Фома Аквинский и Чарльз Ходж. Их взгляд на богословие называют позицией большинства. Богословие – это объективное, рациональное изучение Бога и религии. Сам термин происходит от двух греческих слов: 1) θεος – Бог, бог, божественность и 2) λογος – наука, изучение. Теология изучается, как и любая другая наука. Это традиционный академический подход, в котором есть свои плюсы и свои минусы.
Вторая тенденция связана с именами Вильяма Эймса и Джона Фрейма. Их взгляд называют позицией меньшинства. Богословие – это убеждения и практика, рассматриваемые в их связи с Богом и религией. То есть, это более практический подход. Если мы применяем Слово в жизни, значит мы самое что ни есть занимаемся богословием. Наша жизнь – это наше богословие. Конечно, мы признаём, что второй взгляд во многом основан на Библии. И вполне справедливы опасения лицемерного рационализма, который всегда сопровождает первый взгляд.
Итак, какая же позиция верна? Каково же наше определение богословия? Правильный ответ – оптимальная модель. Она заключается в неизбежном взаимодействии двух вышеупомянутых подходов. Наши знания влияют на нашу жизнь; наша жизнь влияет на то, какими будут наши знания. Традиционный взгляд прав, что надо сперва учиться, а потом так жить. Но сколько надо учиться? Невозможно найти ту грань, после которой уже можно переходить к практике: учёба – это бесконечный процесс. Таким образом, в традиционном понимании знания не играют важной роли во взаимосвязи учёбы с жизнью. В действительности же случается вот что: то, как мы живём, влияет на то, чему мы учимся.
Молодые многое могут запомнить, но не знают, как это всё применить в своей жизни. А старики многих деталей из Библии уже и не помнят, но они по опыту знают, как им поступать в определённой ситуации. И часто можно услышать, что они стали видеть в Библии то, что раньше не видели. Это не столько какое-то новое знание, сколько новое понимание старого. Опыт углубляет их восприятие библейских истин. Молодые могут считать, что читаемое ими легко применить; но это неверно из-за того, что у них нет опыта жизни. Например, многие из глав семей превращаются в тиранов именно потому, что они опираются лишь на знания Библии, а опыта не имеют.
Ричард Пратт - Введение в богословие - конспект лекций
Украинская Библейская семинария 2002
Теологический центр ИХТУС
Ричард Пратт - Введение в богословие - конспект лекций - Содержание
- Лекция первая. Что есть богословие?
- Лекция вторая. Что есть реформатское богословие?
- Лекция третья. Наша богословская цель
- Лекция четвёртая. Писание и богословие
- Лекция пятая. Господство реформатской схоластики
- Лекция шестая. Методология реформатской схоластики
- Лекция седьмая. Оценка реформатской схоластики
- Лекция восьмая. Развитие библейского богословия
- Лекция девятая. Библейское богословие Ветхого Завета
- Лекция десятая. Библейское богословие Нового Завета
- Лекция одиннадцатая. Литературный анализ
- Лекция двенадцатая. Формирование богословия в церкви
Ричард Пратт - Введение в богословие - конспект лекций - Богословие заветов
Богословие заветов составляет основу реформатского богословия. Реформаты, как правило, уделяют ему много внимания, показывая, каким образом из него проистекает каждый элемент их учения. И это правильно. Богословие заветов – всеобъемлющий предмет. Верное представление о нём всегда благотворно сказывается на понимании различных христианских доктрин, предохраняет нас от ереси. Некоторую конкуренцию ему составляет диспенсационализм, но он заметно проигрывает богословию заветов, особенно в последнее столетие.
Но – что часто случается со многими хорошими вещами – их можно испохабить чрезмерно высоким почитанием. Многие реформаты настолько уверены в безошибочности богословия заветов, что фактически ставят его на один уровень с Библией (Рис. 9.1). Нам следует помнить, что оно, при всей его важности для восприятия Библии и при том, что оно лучше диспенсационализма, – это всё же человеческая, потому и несовершенная конструкция. Принцип Sola Scriptura только Библию наделяет правом богодухновенности и непогрешимости. Каков вывод из этого? Богословие заветов само нуждается в совершенствовании, в постоянном реформировании. Если бы учёные этого не понимали, современное заветнее богословие так и осталось бы на уровне XVII века; не было бы того прогресса, который сопровождал его в последний век и о котором нам ещё предстоит поговорить.
Богословие заветов появилось, конечно же, раньше библейского богословия, но подверглось значительным изменениям под воздействием последнего. В результате мы имеем два основных направления в понимании заветов: традиционное и современное (Рис. 9.2). Старое богословие заветов ещё называют федерализмом. Оно отмечено влиянием схоластики. Нам оно известно из Вестминстерского исповедания. Новое богословие заветов, как мы упомянули, проникнуто историцизмом библейского богословия и находится пока ещё в экспериментальной стадии. Надо сказать, между тем и другим существует некоторая напряжённость в понимании вопросов, связанных с адамовым заветом, а также с неизменностью и безусловностью завета как такового.
Готовясь к чтению Ветхого Завета, мы должны усвоить, что для понимания его историй необходимы инструменты и сила. Если не будет силы, все наши инструменты окажутся ненужными. Точно так же, от силы очень мало пользы, если нет инструментов.
Что же представляют собой инструменты герменевтики? И в чем заключается сила? Наши инструменты - это совокупность человеческого знания и навыков, которыми мы пользуемся при толковании. Сила же является работой нашего божественного Учителя, Святого Духа.
Ричард Пратт - Он дал нам прообразы
Перевод: Алексей Фищенко
Русское издание:
Русское издание:
Киев, Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2000
ISBN 966-95439-4-0
ISBN 966-95439-4-0
ISBN 5-88029-028-Х
Ричард Пратт - Он дал нам прообразы - Содержание
Предисловие
Введение: Три этапа толкования Подготовка Исследование Применение Заключение Вопросы Упражнения
Введение: Три этапа толкования Подготовка Исследование Применение Заключение Вопросы Упражнения
Часть I: Подготовка к толкованию ветхозаветных историй
- 1: Ориентация на подготовку Субъективная модель Объективная модель Модель "диалога с авторитетом" Заключение Вопросы Упражнения
- 2: Влияние христианской жизни Освящение Дарования Призвание Заключение Вопросы Упражнения
- 3: Влияние взаимодействия Взаимоотношения в обществе Динамика христианского взаимодействия Толкование и богословие Заключение Вопросы Упражнения
- 4: Влияние экзегетики Тематический анализ Исторический анализ Буквальный анализ Заключение Вопросы Упражнения
Часть II: Исследование ветхозаветных историй
- 5: Ориентация на исследование Цель исследования Этапы исследования Заключение Вопросы Упражнения
- 6: Личности в ветхозаветных историях Представление личности Средства описания героя Цель описания личности Заключение Вопросы Упражнения
- 7: Описание сцены Разделение сцен Пространство и время в сценах Образность в сценах Заключение Вопросы Упражнения
- 8: Структура отдельных эпизодов Виды драматического хода Симметрия драматического решения Типичные образцы драматического решения Заключение Вопросы Упражнения
- 9: Структуры больших историй Хронология и тематика Типичные построения Заключение Вопросы Упражнения
- 10: Писатели и читатели Определение автора и читателей Выявление намерений писателя Заключение Вопросы Упражнения
- 11: Описание авторских намерений Наблюдения Предвидения Применение Заключение Вопросы Упражнения
- 12: Обзор ветхозаветных историй История Моисея История Второзакония История Паралипоменон Другие книги Заключение Вопросы Упражнения
Часть III: Применение ветхозаветных историй
- 13: Ориентация на применение Цель применения Процесс применения Заключение Вопросы Упражнения
- 14: От века до века Эпохи искупительной истории Ветхозаветные истории и Христос Христианская теократия Заключение Вопросы Упражнения
- 15: Из культуры в культуру Оценка различий в культурах Культура в Ветхом и Новом Заветах Применение к современной культуре Заключение Вопросы Упражнения
- 16: От людей к людям Препятствия в личном применении Процесс личного применения Уровни личного применения Заключение Вопросы Упражнения
Ричард Л. Пратт предлагает не теоретический учебник по апологетике и защите веры, а учит тому, как на практике отвечать на вопросы неверующих. Пратт показывает, как апологетика обусловлена учением Библии о человеке и его отношениях с Творцом.
Исходя из этого, он рассматривает предпосылки, позицию и конкретные шаги истинно библейской защиты христианства. Книга содержит примеры и обзорные вопросы и поэтому как для индивидуального изучения, так и для занятий в группе. Написанное Ричардом Праттом руководство дает возможность любому человеку заниматься апологетикой Ван Тиля, философская терминология которой представлена обычным языком, и сделано это серьезно и воодушевляюще.
Ричард Пратт - Пленяем всякое помышление - Руководство по христианской апологетике
перевод на русский язык, GPI, 2003
ISBN 0-9741206-4-2
Ричард Пратт - Пленяем всякое помышление - Руководство по христианской апологетике - Содержание
- Предисловие
- Предисловие автора
- Благодарность
- Твердое основание
- С чего все начиналось
- Человек безгрешный
- Человек падший
- Человек искупленный
- Нехристианская точка зрения
- Христианская точка зрения
- Намерения и действия
- Популярные способы защиты веры
- Структура библейской апологетики
- В защиту веры (1)
- В защиту веры (2)
- В защиту веры (3)
- Притча об апологетике
Эта книга о молитве - величайшем благословении и одном из труднейших занятий христиан. В любой стране верующие сталкиваются с одинаковыми проблемами. Все мы внутренне убеждены в том, что молитва - насущная потребность в жизни христианина; все мы стремимся возрастать в этой сфере. Но всякий раз сталкиваемся со своей несостоятельностью в молитвенной жизни. Как изменить молитвенную жизнь к лучшему? Как сделать наше общение с Богом более плодотворным? Эта книга - поиск ответов на подобные вопросы.
Ричард Пратт - Молись с открытыми глазами
Одесса: Издательство «Тюльпан», ЕРПЦО, 2008
ISBN: 0-87552-377-1
Ричард Пратт - Молись с открытыми глазами - Содержание
Предисловие
Слова признательности
- 1. Трудности, связанные с молитвой
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПОЗНАНИЕ БОГА
- 2. Смотреть глазами слуги
- 3. Воспевать Бога и Его совершенства
- 4. Воспевать деяния Бога
- 5. Искать лица Божьего
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: САМОПОЗНАНИЕ
- 6. Между «веком сим и веком грядущим»
- 7. Времена испытаний
- 8. Времена радости
- 9. Молитва о нуждах
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НАШЕ ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
- 10. Стереотипность и спонтанность в молитве
- 11. Обратиться с просьбой
- 12. Благодарственная молитва
- 13. Не только слова
- 14. Молитва в действии
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: