Изложенная здесь идея вдохновила самые крупные преобразования во всей истории нравственной и политической мысли. Она стала фундаментом западной цивилизации, чья уникальность в том, что она делает упор на индивиде и равенстве. Эта же идея стоит за словами Томаса Джефферсона в Декларации независимости США: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами . . . »
Но эта истина далеко не самоочевидна. Ее счел бы абсурдной Платон, предлагавший положить в основу общества миф о классификации людей на золотых, серебряных и медных, причем принадлежность к той или иной категории предопределяла социальный статус человека. Аристотель полагал, что одни рождаются, чтобы управлять, а другие - чтобы ими управляли.
Сакс Джонатан - Размышления об этике - Беседы о недельных главах Торы
пер. с англ. Светланы Силаковой
Москва «Книжники», 2023. -348[4] с.
ISBN 978-5-9953-0881-2
Сакс Джонатан - Размышления об этике - Содержание
- Зарождение справедливости (глава Берешит)
- Возвыситься над своей природой (глава Ноах)
- Были ли наши праотцы и праматери безупречными людьми? (глава Лех-леха)
- Связывание Ицхака (глава Байера)
- Милость чужих людей (глава Хаей Сара)
- Правильно ли поступил Яаков, забрав себе благословение, предназначенное Эсаву? (глава Толъдот)
- Одной любви недостаточно (глава Вайеце)
- Притча о племенах (глава Ваишлах)
- Героизм Тамар (глава Вайешев)
- Видимость и реальность (глава Микец)
- Зарождение прощения (глава Ваигаш)
- Когда человеку дозволено говорить неправду? (глава Вайехи) О неподчинении безнравственным приказам (глава Шм от)
- Свобода воли (глава Ваэра)
- Рассказать историю (глава Бо)
- Лицо зла (глава Бешалах)
- Структура идеального общества (глава Итро)
- Исцелить сердце тьмы (глава Мишпатим)
- Труд как проявление благодарности (глава Трума)
- Этика священного (глава Те цаве)
- Может ли существовать милосердие без суда (глава Кu тиса)
- Общинный дух (глава Ваякгелъ)
- Нравственная цельность в общественной жизни (глава Пекудей)
- Что мы приносим в жертву? (глава Ваикра)
- Насилие и священное (глава Цав)
- Огонь: священный и нечестивый (глава Шмuнu)
- Обрезание вожделения (глава Тазриа)
- Сила стыда (глава Мецора)
- Козел отпущения (глава Ахарей мот)
- От священника к народу (глава Кдошим)
- Радикальная неопределенность (глава Эмор)
- Сила проклятия (главы Бегар -Бе鮎котай)
- Общество равноправия в еврейском стиле (глава Бемидбар)
- Благословение любви (глава Насо)
- Одиночество и вера (глава Беаалотха)
- Что происходит в эту самую минуту? (глава Шлах-леха)
- Как не спорить (глава Корах) Коэлет, Толстой и рыжая корова (главыХукат - Балак)
- Скрытый смысл истории Бильама (глава Балак)
- Нравственные решения в противоположность политическим (глава Пинхас)
- Мой учитель: статья в память о нем (главы Матот -Масеэй)
- Искусство быть последователем (главаДварим)
- Бесконечная игра (глава Ваэтханан)
- Завет и милость (глава Экев)
- Добропорядочное общество (глава Реэ)
- Мудрец выше пророка (глава Шофтим)
- Действительно ли любовь побеждает все? (глава Ки-теце)
- Молчи и слушай (глава Ки-таво)
- Как обновить нацию (главы Ницавим -Вайелех)
- Дуга моральной вселенной (глава Аазину)
- Смерть Моше, жизнь Моше (недельная глава Везот а-браха)
- Об авторе .
Герои и героини Торы, Праотцы и Праматери, и израильтяне, покинувшие Египет и отправившиеся в долгий путь к Земле обетованной, — все сталкивались с проблемой ответственности как оборотной стороны свободы. В этом, как мне кажется, центральная драма иудаизма. Древние греки оставили после себя грандиозный корпус литературных произведений о персонажах и судьбах, с героями титанических масштабов и нередко — трагическим финалом.
Древний Израиль создал иного рода литературу о воле и выборе и персонажей, с которыми мы можем себя отождествлять, часто сдерживающих свои собственные эмоции, превозмогая душевный упадок и отчаяние. Тора предлагает нам драматичные и неожиданные сюжеты. И не Hoax, «праведник, совершеннейший из представителей своего поколения», стал символом религиозного благочестия, а скорее Аврагам, непокорно возразивший Богу самыми, должно быть, дерзостными словами в истории веры: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?» (Берешит, 18:25).
Моше, герой четырех из пяти книг Торы, безусловно, один из самых выдающихся лидеров в истории, поначалу изъяснялся робко и косноязычно и совершенно не был уверен в своей способности выполнить долг, возложенный на него Богом. Шауль, первый царь Израиля, хотя и был на голову выше ростом всех своих современников, все же, как оказалось, ему недоставало ни мужества, ни уверенности, чем он и заслужил язвительный упрек пророка Шмуэля: «И сказал Шмуэль: хотя ты и не велик в собственных глазах, но ты глава колен Израилевых» (Шмуэль /,15:17).
Давид, его преемник, был настолько неподходящим кандидатом, что, когда Шмуэлю было сказано помазать одного из сыновей Ишая на царство, никто даже и не помыслил, что речь может идти о нем. Греческие герои вели битвы со своими врагами. В битвах же, которые приходилось вести еврейским героям, они сражались сами с собой: со своими страхами, сомнениями, чувством собственной непригодности для возложенной на них миссии. В этом смысле, как мне представляется, Тора обращается ко всем нам, вне зависимости от того, видим мы сами себя лидерами или нет.
Рабби Джонатан Сакс – Уроки лидерства – Недельные главы Еврейской Библии
Издательство – «Книжники» – 336 с.
Москва – 2020 г.
ISBN 978-5-906999-28-3
Рабби Джонатан Сакс – Уроки лидерства – Недельные главы Еврейской Библии – Содержание
- Предисловие (Рональд Хейфец)
- Лидерство и общественное образование
- Вступление
- Великая дерзость
Книга Берешит
- Недельная глава Берешит
- Взять ответственность
- Недельная глава Hoax
- Праведность — не лидерство
- Недельная глава Лех-леха
- Мужество не соглашаться
- Недельная глава Байера
- Откликаясь на призыв
- Недельная глава Хаей Сара
- Пускаясь в путь
- Недельная глава Тольдот
- Цена молчания
- Недельная глава Вайеце
- Свет в темные времена
- Недельная глава Ваишлах
- Будь собой
- Недельная глава Вайешев
- Сила похвалы
- Недельная глава Микец
- Сила грез
- Недельная глава Ваигаш
- Нежданный лидер
- Недельная глава Вайехи
- Пережить поражение
Книга Шмот
Недельная глава Шмот
- Женщины-лидеры
- Недельная глава Ваэра
- Преодолеть неудачи
- Недельная глава Во
- Далекий горизонт
- Недельная глава Вешалах
- Устремляя взгляд к небесам
- Недельная глава Итро
- Нация лидеров
- Недельная глава Мишпатим
- Увидеть целое и различить детали
- Недельная глава Трума
- Дом, который мы строим вместе
- Недельная глава Тецаве
- Контрапункт лидерства
- Недельная глава Ки тиса
- Как лидеры терпят поражение
- Недельная глава Ваякhелъ
- Дух сплоченности
- Недельная глава Пекудей
- Празднуйте
Книга Ваикра
- Недельная глава Ваикра
- Грехи лидера
- Недельная глава Цав
- Не старайся быть тем, кем ты не являешься
- Недельная глава Шмини
- Сдержанность против импульсивности
- Недельная глава Тазриа
- Цена свободы слова
- Недельная глава Мецора
- Искусство хвалить
- Недельная глава Ахарей мот
- Бег на короткую и длинную дистанцию
- Недельная глава Кдошим Последователи
- Недельная глава Эмор
- Не страшиться величия
- Недельная глава Бегар
- Думай вдолгую
- Недельная глава Бехукотай
- «Мы, народ»
Книга Бемидбар
- Недельная глава Бемидбар
- Во главе нации личностей
- Недельная глава Насо
- Политика зависти
- Недельная глава Бегаалотха
- Власть или влияние?
- Недельная глава Шлах
- Уверенность
- Недельная глава Корах
- Лидерство как служение
- Недельная глава Хукат
- Мирьям, подруга Моше
- Недельная глава Балак
- Лидерство и преданность
- Недельная глава Пинхас
- Уроки лидера
- Недельная глава Матот
- Разрешение конфликтов
- Недельная глава Масеэй
- Лидерство в кризисный период
Книга Дварим
- Недельная глава Дварим
- Лидер как учитель
- Недельная глава Ваэтханан
- Наималейший из народов
- Недельная глава Экев
- Быть лидером — значит слушать
- Недельная глава Реэ
- Определить реальное положение дел
- Недельная глава Шофтим
- Просвещение и лидерство
- Недельная глава Ки-теце
- Против ненависти
- Недельная глава Ки-таво
- Нация рассказчиков
- Недельная глава Ницавим
- Побеждая смерть
- Недельная глава Вайелех
- По согласию или по принуждению?
- Недельная глава hаазину
- Призыв лидера к ответственности
- Недельная глава Везот hа-Браха
- Оставаться молодым
- Послесловие
- Семь принципов еврейского лидерства
- Об авторе
Дебаты о религии и науке разгорались периодически, начиная с семнадцатого столетия. Они обычно свидетельствуют о возникновении серьезного кризиса в обществе. В семнадцатом столетии он проявился в религиозных войнах, опустошивших Европу. В девятнадцатом столетии - в промышленной революции, урбанизации и влиянии новой науки, особенно Дарвина. В 1960-ых - в дебатах о «смерти Бога», в которых прозвучало эхо двух мировых войн и движения к либерализации морали. Мы подошли к новому большому перекрестку в истории, и естественно спросить, кто должен указать нам, какую дорогу выбрать. Наука говорит как эксперт о будущем, религия как авторитет прошлого. Наука апеллирует к силе разума, религия – к высшей силе Откровения. Дебаты обычно остаются безрезультатными, и обе стороны готовятся к новым битвам.
Сегодняшние дебаты, однако, ведутся с невиданными раньше гневом и бранью. Изменилось и направление конфликта. В прошлом опасностью – и это была реальная опасность – было безбожное общество. Оно реализовалось в четырех ужасающих экспериментах в истории: во французской революции, нацистской Германии, Советском Союзе и коммунистическом Китае. Сегодня опасность исходит из союза радикальной религиозности с апокалипсической политикой, способной через террор и дезинформацию дестабилизировать целые нации и регионы. Я боюсь этого так же сильно, как боюсь безбожного тоталитаризма. Все сдержанные верующие во всех религиях согласятся со мной: сражение с радикализмом верующие и атеисты должны вести вместе. Вместо этого новый атеизм начал необычно агрессивное нападение на религию, что угрожает религии, науке, интеллектуальной честности и вообще будущему Запада. Когда общество теряет религию, в нем возникает тенденция к саморазрушению. Оно обнаруживает, что после разрыва нитей, которые связывали его мораль с чем-то трансцендентным, в нем расцветает релятивизм, но релятивизм неспособен к защите чего-нибудь, включая самого себя. Когда общество теряет свою душу, оно стоит на пороге потери своего будущего.
Джонатан Сакс - Великое содружество - Наука, религия и поиск смысла
Неавторизованный перевод Бориса Дынина
Торонто, Канада, 2014 г.
Джонатан Сакс - Великое содружество - Наука, религия и поиск смысла - Содержание
Благодарности
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Бог и поиск Смысла
- 1. Животное ищущее смысл
- 2. При двух умах
- 3. Расходящиеся дороги
- 4. Встреча с Богом
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Почему это имеет значение
- 5. Чем мы рискуем
- 6. Человеческое достоинство
- 7. Политика cвободы
- 8. Мораль
- 9. Взаимоотношения
- 10. Осмысленная жизнь
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Вера и ее проблемы
- 11. Дарвин
- 12. Проблема зла
- 13. Когда религия сбивается с пути
- 14. Почему Бог?
ЭПИЛОГ: Письмо научному атеисту
Для дальнейшего чтения
Приложение: Еврейские источники о Творении, возрасте Вселенной и эволюции
Сакс, Джонатан - Не во имя Господа - Против религиозного насилия
Пер. с англ. Олега Алякринского. — М. : Книжники, 2023. — 304 с.
ISBN 978-5-604973-90-5
Сакс, Джонатан - Не во имя Господа – Содержание
Благодарности
ЧАСТЬ I: ПЛОХАЯ ВЕРА
- 1. Альтруистическое зло
- 2. Насилие и идентичность
- з. Дуализм
- 4. Козел отпущения
- 5. Кровное соперничество
ЧАСТЬ II: БРАТЬЯ
- 6. Единокровные братья
- 7. Поединок с ангелом
- 8. Обмен ролями
- 9. Неприятие неприятия
ЧАСТЬ III: С ОТКРЫТОЙ ДУШОЙ
- 10. Чужак
- 11. Универсальность справедливости, индивидуальность любви
- 12. Трудные тексты
- із. Избавление от власти
- 14. Отпустить ненависть
- 15. Жажда власти или жажда жизни
Библиография
Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: