Симонов - Общая история Церкви - От Реформации к веку секулярной глобализации - 1

Симонов - Общая история Церкви - От Реформации к веку секулярной глобализации - 1
Труды исторического факультета МГУ
Реформация возникла внутри католической церкви, и первоначальные идеи движения были направлены на поиски путей позитивного преобразования католической церкви изнутри. Первоначально Реформация представляла собой борьбу за истинную форму христианства, и в самом начале движения мало кто мог подумать, что его результаты окажутся по своей сути антикатолическими и даже антицерковными.
 
Реформация оказала на церковь влияние, которое не сравнимо с воздействием на нее всех предыдущих внутрицерковных конфликтов - древних и средневековых ересей и сект и даже разделения Восточной и Западной церквей. Протестантское движение, бывшее поначалу протестом против торговли индульгенциями, оказалось по сути систематическим пересмотром путей, на которых личность может достичь и сохранить связь с Богом. Начав с малого, оно поставило перед собой всеобъемлющую задачу преодолеть противоречие между католической религиозной системой в идее и католической религиозной системой на деле, подорвав прежнюю всеохватную власть католической церкви над душами.
 

Общая история Церкви - Учебное пособие для вузов по специальности 030600.62 «История» - В 2 томах

Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ); ист. ф-т ; [сост., отв. ред. В.В. Симонов].
М. : Наука, 2017
Труды исторического факультета МГУ: 80 ; Сер.II. Исторические исследования, 37).
ISBN 978-5-02-039218-2
 

Общая история Церкви - В 2 томах - Том 2 - От Реформации к веку секулярной глобализации - XVI - начало XXI века  - В 2 книгах - Книга 1 - Организационные вызовы Церкви - XVI - начало XX века

М.: Наука, 2017. - 538 с.
ISBN 978-5-02-039220-5 (в пер.)
 

Общая история Церкви - В 2 томах - Том 2 - От Реформации к веку секулярной глобализации - XVI - начало XXI века  - В 2 книгах - Книга 1 - Организационные вызовы Церкви : XVI - начало XX века - Содержание

Глава 15. Идея «национальной церкви» и   протестантская   Реформация (В.В. Симонов)
  • § 1. Предпосылки и причины протестантской Реформации
    • 1. Предреформация
    • 2. Реформация как борьба за «истинную Церковь»
    • 3. Протестантская Реформация - многофакторный процесс
    • 4. Предпосылки Реформации
    • 5. Причины Реформации 
  • § 2. Идея «национальной церкви»
    • 1. Реформация как отражение социально-политических и национальных процессов
    • 2. Формирование  национальных государств и идея «национальной церкви»
  • § 3. Мартин Лютер и его учение (Начало богословия Реформации)
    • 1. Основные вехи жизненного пути Лютера
    • 2. Основные тезисы богословия Лютера
    • 3. Quinque sola («Пять "только"»)
    • 4. Экклезиология Лютера
  • § 4. Политический контекст Реформации:  Священная  Римская  империя и Швейцария
    • 1. «Реформация немецких князей»
    • 2. Богословский плюрализм в стане реформаторов
    • 3. Территориально-церковный раскол
    • 4. Второй Шпейерский рейхстаг. Protestatio
    • 5. «Аугсбургское вероисповедание»
    • 6. Кальвинизм
    • 7. Реформация в Швейцарии
    • 8. Военное противостояние католиков и протестантов в Германии
    • 9. Аугсбургский религиозный мир. Cuius regio, eius religio
    • 10.Тридцатилетняя война и Вестфальский мир
  • § 5. Развитие реформационного движения в Западной Европе
    • 1. Распространение новых форм организации религиозных общин
    • 2. Скандинавские страны
    • 3. Франция
    • 4. Англия и Шотландия. Англиканизм и пуританство
    • 5. Италия и Испания
    • 6. Реформация в Восточной Европе
    • 7. Распространение Реформации за пределы Европы
  • § 6. Последствия Реформации
    • 1. Религиозная жизнь общества
    • 2. Церковно-государственные отношения
    • 3. Индивидуализм и свобода совести
    • 4. Социальные результаты и секуляризация
    • 5. Дискретность протестантизма и секуляризация сознания
Глава 16. Католический ответ протестантизму. Контрреформация и католическая реформа (В.В. Симонов) 
  • § 1. Формирование идеологических основ католической реформы и Контрреформации
    • 1. Поиск католического ответа Реформации
    • 2. Социально-политические предпосылки католической реформы. Национальные церкви
    • 3. Церковная организация в Священной Римской империи германской нации
    • 4. Церковь во Франции. Галликанизм
    • 5. Церковная организация в Испании
    • 6. Католическая церковь в Польше
    • 7. Города
    • 8. Внутрицерковные предпосылки реформ. Концилиаризм
    • 9. «Предреформа»
  • § 2. Тридентский собор и его последствия
    • 1. Перед собором
    • 2. Религиозно-политическая ситуация вокруг Тридентского собора
    • 3. Тридентский собор
    • 4. Первый этап собора
    • 5. Второй этап собора
    • 6. Третий этап собора
    • 7. Значение Тридентского собора
  • § 3. Контрреформация и католическая реформа
    • 1. Контрреформация и католическая реформа: содержание понятий
    • 2. Церковно-организационные вопросы
    • 3. Догматические вопросы
    • 4. Развитие католического богослужения
    • 5. Пастырские проблемы, вопросы духовного образования и подготовки священнослужителей
    • 6. Взаимоотношения с протестантами
    • 7. Инквизиция и духовная цензура (Index librorum prohibitorum)
    • 8. Политическая Контрреформация
Глава 17. Православный Восток и Реформация
  • § 1. «Акты   Виртембергские». Первая попытка диалога протестантов с константинопольским престолом (В.В. Симонов)
    • 1. Попытки установления межконфессионального диалога
    • 2. Ответы Константинополя
  • § 2. Кирилл Лукарис - «протестантствующий патриарх» (В.В. Симонов)
    • 1. Формирование протестантского окружения Лукариса
    • 2. Женевское Confessio fidei
    • 3. Современные попытки интерпретации деятельности Кирилла I
    • 4. Реакция православного Востока на Confessio fidei
    • 5. Православный Восток и западные конфессии в XVII веке
  • § 3. Греческое православие и западные влияния в XVIII-XIX веках (А.Г. Зоитакис)
    • 1. Католическая пропаганда
    • 2. Католическое униатство на Балканах
    • 3. Протестантская экспансия на Востоке в Новое время
    • 4. Культурно-образовательная миссия протестантов
  • § 4. Протестантизм и православие на Балканах (А.Г. Зоитакис)
    • 1. Элладская церковь и вызов протестантизма
    • 2. Общество Зой («Жизнь»)
    • 3. Ответ на вызов протестантизма
    • 4. Протестантские миссии в Болгарии. Перевод Библии
    • 5. Протестантизм в югославянских землях
    • 6. Протестантские идеи в Румынии
Глава 18. Русская церковь в реформационную эпоху
  • § 1. Русская церковь в XV-XVII веках (Е.В. Белякова)
    • 1. Падение Константинополя и утверждение московской автокефалии
    • 2. Последствия изменения положения митрополита. Утверждение идеологии самодержавия
    • 3. Споры о монашестве
    • 4. Рост значения церкви в жизни общества. Борьба с ересями и вольномыслием 
    • 5. Попытки регламентации и исправления церковной жизни. Стоглав. Канонизация
    • 6. Расширение границ Московской митрополии
    • 7. Начало книгопечатания
    • 8. Учреждение патриаршества
    • 9. Киевская митрополия: между Римом и Константинополем
    • 10. Брестская уния и ее последствия
    • 11. Обострение конфессионального вопроса во время Смуты
    • 12. Начало церковных реформ
  • § 2. Русская церковь в XVIII веке (Г.М. Запальский)
    • 1. Церковная реформа Петра I и ее последствия
    • 2. Проблема секуляризации церковных земель
    • 3. Русское духовенство и церковная реформа
    • 4. Реформа и монастыри
    • 5. Развитие системы духовного образования. Богословие
  • § 3. Раскол Русской церкви и история старообрядческого движения (И.В. Поздеева)
    • 1. Церковные реформы патриарха Никона и причины раскола
    • 2. Начало реформы
    • 3. Противостояние реформам
    • 4. Распространение реформы и ответ старообрядцев
    • 5. Дальнейшее распространение и разделение внутри старообрядчества. Согласие приемлющих священство («поповское» согласие)
    • 6. Старообрядцы-беспоповцы
    • 7. Единоверие (В.В. Симонов)
    • 8. Культурное наследие старообрядчества
  • § 4. Экклезиология старообрядческих согласий (И.В. Поздеева)
    • 1. Экклезиологический вызов раскола
    • 2. Экклезиологические взгляды старообрядцев-беспоповцев
    • 3. Таинства Церкви в отсутствие иерархии
    • 4. Осмысление Церкви старообрядцами, приемлющими священство
    • 5. Осмысление таинств Церкви в старообрядческих «поповских» согласиях 
  • § 5. «Серебряный век» русского старообрядчества (И.В. Поздеева)
    • 1. Уравнение в правах и его последствия
    • 2. Философско-богословская мысль старообрядчества
  • § 6. Старообрядчество сегодня (И.В. Поздеева)
    • 1. Старообрядчество на рубеже XX-XXI веков
    • 2. Старообрядческая диаспора
Глава 19. Европейское Просвещение и буржуазные революции - идеологический и политический вызовы церковной структуре (В.В. Симонов)
  • § 1. Католическая церковь и европейское Просвещение
    • 1. Идеология Просвещения
    • 2. Новый тип социального мышления
    • 3. Новая политическая философия 
    • 4. Новый тип отношений церкви и общества
  • § 2. Влияние Просвещения на католическую мысль и церковно-государственные отношения: фебронианизм и иосифизм
    • 1. Ослабление католичества
    • 2. Фебронианизм в Германии
    • 3. Политика иосифизма в Австро-Венгрии
    • 4. Монастырская реформа во Франции. Роспуск ордена иезуитов
    • 5. Католическое Просвещение
    • 6. Конфликт идей
  • § 3. Католическая церковь в поисках ответа на идеологию Просвещения
    • 1. Пастырская работа
    • 2. Канонические меры. Отлучение масонов
  • § 4. Упадок папства
    • 1. Религиозная демаркация Европы
    • 2. Политика абсолютизма и кризис папства
    • 3. Иннокентий XI: временная стабилизация
    • 4. Папство - заложник великих держав
  • § 5. Янсенизм
    • 1. Янсенизм - догматический вызов католической церкви
    • 2. Пор Руаяль и его поражение
  • § 6. Католическая церковь и эпоха буржуазных революций
    • 1. Английская буржуазная революция XVII века
    • 2. Великая французская революция 1789-1794 годов
    • 3. Конкордат 1801 года
    • 4. Католическая церковь в период Наполеоновских войн
    • 5. Реставрация и конкордаты с европейскими державами
  • § 7. Европейские революции первой половины XIX в. и католическая церковь
    • 1. Папство и революционное движение в Европе в первой половине XIX века
    • 2. Папство и итальянская революция
  • § 8. I Ватиканский собор (1868-1870) и догмат о папской непогрешимости
    • 1. Подготовительные комитеты и работа собора
    • 2. О вере католической церкви
    • 3. Догмат о папской непогрешимости (infallibilitas)
    • 4. Значение I Ватиканского собора
    • 5. Последствия I Ватиканского собора
    • 6. Старокатолицизм
    • 7. Папство после I Ватиканского собора. Kulturkampf.
Глава 20. Православие в XIX веке
  • § 1. Национально-освободительное движение на православном Востоке. Образование Элладской православной церкви (Л.Г. Зоитакис)
    • 1. «Филокалическое возрождение» и греческое национально-освободи тельное движение
    • 2. Национально-освободительная революция в Греции
    • 3. Религиозная политика правительства Каподистрии
    • 4. Проблема автокефалии
    • 5. Автокефальная Элладская церковь в период «баварократии»
    • 6. Гюльханейский хатти-шериф 1839 года и хатти-хумаюн 1856 года
    • 7. Вселенский Патриархат в условиях автокефализации
    • 8. Политика Абдул-Хамида II в отношении православной церкви
  • § 2. Просвещение и православие (А.Г. Зоитакис)
    • 1. Европейское Просвещение на православном Востоке
    • 2. Просвещение и традиционализм
    • 3. Вселенский Патриархат и вызов Просвещения
  • § 3. Русская церковь в XIX - начале XX века (Г.М. Запальский)
    • 1. Изменение роли синода
    • 2. Система духовного образования
    • 3. Светская религиозная философия
    • 4. Церковь после реформ Александра II
    • 5. Финансово-хозяйственная деятельность московских монастырей на рубеже XIX-XX веков (Е.В. Гувакова)
    • 6. Православное миссионерство
    • 7. Российская церковь на рубеже XIX-XX веков
    • 8. Проблема созыва Поместного собора
    • 9. Церковь и Февральская революция 1917 года
Глава 21. Церковь и капитализм: экономический вызов церковной структуре (В.В. Симонов) 
  • § 1. Промышленная революция и католическая церковь
    • 1. Церковь и капитализм
    • 2. Зарождение социальной доктрины католицизма. Либеральный католицизм и католический социализм
    • 3. Rerum novarum
    • 4. Дальнейшее развитие католического социального учения
  • § 2. Географическая революция и католическая церковь
    • 1. Колонизация и евангелизация
    • 2. «Внутренняя миссия»
  • § 3. Мировоззренческие революции
    • 1. Апологетика христианства
    • 2. Рационализация христианства и вызов марксизма
    • 3. Силлабус Пия IX
    • 4. Либеральное богословие и «американизм»
  • § 4. Католический модернизм
    • 1. Модернизм - внутренний вызов католической церкви
    • 2. Декрет Lamentabili, энциклики Pascendi и Editae и антимодернистская присяга духовенства
    • 3. Реформа канонического права и литургическая реформа
    • 4. «Литургическое движение»
  • § 5. Греческий православный  Восток перед вызовом капитализма (А.Г. Зоитакис)
    • 1. Православная церковь в условиях экспансии Запада
    • 2. Обмирщение
    • 3. Традиционалистская оппозиция
    • 4. Влияние западных идеологий
    • 5. Церковь как «орудие влияния»
  • § 6. Христианское богословие и социальный вопрос (В.В. Симонов)
    • 1. Католическая церковь и «рабочий вопрос» в XX веке
    • 2. Священники-рабочие
    • 3. Развитие католической социальной доктрины
    • 4. «Теология освобождения»
    • 5. Протестантизм и капиталистическая экономика
    • 6. Православие и капитализм (А.Г. Зоитакис, В.В. Симонов)
Принятые сокращения
Summary
 
Общая история Церкви - В 2 томах - Том 2 - От Реформации к веку секулярной глобализации - XVI - начало XXI века  - В 2 книгах - Книга 1 - Организационные вызовы Церкви : XVI - начало XX века

Общая история Церкви - В 2 томах - Том 2 - От Реформации к веку секулярной глобализации - XVI - начало XXI века  - В 2 книгах - Книга 1 - Организационные вызовы Церкви : XVI - начало XX века - § 1. Предпосылки и причины протестантской Реформации

1. Предреформация. Религиозные движения, совокупность которых составляет Реформацию, возникли гораздо раньше XVI в. На рубеже XV-XVI вв. вся Западная Европа жила чаяниями и предчувствием коренных улучшений церковной жизни in capite et in membris. Сами протестантские реформаторы сознавали, что у них были предшественники, стремившиеся к тем же целям.
 
Как в эпоху Реформации (XVI-XVII вв.), так и в предыдущий период (его называют также предреформацией) реформационная идея развивалась в трех главных направлениях:
  • католическом, которое стремилось реформировать церковь на основах церковного Предания. Это направление зародилось в конце XIV в., в XV в. вызвало попытку реформы Церкви «в главе и членах» через механизм Вселенских соборов (концилиаризм и галликанизм), потерпело в этом деле неудачу и возродилось уже в XVI в. в той же соборной форме (Тридентский собор), не посягнувшей, однако, на папский авторитет;
  • собственно реформационном (которое называют также библейским или евангелическим), которое опиралось не на Священное Предание, а главным образом на Священное Писание. До Реформации это секты катаров и вальденсов в XII в. на юге Франции, проповедь Джона Уиклифа в Англии, чешские гуситы конца XIV - первой половины XV в., единичные предшественники Реформации в XV в. (Иоганн Вессель, Иоганн фон Везель, Иоганн фон Гох в Северной Германии, Савонарола во Флоренции и др.); в собственно реформационный период это ортодоксальный протестантизм (учения Лютера, Цвингли, Кальвина и менее значимых реформаторов, положивших в основу реформы Писание);
  • сектантско-мистическом, с одной стороны, оно более решительно, чем протестантизм, порывало связь со Священным Преданием и часто кроме внешнего Откровения, данного в Священном Писании, верило во «внутреннее откровение» (или вообще в «новое откровение»); с другой - было соединено с социальными стремлениями и почти никогда не составляло крупных религиозных общин. Это, например, проповедь «вечного Евангелия» в XIII в., многие средневековые мистические учения и секты, а в реформа-ционную эпоху - анабаптисты (с их характерной особенностью - отказом от крещения детей), индепенденты, квакеры. Из мистического сектантства этой эпохи выделилось сектантство рационалистическое (антитринитаризм и христианский деизм).
Все эти направления реформирования церкви находились в сущностных противоречиях друг с другом и отчасти возникли как реакция против других направлений (протестантизм - как реакция на злоупотребления католической церкви; католическая реформа - как реакция на протестантизм и сектантство).
 
Средневековый католицизм не удовлетворял индивидуальных и групповых духовных потребностей тех, кто стремился к новым формам религиозной жизни. Распущенность духовенства, огромные поборы в пользу римской курии, общее обрядоверие и секуляризация общества при сохранении традиционных форм, все более терявших духовную, евангельскую основу, - все эти явления нараставшей деградации к концу XV в. привели к полной неспособности католической церкви справиться с ними путем мероприятий, проводимых «сверху»: именно верхушка церковной иерархии была в наибольшей части поражена этими недугами, разъедавшими церковный организм, и ответственна за их распространение.
 
Внутренний упадок католицизма (так называемая порча церкви) находился в противоречии с более развитым религиозным сознанием, нравственными и интеллектуальными запросами этой части населения. Предреформацион-ная эпоха была богата обличительной и сатирической литературой, в которой главным предметом негодования и насмешки стали испорченные нравы и невежественность священников и монахов («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» и др.). Современников возмущают суеверия и злоупотребления религией, укоренившиеся в Римской церкви: преувеличенные представления о папской власти, индульгенции, языческие черты в культе Девы Марии и святых, чрезмерное развитие обрядности за счет внутреннего содержания религии, piae fraudes («благочестивые обманы») и т.п. Становится предметом нападок и само папство, общественный авторитет которого в XIV-XV вв. был поколеблен развратом авиньонского двора, скандалами времен Великой католической схизмы, бездуховностью, неуемным политиканством, непотизмом и светским образом жизни ренессансных пап.
 
В то же время, как отмечает, например, епископ Михаил (Мудьюгин), церковному сознанию предреформационной эпохи была чужда «сама идея возможности догматических изменений (...) и отдельные личности, как Гус, Уиклиф, И. Гох и другие, дерзавшие поднимать вопрос о таких сравнительно скромных реформах, как употребление родного языка при пользовании Священным Писанием и в богослужении, как возврат к древней практике причащения мирян под обоими видами, именно потому единодушно признавались еретиками, что их требования затрагивали догматическую сферу».
 
Однако, несмотря на резкое различие «между ярко-догматической окраской знамени Реформации, поднятого Лютером, Цвингли и Кальвином в XVI в., и представлениями о характере церковного обновления, проникнутыми (...) скорее каноническими и моральными тенденциями, (...) основные догматические положения реформаторов вытекали из глубин церковного сознания и в какой-то степени явились плодом и завершением настроений и идей предреформационного периода», еще не имевших догматического значения: «Идея примата Вселенских соборов переросла в процессе Реформации в отрицание папской власти, а затем и иерархии в целом; стремление к нравственному очищению заставило обращать взор к первым векам христианства, откуда уже был всего один шаг до отрицания церковного предания, традиций, созданных в течение последующих веков церковной истории, а осуждение злоупотреблений, имевших целью обогащение церковной казны, естественно привело к отвержению индульгенций, а также к отрицанию существования чистилища и заслуг святых, являющихся догматическим базисом продажи индульгенций».
 
Развитие католицизма привело к тому, что различные типы представлений о церкви {иерархические, точнее, куриалистские и гиперкуриалистские; вульгарно-католические практические понятия об управлении, проповеди и культе; представления концилиаризма о единой действительности Церкви) разошлись друг с другом настолько, что за ними было трудно распознать единую действительность; к тому же казалось, что в католической церкви слишком мало осталось от Слова Божьего.
Соборная реформа церкви касалась только ее организации и моральной дисциплины; протестантизм и порожденное им сектантство затрагивали само вероучение со всей обрядовой стороной религии.
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat ushpizin