Опыт веры святой Терезы из Лизье, которая в октябре прошлого года Иоанном Павлом II была провозглашена Учителем Церкви, нуждается в серьезном осмыслении. Что общего между Отцами первых веков, Иоанном Златоустом или Амвросием Медиоланским, Григорием Великим или Августином, и — девочкой из Нормандии, которая мало что читала, не имела никакого жизненного опыта, не получила систематического образования и, уйдя в Кармель в пятнадцать лет, казалось бы, полностью отрезала себя от реальности.
Может показаться, что история Терезы Мартен — не более чем сюжет для грустного и красивого кинофильма, авторы которого поставили себе целью заставить своего зрителя задуматься над тем, что кроме проблем сегодняшнего дня существуют еще Бог и вечность.
Именно к такому восприятию жизни Терезы подталкивает читателя и последнее издание ее “Автобиографических рукописей״ на французском языке в популярной серии Livre de vie, где на обложке воспроизведен кадр из художественного фильма «Тереза», снятого не так давно Аленом Кавалье.
Всего лишь героиню печального кинофильма видят в ней не только скептики и насмешники, но и серьезные богословы. Вот почему вопрос о том, в чем заключается «мое малое учение», о котором как о богословском подвиге Терезы впервые пятнадцать лет тому назад заговорил кардинал Люстиже, и сегодня остается актуальным. Что же представляет собой ее богословие?
Святая Тереза, в отличие от великих святых прошлого, избирает малый путь. Эта первая особенность ее личного credo. Тема детскости оказывается для нее чуть ли не главной — детскости, которая становится определяющей характернетикой нашего «я». Слова «если не обратитесь и не будете как дети...» бесконечно часто цитировались во время проповедей, но евангельский призыв к детскости в истории христианства так и не был осмыслен, пока не появилась «История одной души» Терезы из Лизье.
В чем именно надо уподобиться детям, и вообще — как это возможно? В толкованиях на эти слова Евангелия обычно подчеркивается лишь то, что детям следует уподобляться в смысле их простодушия и доверчивости, неграмотности и неискушенности в житейских проблемах, быть может, в смысле их чистоты, но не более. Тереза впервые сумела показать, что духовная детскость есть нечто неизмеримо большее, чем подражание отдельным чертам, свойственным ребенку.
Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика - История одной души
Fea et Lumiere, «Огонь и свет», Специальный выпуск, б.г. – 125 с.
Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика - История одной души – Содержание
- От переводчиков
- Предисловие. «Тяжела работа Господня»
- Пролог
- Рукопись «А»
- Рукопись «В»
- Рукопись «С»
- Эпилог
- «Я вступаю в жизнь» — последние беседы
- Молитва о принесении себя в жертву милосердной Любви
- Из стихов св. Терезы
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: