Рауш - Католичество в третьем тысячелетии

Томас Рауш - Католичество в третьем тысячелетии
Современное богословие
Данная книга — не что иное, как попытка рассказать о католической традиции христианства. Попытка представить не просто богословскую точку зрения, которая зачастую остается абстрактной, но показать библейские основания католичества, его историческое развитие, его великие события, - такие как II Ватиканский собор, - его характерных представителей и те вызовы, перед лицом которых оно оказалось в третьем тысячелетии. Католичество - нечто большее, чем просто церковь: это путь жизни во Христе, переживаемый в общине, выраженный в символах, истории и учении, живое предание, которое стремится все лучше понять и выразить тайну Божьего откровения во Христе Иисусе, чтобы другие люди могли обрести новую жизнь.
 

Томас Рауш - Католичество в третьем тысячелетии 

Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»).
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 416 с.
ISBN 5-89647-130-0 
 

Томас Рауш - Католичество в третьем тысячелетии - Содержание

Предисловие к русскому изданию
Вступление
1. Церковь и собор
  • Католичество до II Ватиканского собора
  • Течения обновления
  • II Ватиканский собор: 1962—1965
2. Вера и сообщество верующих
  • Природа веры
  • Бог и народ Божий
  • Иисус и Царство Божье
3.  Церковь зримая
  • Церковь и собор
  • Сообщество учеников
  • Институт духовенства
  • Единая, святая, кафолическая и апостольская
4.  Живая традиция
  • Откровение и традиция
  • Выражения традиции
  • Католическая традиция
5.  Таинства и христианское посвящение
  • Таинства посвящения
  • Ритуал христианского посвящения
6.  Христианская жизнь и ученичество
  • Призыв к ученичеству
  • Брак во Христе
  • Священство
  • In persona Christi
  • Христианские сообщества и монашеская жизнь
  • Одинокая жизнь
7.  Грех, прощение и исцеление
  • Грех в библейской традиции
  • Учение о грехе
  • Прощение и примирение
  • Исцеление и елеопомазание больных
8.  Сексуальная мораль и социальная справедливость
  • Сексуальная мораль
  • Veritatis Splendor
  • Социальная справедливость
  • Совесть и авторитет
9. Молитва и духовность
  • Виды молитвы
  • Духовность
  • Современные виды духовности
  • Мариология
10.  Полнота христианской надежды
  • Спасение и эсхатология
  • Христианская эсхатология
  • Общение святых
  • Спасение вне церкви?
11.  Незаконченная программа
  • Литургическое обновление
  • Вопрос авторитета
  • Роль женщин в церкви
  • Экуменизм
  • Межрелигиозный диалог
Приложение I Словарь терминов [Кэтрин Э. Клиффорд]
Приложение II
Краткая библиография
Указатель ссылок на библейские тексты
Именной указатель
Предметный указатель
 

Томас Рауш - Католичество в третьем тысячелетии  - Обзор католичества

 
Термин «католичество», или «кафоличество» чаще всего используется применительно к особому опыту христианства, сформированному верующими, пребывающими в общении с Римской церковью. В этом общепринятом смысле слово «католичество» относится к определенному сообществу верующих, к видимой исторической церкви, чьи корни уходят в прошлое, к церкви апостольской. В широком смысле термин «кафоличество» иногда распространяется и на другие церкви, православные и некоторые англиканские, сохранившие значительную часть католической традиции. Не отрицая, что эти и другие церкви частично разделяют католическую традицию, мы принимаем в данном случае более распространенный смысл термина «католичество» —учение церкви, которая называется попросту Католической.
 
Прилагательное «католическая», или «кафолическая» (от греческого kath'holou— «относящийся ко всему, к целому»), впервые было применено к церкви в значении «единая», или «вселенская», Игнатием Антиохийским около 115 г, Константинопольский собор (381) добавил его в символ веры, к определению церкви как «единой, святой, вселенской (кафолической) и апостольской». После раскола в 1054 г. восточные церкви начали называть себя православными, в то время как церковь Запада продолжала именоваться Католической. Со времени Реформации XVI в. в повсеместный обычай вошло добавление к термину Католическая слова Римская, но церковь продолжила в своих официальных документах определять себя просто: Католическая церковь.
 
Однако что значит термин «католичество» для самих членов Католической церкви? В первую очередь он означает неотъемлемо присущий им экклезиальный (церковный) способ переживания и познания христианской веры. Церковь для католиков — нечто гораздо большее, нежели земное религиозное учреждение. Это явление глубочайшего, мистического, таинственного значения, распространяющее на своих членов (и через них) таинственную божественную жизнь. Начиная самое позднее со II в., люди постигают наставническую миссию церкви зачастую через систему «материнских» образов: сначала она дает им новое рождение через крещение, потом наставляет с помощью Слова и углубляет их жизнь во Христе посредством таинств.
 
«Католичество» также означает ощущение универсальности, вселенскости церкви. Когда католик поизносит слово «церковь», скорее всего, он или она подразумевает церковь в целом. Церковь — нечто куда большее, чем местное собрание прихожан или сумма всех существующих церквей. Словосочетание ecclesia catholica означает одновременно полноту церкви и общность церквей, потому что единая церковь существует во множестве церквей. Папа, епископ Рима и верховный пастырь, руководит общиной церкви, символизируя тем ее универсальность и кафоличность.
 
Вселенскость церкви—качество не только пространственное или географическое, кафоличность также означает, что она всеобъемлюща в плане принадлежности. Как сказано у Джеймса Джойса в «Поминках по Финнегану», «католическая — значит, что сюда ходят все».
 
Вследствие возложенной на нее миссии — возвещать всеобщее спасение в Иисусе—церковь обязана объять все народы, классы, расы и культуры. Кафоличность означает, что церковь заключает в себе все человечество — святых и грешников, богатых и бедных, взрослых и детей, даже младенцев. Католическая церковь прославлена во всем этом богатом многообразии: соединяет в себе воинов и пацифистов, приверженцев богословия освобождения и членов Opus Dei, анархистских рабочих-католиков и членов организации «Католики вместе за веру», харизматиков, феминисток, традиционалистов, одиноких, состоящих в браке и разведенных, людей традиционной половой ориентации и гомосексуалистов, монахов и монахинь, отшельников, женатых священников католических церквей восточного обряда, безбрачное священство Запада, «целителей верой» и философов, мистиков и активных деятелей. Вера в общение святых включает в границы этого братства также и всех умерших в Господе, святых — канонизированных или нет, и праведников иудейских Писаний, и души, претерпевшие смерть, но еще не вошедшие в полноту вечной жизни.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Anabasis