Радхакришнан - Индийская философия - Мюллер - Шесть систем индийской философии - Бурмистров - Брахман и история

Радхакришнан С. - Индийская философия
Для развития мыслящего ума, для процветания искусств и наук первым необходимым условием является оседлый образ жизни человеческого общества, обеспечивающий безопасность и досуг его членам. Богатая культура невозможна в обществе кочевников, в котором люди ведут борьбу за существование и гибнут от лишений. Судьба дала Индии местоположение, где природа отличалась обилием своих даров и налицо были все благоприятные возможности для развития. С одной стороны — Гималайские горы огромной протяженности и высоты, с других сторон — море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от вторжений. Щедрая природа в изобилии доставляла пищу, и человек был избавлен от тяжкого труда и борьбы за существование. Индийцы никогда не чувствовали, что мир был полем битвы, на котором люди сражались за богатство и власть. Когда нет необходимости растрачивать энергию на решение жизненных земных проблем, на освоение природы и подчинение ее сил, люди начинают думать о высшей жизни, о том, как сделать ее более духовной. Возможно, что расслабляющий климат склонял индийцев к покою и уединению. Огромные леса с их дорогами, укрытыми под густыми кронами деревьев, предоставляли большие возможности для набожной души мирно бродить по ним, предаваясь необыкновенным мечтам и изливаясь в радостных песнях. Утомленные жизнью люди уединялись на лоне природы. Слушая шум ветра и потоков, музыку птиц и листьев, они обретали внутренний покой и возвращались здоровыми и бодрыми духом. Именно во время таких лесных отшельничеств (ашрамов или тапованов) пытливые индийцы предавались глубоким размышлениям о загадках жизни. Безопасная жизнь, богатство природных ресурсов, свобода от тревог, отрешенность от житейских забот, отсутствие тирании практического интереса стимулировали духовную жизнь Индии, вследствие чего мы находим еще на заре ее истории беспокойство духа, любовь к мудрости и влечение к более здравым занятиям ума.
 
Благодаря благоприятным природным условиям, обеспечившим широту взглядов, необходимую для размышлений о сущности вещей, индийцы избежали удела, который Платон провозгласил худшим из всех, а именно — ненависти к разуму. «...прежде всего примем меры предосторожности, — говорит он в «Федоне», — чтобы с нами чего-нибудь не приключилось... Как бы... нам не стать “мизологами”, наподобие того, как бывают “мизантропы”. Нет большего несчастья, как испытывать ненависть к рассуждениям». Наслаждение познанием является одним из наиболее чистых наслаждений, доступных человеку, и страсть индийцев к познанию ярким пламенем горит в их умах.
 
Размышление о природе бытия во многих других странах считалось излишней роскошью. В этих странах серьезное значение придается действию, в то время как занятия философией носят эпизодический характер. В древней Индии философия не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение. На Западе даже в лучшую пору своей юности, как это было во времена Платона и Аристотеля, философия обращалась за поддержкой к некоторым другим наукам, таким как политика или этика. В Средние века она опиралась на теологию; в эпоху Бэкона и Ньютона — на естествознание, а у мыслителей XIX века — на историю, политику и социологию. В Индии же философия стояла на своих собственных ногах, и все другие науки искали в ней вдохновение и опору. Она — главная наука, направляющая другие науки, которые без ее помощи имеют тенденцию стать бесплодными и безрассудными. Мундака упанишада говорит о брахма-видье, или науке о вечном, как основе всех наук — сарва-видья-пратиштхе. «Философия, — говорит Каутилья, — есть светильник всех наук, средство свершения всех трудов и опора всех обязанностей».
 

Радхакришнан С. - Индийская философия

М.: Академический Проект, 2020. — 1007 с. — (Концепции).
ISBN 978-5-8291-3235-4
 

Радхакришнан С. - Индийская философия – Содержание

САРВЕПАЛЛИ РАДХАКРИШНАН И ЕГО «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
ТОМ I
  • ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  • ЧАСТЬ I. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
    • Глава 2. ГИМНЫ РИГВЕДЫ
    • Глава 3. ПЕРЕХОД К УПАНИШАДАМ
    • Глава 4. ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД
  • ЧАСТЬ II. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
    • Глава 5. МАТЕРИАЛИЗМ
    • Глава 6. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ДЖАЙНИЗМА
    • Глава 7. ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ РАННЕГО БУДДИЗМА
    • Глава 8. ЭПИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    • Глава 9. ТЕИЗМ БХАГАВАДГИТЫ
    • Глава 10. БУДДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ
    • Глава 11. ШКОЛЫ БУДДИЗМА
  • Прилвженив к I тому. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССМОТРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ
ТОМ II
  • ЧАСТЬ III. ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
    • ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
    • ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
    • Глава 1. ВВЕДЕНИЕ
    • Глава 2. ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СИСТЕМЫ НЬЯЯ
    • Глава 3. АТОМИСТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ВАЙШЕШИКИ
    • Глава 4. СИСТЕМА САНКХЬЯ
    • Глава 5. СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ
    • Глава 6. ПУРВА-МИМАНСА
    • Глава 7. ВЕДАНТА-СУТРА
    • Глава 8. АДВАЙТА ВЕДАНТА ШАНКАРЫ
    • Глава 9. ТЕИЗМ РАМАНУДЖИ
    • Глава 10. ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ВИШНУИСТСКИЙ ТЕИЗМ
    • Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Мюллер Ф. М. - Шесть систем индийской философииМюллер Ф. М. - Шесть систем индийской философии

Пер. с англ. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2020. — 432 с. — (Серия «Концепции»)
ISBN 978-5-8291-3234-7
 

Мюллер Ф. М. - Шесть систем индийской философии - Содержание

Предисловие
Глава первая. Введение
  • Философия и философы - Шрути и смрити - Период упанишад с 700 года до новой эры - Период, предшествующий упанишадам - Умственная жизнь в древней Индии - Кшатрии и брахманы - Показания упанишад, Джанака, Аджаташатру - Аджаташатру - Буддийский период - Прасенаджит и Бимбисара - Брахмаджаласутта - Махабхарата - Будда - Отчеты греков - Буддийские пилигримы. Сюань-цзан - Царь Харша -
Глава вторая. Веды
  • Философская основа богов вед - Три класса ведических богов - Другие классификации богов - Вишведевы - Тенденции к единству богов - Генотеизм - Монотеизм и монизм - Праджапати - Вишвакарман - Тваштар - Поиски Высшего существа - Гимн неизвестному богу - Брахман, атман, тад экам - Гимн Насадии - Брахман и его различные значения - Брих и Брахман, Слово - Восток и Запад - Дух и речь - Атман - Праджапати, Брахман, Атман -
Глава третья. Системы философии
  • Развитие философских идей - Прастхана-бхеда - Литературные ссылки в упанишадах - Шесть систем философии - Брихаспати-сутры - Источники - Даты философских сутр - Санкхья-сутры - Веданта-сутры - Мнемоническая литература - Философия Брихаспати - Общие философские идеи -
Глава четвертая. Веданта
  • Веданта или уттара-миманса - Бадараяна - Основные учения веданты - Извлечения из Чхандогья-упанишады - Извлечения из Катха-упанишады - Перевод упанишад - Характер упанишад - Веданта-сутры - Ссылки на веды - Праманы - Праманы в философии санкхьи - Пратьякша - Анумана - Шабда (слово) - Авторитет вед - Значение Веды - Деловая и философская части вед - Видья и авидья - Субъект и объект - Феноменальная реальность мира - Создание или причинность - Причина и следствие - Сон и бодрствование - Высшее и низшее знания - Необходима ли для свободы добродетель? - Два брахмана - Философия и религия - Карма - Брахман есть все - Стхула и сукшма-шарира - Четыре состояния - Эсхатология - Свобода в этой жизни - Различные пути изучения философии - Рамануджа - Метафоры -
Глава пятая. Пурва-миманса
  • Содержание пурва-мимансы - Праманы у Джаймини - Стиль сутр - Сверхчеловеческое происхождение веды - Предполагаемый атеизм пурва-мимансы - Философская ли система пурва-миманса? -
Глава шестая. Философия санкхьи
  • Смесь санкхьи с позднейшей ведантой - Относительная древность философских систем и сутр - Древность сутр Капилы - Санкхья-карики - Дата Гаудапады - Таттва-самаса - Первенство во времени веданты или санкхьи - Атеизм и ортодоксия - Авторитет вед - Санкхья враждебна жречеству - Параллельное развитие философских систем - Буддизм появился позже упанишад - Лалитавистара - «Буддхачарита» Ашвагхоши - Сутры буддистов - Ашвалаяна грихья-сутры - Заимствовал ли Будда у Капилы? - «Харшачарита» Баны - Таттвасамаса - Двадцать пять таттв - Авьякта - Буддхи - Аханкара - Пять танматр - Шестнадцать викар - Пять буддхендрий - Пять кармендрий - Манас - Пять махабхут - Пуруша (дух, я) - Пуруша (субъект) - Деятелен ли пуруша? - Три гуны - Один ли пуруша или множественный? - Изречения веданты - Отношения между ведантой и санкхьей в древности - Трайгунья - Санкара и пратисанкара - Адхьятма, адхибхута и адхидайвата - Абхибуддхи - Кармаёни - Ваю - Карматманы - Авидья - Ашакти, - Атушти и тушти - Асиддхи и сиддхи - Тушти и сиддхи - Муликартхи - Шашти-тантра - Ануграха-сарга - Бхута-сарга - Бандха - Узы дакшины - Мокша - Праманы - Духкха - Истинное значение санкхьи - Сущность страдания - Веданта и санкхья - Веданта, авидья и авивека - Санкхья, авивека - Атман и пуруша - Происхождение авидьи - Шастра - Космическое развитие пракрити - Общий обзор системы Капилы - Идеализм ли санкхья? - Пуруша и пракрити - Состояние пуруши, когда он свободен - Значение страдания - Пуруша - Автомат ли пракрити? - Неэгоистичность пракрити - Грубое и невещественное тело - Атеизм Капилы - Безнравственность санкхьи - Притчи санкхьи -
Глава седьмая. Йога
  • Йога и санкхья - Значение слова йога - Йога — не соединение, а разъединение - Йога как различение - Патанджали. Вьяса - Второе столетие до новой эры - Хронология мышления - Философия йоги - Недоразумения относительно цели йоги - Преданность Господу - Что такое Ишвара? - Действительная аргументация Капилы - Теория дела - Четыре книги сутр йоги - Истинная цель йоги - Читта - Функции ума - Упражнения - Вайрагья - Созерцание с объектом или без объекта - Снова об Ишваре - Другие средства достижения самадхи - Самадхи апраджнята - Кайвалья - Йоганджи — вспомогательные средства йоги - Вибхути - Самаяма и сиддхи - Чудеса - Истинная йога - Три гуны - Санскары и васаны - Кайвалья - Есть ли йога нигилизм? -
Глава восьмая. Ньяя и вайшешика
  • Отношения между ньяей и вайшешикой - Дигнага - Библиография - Философия ньяи - Высшее благо - Средства спасения - Средства знания - Объекты знания - Падартха - Шесть падартх вайшешики - Отчет Мадхавы о ньяе - Прамана - Пратьякша - Анумана - Упамана - Шабда - Прамея - Саншая - Прайоджана, дриштанта, сиддханта - Аваявы - Индийская и греческая логика - Тарка - Нирная - Вада, джалпа, витанда, хетвабхаса, джати, чхала, ниграхастхана - Мнения об индийской логике - Последние книги ньяи - Пратьякша - Время — настоящее, прошедшее и будущее - Упамана - Шабда - Восемь праман - Мысли о языке - Спхота - Слова выражают summum genus - Выражают ли слова род или индивидуум? - Все слова обозначают бытие - Веданта о спхоте - Йога и санкхья о спхоте - Ньяя о спхоте - Вайшешика о спхоте - Прамеи - Индрии - Шарира - Манас - Атман - Память - Знание не вечно - Другие объекты знания - Жизнь после смерти - Существование Божества - Причина и следствие - Вознаграждение - Освобождение - Знание идей, а не вещей - Силлогизм - Праманы в различных философских школах - Анумана для других -
Глава девятая. Философия вайшешики
  • Дата сутр - Даты по тибетским источникам - Канада - Субстанции - Свойства - Действия - Причина - Исследование свойств - Время - Пространство - Манас - Ану - Саманья - Вишеша - Самавая - Абхава - Шесть систем -
Список сокращений

Бурмистров С.Л. - Брахман и историяБурмистров С.Л. - Брахман и история - Историко-философские концепции неоведантизма

Монография. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2023. — 186 с. — (Философские технологии: востоковедение).
ISBN 978-5-8291-3986-5
 

Бурмистров С.Л. - Брахман и история – Содержание

Предисловие ко второму изданию
Введение
I. С. Радхакришнан и С. Дасгупта: вехи истории индийской философии
  • § 1.  Коммуникативная интерпретация философии упанишад 
  • § 2.  Ритуалистическая интерпретация философии упанишад
  • § 3.  Ритуалистический генезис идеологии упанишад  и этнорелигиозные конфликты ведийской эпохи 
  • § 4.  Буддийская философия как результат развития  ведийской идеологии 
  • § 5.  Веданта как стереотип индийского философского дискурса 
II. Историко-философские концепции С. Радхакришнана и С. Дасгупты в контексте мировой философии
  • § 1.  Историко-культурная реальность и ее теологическое  осмысление 100
  • § 2.  Историко-философская реальность в концепциях  С. Радхакришнана и С. Дасгупты 
  • § 3.  Концепции С. Радхакришнана и С. Дасгупты в контексте мировой историко-философской науки 
Заключение
Приложение I. Сарвепалли Радхакришнан. Индийский подход к проблеме религии
  • 1. Запад и Восток 
  • 2. Стремление к познанию реальности 
  • 3. Осмысленная вера 
  • 4. Религия как опыт 
  • 5. Samanvaya, или примирение 
Приложение II. Сурендранатх Дасгупта. Индуистский взгляд на религию
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim