мирской суеты мыслитель, ушедший в созерцание сугубо философских истин; религиозный проповедник, охваченный эсхатологическими настроениями, ожиданием прихода антихриста,—
 
и ученый, открывающий пути естествознанию Нового времени; остроумный критик схоластики, элементы которой, однако, он сам не смог изжить в своем творчестве; предтеча материалистической философии Нового времени, который вместе с тем оставался на идеалистических позициях.
 
Недаром проблема противоречий становится центральной в его творчестве.
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах - Том 1

Перевод/Общ. ред. и вступит, статья 3. А. Тажуризиной. — М.: Мысль, 1979.— 488 с, 1 л. портр.
(Филос. наследие).— В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах - Том 1 - Содержание

З. А. Тажуризина. Николай из Кузы
Об ученом незнании (пер. В. В. Бибихина)
О предположениях
Часть первая (пер. 3. А. Тажуризиной)
Часть вторая (пер. В. В. Бибихина)
Малые произведения 1445—1447 гг. (пер. В. В. Бибихина)
О сокрытом Боге
Об искании Бога
О богосыновстве
О даре Отца светов
Диалог о становлении
Книги простеца
Простец о мудрости. Книга первая (пер. 3. А. Тажуризиной)
Простец о мудрости. Книга вторая (пер. 3. А. Тажуризиной)
Простец об уме (пер. А. Ф. Лосева)
Простец об опытах с весами (пер. В. В. Бибихина)
Примечания
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах - Том 2

Перевод /Общ. ред. Р. В. Соколова и 3. А. Тажуризиной.
М.: Мысль, 1980.— 471 с. — (Филос. наследие). — В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах - Том 2 - Содержание

Апология ученого незнания (пер. Ю. А. Шичалина)  
О видении Бога (пер. В. В. Бибихина)
Берилл (пер. В. В. Бибихина)
О возможиости бытии (пер. А. Ф. Лосева)
О неином (пер. А. Ф. Лосева)
Игра в шар (пер. В. В. Бибихина)
Компендий (пер. В. В. Бибихина)
Охота за мудростью (пер. В. В. Бибихина)
О вершине созерцания (пер. В. В. Бибихина)
Примечания
Указатель имен
Предметный указатель
 

Николай Кузанский - Сочинения в 2-х томах - Николай из Кузы

 
Благодаря содействию гуманиста Амброджо Траверсари (ум. 1439) Кузанец поступает на службу в папскую курию. В 1437 г. вместе с церковным посольством он едет в Византию для переговоров с греками по поводу объединения Западной и Восточной христианских церквей перед лицом нашествия турок. В Константинополе Николай собрал ценные греческие рукописи, познакомился с известными тогда неоплатониками Плифоном (1355—1452) и Виссарионом (1389/ 1)5—1472). Поездка в Константинополь стала важной вехой в формировании его мировоззрения. Возвращаясь оттуда, он пришел к одной из наиболее плодотворных идей своей философии — идее совпадения противоположностей, которую он хотел использовать в качестве онтологического обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и раздоров.
 
В 1440 г. появляется первая философская книга Николая «Об ученом незнании». Здесь содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Уже в этом сочинении выявилась пантеистическая тенденция философии Кузанца.
 
К трактату «Об ученом незнании» примыкает трактат «О предположениях», большинством исследователей относимый к тому же 1440 г. В 1442 — 1445 гг. Николай пишет четыре небольших сочинения (трактаты «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О даре Отца светов», «О становлении»), в которых пантеистическая тенденция выступает в форме идеи мистического единения человека с Богом, обожествления человека в процессе познания Бога.
В 1448 г. Кузанец получает звание кардинала. Это его новое положение, по-видимому, способствовало некоторому изменению его философской позиции. Гейдельбергский богослов Иоганн Венк написал сочинение «Невежественная ученость», направленное против пантеистических тенденций философии Кузанца. «Не знаю, видел ли я в свои дни писателя более пагубного», — негодовал ортодоксальный католик Венк. «Апология ученого незнания» Кузанца (1449) содержит защиту от предъявленных обвинений, доказывает согласованность основных идей «Ученого незнания» с положениями церковных авторитетов. Это сочинение являет собою известный поворот в творчестве Николая: последующие работы написаны им с большей осторожностью; по-видимому, он не хотел давать поводов для обвинений. Но под благопристойной внешней формой Николай и в этих сочинениях проводит прежнюю линию «Ученого незнании».
 
В 1450 г. вышли четыре книги Кузанца под общим названием «Простец»— два диалога «О мудрости», диалоги «Об уме» и «Об опытах с весами». Эти книги написаны в форме беседы простеца с философом и ритором, в ходе которой простой, невежествепный человек из народа поучает «ученых» в деле постижения высшей мудрости. Простец представляет здесь точку зрения, обоснованную в трактате «Об ученом незнании».
В диалоге «Об опытах с весами» Кузанец рассматривает опыт как источник познания природы, здесь он пытается ввести в естествознание количественные методы и точные измерения. В этой работе Кузанский выступил провозвестником повой эпохи, эпохи господства науки и техники. Заслуги Кузанца в истории естествознания неоспоримы. Он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении (она была проведена полтора столетия спустя). Известный историк математики Кантор отметил значительную роль философа в истории математики, в частности в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин. Идеи Николая в области космологии подготовили учение Бруно о бесконечности Вселенной.
 
Став в 1450 г. епископом Бриксена и одновременно папским легатом в Германии, Николай инспектирует монастыри, выступая против пренебрежения проповедями, против нерадивого отношения клира к своим обязанностям. С 1451 по 1452 г. Кузанец путешествует по империи, в частности с целью вернуть гуситов в лоно католической церкви (что ему не удалось). В 1453 г. он пишет книгу «О согласии веры», где проводит смелую для той эпохи мысль о том, что едина религия всех разумных существ, и она «предполагается во всем различии обрядов», т. е. в различных религиозных обрядах он сумел увидеть одно религиозное содержание. На этой основе Кузанец предлагал всем верующим объединиться и прекратить религиозные войны. В то время, когда турки, стремившиеся к пеламизации христианского мира, заняли Константинополь, а христианская церковь, с другой стороны, вынашивала планы новых крестовых походов, Кузанец выступил за веротерпимость. Вопреки догматической узости многих своих современников — христианских теологов Николай в одном из последних своих произведений — «Опровержении Корана» (1464) — указывал на связь ислама и христианства. Таким образом, даже в церковно-политических сочинениях Кузанец выходил за пределы официальной католической доктрины, проявляя независимость мышления.
В 1458 г. Николай возвращается в Рим, где уже в   качестве   генерального   викария   опять   пытается проводить реформы. Умер он в Италии, в Тоди, в 1464 г.
 
Последнее десятилетие своей жизни Кузанец особенно усердно занимался философией и математикой, что нашло отражение в его трактатах «О видении Бога» (написанном для монахов монастыря в Тегернзее) (1453) и «О берилле» (1458).
 
В последние годы жизни философом написаны «О бытии-возможности» (1460), «О неином» (1462), «Об охоте за мудростью» (1463), «Об игре в шар» (1463), «Компендий» (1463) и, наконец, «О вершине созерцания» (1464). В этих работах выясняется вопрос об отношении между Богом и миром и о способах познания абсолюта.
 

2-томник 1979 г. издания не очень качественно напечатан, потому файлы djvu с него не всегда легко читать. В 2014 г. издательство Директ-Медиа все произведения, вошедшие в 2-томник 1979, выпустило одним качественным файлом pdf, который очень удобен для чтения - для членов клуба.


 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos