Ранний хасидизм - Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников - Антология - Том 1
Ранний хасидизм - Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников - Антология - Том 1 - Содержание
- Любовь (агава)
- Гостеприимство (орхим)
- Еда (ахила)
- Вера (эмуна)
- Истина (эмет)
- Одеяния (бгадим)
- Упование на Творца (БИТАХОН)
- Завет (БРИТ)
- Гордыня и смирения (ГААВА ВА-АНАВА)
- Приникновение и единение (ДВЕКУТ ВЕ-ИХУДИМ)
- Путь (ДЕРЕХ)
- Смягчение суда (ГАМТАКАТ ДИНИМ)
- Изгнание и избавление (ГАЛУТ У-ГЕУЛА)
- Речь (ДИБУР)
- Суд по закону Торы (дин Тора)
- Знание и мудрость (ДААТ БЕ-ХОХМА)
- Уединение (ГИТБОДЕДУТ)
- Подкрепление (ГИТХАЗКУТ)
- Исповедь (видуй дварим)
- Память и забывчивость (зикарон ве-шихеха)
- Открытия в Торе (хидушей тора)
- "Внешние" премудрости (хохмот хицонийот)
- Природа и провидение (тева ве-гашгаха)
- Богобоязненность и служение Творцу (ира ва-аводат га-шем
Ранний хасидизм - Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников - Антология - Том 1 - Любовь - Агава
1 Заповеди даны нам лишь для того, чтобы с их помощью достичь ступени великой любви и приникновения к Святому, благословен Он. Об этом сказано: "Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Господа, Бога твоего" (Дварим, 30:19-20).
(Тольдот Яаков — Йосеф, в предисловии, от имени Рамбама)
2 Любовь к Богу приходит благодаря вере, а вера есть приник-новение к Нему, Благословенному. Когда человек исполняет какую-либо заповедь с верой и любовью к Богу, он приникает к корню веры, и это равноценно исполнению всех шестисот тринадцати заповедей Торы. Ведь Тора и заповеди проистекают из самой сущности Творца, которая есть истинное единство. Поэтому, если человек, движимый любовью к Богу, исполняет какую-либо заповедь в мельчайших подробностях (то есть с истинным приникновением к Нему), он приобретает долю в этом единстве. О таком человеке говорится, что он достиг единства и словно исполнил все заповеди Торы. Ведь совокупность заповедей есть выражение единства Творца и, если можно так сказать, Его совершенное отображение (см. "Любовь", п. 4).
(Тольдот Яаков — Йосеф, Итро)
3 Заповедь о любви к Богу представляется на первый взгляд трудной для исполнения — как можно заставить себя полюбить Его? Но на самом деле, когда человек прочно связывает себя с Торой—дорогой Творца, любовь к Нему приходит сама собой. То же самое относится и к указанию служить Богу в радости: любовь к Нему принесет радость. И здесь можно еще многое добавить.
(Тольдот Яаков — Йосеф, Шлах-леха, см. также Ваэтханан)
4 В чем разница между грешником, который даже при жизни называется мертвым, и праведником, которого называют живым даже после смерти? Все зависит только от того, к чему стремится человек и с чем он себя связывает. Если он связан с источником жизни, то называется живым, о чем сказа-но: "И Бнаягу бен Иегояда, сын человека живого..." (Щмуэль II, 23:20). Достичь этого можно любовью к Богу, о которой сказано: "Любить Бога и приникать к Нему", а приникающий к Нему приникает к жизни. Уныние же и бездеятельность — нечистые оболочки {клипотУ, происходящие из источника смерти, — это признаки служения грешников[1]. Потому-то грешники и при жизни подобны мертвым. Рамбам говорит, что человеку, исполнившему с любовью одну заповедь, засчитывается, будто он исполнил все шестьсот тринадцать заповедей Торы, подобно тому как все органы и жилы его тела стали благодаря любви к Богу единым целым[2].
В этой аллегории, напрямую затрагивающей тему совокупления[3], мужской орган символизирует праведника[4], которого называют "живым", как упомянуто выше, на что намекает и понятие "орган от живого"[5]. Ведь служение праведника заключается в горячем стремлении и пламенном желании соединиться с Творцом. И поэтому "...а крепкие (соединенные) ]достались[ Яакову". Это праведники, которые служат Всевышнему из любви и стремятся соединиться с Ним, Благословенным, всеми своими качествами. И это—слияние со Всевышним, сокровенная суть которого— Чертог святой любви, как об этом сказано в книге Зогар.
(Тольдот Яаков — Йосеф, Шлах-леха)
[1] Ибо многие из них служат Богу, но их служение далеко от того, чтобы нести им радость; напротив, оно в тягость им.
[2] Считается, что в человеческом теле 248 органов и 365 жил. Известно также, что существует 248 заповедей-предписаний и 365 заповедей-запретов. Их общее число — 613. В Зогаре написано, что заповеди-предписания — это 248 "органов" Царя, а заповеди-запреты — 365 Его "жил". Смысл этого таков: как через органы тела проявляются наши воля и желание, так Его Воля проявляется через заповеди. Когда человек исполняет заповедь, он словно создает "орган" Всевышнего. А если он исполняет заповедь с любовью, он связывает себя не с частным аспектом Всевышнего, раскрывая его, а со всем Его единством.
[3] Нижний мир подобен высшему (поскольку нижнее происходит из своего корня наверху). Даже явления, которые, как нам кажется, свойственны только нашему миру (например, упоминаемое в тексте), на самом деле коренятся в том, что происходит в высших мирах.
[4] В книге Зогар десять сфирот сравниваются с органами человеческого тела, причем девятая из них—Йесод — сравнивается с половым органом. Поэтому сказанное в тексте не должно удивлять читателя. См. также предыд. примеч.
[5] В буквальном смысле это понятие фигурирует в запрете Торы употреблять в пищу "орган от живого", то есть часть тела животного, прежде чем само животное было умерщвлено. Здесь же это понятие трактуется как праведник ("орган"), который соединен с Тем, Кого называют истинно живым.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Ну просто великолепная книга,
Ну просто великолепная книга, редкая жемчужина, возникла необходимость создать в форуме раздел Золотая коллекция первоисточников. Собрание еврейских текстов, возможно наступят времена, когда евреем можно будет стать только в порядке очереди, еврей это не национальность, типа иврим идущий к Богу, или ихуди или ИсраЭль прямо к Творцу Всевышнему ...
Замечательная книга. Сегодня
Замечательная книга. Сегодня сделаю перевод на яндекс. Буду рад приобрести все новые книги этой серии
Спасибо Вам за эту книгу!
Спасибо Вам за эту книгу!