Русская эмиграция

Русская эмиграция - Церковная жизнь и богословско-философское наследие
Церковь — живое предание. В одной из дневниковых записей о. Александр Шмеман уподобил ее потоку. В этом потоке нужно пребывать, чтобы его понимать. Для богослова часть понимания потока Церкви — осмысление непосредственно предшествующей богословской традиции. Оно уясняет для нас собственное место в потоке предания. Это осмысление не означает обязательного принятия выводов предшествующих поколений: богословие одного поколения нередко формируется не столько в принятии мысли предыщущего поколения, сколько в полемике с ней или даже в отказе от нее и обращении к другим элементам предания. Тем не менее христианское богословие никогда не начинается как некая tabula rasa — или с переделывания всего, или с полного обращения к абсолютно внешним по отношению к церковному преданию источникам мысли (а если так происходит, то это беда, а не благо) — оно обязано оглянуться назад, чтобы опереться на те или иные элементы предания и, в любом случае, на самую самую «благородную» часть предания — Писание.
 
Осмысление предшествующей богословской традиции происходит постоянно. Живущие богословы нередко сами осознают свою принадлежность к тому или иному богословскому направлению либо вовлечены в подведение итогов развития богословской мысли в предшествующие десятилетия. Удобная, хотя и трагическая точка отсчета для написания истории нового православного богословия — конец 1910-х — начало 1920-х гг.: Русская революция 1917 г. и греческий исход из Турции изменили в разной степени весь прежний ландшафт мирового православия и интеллектуальную ситуацию в нем. Сейчас, прожив два десятилетия в XXI столетии, давно пора подводить итоги того, что оставило нам православное богословие прошлого века, пытаться связно изложить его историю, выделять и исследовать в нем основные направления и размышлять о том, какую часть имеем в этом наследии мы.
 

Русская эмиграция - Церковная жизнь и богословско-философское наследие

Отв. ред. А. В. Анашкин
Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022, 320 с.
ISBN 978-5-7429-1433-4
 

Русская эмиграция - Церковная жизнь и богословско-философское наследие - Содержание

БОГОСЛОВИЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ИСПЫТАНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
  • Хондзинский П. В. Два «Опыта катехизического учения о Церкви»: «Церковь одна» Хомякова и «Православие» о. Сергия Булгакова
  • Бежанидзе Г. В. Концепция церковно-государственных отношений С. Н. Булгакова
  • Цвален Р. М. Да или Нет — софиология Сергия Булгакова в контексте протестантской «Диалектической теологии» в 1930-х гг
  • Ликвинцева Н В. Мать Мария (Скобцова) как богослов и религиозный мыслитель
  • Михайлов П, Б. Паламитский аргумент в пользу неопатристического синтеза
  • Александров В. В. Евхаристическое богословие (от Афанасьева к Шмеману)
ПУТЬ ИСТОРИИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  • Чибисова А. А. К вопросу об отношении русской эмиграции в Польше к автокефалии Польской Православной Церкви в первой половине 1920-х гг
  • Петрушко В. И. Украинская униатская церковь в эмиграции после начала «холодной войны» (конец 1940-х — начало 1960-х гг.)
  • Кострюков А. А. Отношения Русской Зарубежной Церкви с Поместными Церквами при митрополите Филарете (Вознесенском)
ИСТОРИЯ ПЕКИНСКОЙ ДУХОВНОЙ миссии
  • Чащин С. В. Русская православная миссия в Японии. Воспитание катехизаторов (1860—1890)
  • Феклова Т Ю. Переписка миссии и о миссии в первой половине XIX в.: темы, личности, курьезы
  • Самойлов Н. А. Петр Великий и становление Российской духовной миссии в Китае
  • Шаронова В. Г, Миссионерская деятельность
  • Николая Петровича Шастина (о. Николая Шастина) в России и Китае
  • Хайлова О. И. Преподобномученик Неофит (Осипов) и его служение в Пекинской духовной миссии в 1902-1903 годах
ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  • Шаронова В. Г. Эмигрантская октава Петра Николаевича Машина в Китае
  • Зверева С. Г. Церковно-певческое искусство заграничных диаспор в послевоенные периоды: общая традиция, разные черты
  • Языкова И. К. Григорий Круг. В поисках небесного отечества
  • Межинская Милованович Е. К. Деятельность иконописца Пимена Максимовича Софронова в Югославии
  • Постернак К. В. Иконостасы русского зарубежья и СССР: пути развития
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron