Либерализм, если его рассматривать как продукт модерна, возникший в семнадцатом-восемнадцатом веках, во многом изначально был против религии. Так уж было принято у его отцов-основателей - тем более что одним из основных пунктов их программы было отделение церкви от государства. В процессе дальнейшего развития стало принято различать разные виды либерализма - политический, экономический, социальный и даже религиозный. Речь здесь идет о разных вещах, но все они соотносятся с европейской цивилизацией модерна. Однако если понимать либерализм шире - как стремление к свободе и выражению человеческой личности, то его корни уходят в древние цивилизации (вспомним хотя бы древних греков), а саму христианскую цивилизацию можно считать колыбелью западного либерализма.
Противопоставление либерализма и религии обманчиво и не позволяет по-настоящему понять ни сам либерализм, ни его взаимоотношения с религией. Недаром философ Чарльз Тейлор рассматривает модерную западную цивилизацию и ее последующее развитие не как провал исторического христианства, а как историю его успеха. Граница между стремлением к свободе и ориентацией на фундаментальные установления, обусловленные высшими (метафизическими) ценностями, проходит не между либерализмом и религией, а внутри религиозных групп или даже внутри самой человеческой личности. Свобода, основанная на любви, служит опорой христианства и других мировых религий. Человек сотворен свободным, и онтологическая свобода человека занимала умы многих христианских философов и богословов.
И тем не менее на практике обычно мы видим конфликт религиозных и либеральных взглядов. Папа Пий IX объявлял крестовый поход против либерализма во всех его проявлениях (1864 г.), Джон Милбанк развивает богословскую критику секулярного либерализма (настаивая при этом на религиозной свободе), Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, восстает против либеральной демократии и предлагает заменить ее христианской демократией, которая, по его мнению, антилиберальна (illiberal). Антилиберальные взгляды в большей степени присущи современной Восточной Европе, особенно традиционно религиозным странам, но этого не избегают и традиционные западные демократии - например, в Католической церкви в США ощущается заметный раскол по линии либерализма, что затрагивает и саму церковь, и общество.
Каким может быть отношение религии к либерализму и его ценностям? С одной стороны, обычно предполагается, что религия по природе консервативна и озабочена преимущественно интересами не индивида, а группы (особенно на Востоке), поддерживая традиционный уклад жизни и традиционные ценности. В этом плане религия, особенно в ее фундаменталистских проявлениях, считается противостоящей тому, что утверждает и отстаивает либерализм. С другой стороны, поскольку никакая религия не является чем-то однородным, среди представителей одной и той же религии можно обнаружить различное отношение к либеральным ценностям. Даже фундаменталисты порой апеллируют к этим ценностям (таким как свобода религии и свобода слова). Ввиду всего этого отношение религии к либерализму является непростым и едва ли допускает однозначную интерпретацию.
На Западе христианство в целом признало либеральные ценности и адаптировалось к ним. В посткоммунистических Восточной Европе и России, однако, встреча с либеральными ценностями стала для христианства и других религий непростым опытом. Хотя коммунистические режимы в этих странах обычно подавляли и контролировали религию, последняя чувствовала себя в каком- то смысле в безопасности в закрытом обществе, несмотря даже на многочисленные наложенные на нее ограничения. С падением же коммунизма религия в этих странах столкнулась с новыми, порою пугающими вызовами, причину которых она нередко усматривает в либеральных ценностях, которые считает «импортированными с Запада» с целью разрушить местные традиционные ценности. Бремя свободы оказалось отнюдь не легким.
Настоящий сборник включает в себя ряд научных докладов, представленных на международной конференции «Религия и либерализм», проведенной Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея в Москве 12-13 декабря 2019 г. Помимо этого, в книгу включены тексты крупнейших современных богословов и философов, касающиеся отношений религии и либерализма. Четыре раздела сборника («Бог и свобода человека», «Религия и либеральное государство», «Церковь и либерализм» и «Политическое богословие»), конечно, не охватывают все аспекты заявленной в заглавии этой книги темы, однако все же так или иначе затрагивают многие относящиеся к данной теме проблемы. К тому же первый и последний разделы соотносятся с ранее выходившими в ББИ (в серии «Современное богословие») сборниками, в которых можно найти немало дополнительных материалов.
Алексей Бодров, Михаил Толстолуженко
Религия и либерализм
Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко
(Серия «Современное богословие»)
М.: Издательство ББИ, 2022. - х + 221 с.
ISBN 978-5-89647-405-0
Религия и либерализм - Содержание
Предисловие
Бог и свобода человека
- Юрген Мольтман. Освобождение для жизни
- Ганс Кюнг. Дело человека
- Ромило Кнежевич. Николай Бердяев о либерализме и человеческом достоинстве
Религия и либеральное государство
- Юрген Хабермас. Секуляризация и религия
- Йозеф Ратцингер. Чем держится мир. Дополитические моральные основы либерального государства
- Якоб Ом.«Сакральность личности»: может ли эта категория служить дополитической нравственной основой для либерального государства?
Церковь и либерализм
- Чарльз Тейлор. Христианство и цивилизация
- Кристиан Кригер. Религия под ударом либерализма
- Антуан Флейфель. Ближневосточные христиане и либерализм
- Игумен Иов (Чернышев). Оценки государственного либерализма иерархами Православной церкви на примере деятельности Государственной думы Российской империи
- Егор Агафонов. «Предрасположен к одному творчеству святости…» Встреча с наследием архим. Спиридона (Кислякова)
Политическое богословие
- Светлана Коначева. «Негативный мессианизм» Джорджа Агамбена в контексте современных «политических теологий»
- Павло Смыцнюк. Либерализм и фундаментализм: в поисках неидеологического богословия
- Максим Переславцев. Религиозные истоки либерализма в интерпретации Джона Милбанка.
Об авторах и редакторах
Проф. Дж. Грешам Мачен – Христианство и либерализм
С английского под редакцией Г. И. ЯСИНИЦКОГО. – «Меч Гедеона», 1934. – 154 с.
Проф. Дж. Грешам Мачен – Христианство и либерализм – Содержание
- ГЛАВА I -Введение
- ГЛАВА II —Доктрина
- ГЛАВА III—Бог и человек
- ГЛАВА IV—Библия
- ГЛАВА V —Христос
- ГЛАВА VI — Спасение
- ГЛАВА VII — Церковь
Либерализм: pro et contra - Антология
Ответственный редактор Д. К. Богатырев. Авторы-составители В. А. Туторов, Р. В, Светлов
(Русский Путь )
Санкт-Петербург, Издательство Русской христианской гуманитарной академии 2016 г. — 981 с.
ISBN 978-5-88812-812-1
Либерализм: pro et contra - Антология - Содержание
От издателя
Введение
- В. А. Гуторов. Российский либерализм как исторический и политический феномен: от утопии к реальности
I. Либерализм в историческом преломлении
- Т. Н. Грановский. Лекции по истории позднего средневековья. Лекция 1 (10 Сентября)
- А. И. Герцен. Старый мир и Россия. Письма к В. Линтону. (Письмо второе)
-
И. В. Киреевский. В ответ А. С. Хомякову
- Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?
- О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России.
- Письмо к графу Е. Е. Комаровскому
- К. Д. Кавелин. Краткий взгляд на русскую историю. Чтение в профессорском клубе в Бонне (1863-1864)
-
А. Д. Градовский
- Мечтания самобытника
- Письмо к Н. И. Костомарову
-
П. Н. Милюков
- Семидесятилетие освобождения крестьян
- Величие и падение Покровского (эпизод из истории науки в СССР)
ІІ. Типология либерализма
- Б. Я. Чичеринн. Различные виды либерализма
- M. Е. Салтыков-Щедрин. Либерал
-
A. Д. Градовский
- Реформы и народность
- Либерализм и западничество
- B. Я. Мещерский. Либеральное тихое безумие
- Я. А. Бердяев. Философия неравенства. (Письма к недругам по социальной философии) <Письмо седьмое: о либерализме>
III. Либеральный конституционализм
-
M. М. Сперанский
- Еще нечто о свободе и рабстве
- Введение к Уложению государственных законов
- О силе правительства
- Я. М. Карамзин. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях
IV. Либералы и общество
- П. А. Вяземский. Записные книжки (1813-1848). <Фрагменты>
- А. С. Хомяков. <О сельской общине>
-
К. Д. Кавелин
- Политические призраки
- Бюрократия и общество
- A. Д. Градовский. Об общественном мнени
-
B. П. Мещерский
- Нечто о консерваторах в России
- Порочный обычай
- Нигилизм — порождение либерально-чиновничьего Петербурга
- Безнравственность нашего общества
-
Н. А. Бердяев
- Общество и власть
- Роль третьего сословия в России
- В. И. Ленин. Памяти графа Гейдена. (Чему учат народ наши беспартийные «демократы»?)
-
П. Н. Милюков
- Россия и демократическая эмиграция (Доклад в первом публичном заседании Республиканско- демократического клуба в Праге, 5 июня 1923 г.)
- Социализм и демократия
V. Споры о Пушкине
- Ф. М. Достоевский. Дневник писателя (1877, июль-август)
- А. Д. Градовский. Мечты и действительность (По поводу речи Φ. М. Достоевского)
- К. Д. Кавелин. Письмо Φ. М. Достоевскому
- С. Л. Франк. Пушкин как политический мыслитель
Вместо послесловия
- Р. В, Светлов. Либерализм как простая структура?
Комментарии
Архиепископ Марсель Лефевр - Они предали Его. От либерализма к отступничеству
СПб : Издательство «Владимир Даль», 2007. - 354 с.
ISBN 2-903122-30-Х
Архиепископ Марсель Лефевр - Они предали Его. От либерализма к отступничеству - Содержание
А. Шаргунов - Архиепископ Марсель Лефевр. Вступительная статья
Вступление
Введение
Часть I. ЛИБЕРАЛИЗМ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ
- Глава I. Истоки либерализма
- Глава II. Естественный порядок и либерализм
- Глава III. Господь Наш Иисус Христос и либерализм
- Глава IV. Сковывает ли закон свободу?
- Глава V. Благотворное принуждение
- Глава VI. Необходимое неравенство
- Глава VII. Иисус Христос — царь республик?
- Глава VIII. Либерализм, или Общество без Бога
- Глава IX. Свобода совести и вероисповеданий
- Глава X. Религиозная свобода в осуждении Пап
- Глава XI. Свобода прессы
- Глава XII. Свобода обучения
- Глава XIII. Существует ли публичное право Церкви?
- Глава XIV. Как случилось, что они предали Иисуса Христа?
Часть II. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КАТОЛИЦИЗМ
- Глава XV. Великая измена
- Глава XVI. Католическо-либеральное мировоззрение
- Глава XVII. Папы и либеральный католицизм
- Глава XVIII. Миф об исключительности свободы. От Ламенне до Санье
- Глава XIX. Мираж плюрализма. От Жака Маритена к Иву Конгару
- Глава XX. Смысл истории
Часть III. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЗАГОВОР САТАНЫ ПРОТИВ ЦЕРКВИ И ПАПСТВА
- Глава XXI. Заговор «Верховной венты» карбонариев
- Глава XXII. Папы раскрывают заговор сектантов
- Глава XXIII. Церковный переворот, осуществленный Собором
Часть IV. РЕВОЛЮЦИЯ В ТИАРЕ И СУТАНЕ
- Глава XXIV. Смута II Ватиканского Собора
- Глава XXV. Дух Собора
- Глава XXVI. Поиск и диалог. Конец миссионерского духа
- Глава XXVII. II Ватиканский Собор в свете традиции
- Глава XXVIII. Религиозная свобода II Ватиканского Собора
- Глава XXIX. Пацифистский Собор
- Глава XXX. II Ватиканский Собор — триумф «католического» либерализма
- Глава XXXI. Павел VI, либеральный Папа
- Глава XXXII. Самоубийственный либерализм: постсоборные реформы
- Глава XXXIII. Средство против либерализма: «Восстановить всё во Христе»
- Глава XXXIV. Возведем заново вселенский град
Приложение. Проект Конституции о Церкви, предложенный Теологической комиссией во главе с кардиналом А. Оттавиани
Литература
Свободу не выбирают. Она даруется человеку Творцом от рождения как самый драгоценный дар и самое радостное бремя. «Иго мое благо, и бремя мое легко», — сказал Господь, призывая человека к свободе. Этот дар, как и всякий другой, можно отвергнуть. Отчаявшиеся люди отвергают дар жизни, малодушные — дар свободы. Но в отвержении дара свободы есть нечто большее, чем в отвержении других даров, ведь само отвержение — это лишь одно из проявлений дара.
Подобно античному парадоксу про лжеца, не могущего сказать «Я лгу», человек не может сказать «Я отвергаю свободу», ибо перформативное значение этих кощунственных слов перевешивает и очевидно опровергает их смысл. Но если акт отвержения состоялся, то это последнее отчаянное проявление человеческой свободы становится одновременно и моментом самоуничтожения человека, более радикальным, глубоким и непоправимым, чем самоубийство. Много ли среди нас таких людей?
Козырев Федор - Обморок либерализма
СПб.: Издательство РХГА, 2017. 128 с.
ISBN 978-5-88812-845-9
Козырев Федор - Обморок либерализма - Оглавление
Предисловие
- Глава 1. Либерализм и христианство
- Глава 2. Христианство и равенство
- Глава 3. Равенство и половой вопрос
Литература
Алексей Кара-Мурза - Ольга Жукова - Свобода и вера - Христианский либерализм в российской политической культуре
А.А. Кара-Мурза, О.А. Жукова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии.
М.: ИФ РАН, 2011. – 184 с.
ISBN 978-5-9540-0210-2
Алексей Кара-Мурза - Ольга Жукова - Свобода и вера - Христианский либерализм в российской политической культуре - Содержание
Предисловие. К проблеме христианского либерализмав политической культуре России
- Глава 1. Иван Сергеевич Аксаков. Философия свободы и культурная традиция: парадоксы национального самосознания
- Глава 2. Михаил Александрович Стахович. Русский путь христианского либерализма: от свободы совести к политическим свободам
- Глава 3. Василий Андреевич Караулов. Православие и либерализм: онтология свободы в созидании гражданской нации
- Глава 4. Петр Бернгардович Струве. Христианский либерализм как политика культурного синтеза
Послесловие
Примечания
Дэвид Харви - Краткая история либерализма - Актуальное прочтение
Пер. с англ. Н. С. Брагиной.
М.: Поколение,2007. - 288 с.: ил.
ISBN 978-5-9763-0022-4 (рус.)
ISBN 0-19-928326-5 (англ.)
Дэвид Харви - Краткая история либерализма - Актуальное прочтение - Содержание
Введение
- Глава 1. Свобода - это просто еще одно название
- Глава 2. Формирование консенсуса
- Глава 3. Неолибералъное государство
- Глава 4. Неравномерное географическое развитие
- Глава 5. Неолиберализм «С китайским лицом"
- Глава 6. Испытателъный срок для неолиберализма
- Глава 7. Будущее свободы
Библиография
Благодарности
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: