Антоний - Блум - Человек перед Богом

Сурожский - человек перед богом
В Евангелии есть известная максима — в форме риторического вопроса: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 15:26).
 
Эту максиму можно рассматривать как своего рода «девиз» христианства, как поистине революционный принцип, если иметь в виду область религии.
 
В противовес восприятию религии как прежде всего социологического, культурологического или «идеологического» феномена Евангелие религию интериоризирует: не душа человеческая в мире, а мир внутри человеческой личности.
 
 

Митрополит Антоний  - Сурожский - Человек перед Богом


Составитель Е. Майданович Редактор А. И. Кырлежев
Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «Практика», 2006. — 348 с.
ISBN 5-89816-066-3
 

Митрополит Антоний - Сурожский - Человек перед Богом - Содержание

 
А. Кырлежев. Мистик в миру
Поиск
О ВЕРЕ.
            Вера безрелигиозная.
            Вера и доверие к человеку.
            Вера в себя.
            Вера и научное исследование.
            Сомнение.
            Истина и ее выражения.
            Вера и опыт.
            Бог-Творец и Его ответственность.
            Воплощение и искупление.
           Любовь к себе как творчество

ДИАЛОГ ОБ АТЕИЗМЕ И О ПОСЛЕДНЕМ
           Различные корни атеизма.
           Реальность и тайна.
           Ценность материи.
           Опыт безбожия.
           Теодицея.
         «Вечность мук» или «уверенность надежды» во всеобщем спасении?
           Взаимосвязь созерцательной и деятельной установки.
           Сущность Христовой деятельности — любовь.
           Молчание и речь.
           Видение Бога в мире.
           Разные уровни жизни.
           Человеческий опыт и Божественная эсхатология.

Ответы на вопросы:
          Особые условия аскетического созерцания.
          Внутреннее безмолвие.
         Суета и затвор.
         Необычность христианского действования.
         Чтение Евангелия и наша реакция.
         Восточная медитация
Уход В ГЛУБИНЫ
О ВСТРЕЧАХ И ПОСЛЕДНИХ СВЕРШЕНИЯХ.
         Творение как встреча.
         Встреча с Богом в Его явлениях.
         Встреча смертная.
         Рождество Христово как встреча мира с Богом.
         Встреча с собой и с другим.
         Личная встреча с Богом
О САМОПОЗНАНИЕ
         Индивидуум и личность.
         Неповторимость личности.
         Греховное самоутверждение и любовь.
         Принятие себя самого.
        Отношение к Евангелию
О СМИРЕНИИ
         Ложное смирение.
         Гордость и тщеславие.
        Три воли, действующие в истории: Божия, бесовская, человеческая.
        Смирение как примиренность.
        Смирение перед красотой Божией
О СОВЕСТИ
        Голос совести.
        Великопостная подготовка.
        Притча о браке.
       Трагедия входа Господня в Иерусалим.
        Участники страстных дней.
       Суд собственной совести
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.
      Духовная жизнь как действие Духа в нас.
      Молитва: внимание и благоговение.
      Дух Святой Утешитель.
      Критерии духовности.
      Вдохновение и духовность.
      Память смертная и покаяние.

Ответы на вопросы: Духовная жизнь в повседневности. Духовная жизнь и творчество
ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦЯ
      Грех и покаяние.
      Воспитание сердца, а не тренировка воли.
      Путь молитвы.
ЗАКОН ЖИЗНИ
      Внимание к себе.
      Грех как нарушение закона жизни.
      Любовь.
      Жизнь на глубине.
      Отношение к другим
О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ
     Ответы на вопросы:  Искушения современного мира.  Отношение к ищущим веры и колеблющимся
О МОЛИТВЕ
       Открытость
БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ
        Брак как образ высшей радости.
        Брак Агнца.
        Церковь: цель и становление.
        Тождество брака и монашества
БРАК И СЕМЬЯ
       Цель брака.
       Богословие материи.
       Целомудрие и деторождение.
        «Другой» в браке. Христианская семья.
       Развод.
       Жизнь в атеистической семье.
       Религиозное воспитание детей.
       Семейная молитва.
       Крещение детей.
       Аборты
ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИИ

О ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА.
      Кризис как суд и новая возможность.
      Це. творения человека.
      Связь духовного и материального миров.
      Воплощение Христа.
      Церковные таинства.
      Вечная жизнь.
      Падение как утрата цельности.
      Призвание к возрастанию в святости
Итоги
итоги жизни
    Человек сам закрывает себе простор.
    Отвержение себя.
    Духовная глубина.
    Старение.
    Живое сердце.
    Изживание зла.
    Званые и избранные
СВЕТ ВЕЧНОСТИ
     Победа Христа над смертью.
     Смерть как дверь в вечность.
     Пост: путь восхождения.
     Исцеления в субботу.
    Обновление в себе образа Божия
О ВЕРНОСТИ.
    Смерть близких и наша любовь к ним.
   Любовь Божия.
   Верность.
   Скучание по Богу.
   Что питает молитву?
О СМЕРТИ
    Личное восприятие смерти.
    Внутренняя мертвость.
    Примирение с умершими.
    Память смертная.
   Страх и бесстрашие.
   Умирание.
   Молитва Церкви над усопшим.
   Ответы на вопросы:   Память о смерти.  Геенна.        Прощение

 

Митрополит Антоний - Сурожский - Человек перед Богом - О вере

 
Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом деле существует также вера в человека, и эта вера в человека определяет нашу жизнь по меньшей мере столь же постоянно и глубоко, как и вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. Именно на вере в человека основаны все попытки преобразования — общественного, политического, семейного, ибо что бы ни проповедовалось — будь то религия или новый жизненный строй, — если человек не вступит в труд, если человек не будет осуществлять то, что задумано, никогда оно никаким образом не осуществится.
 
Поэтому всякий преобразователь, всякий человек, призывающий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека. А в малых вещах, в повседневной жизни все основано на этой вере в то, что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться на нужду, на горе, на радость, что может послужить основанием к тому, как строить жизнь. И вот об этой вере мне хотелось бы сказать нечто.

Такая вера — не легковерие, не наивное отношение к человеку, которое допускает, будто все возможно, будто стоит только обратиться к человеку — и он отзовется. Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором не было бы подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное. К этому мы приходим во всех областях жизни. Например, сейчас во всех странах света идет громадное преобразование тюремной системы. Раньше преступника заключали в тюрьму, чтобы его удалить от общества людей; он был отрезанный ломоть.

 
Теперь все больше думают о тюрьме как о месте, где преступнику можно помочь стать человеком. Вот такое отношение и есть вера в человека. Эта вера не основана на очевидности: часто приходится сквозь очевидность заглянуть куда-то вглубь и обнаружить что-то, чего как будто и нет. В Евангелии есть два рассказа, которые очень ясно показывают отношение Христа к человеку, Его веру в человека.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя denpon