Объектом изучения в настоящей работе станут три цикла легенд, впервые соотнесенных между собой в рамках единого исследования. В этих нарративах повествуется о поисках и посещениях потусторонних миров, о человеке, оказавшемся на распутье ведущих к ним дорог. Речь идет о «том свете», или загробном мире, о затонувших городах, маркированных в русском фольклоре узнаваемым знаком Китежа, о «далеких землях», символом которых в данной этнокультурной традиции служит Беловодье.
Легенды о «том свете» основываются на сформировавшихся еще в язычестве представлениях о мире мертвых, который тогда изображался качественно однородным. Лишь под воздействием христианского вероучения и выработанной им идеи воздаяния этот запредельный локус дифференцировался на две противопоставленные друг другу сферы — ад и рай. В аллегорических картинах мучений грешников и блаженства праведников воплотилась вся совокупность нравственно-этических норм и религиозно-мировоззренческих постулатов русского народа, предусмотренных на любой (подчас — мельчайший) случай в человеческом бытии. Они-то и служат критериями, по которым соизмеряются подлинные ценности того или иного социума либо каждого конкретно взятого индивида.
Криничная Неонила - Русская мифология - Человек на перепутье миров
М.: Академический проект, 2019, 300 с.
Серия "Технологии культуры"
ISBN 978-5-8291-2356-7
Криничная Неонила - Русская мифология - Человек на перепутье миров - Оглавление
Предисловие
Глава первая. Китеж: легенды о провалившихся городах
- Некоторые предпосылки к постановке вопроса
- Земное бытие и вторжение хаоса
- Сакральный ландшафт и потусторонний мир
- Инобытие сокровенного города (монастыря)
- Взыскание сокровенного града
- Контакты между мирами
Глава вторая. Беловодье: легенды о «далеких землях»
- Историографический экскурс
- «Далеко-далеко, там, на востоке…», или Путь в Беловодье
- «Острова, называемые Беловодие…»
- Посещение сокровенной страны
Глава третья. На «том свете»: легенды о загробной жизни
- Видение рая
- Посещение ада
- От мытарств до Страшного Суда
Заключение
Криничная Неонила - Русская мифология - Властители мироздания
М.: Академический проект, 2019, 318 с.
Серия "Технологии культуры"
ISBN 978-5-8291-2355-0
Криничная Неонила - Русская мифология - Властители мироздания - Оглавление
Глава первая. Чародеи: усвоение и проявления эзотерического знания
- Ведуны в свете терминологии
- Посвящение в колдуны
- Полночь на Лысой горе
- На росстани
- Рукодельницы: магия прядения, вязания, плетения
- В их власти бытие
Глава вторая. Ведуны-зелейники
- К истории и семантике травоволхвования
- Формы чудодейственных растений
- Сбор чародейского зелья: хронотоп и ритуал
- Функции магических растений
- Фитоморфные персонажи как атрибуты ведунов
Глава третья. Оборотни
- Персонажи в маске
- Локусы и ритмы превращения
- Душа и ее одежды
- Обретение утраченного облика
Заключение
Криничная Неонила - Русская мифология - Духи-«хозяева» и традиционный крестьянский быт
М.: Академический проект, 2019, 353 с.
Серия "Технологии культуры"
ISBN 978-5-8291-2357-4
Криничная Неонила - Русская мифология - Духи-«хозяева» и традиционный крестьянский быт - Оглавление
Введение
Глава первая. Баенник как прообраз домашних духов
- Баня в крестьянском быту и верованиях
- Мифический дух-«хозяин»: его инкарнации
- Персонаж в пространственно-временном измерении
- Вершитель жизненного цикла
- Дух-устроитель «банных чар»
- Банный этикет
Глава вторая. Домовой как синтез духов крестьянского подворья
- Знаки-символы духа-«хозяина» в декоративной домовой резьбе
- Облик домового: тождество вербальных и пластических образов
- Сакральный хронотоп как условие инкарнации духа
- «На роду написано…»
- Предсказатель будущего
- Покровитель семьи и домашнего хозяйства
- Домашний дух и хозяин жилища: этикет взаимоотношений
Глава третья. Леший: тотемические истоки и полисемантизм образа
- Лес в крестьянском быту и верованиях
- «Не серым волком, не елью жаровою…»
- Локусы «хозяина» и время его появления в «этом» мире
- «Лес праведный»
- Покровитель диких животных и охотников
- Покровитель домашних животных и пастухов
- Насылающий лесные наваждения
- Похититель людей
- Предсказатель судьбы
Глава четвертая. Водяной и родственные персонажи
- Вода в крестьянском быту и верованиях
- «Разновидные личины» водяного
- «В тихом омуте»: пространственно-временные показатели духа-«хозяина»
- Покровитель вод и промысловых угодий
- В ипостаси духа-«хозяина» мельницы
- Похититель людей и домашнего скота
- Прорицатель будущего
Заключение
Наговицын Алексей - Тайны мифологии славян
М.: Академический Проект, 2020, 511 с.
Технологии культуры
ISBN 978-5-8291-3419-8
Наговицын Алексей - Тайны мифологии славян - Содержание
Введение
ЧАСТЬ 1 РИТМО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРА
- Глава 1 Предпосылки использования ритмо-фонетики в изучении культурной традиции
- Глава 2 Смысловое (когнитивное) значение фонетических и графических знаков (звуков и букв) русского языка
ЧАСТЬ 2 РЕКОНСТРУКЦИЯ ФУНКЦИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
- Глава 1 Основные философские понятия славянской традиции
- Глава 2 Цветовосприятие в мировоззрении славян
- Глава 3 Божественные персонажи пантеона
- Глава 4 Другие мифологические персонажи славянской традиции
- Глава 5 Реконструкция пантеона русских (славянских) богов
ЧАСТЬ 3 ЭЛЕМЕНТЫ КОСМОГОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СЛАВЯН. ПРОТИВОБОРСТВО ВЕРХА И НИЗА
- Глава 1 Образ бога-трикстера как индикатор социальных изменений
- Глава 2 Велес и Перун
- Глава 3 Громовники индоевропейцев и их оружие
- Глава 4 Зооморфные представления о богах
ЧАСТЬ 4 ФИННО-КАРЕЛЬСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИИ КАК РОДСТВЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
- Глава 1 Небесный мир
- Глава 2 Мифы о сотворении мира
- Глава 3 Море
- Глава 4 Земля
- Глава 5 Мир смерти
- Глава 6 Боги и культурные герои — устроители земли
- Глава 7 Обожествленные предки
- Глава 8 Хозяйство
- Глава 9 Обереги
- Глава 10 Одежда финнов и карел как обережная защита
- Глава 11 Магия финно-карел и саамов
- Глава 12 Мифология и картина мира у саамов
ЧАСТЬ 5 ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
- Глава 1 Анализ сказочных текстов как носителей древних мифологических представлений
- Глава 2 Отражение мифологических представлений славян в народных праздниках и играх
- Глава 3 Отражение мифологической картины мира славян в народной игрушке
ЧАСТЬ 6 ЗООМОРФНАЯ И РАСТИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛОГИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
- Глава 1 Символика гадов и рыб
- Глава 2 Символика насекомых
- Глава 3 Символика диких животных
- Глава 4 Символика домашних животных
- Глава 5 Символика птиц
- Глава 6 Символика деревьев
- Глава 7 Символика кустарников, трав и цветов
- Глава 8 Грибы
ЧАСТЬ 7 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (АВТОРСКАЯ) РЕКОНСТРУКЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
- Глава 1 Роль женщины в славянском фольклоре (Славянская любовная магия)
- Глава 2 Реконструкция мифа о Творении мира
- Глава 3 Кощуны
Библиография
Шеппинг Дмитрий - Мифы славянского язычества
М.: Академический проект; Гаудеамус, 2014, 216 с.
Серия "Технологии культуры"
ISBN 978-5-8291-1592-0
Шеппинг Дмитрий - Мифы славянского язычества - Содержание
Предисловие (Е.Е. Приказчикова)
- Примечания
Предисловие автора
МИФЫ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА
- ГЛАВА I. Общий взгляд на развитие славянской мифологии
- ГЛАВА II. Бог — Жива и Мора — жизнь и смерть
- ГЛАВА III. Олицетворение идеи плодородия относительно человека
- ГЛАВА IV. Домовые духи
- ГЛАВА V. Олицетворение идеи плодородия в царстве животных
- ГЛАВА VI. Боги растительного царства
- ГЛАВА VII. Боги неорганической природы
- ГЛАВА VIII. Боги неба вообще
- ГЛАВА IX. Боги небесных светил
- ГЛАВА X. Боги атмосферы
- ГЛАВА XI. Боги огня и боги войны
- ГЛАВА XII. Праздники и времяисчисление древних славян
- Примечания
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
- Краткий очерк русской мифологии
- Купала и Коляда в их отношении к народному быту русских славян
- Род и Рожаница
- Космогоническое значение русских сказок и былин
- Иван-царевич — могучий русский богатырь
- Несколько заметок о народных русских былинах, изданных в «Известиях Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности»
- О древних навязах и наузах и влиянии их на язык, жизнь и отвлеченные понятия человека
- Очерк первоначальной истории земледелия в отношении его к быту и языку русского народа
- Значение Перуна и Волоса в договорах Олега и Игоря с Царьградом
- Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: