Старшов - Индия и греческий мир

Старшов Евгений - Индия и греческий мир
Широко известны строки блестящего представителя британской «колониальной литературы» Редьярда Киплинга (1865—1936 гг.), родившегося и проведшего многие годы своей жизни в Индии: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, // Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд». Конечно, в наш причудливый век глобализации и устранения разного рода границ (к сожалению, и в морали тоже) они кажутся несомненно устаревшими, однако относительно прошлых эпох и веков вроде бы актуальны. И тем не менее...
 
Казалось бы, что общего может быть у греко-римского античного мира с Индией? На первый взгляд, как будто бы и ничего, исключая разве что всем известный поход туда Александра Македонского (356—323 гг. до н.э., правил с 336 г.). На поверку же выходит, что культурно-исторических связей этих двух миров — с избытком, и начались они гораздо ранее «Индийской кампании» двурогого Искандера, как о том повествует история философии. Конечно, бурная эпоха эллинизма, которой дал начало македонский царь, объединяя Восток и Запад, катализировала эти связи, проявившиеся не только на философском, но и на военном уровне. Но процесс интеграции — двусторонний: получили существование индо-греческие царства, и один из тамошних греческих царей, Менандр I (правил примерно в 165—130 гг. до н.э., по-индийски — Милинда), известный по одной из классических книг древнего буддизма — «Вопросы Милинды» — вел богословские диспуты с буддистами, сам принял учение Будды (563—483 гг. до н.э.) и более того — после смерти был признан архатом — просветленным, вырвавшимся из круга перерождений, буддийским святым.
 
Не меньшее удивление вызовет сообщение о том, что Будда фактически почитается в христианских святцах под именем святого праведного индийского царевича Иоасафа, порукой чему — «отец» первой законченной системы христианского богословия св. преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753 гг.), автор религиозно-философской книги «Сказание о жизни преподобных Варлаама и Иоасафа», широко знаменитой и в Византии, и в Древней Руси. Для нее он использовал не только историю Будды, но и отдельные буддийские притчи (равно как и произведения ранних христианских авторов — апологета Аристида и пр.) — только перенес время действия на несколько столетий вперед, уже в христианскую эру. Даже имя главного героя он фактически сохранил, ведь «Иоасаф» — не что иное, как несколько искаженное «Бодхисаттва»... А популярность назидательного и притом экзотического сочинения постепенно привела к почитанию ее главных героев (включая царя Авенира — раскаявшегося гонителя христиан и отца Иоасафа) в лике святых (память их — 19 ноября старого стиля, 2 декабря нового стиля). Это все не еретические измышления автора, такова же точно точка зрения одного из современных авторитетнейших исследователей буддизма — Е.А. Торчинова, выраженная в его «Введении в буддизм», и Г.М. Бонгард-Левина — в статье «Религиознофилософские течения Древней Индии и античные течения». Мы же укажем конкретно, какие сутры использовал св. Иоанн, и дадим их перевод с параллельным текстом Дамаскина.
 

Старшов Евгений - Индия и греческий мир

М.: Вече, 2022, 384 с.: ил.
Серия "Античный мир"
ISBN 978-5-4484-3734-2
 

Старшов Евгений - Индия и греческий мир - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ 1 ИНДИЙСКАЯ И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИИ ДО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
  • Глава 1. Введение в проблему. Индо-греческие мифы и «начало» философии
  • Глава 2. «Индийские отражения» в философии досократиков
  • Глава 3. Платон и индийская религиозная философия
ЧАСТЬ 2 ИНДИЙСКИЙ ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
  • Глава 1. Северо-западная Индия накануне македонского вторжения. Древнеиндийские вооруженные силы
  • Глава 2. Боевые действия Александра Македонского в Индии
  • Глава 3. «Философское наследие» индийского похода Александра
ЧАСТЬ 3 ИНДО-ГРЕЧЕСКИЕ ЦАРСТВА
  • Глава 1. Завоевание Чандрагуптой «греческой Индии». Греко-индийские отношения при первых Маурьях
  • Глава 2. Образование Индо-греческого царства
  • Глава 3. Великий царь Менандр и его знаменитые «вопросы». Исчезновение индо-греческих государств
  • Глава 4. Греко-индийское искусство Гандхары
ЧАСТЬ 4 НА ЗАКАТЕ АНТИЧНОСТИ
  • Глава 1. Всеобщее «очарование Индией» в начале нашей эры. Индия и древнее христианство
  • Глава 2. Записки об Индии бывшего византийского купца, а затем — монаха Космы Индикоплова. Святой преподобный Иоанн Дамаскин и его переработка жития и учения Будды
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Приложение 1. Сновидение, или Петух (Лукиан из Самосаты)
  • Приложение 2. Повесть о потопе в Индии («Матсия-Аватар», «Рыбное Воплощение» бога Вишну) (З.А. Рагозина)
  • Приложение 3. Миф о загробных воздаяниях (Платон. Перевод В.Н. Карпова)
  • Приложение 4. Миф о пещере (Платон. Перевод В.Н. Карпова)
  • Приложение 5. Тхера Нагасена доказывает царю Менандру, что Будда — и брахман, и царь (Перевод А.В. Парибка)
  • Приложение 6. Притча о трех друзьях (Св. Иоанн Дамаскин)
БИБЛИОГРАФИЯ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Andron