Современная западная русистика - Уффельманн - Шраер - Миллер - Кивельсон - Гивенс - Апполонио

Генри Пикфорд - Мыслить как Толстой и Витгенштейн - Искусство, эмоции и выражение
У Толстого с его пустым теоретизированием по поводу того, как произведение искусства передает «чувства», можно многому научиться.
Витгенштейн
 
О духе Шопенгауэра можно сказать, что он совершенно грубый. То есть: у него есть утонченность, но на определенной глубине она внезапно пропадает, и он становится столь же грубым, сколь и грубейший из нас.
О Шопенгауэре можно сказать: он никогда не углубляется в себя.
Витгенштейн
 
1. Притом что романы Достоевского — антипода-двойника Толстого — всегда пользовались большим авторитетом среди философов, склонных к экзистенциализму, художественная проза самого Толстого и его непревзойденный психологический реализм часто служили главным ориентиром для мыслителей, пишущих о природе ума и чувств, о нравственной психологии и теории ценностей. Так, один из современных философов, говоря об «Анне Карениной», признался: «некоторые из нас, прочитав книгу, чувствуют, что от Толстого можно узнать о том, как следу ет жить, не меньше, чем от Аристотеля или Канта. Следовательно, философия окажется намного беднее, если философы, в силу профессиональной узости, будут игнорировать Толстого и других романистов». Одним из мыслителей, не игнорировавших Толстого, был Людвиг Витгенштейн, в круг чтения которого, как известно, почти не входили философы, кроме Фреге, Рассела и Шопенгауэра. Недавние исследования показали, что в этот небольшой пантеон следует включить и Толстого. Р. Монк пишет об увлеченности молодого Витгенштейна «Кратким изложением Евангелия» Толстого: «Книга стала для него чем-то вроде талисмана: он брал ее с собой, куда бы ни шел, и читал так часто, что знал целые отрывки наизусть <...> ،،Если вы до сих пор с ним не знакомы, — рассказывал он позже Фикеру, — то вы не можете себе представить, какое влияние оно может оказать на человека”» [Монк 2018: 130-131].
 
Некоторые воспоминания коллег также свидетельствуют о его увлечении поздними произведениями Толстого в целом, в том числе трактатом «Что такое искусство?», с рядом положений которого, как сообщает П. Энгельман, Витгенштейн был согласен. Но притом что исследователи признают важность Толстого для Витгенштейна, чаще всего это влияние сводят к предполагаемому подражанию Витгенштейна Толстому в личной жизни и в мировоззрении. В частности, этой точки зрения придерживается Р. М. Дэвисон, утверждающий, что «притягательность Толстого для Витгенштейна коренится в существенном сходстве характера и духа, что отражается в некоторых биографических параллелях» [Оа٧18оп 1978:51], таких как преподавание в сельской школе, отказ от семейного богатства ради простой жизни и т. д. Притом что эти биографические параллели весьма убедительны (действительно, и Толстого, и Витгенштейна часто считают людьми, склонными к некоторой «святости» в частной жизни), я полагаю, что художественные и публицистические произведения Толстого, его образы, концепции и идеи гораздо глубже повлияли на мысль Витгенштейна, чем это до сих пор признавалось. В этой книге я постараюсь проследить ту линию рассуждений Витгенштейна, которая может послужить своего рода ответом на проблемы, поднятые в текстах Толстого. Таким образом я покажу, как идеи Витгенштейна помогают лучше понять Толстого, проливают свет на его теорию искусства и позволяют разобраться в причинах, по которым она в конце концов оказалась несостоятельной. После чего, используя другие философские идеи Витгенштейна, я предложу свой вариант пересмотра толстовских идей об эстетическом выражении, что, надеюсь, позволит взглянуть на них по-новому.
 

Генри Пикфорд - Мыслить как Толстой и Витгенштейн - Искусство, эмоции и выражение

Ред. С. Климова; [пер. с англ. О. Бараш]. — СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021. ٠— 303 с. — (Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»).
ISBN 978-1-6446961-6-3 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-02-1 (Библиороссика)
 

Генри Пикфорд - Мыслить как Толстой и Витгенштейн - Содержание

Слова благодарности
Введение
  • Глава 1. Семантический скептицизм согласно С. Крипке и Ж. Деррида
  • Глава 2. Кризис Толстого: «Анна Каренина»
  • Глава 3. Экспрессивистская эстетическая теория. «Что такое искусство?»
  • Глава 4. Тень Шопенгауэра
  • Глава 5. Толстой: «Крейцерова соната» и ее последствия
  • Глава 6. Реконструкция Толстого I: природа эмоций
  • Глава 7. Реконструкция Толстого II: нравственность эмоций
  • Глава 8. Реконструкция Толстого III. Выражение в искусстве
Заключение
Источники
Предметно-именной указатель

Пол Контино - Инкарнационный реализм Достоевского - В поисках Христа в КарамазовыхПол Контино - Инкарнационный реализм Достоевского - В поисках Христа в Карамазовых

Пер. с англ. И. Буровой. — СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2023. — 471 с.
(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»).
ISBN 979-87־887191-44־ (Academic Studies Press)
ISBN 9788־58־907532־5־ (Библиороссика)
 

Пол Контино - Инкарнационный реализм Достоевского – Содержание

От автора
Предисловие к русскому изданию
Предисловие. «Братья Карамазовы» как преображающая классика
Часть I. Прелюдия
  • Глава 1. Аналоговое представление и инкарнационный реализм
  • Глава 2. Красота и преображение
Часть II. Личности
  • Глава 3. Старец Зосима
  • Глава 4. Первые три дня Алеши
  • Глава 5. Митя
  • Глава 6. Иван Федорович Карамазов
  • Глава 7. Три дня Алеши в ноябре
Послесловие. Алеша: его жизнь в романе и за его пределами. Кэрил Эмерсон
  • Приложение I. Читатели-католики о «Братьях Карамазовых»
  • Приложение II. Имена собственные в «Братьях Карамазовых»
Примечания
Источники
Библиография
Предметный указатель
Указатель имен

Кэрол Аполлонио - Секреты Достоевского - чтение против теченияКэрол Аполлонио - Секреты Достоевского - чтение против течения

СПб.: Academic Studies  Press / БиблиоРоссика, 2020. — 320 с.
ISBN 978-1-6446935-9-9 
 

Кэрол Аполлонио - Секреты Достоевского: чтение против течения - Содержание

Слова благодарности
Вступительные примечания
Введение
  • Глава первая. Плоть и книга: «Бедные люди» 
  • Глава вторая. Дух Петербурга: «Белые ночи»
  • Глава третья. Избавление от шальных денег: «Игрок»
  • Глава четвертая. Плоды признания и клеветы: «Преступление и наказание» 
  • Глава пятая. «Вертикальный храм» «Идиота»: Христос Гольбейна и исповедь Ипполита
  • Глава шестая. Бес сомнения и месть отвергнутого сына: «Бесы» 
  • Глава седьмая. О клевете, идолопоклонстве и самозванцах: «Бесы»
  • Глава восьмая. Матери Карамазовых
Заключение
Источники
Библиография
Предметно-именной указатель
 

Джон Гивенс – Образ Христа в русской литературе: Достоевский, Толстой, Булгаков, ПастернакДжон Гивенс – Образ Христа в русской литературе: Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак

Санкт-Петербург: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021. — 351 с.
ISBN 978-5-6046148-7-7
 

Джон Гивенс – Образ Христа в русской литературе: Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак – Содержание

Слова благодарности
Введение. Образ Христа и русская литература
  • Глава 1. Век неверия. Христос в русской литературе XIX века
  • Глава 2. Христос вне истины. Отрицательная христология в «Бесах» и «Братьях Карамазовых»
  • Глава 3. Ускользание в веру. «Идиот» Ф. Μ. Достоевского и комическая христология
  • Глава 4. «Любите ненавидящих вас...». Путь к христологии Толстого
  • Глава 5. «Неужели это вера?». «Воскресение» Л. Н. Толстого
  • Глава 6. Век веры. Христос в русской литературе XX века
  • Глава 7. «Имейте в виду, что Иисус существовал». Образ Христа у Μ. А. Булгакова
  • Глава 8. Подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный. Христос Б. Л. Пастернака
Заключение. Образы Христа эпохи постмодерна
Источники
Библиография
Предметно-именной указатель
 

Евгений Аврутин - Велижское дело. Ритуальное убийство в одном русском городеЕвгений Аврутин - Велижское дело. Ритуальное убийство в одном русском городе

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. — 239 с.
ISBN 978-1-6446944-7-3 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6044208-7-4 (БиблиоРоссика)
 

Евгений Аврутин - Велижское дело. Ритуальное убийство в одном русском городе - Содержание

Предисловие
Благодарности
Введение 
  • 1. Прогулка Федора 
  • 2. Жизнь маленького городка
  • 3. Император Александр наносит визит 
  • 4. Очные ставки
  • 5. Жалобы
  • 6. Дело растет
  • 7. Границы закона
Эпилог
Приложение
Библиография 
Именной указатель
 

Роберт Вейнберг - Кровавый навет в последние годы Российской империи: процесс над Менделем Бейлисом по обвинению в ритуальном убийствеРоберт Вейнберг - Кровавый навет в последние годы Российской империи: процесс над Менделем Бейлисом по обвинению в ритуальном убийстве

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2019. — 223 с.
ISBN 978-1-6446928-2-0 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6043579-1-0 (БиблиоРоссика)
 

Роберт Вейнберг - Кровавый навет в последние годы Российской империи: процесс над Менделем Бейлисом по обвинению в ритуальном убийстве - Содержание

Благодарности 
Действующие лица
Введение. Убийство без загадок 
  • Часть I. Предварительное следствие 
  • Часть II. Дело против Бейлиса
  • Часть III. Процесс
  • Часть IV. Заключительные речи и приговор 
Эпилог
Документы 
Источники
Литература
Указатель
 

Дирк Уффельманн - Самоуничижение Христа. Метафоры и метонимии в русской культуре и литературе. Том 1: Риторика христологииДирк Уффельманн - Самоуничижение Христа. Метафоры и метонимии в русской культуре и литературе. Том 1: Риторика христологии

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
Санкт-Петербург: Academic Studies Press / Библиороссика, 2022. — 407 с.
ISBN 978-1-6446976-5-8 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6046149-4-5 (Библиороссика)
 

Дирк Уффельманн - Самоуничижение Христа. Метафоры и метонимии в русской культуре и литературе. Том 1: Риторика христологии - Содержание

Предисловие
  • 1. Введение: Самоуничижение Христа и его трансформации
    • 1.1. От Николая II назад к Борису и Глебу - 1.2. Терминологическое разграничение  - 1.3. Методологические позиции - 1.4. Наведение мостов через многочисленные трансформирующие шаги - 1.5. Теория памяти в русле репликационной интенции - 1.6. Богословие, риторика и теория литературы  - 1.7. Построение работы - 1.8. К чтению литературных текстов
I. РИТОРИКА ХРИСТОЛОГИИ
  • 2. Троп и парадокс, или Христология в противостоянии риторике
    • 2.1. Религия как знаковая система - 2.2. Гимн Христу (Флп 2:5-11) - 2.3. «Тропические» ереси - 2.4. Изгнание тропов, катахреза и неразрешимость - 2.5. Два «способа» в синтагме - 2.6. Оттенки отдельных векторов - 2.7. Акценты на некоторых сторонах - 2.8. Парадоксальная христология - 2.9. Эпистема и окончательная канонизация христологических парадоксов - 2.10. Теория познания христологических парадоксов: к тезисам - 2.11. Апотропы и преемственность парадоксов
  • 3. Метонимия и метафора, или Воплощения кенозиса
    • 3.0. Богословское целеполагание относительно кенозиса - 3.1. Оформление в Иисусе Христе и по Его образу и подобию - 3.2. В духе/в габитусе - 3.3. У тела и во плоти - 3.4. В изображении - 3.5. В слове - 3.6. Эскиз эстетики несхожести - 3.7. Продуктивность неподобия
Библиография 
Предметно-именной указатель

Mасинг-Делич Айрин - Упразднение смерти. Миф о спасении в русской литературе XX векаMасинг-Делич Айрин - Упразднение смерти. Миф о спасении в русской литературе XX века

пер. с англ. М. Абушика
СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 464 с.
Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»
ISBN 978-1-6446931-9-3
 

Mасинг-Делич Айрин - Упразднение смерти. Миф о спасении в русской литературе XX века - Содержание

Предисловие и слова благодарности
  • Глава 1. Введение
  • Глава 2. Программа спасения от смерти: причины смертности и руководство к действию
  • Глава 3. Некоторые общие контексты
  • Глава 4. Николай Федоров
  • Глава 5. Владимир Соловьев
  • Глава 6. Максим Горький. «Исповедь»
  • Глава 7. Федор Сологуб. «Творимая легенда»
  • Глава 8. Александр Блок. «Двенадцать»
  • Глава 9. Николай Огнев. «Евразия»
  • Глава 10. Николай Заболоцкий. «Столбцы» и «Торжество земледелия»
  • Глава 11. Две пародии
  • Глава 12. Заключительные замечания
Источники
Библиография
Предметно-именной указатель
 

Донна Орвин - Следствия самоосознания. Тургенев, Достоевский, ТолстойДонна Орвин - Следствия самоосознания. Тургенев, Достоевский, Толстой

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
Санкт-Петербург : Academic Studies Press / Библиороссика, 2022. — 351 с.
ISBN 978-1-6446980-4-4 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-07-6 (Библиороссика)
 

Донна Орвин - Следствия самоосознания. Тургенев, Достоевский, Толстой - Содержание

От автора
Предисловие
  • Глава 1. Личностное сознание в русской литературной традиции, его истоки и национальная специфика
  • Глава 2. Тургенев. Субъективность в тени
  • Глава 3. Скрытый автор Достоевского 
  • Глава 4. Укрощение автора: платоновское и тургеневское в прозе Толстого 
  • Глава 5. Романтическая тоска у Тургенева
  • Глава 6. Критика Тургенева Достоевским 
  • Глава 7. Рефлексия как инструмент понимания в русской психологической прозе 
  • Глава 8. Детство у Диккенса, Достоевского и Толстого 
  • Глава 9. Психология зла у Толстого и Достоевского
Заключение
Избранная библиография
Предметно-именной указатель
 

Екатерина Евтухова - Серп и крест: Сергей Булгаков и судьбы русской религиозной философии (1890-1920)Екатерина Евтухова - Серп и крест: Сергей Булгаков и судьбы русской религиозной философии (1890-1920)

Пер. с англ. И. Буровой. — Санкт-Петербург: Academic Studies Press І Библиороссика, 2021. — 400 с.: илл. — (Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»).
ISBN 978-1-6446958-3-8 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-03-8 (Библиороссика)
 

Екатерина Евтухова - Серп и крест – Содержание

Предисловие к русскому изданию
Введение. Серебряный век как историческая эпоха
Часть I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ПОКОЛЕНИЯ
  • Глава первая. Сын провинциального священника - Глава вторая. Университет и марксизм - «Миги»: Откровения и развенчание иллюзий
Часть II. ВСТРЕЧА ИДЕАЛИЗМА С ПРАКТИКОЙ: ФИЛОСОФИЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, 1901-1907
  • Глава третья. Идеализм в философии: зори - Глава четвертая. Отклики: панорама общественной мысли накануне 1905 года - Глава пятая. Идеализм в политике: революция - Глава шестая. Христианский социализм - Глава седьмая. Конституционная политика или религиозная реформация? Вторая Дума - «Миги»: Смерть Ивашечки
Часть III. СДВИГ В СОЗНАНИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ БУЛГАКОВА
  • Глава восьмая. Что такое софийность хозяйства? Переосмысление аграрного вопроса - Глава девятая. «Дух синтеза»
Часть IV. НА ПУТИ К НОВОЙ РОССИИ?
  • Глава десятая. Церковный собор 1917-1918 годов - Глава одиннадцатая. Диспут об Имени Божием: неоисихазм - Глава двенадцатая. Пути церкви и государства расходятся - «Миги»: В Айя-Софии
Эпилог. Из Москвы в Париж
Заключение
Хронология жизни Сергея Булгакова
Архивы
Сочинения Сергея Булгакова (до 1922 года)
Источники
Библиография
Предметно-именной указатель

Валери Кивельсон - Магия отчаянияВ 1626 году воевода провинциального города Дедилова, что неподалеку от Курска, выдвинул обвинения в занятии колдовством против Якушки Щурова, местного служилого человека. Поводом послужила явная улика — корень, засунутый за пояс. Обладания этим корнем было вполне достаточно, чтобы доставить Якушку в суд; последствия могли быть самыми серьезными. Перед лицом столь красноречивого свидетельства Якушка признал себя владельцем корня, но настаивал на том, что не делал с его помощью ничего дурного. Корень оказался настолько безобидным, что Якушка съел его в присутствии судьи, «и ему от того корени ничего не учинилось». Несмотря на это представление, Якушка дважды был подвергнут пыткам, во время которых его рассказ обогатился подробностями. Находясь в Новосиле, на южных рубежах страны, он получил этот корень от некоего человека по имени Весела Неустройка, о котором больше ничего не знал, включая и то, чьим крепостным тот мог бы быть. Во время пыток (о видах которых ничего не говорится) Якушка признался, что использовал корень в качестве привораживающего средства:
 
И с тем де он коренем ходил для воровства курчанина сына боярского к Сидоркове жене Костянтинова. И в прошлом де во РЛГ [1624/1625] тот сын боярской Сидорко ево Ивашка у жены своей поимал и его бил и ограбил. И он де того грабежу на нем искал перед Иваном Шастовым и тот де у него корень вывезал ис подпояски губной дьячок, а оприч де того кореня и он Ивашко никакого кореня не знает и ни над кем никакова дурна не делывал. 
 

Валери Кивельсон - Магия отчаяния - Моральная экономика колдовства в России XVII века

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. — 480 с. 
ISBN 978-1-6446945-0-3 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6044709-0-9 (БиблиоРоссика)
 

Валери Кивельсон - Магия отчаяния - Моральная экономика колдовства в России XVII века - Содержание

Слова благодарности
Введение. Моральная экономика отчаяния в России XVII века
Глава 1. Историография колдовства. Россия как особый случай
Глава 2. "Про то отписать к нам великому государю к Москве подлинно и вправду"
Глава 3. Прозаичная русская магия и бледная тень дьявола
Глава 4. Любовь, секс и иерархия
Глава 5. Неразделенные сферы
Глава 6. "Чтоб до меня были добры"
Глава 7. Судебные процессы, правосудие и логика применения пыток
Глава 8. Колдовство, ересь, предательство, бунт
Заключение
Приложение 1. Список процессов по делам о колдовстве
Приложение 2. Перечень законов и указов с осуждением колдовства
Библиография
Предметно-именной указатель

Ивонн Хауэлл - Апокалиптический реализмМеждународная репутация Стругацких сложилась благодаря их раннему дебюту в качестве научных фантастов. Критикам, следившим за развитием Стругацких в 1960-х и 1970-х годах, приходилось по-разному модифицировать стандартное определение, стараясь так или иначе уместить разноплановые творения Стругацких в рамки научно-фантастического жанра. В зависимости от рассматриваемого романа речь могла идти о «философской фантастике», «социополитической сатире», «сказке-перевертыше» [Csicsery-Ronay 1986] или, как предложили сами авторы, о «реалистической фантастике». Ни одно из этих определений не исключает других и не вызывает возражений. Просто их, за исключением последнего, невозможно использовать для решения поставленной задачи: однозначно поместить зрелые произведения Стругацких в тот контекст, в котором их читают на родине.
 
Изнутри, в мире авторов и читающих их соотечественников, произведения Стругацких можно воспринимать как еще одно явление в знаменитом ряду русских «реализмов». Возможно, русская литература более, чем любая другая современная литература, в течение полутора веков стремилась найти себя сквозь призму «реализма». В Ф. М. Достоевском и Л. Н. Толстом она видела «золотой век русского реализма». Более того, она не раз порождала «психологический реализм», «критический реализм», (советский) «социалистический реализм» и, с другой стороны, мистические откровения, иначе — «сквозящий реализм». Мне представляется, что для современного анализа творчества Стругацких правильнее называть их творчество «апокалиптическим реализмом», а не научной фантастикой.
 

Ивонн Хауэлл - Апокалиптический реализм - Научная фантастика Аркадия и Бориса Стругацких

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
Бостон : Academic Studies Press ; Санкт-Петербург : БиблиоРоссика, 2021. — 192 с. 
ISBN 978-1-6446945-2-7 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6044709-2-3 (БиблиоРоссика)
 

Ивонн Хауэлл - Апокалиптический реализм - Научная фантастика Аркадия и Бориса Стругацких - Содержание

Введение и благодарности
Предисловие
Глава первая АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Жанр - Сюжет - Пространство действия - Система образов
Глава вторая ЛЖЕПРОРОКИ
Пестрый Дудочник - Откровение - Зверь Апокалипсиса - Лжепророк ислама
Глава третья АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА
Круги Дантова ада - Метафизический пейзаж - «Котлован» Платонова - После Булгакова
Глава четвертая ЧУЖИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Влияние Николая Федорова - Гностицизм и метафизический дуализм - Женщины - Дети - Вечный жид
Заключение
Приложение
Библиография
Указатель

Робин Фойер Миллер - Неоконченное путешествие ДостоевскогоСлова, молчание и повествование — как машины, которые всегда находятся в движении, подпитывая нас и побуждая к действиям: добродетельным и преступным, добрым и злым, прекрасным и безобразным, возвышенным и нелепым. Никакой другой писатель (кроме, пожалуй, Шекспира) не стал таким неиссякаемым источником вдохновения для всего спектра человеческих действий, мыслей, эмоций и убеждений во всех их противоречивых проявлениях и сочетаниях. Путешествия Достоевского по этим территориям никогда не кончаются, всегда находятся в процессе, активны и рискованны — даже если те, кого он вдохновил, могут остановиться в своих поисках, найдя для себя ответы. Его читатели дали различные названия тому качеству завершенности, скрытому в неопределенности, которую передает его творчество и которая затем может служить для возникновения религиозных, философских или откровенно политизированных дискурсов, некоторые из которых, несомненно, удивили бы или даже ужаснули бы самого писателя.
 
Достоевский, однако, продолжает стоять особняком: его слова, молчание и повествование, будучи воплощенными в персонажах, выражают его собственный незавершенный путь. Возможно, мятежный философ Ивана Карамазова и завершил свой путь в квадриллионы километров в темноте, но писатель все еще продолжает путешествие.
 

Робин Фойер Миллер - Неоконченное путешествие Достоевского

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / Биб-лиороссика, 2022. — 359 с. 
ISBN 979-8-887190-14-3 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-31-1 (Библиороссика)
 

Робин Фойер Миллер - Неоконченное путешествие Достоевского - Содержание

К русскому изданию
Предисловие
Введение
Глава 1. Обращение, идеи и их воплощение, духовное преображение: Достоевский и народ 
Глава 2. Вина, раскаяние и тяга к творчеству в «Записках из Мертвого дома»
Глава 3. «Преступление и наказание» в учебной аудитории: слон в саду
Глава 4. Евангелие от Достоевского: парадокс, сюжет и притча 
Глава 5. Трансформации, разоблачения и признания
Глава 6. Осмысление границ жанра и расшифровка «Сна смешного человека»
Глава 7. Появление и исчезновение тревоги в метафизическом романе: прочтение «Братьев Карамазовых» через оптику «Мельмота Скитальца» 
Глава 8. Опасные «путешествия к обращению»: приключения во времени и пространстве
Заключительные фрагменты: несколько слов напоследок
Источники
Библиография
Предметно-именной указатель 

Максим Шраер - Антисемитизм и упадок русской деревенской прозыЛетом 1998 года я провел два месяца в Вашингтоне в качестве стипендиата Кеннановского института по изучению России. Я снимал у пожилой вдовы квартиру в узком трехэтажном особняке у подножья Капитолийского холма, неподалеку от немецкого ресторана Cafe Berlin. Каждый день, кроме выходных, я проводил в библиотеке Конгресса США, собирая материалы для нового исследования. В мои задачи входило не только перечитать и прочитать наново все опубликованное Виктором Астафьевым, Василием Беловым и Валентином Распутиным — тремя столпами русской деревенской прозы, — но и описать динамику литературной карьеры каждого из них. Я поднял практически весь пласт критической литературы о писателях-«деревенщиках», опубликованной к тому времени. Результатом моей работы стало эссе «Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы» («Anti-Semitism and the Decline of Russian Village Prose»), которое вышло осенью 2000 года в ежеквартальнике «Партизан Ревью» [Shrayer 2000]. Публикация была замечена главным образом политологами и культурологами, занимающимися вопросами расовых и религиозных предрассудков, и вызвала отклики в американских академических кругах. В тогдашней России статья осталась без внимания, и только в последние годы на нее стали появляться ссылки в работах российских исследователей.
 
С тех прошло два десятилетия, из жизни ушли антигерои моих исследований. Сначала, в 2001 году, умер Астафьев, следом за ним, в 2012 году, Белов, а последним Распутин — в 2015 году. Появился повод вернуться к давним наработкам и заполнить критические пробелы уже с дистанции двадцати пяти лет постсоветской истории и культуры.
 

Максим Д. Шраер - Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы - Астафьев, Белов, Распутин

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. — 111 с. 
ISBN 978-1-6446945-1-0 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-6044709-1-6 (БиблиоРоссика)
 

Максим Д. Шраер - Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы - Астафьев, Белов, Распутин - Содержание

Краткая предыстория
Антисемитизм писателя, оценка критика и отравленные плоды апологетики 
Писатели-«деревенщики» и еврейский вопрос
Виктор Астафьев. Нутряной антисемит вопреки самому себе
Василий Белов. Политический антисемит на хромой белой лошади
Валентин Распутин. Экологический антисемит на перепутье истории 
Вместо заключения. Свобода, ответственность и бремя антисемитизма
Источники
Библиография
Благодарности
О книге «Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы»
Указатель имен
Об авторе 

Лорн Тепперман - Патриция Альбанезе - Саша Старк - Надин Залан - Эффект ДостоевскогоПростой вопрос для любителей литературы: кто из двух знаменитых писателей XIX века — Джейн Остин или Ф. М. Достоевский — страдал от тяжелой игровой зависимости? Несложно догадаться, что речь идет о Достоевском (1821-1881).
 
Чтобы хоть немного понять книги этих авторов, необходимо глубоко погрузиться в их жизнь — в особенности в детские годы. Если из-под пера Остин никогда бы не вышли «Братья Карамазовы», а Достоевский никогда бы не написал «Гордость и предубеждение», на это были причины биографического и психологического характера.
 
Обратимся, например, к образу отца в творчестве обоих писателей. В книгах Остин отец — например, мистер Беннет из «Гордости и предубеждения» — поддерживает своих детей, относится к ним с теплом и добротой. У Достоевского отцовская фигура выглядит совершенно иначе, и далее мы рассмотрим почему. Действительно, отцы и мужчины в целом в произведениях Достоевского чаще ведут себя жестоко, холодно и отстра-ненно. С особенно едким презрением Достоевский относится к таким мужчинам, как Степан Трофимович («Бесы»), — напыщенным, властным и тщеславным (Достоевский охотно использует это слово в качестве уничижительной характеристики).
 

Лорн Тепперман, Патриция Альбанезе, Саша Старк, Надин Залан - Эффект Достоевского - Детство и игровая зависимость

(Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»)
СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2022. — 399 с. 
ISBN 978-1-6446991-6-4 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-24-3 (Библиороссика)
 

Лорн Тепперман, Патриция Альбанезе, Саша Старк, Надин Залан - Эффект Достоевского - Детство и игровая зависимость - Содержание

Благодарности
Часть первая - Азартные игры в жизни Достоевского
Глава 1. Достоевский: предисловие к биографии - Глава 2. Азартные игры в России XIX века - Глава 3. О чем рассказывают романы Достоевского? - Глава 4. Традиционные подходы к проблеме игромании у Достоевского
Часть вторая - «Эффект Достоевского»
Глава 5. Трудное детство - Глава 6. Стресс во взрослой жизни - Глава 7. Нездоровые копинг-стратегии - Глава 8. Как игромания вредит жизни игрока
Часть третья - Факторы, не проявившиеся у Достоевского
Глава 9. Доступность и приемлемость азартных игр - Глава 10. Социальное научение в семье и обществе - Глава 11. Что общего у семей, где нет патологических игроков? 
Часть четвертая - Заключения и выводы
Глава 12. Игрок: тогда и сейчас - Глава 13. Уроки (для) Достоевского - Глава 14. Практическое применение нашего исследования
Приложение 1. Теоретическая основа исследования
Приложение 2. Описание исследования
Источники
Библиография 

Юрий Корриган – Достоевский и загадка личностиЮрий Корриган – Достоевский и загадка личности

Пер. с англ. - СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2023. — 292 с. — (Серия «Современная западная русистика» = «Contemporary Western Rusistika»).
ISBN 979-8-887192-69-7 (Academic Studies Press)
ISBN 978-5-907532-79-3 (Библиороссика)
 

Юрий Корриган – Достоевский и загадка личности – Содержание

Введение  
  • Глава первая. Об опасности близких отношений (парадигма Васи Шумкова)  
  • Глава вторая. Амнезия и коллективная личность в раннем творчестве  
  • Глава третья. Душевные раны: «Униженные и оскорбленные»  
  • Глава четвертая. Зло как убежище и болеутоляющее: «Записки из подполья», «Преступление и наказание»
  • Глава пятая. Богословие глубин: «Идиот»  
  • Глава шестая. Современная бесовщина: люди из бумажки, цепкие объятия  
  • Глава седьмая. Аркадий бессмертный (о душе, пребывающей вне тела)  
  • Глава восьмая. Ученичество личности в «Братьях Карамазовых»  
Заключение  
Источники  
Библиография  
Предметно-именной указатель
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat christifid