Полунов - Победоносцев в общественно- политической и духовной жизни России

Полунов Александр - Победоносцев в общественно- политической и духовной жизни России
«Его деятельность в течение 25 лет — история России за этот период, — писала одна из газет того времени. — По его воле мы неуклонно шли назад, хотя все чувствовали необходимость идти вперед. Победоносцева считали злым гением России, но его логике, точно загипнотизированные, подчинялись все — и те, которые от него нисколько  не  зависели»…
 Если в сфере политики и государственного управления российский консерватор бескомпромиссно отвергал начала демократии, то в области религии он последовательно выступал против принципов свободы совести, отделения церкви от государства...
 
Сразу  после  смерти  Победоносцева  в  печати  развернулась  дискуссия  о  его  роли  в  жизни  страны,  ставшая,  по  сути,  начальным этапом  формирования  историографии  жизни  и  деятельности  обер-прокурора.  Одним  из  ведущих  мотивов  дискуссии,  как  уже  отмечалось, было признание глубоких противоречий во взглядах и деятельности  консерватора.  Современники  отмечали  контраст  между благими  (как  считало  большинство)  намерениями  Победоносцева и неудачными результатами его деятельности; между умом, образованностью,  интересом  к  интеллектуальной  и  культурной  жизни  и упорным отрицанием назревших преобразований, нежеланием идти навстречу духу времени. Мотивы подобного поведения были непонятны большинству писавших о Победоносцеве — они, как правило, лишь констатировали наличие в духовном облике покойного взаимоисключающих  начал,  отказываясь  дать объяснение этому явлению.
 
«Какие мрачные бездны таила душа этого человека, которому нельзя отказать ни в уме, ни в воле! — восклицал автор одного из некрологов, посвященных обер-прокурору. — Какая скорбь, что богатые дарования были направлены в сторону разрушения!»
 

Полунов Александр -  Победоносцев в общественно- политической и духовной жизни России

Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 374 с. : ил. — (Люди России)
ISBN 978-5-8243-1491-5
 

Полунов Александр - Победоносцев в общественно- политической и духовной жизни России - Оглавление

 Введение
 Глава 1. Начало пути
·         Родительский дом
·         Учеба и начало служебной деятельности
·         Судебная реформа
·         1860-е — начало 1870-х гг.: нарастание консервативных тенденций
·         Личность и частная жизнь
  Глава 2. Основы мировоззрения
·         Историко-правовые воззрения
·         Критика реформ и демократии
·         Обоснование системы власти и управления
·         Религия и церковь
·         Социальные отношения
  Глава 3. Политическое возвышение. Роль в правительстве Александра III
·         Воспитание наследника престола
·         «Славянское движение» и восточный вопрос
·         Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг
·         Наставник и советник царя
·         Общественное мнение и периодическая печать
·         Школа, культура, общественная мысль
  Глава 4. Религия, церковь, национальные отношения
·         Церковь, власть и общество
·         Обер-прокурор и духовенство
·         Проблема свободы совести
·         К. П. Победоносцев и национально-религиозная политика самодержавия
  Глава 5. Финал карьеры
·         Проблема контрреформ. Разногласия в консервативном лагере
·         Политическая роль в начале царствования Николая II
·         1890 — начало 1900-х гг.: механизмы воздействия на общественное мнение
·         Годы реформ и революции. Финал карьеры
  Заключение
  Список сокращений
  Источники и литература
  Указатель имен
 

Полунов Александр - Победоносцев в общественно- политической и духовной жизни России – Религия и Церковь

Прекрасно  осведомленный  об  обилии  исторически  сложившихся негативных явлений в жизни православного клира и паствы, российский консерватор писал о них открыто и порой даже с вызовом.
 
«Наше духовенство мало и редко учит, — указывал он, — оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотных Библия не существует… И еще оказывается в иных, глухих местностях, что народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в “Отче наш”, повторяемом нередко с пропусками или с прибавками, отнимающими всякий смысл у слов молитвы». По словам Победоносцева,  если  западный  христианин  (особенно  протестант)  обратится  к  православному  с  вопросом  —  «покажи  мне  веру  твою от  дел  твоих»,  последнему  «придется  опустить  голову».  «Чувствуется, — восклицал обер-прокурор, — что показать нечего, что все не прибрано, все не начато, все покрыто обломками».
 
Признавая недостатки православной церкви, Победоносцев с глубоким уважением писал о жизни западных конфессий, за которой он внимательно следил и со многими представителями которых был хорошо знаком. «Правду сказать, — писал российский консерватор, — есть им что показать, в совершенном порядке — веками созданные, сохраненные и упроченные дела и учреждения». Силу католической церкви, по мнению Победоносцева, составляли «верные полки» служителей  («как  один  человек»),  которых  она  на  протяжении  своей многовековой истории рассылала «на концы вселенной». Протестантская церковь имела право сказать о себе: «Я не терплю лжи, обмана и суеверия. Я привожу дела в соответствие и разум в соглашение с верой. Я освятила верой труд, житейские отношения, семейный быт, верой искореняю праздность и суеверие, водворяю честность, правосудие и общественный порядок». Бывая за границей (особенно в Англии), российский консерватор восхищался здесь красотой и чинностью богослужения, испытывал искренний пиетет перед прочностью традиций, хранимых в церковной и общественной сферах. Однако столь уважительная оценка западных исповеданий вовсе не означала,  что  Победоносцев  стремился  перенести  присущие  им  порядки в Россию.
 
Дело в том, что за блестящим фасадом западных церквей, по мнению  российского  консерватора,  скрывались  глубокие  изъяны,  обесценивавшие  их  достоинства  или,  по  крайней  мере,  делавшие  бессмысленными  попытки  их  переноса  в  Россию.  Так,  англиканская церковь,  при  всей  своей  внешней  респектабельности,  допустила  во внутрицерковные порядки принципы сословного разделения, неравенства,  глубоко  противные  духу  христианства  (наглядно  это  проявлялась в выделении особых мест в храме для богатых и знатных).
 
Подобная особенность англиканской церкви вела к отколу от нее в XVIII–XIX  вв.  многочисленных  «народных»  движений  (прежде всего  методистов),  что  неуклонно  ослабляло  эту  церковь  изнутри. «Нельзя не подивиться, — писал Победоносцев, — необычайной деятельности,  которую  проявляют  английские  диссентеры  некоторых толков. В этом смысле отделение от общего организма государственной церкви некоторых учений можно счесть благодетельным событием народной жизни».
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя aleksandroid