Проблема телеологии — одна из самых неоднозначных и спорных проблем в истории западноевропейской философской и научной мысли. Телеологическое объяснение устройства всего сущего, будучи одним из остовов античной научно-философской мысли, стало предметом обстоятельной критики в эпоху Нового времени. Мощное развитие науки поставило под вопрос религиозно-телеологические концепции целесообразно устроенного космоса, которые в своем развернутом виде были предложены как в философских сочинениях Платона и Аристотеля, так и в трактатах средневековой схоластической традиции, в особенности в сочинениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Ключевую роль в процессе постепенного отхода науки Нового времени от телеологической постановки проблем сыграли сами ученые, усмотревшие возможность научно обосновать строение Вселенной, не используя в своей аргументации понятий, относящихся к целевой причинности.
Имеются в виду не только космологические открытия Н. Коперника, сокрушившего геоцентрическую систему Птолемея, Г. Галилея, заложившего основы новой механики, И. Ньютона, открывшего закон всемирного тяготения, но и обнаружение в природе определенной изменяемости видов растений и животных,нашедшее свое отражение в учениях таких выдающихся биологов, как Ж. Л. Бюффон, Ж. Б. Ламарк, Э. Ж. Сент-Илер. Их биологические теории подчеркнуто демонстрировали недостаточность и бесплодность обращения к целевой каузальности при объяснении целесообразного строения организма. Особое значение в связи с этим приобрело эволюционное учение Ламарка, полагавшего, что строение существующих организмов можно объяснить процессом их длительного исторического развития под влиянием внешних факторов. И если у самого Ламарка еще можно обнаружить элементы телеологической аргументации, в частности в понятии «стремление к совершенствованию», которое он приписывал организмам, то эволюционное учение Ч. Дарвина о естественном приспособлении организма к окружающей среде представляет собой образец научной теории, свободной от какого бы то ни было телеологизма.
Обосновав факт изменчивости организмов живой природы в процессе естественного отбора, Дарвин тем самым подтвердил, что научное объяснение строения органической природы не нуждается в предположении о разумных целях.
Таким образом, характерной особенностью науки XVII— XVIII вв. оказывается, по справедливому замечанию крупного отечественного философа и науковеда П. П. Гайденко, «исключение из числа категорий естественнонаучного мышления понятия цели»1. И действительно, после критики рационалистической метафизики, предпринятой в XVIII в. философией Просвещения, и требования таких естествоиспытателей, как Ж. О. де Ламетри, Л. Эйлер, Ж. Л. Д'Аламбер, устранить спекулятивную метафизику и создать подлинное учение об общих принципах естествознания и математики, что положило начало переводу человеческого познания на язык естественнонаучных понятий, понятие цели не только заменяется понятием механической причины в самом естествознании, но и вытесняется из философского учения о природе, т. е. из теоретической философии. Соответственно, указанная тенденция детелеологизации научного объяснения присутствует не только в самой науке, но и в философии Нового времени. В спекулятивных построениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Ф. Бэкона, при всем радикальном различии в их подходах к обоснованию научного знания, обнаруживает себя четкая и единая методологическая установка — деятельность природы не должна объясняться целевыми причинами. В этом контексте совершенно закономерным выглядит тот факт, что И. Кант в своей знаменитой таблице рассудочных категорий в «Критике чистого разума» вполне обходится без такого понятия, как «цель».
Данил Николаевич Разеев - Телеология Иммануила Канта
СПб.: Наука, 2010. — 309 с.
(Серия «Слово о сущем». Т. 90).
ISBN 978-5-02-025440-4
Данил Николаевич Разеев - Телеология Иммануила Канта - Оглавление
Введение
Глава 1. «Критика способности суждения» Канта — сочинение по философии науки
- 1.1. Из истории создания «Критики способности суждения»
- 1.2. Первая редакция Введения в «Критику способности суждения»
- 1.3. Вторая редакция Введения в «Критику способности суждения»
Глава 2. Реконструкция философско-методологических идей Канта в «Критике телеологической способности суждения»
- 2.1. Реконструкция аналитики телеологической способности суждения
- 2.2. Реконструкция антиномии телеологической способности суждения
- 2.3. Экспликация трансцендентального аргумента в физической и в моральной телеологии
Глава 3. Трансцендентальный аргумент Канта в контексте проблемы объективации
- 3.1. Объективность как транссубъективность: экскурс в «Критику чистого разума»
- 3.2. Объективность как интерсубъективность: постановка проблемы в «Критике способности суждения»
- 3.3. Об интерсубъективных основаниях науки
Заключение
Приложения
- Учение о феноменальности (феноменология) Канта
- Математически возвышенное у Канта
- Университет в пределах только разума (актуальность трансцендентализма в вопросах образования)
- Нашел ли Кант место для веры, ограничив наше знание?
Библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: