Саврей - Александрийская школа в истории богословской мысли

Валерий Яковлевич Саврей - Александрийская школа в истории философско-богословской мысли
Более ста двадцати лет назад, когда отечественная философская, научно-историческая и богословская мысль развивалась во всех направлениях и во всех областях, в Казани вышло в свет первое в России обобщающее исследование по истории Александрийской школы, принадлежавшее свящ. Василию Дмитревскому. Этот труд ознаменовал своим появлением начало изучения всего комплекса проблем, связанных с научной оценкой Александрийской школы как уникального и эпохально значимого явления в истории античной и христианской мысли.
 
Не ослабевавший в мировой науке на протяжении последних двух столетий интерес к александрийской проблематике определяется, безусловно, тем обстоятельством, что Александрия представляет собой целую эпоху в истории философии и культуры. В трудах европейских исследователей отмечается научный интерес к Александрии как центру эллинистической образованности, олицетворявшему богатство интеллектуальных достижений эллинистической эпохи. Начиная с Александрии, греческая литература периода эллинизма справедливо называется александрийской, греческая философия — александрийской, греческое христианское богословие — александрийским. Оригинальность, своеобразие, неповторимость и универсальная значимость Александрийской школы как выдающегося явления в истории философской мысли состоит в том, что Александрийская школа, подобно архитектурному замку, венчает собой соединение двух сводов античной и христианской философии над аркой древнего и величественного портала, вводящего в здание средневековой и новоевропейской философской науки.
 
Обращение к теме «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» востребовано общим характером научных историко-философских запросов нашего времени, для которого изучение проблемы взаимоотношений христианства и Античности не только не утратило своей актуальности, но и получило качественно новое философское вйдение в трудах западноевропейских ученых.
 
Первостепенную значимость в исследовании данной проблемы представляет феномен исторической встречи эллинистической философии и христианского Откровения, имевший своим итогом формирование в географических пределах ойкумены новой мировоззренческой парадигмы и определивший перспективу развития европейской философской мысли на много веков вперед: от патристики и средневековой схоластики до немецкого идеализма и русской религиозной философии Серебряного века. В эпоху становления патристики было обретено новое видение человека, связанное с новым отношением к слову, и многие богословские положения озвучивались при помощи философского языка. Хотя средоточием религиозного миросозерцания стал догмат, это не означало сковывания мысли. По справедливому замечанию Х.-Г. Гадамера, «догматика... раскрывает перед философской мыслью недоступные грекам горизонты. Если Слово стало плотью... то это значит, что логос освобождается наконец от своего спиритуалистического характера, означавшего вместе с тем и его космическую потенциальность. Единственность, неповторимость акта искупления ведет к включению исторического в сферу европейской мысли, освобождая одновременно феномен языка из его погруженности в идеальность смысла и позволяя ему сделаться объектом философского размышления. В противоположность греческому логосу Слово становится теперь чистым событием». На исключительное значение Александрийской школы в истории развития философско-богословской мысли указывает то обстоятельство, что Александрия стала местом формирования трех наук: теологии, герменевтики и экзегетики. Именно в Александрии начала действовать первая в истории христианства философско-богословская школа.
 
«Чем была Платоновская Академия для философии, тем же была Высшая школа в Александрии для христианской науки». Но если Афинская философская школа представлена в современной науке широко и многогранно, то Александрийская школа, напротив, фрагментарно и не систематически. Этот пробел главным образом обусловлен особой спецификой Александрийской школы. Языческий неоплатонизм, возникший в Александрии в III в. н. э., всегда тяготел к Афинам, и его изучение уже стало традицией в зарубежной науке, в отличие от александрийской философии в целом. Эта философия формировалась в Александрии на протяжении семи веков непрерывного развития (II в. до н. э. - V в. н. э.)· Ее отличали такие черты, как теологическая направленность и преобладание герменевтической проблематики. Ее основными представителями были: в дохристианский период Аристобул и Филон Иудей, в христианский период Пантен, Климент и Ориген (старая Александрийская школа), а позднее — свв. Григорий Чудотворец, Дионисий Великий, Петр Александрийский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский (Новоалександрийская школа); кроме того, к ней могут быть причислены Великие каппадокийцы — свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, — без которых нельзя во всей универсальной полноте понять развитие Александрийской школы и проследить ее влияние на европейскую мысль.
 

Валерий Яковлевич Саврей - Александрийская школа в истории философско-богословской мысли

Изд. 3-е
М.: КомКнига, 2011. — 1008 с.
ISBN 978-5-484-01266-4
 

Валерий Яковлевич Саврей - Александрийская школа в истории философско-богословской мысли - Содержание

Введение
Глава первая. Становление Александрийской философско-богословской школы
  • § 1. Историография Александрийской школы в отечественной и зарубежной науке
  • § 2. Александрийская культура как средоточие греческой, римской, египетской, иудейской и христианской традиций
  • § 3. Александрийская философско-богословская школа и ее истоки
  • § 4. Философские школы древней Александрии
  • § 5. Александрийская школа как центр христианской науки
Глава вторая. Труды Филона Александрийского как синтез греческой философии и Библии
  • § 1. Философские и религиозные источники учения Филона Александрийского
  • § 2. Концепция философии Филона и его влияние на александрийскую философию
  • § 3. Учение о Боге как основа иудео-александрийского миропонимания 
  • § 4. Учение Филона о Логосе
  • § 5. Аллегорический метод Филона и его интерпретация Священного Писания
Глава третья. Климент Александрийский: первый опыт построения христианской философии
  • § 1. Истоки миропонимания Климента Александрийского: трансформация философских идей в христианские
  • § 2. Пропедевтическая миссия античной философии в учении Климента Александрийского о сущности христианского гнозиса
  • § 3. Философская интерпретация христианской идеи Бога у Климента Александрийского
  • § 4. Учение Климента Александрийского о Логосе
  • § 5. Философская герменевтика Климента Александрийского и его экзегетика
Глава четвертая. Философско-богословская система Оригена Александрийского как основоположника христианской науки
  • § 1. Ориген и его восприятие философского наследия Античности
  • § 2. Философские идеи в трудах Оригена «De principiis» и «Contra Celsum»
  • § 3. Создание христианского богословия как высшая цель философии Оригена
  • § 4. Учение Оригена о Святой Троице
  • § 5. «Гекзаплы» Оригена. Учение о трех смыслах Библии. Философия притчи 9
Глава пятая. Новоалександрийская школа: переоценка и рецепция античной философии в свете мировоззренческой парадигмы Откровения
  • § 1. Оригенизм и его последствия для христианской философии
  • § 2. Александрийская и Антиохийская школы: сравнительный анализ герменевтических методов
  • § 3. Преодоление крайностей рационализма и аллегоризма в трудах святителя Афанасия Александрийского
  • § 4. Влияние александрийской философии на Каппадокийскую школу — святых Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Ώριγένους Φιλοκαλία
  • § 5. Философия и богословие в трудах святителя Кирилла Александрийского
Заключение. Историческое значение Александрийской школы и ее философско-богословского наследия
Аннотированная библиография
Общая библиография источников, исследований и литературы, использованных в монографии
Список сокращений латинских названий источников
Именной указатель
Предметный указатель
Об авторе
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Kliment