Скабалланович - Толковый Типикон

Скабалланович - Толковый Типикон - Объяснительное изложение Типикона - С историческим введением
Православное богослужение
История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона — это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. 
 
Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких, например, частностей, почему на вечерне сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой или почему на 9-м часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений. Благодаря всему этому, автор в продолжении книги получит возможность сосредоточиться наиболее на практическом применении Типикона.
 
Автор не боится, что научный характер книги затруднит понимание ее со стороны кого бы то ни было, интересующегося церковным Типиконом и изучающего его. Иная газетная статья может представить обилием иностранных слов и специальных терминов более препятствий к уразумению, чем простое изложение настоящей книги, старающееся нисколько, однако, не жертвовать научными интересами. Автор — враг популяризации, пренебрегающей учеными целями, как и науки, не ищущей доступа в широкие массы.
 

Михаил Скабалланович - Толковый Типикон - Объяснительное изложение Типикона - С историческим введением

Cоставил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович
2-е издание, исправленное
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 2-е изд, испр. — 816 с.
Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича
ISBN 978-5-7533-0235-9
 

Михаил Скабалланович - Толковый Типикон - Объяснительное изложение Типикона - С историческим введением - Содержание

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО УСТАВА

ОТ АВТОРА
А | БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ -ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ СПИСКОВ ЕГО (I—VIII вв.)
  • Ветхозаветно-еврейское богослужение
  • I век. Апостольское богослужение.
  • IIвек
  • IIIвек
  • IV—V века
  • VI—VIII века
Б | БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ - С ПОЯВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ СПИСКОВ ЕГО
  • С IX века

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА

ЗАГЛАВИЕ КНИГИ
1-Я ГЛАВА ТИПИКОНА. «ЧИН МАЛЫЯ ВЕЧЕРНИ» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье)
Содержание и разделение 1-й главы Типикона
  • Благовест
  • Обычное начало
  • Девятый час
  • Малая вечерня
  • Вечерняя трапеза
2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (великая вечерня и утреня воскресные, часы, литургия и чин о панагии)
  • Благовест и каждение
  • Начальный возглас
  • Предначинательный псалом
  • Светильничные молитвы
  • Великая ектения
  • Блажен муж
  • Малая ектения на вечерней кафизме
  • Господи воззвах
  • Вход
  • Свете тихий
  • Прокимен вечерний
  • 2-я часть вечерни
  • Сугубая ектения
  • Сподоби Господи
  • Просительная ектения
  • Лития
  • Стиховны
  • Ныне отпущаеши
  • Богородице Дево
  • Благословение хлебов
  • Буди имя Господне благословено
  • Чтение великое
  • Хлеболомление и почерпание
  • Инославные вечерни
  • Начало утрени
  • Шестопсалмие
  • Утренние молитвы
  • Бог Господь
  • Кафизмы утрени
  • Непорочны или полиелей
  • Степенны
  • Прокимен утрени
  • Евангелие
  • От Евангелия до канона
  • Канон
  • Хвалитны
  • Славословие великое
  • Конечные ектении утрени
  • Отпуст
  • Лития утренняя
  • Оглашение Студитово
  • Инославные утрени
  • Практическая осуществимость всего устава всенощной
  • (примечание)
  • Первый час
  • Третий час
  • Шестой час
  • Изменяемые части литургии (воскресной)
  • Чин о панагии
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА. «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУЧИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (в нейже чин благословения колива)
  • О святем, имущем бдение в неделю
  • Чин благословения колива

Михаил Скабалланович - Толковый Типикон - Объяснительное изложение Типикона - С историческим введением - Богослужебный устав до появления полных списков его (I—VIII вв.)

Tак как наш богослужебный устав имеет своей задачей приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, — конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, — должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда, несомненно, существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак, не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного устава, излагающие именно чин вос­кресного богослужения, задуманы самими святыми апостолами. Неудиви­тельно поэтому, что старые русские книжники называли Типикон бого-вдохновенною книгою1. Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появле­ние боговдохновенных писаний.
 
Начавшееся в апостольский век образование нашего богослужения за­кончилось, можно сказать, только к XVI веку, когда устав его получил впол­не нынешний свой вид. И, конечно, цену этого устава не может ронять то обстоятельство, что на творение его потребовалось полтора тысячелетия. Скорее наоборот. Благодаря такому длинному периоду развития нашего бо­гослужебного устава, в развитии этом могла принимать участие Церковь разных эпох, а каждая из этих эпох имела свою силу и красоту и отразила их на нашем многовековом Типиконе. И не только Церковь разных времен создавала нынешний устав, но и Церковь разных местностей и стран; следо­вательно, выработала его Церковь, не только Апостольская — но Соборная как по месту, так и по времени. Со страниц устава и веет умилительным духом древней церковной жизни то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды. Если же принять во внимание множество ветхозаветного материала, привзошедшего в наше богослужение, то в минуты последнего мы духовно переживаем и священную библейскую древность, «ходим единомышлением» в церкви патриархов и пророков.
 
Будучи соборным творением Церкви, богослужебный устав, однако, разрабатывался по преимуществу лишь достойнейшими сынами ее. Непосредственными авторами его были люди, не имевшие другой жизни, кроме молитвы и поста, которым сладость «богослужения» позволяла принимать пищу раз в 5 дней и спать не иначе, как стоя или сидя, доканчивавшие свои всенощные бдения в подожженных, запертых снаружи язычниками храмах, люди, мученическая кровь которых смешивалась иногда с евхаристической Кровью. Страницы составлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления и богожертвенною кровью исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттуда и не сообщать книге духа особенной святости и чистоты. В этом и тайна глубокого действия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимает влияние Церкви всех времен в лице лучших ее сил и живет жизнью всей Церкви, и это влияние исходит не только от поэзии и музыки богослужения, но и от самой архитектоники его, от этих 40-кратных «Господи помилуй», безмолвных поклонов, вторгающихся долгой паузой в пение и чтение, от антифонного способа пения и т. п. Типикон и занимается собственно архитектоникой и эстетикой богослужения.
 
В частности, из ряда подвижников ныне действующий устав усваивает свое составление св. Савве, точнее — «яже во Иерусалиме святей лавре пре-подобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы». Это обитель неподалеку от Иерусалима в суровой иудейской пустыне, основанная в V в. святым Саввою Освященным. Какая доля участия принадлежит этому преподобному в выработке нынешнего устава, решить при теперешнем состоянии научных источников еще нельзя. Но, во всяком случае, родиной нынешнего устава является Палестина и ее постническими подвигами возделанные пустыни. Создатели нашего церковного устава были, следовательно, воспитанием той пустыни, которая воспитала Илию и Иоанна Крестителя и подготовляла Самого Спасителя к Его общественному служению. Здесь самый воздух был насыщен священными воспоминаниями. Вблизи были величайшие святыни христианского мира — Иерусалим с гробом Господним и храмом Воскресения, где молитва сама собою становилась горячее и где, по свидетельству одной западной путешественницы IV в. (Сильвии Аквитанской), когда читались Евангелия Страстей, «весь народ поднимал такой крик и стон, что не было никого, кто не был бы тронут до слез в этот час».
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos