Тренчени-Вальдапфель – Мифология

Тренчени-Вальдапфель Имре – Мифология - Фантастические истории о сотворении мира, деяниях богов и героев
Перед научной мифологией стоит двойная задача: с одной стороны, выяснение отношения между мифом, мифическим действием и религиозным обрядом (пйк), регулярно повторяющимся в строго установленных рамках (бесчисленные примеры таких обрядов известны из истории религии начиная с афинского праздника Прометейи и кончая ежегодным представлением в католической церкви «страстей Господних» на Страстной неделе), с другой стороны, выяснение отношения между мифом и его поэтическими разработками, нередко противоречащими традиционным толкованиям мифа. Научная мифология должна, с одной стороны, исследовать — в рамках истории религии — происхождение мифов, их формирование, а также изменения их смысла в ходе историко-религиозного развития, большей частью бессознательно отражающие общественные изменения; нужно исследовать, с другой стороны, мифы как необходимую дополняющую часть истории литературы и истории искусства, как образы и мотивы, созданные устной народной поэтической традицией в историко-религиозных условиях, но в большей или меньшей степени освободившиеся от религии и представляющие материал для дальнейшего сознательного поэтического развития и художественного творчества.
 
Мы говорим о двоякой задаче мифологии; что же касается античной эпохи, то в этот период эти две задачи неотделимы одна от другой, неотделимы, во-первых, потому, что большей частью мы в состоянии объяснить формирование мифов и их первоначальное религиозное значение только при помощи данных литературы и искусства. Кроме того, любой античный поэт требует особого исследования, чтобы мы могли определить, в какой мере он принимает мифы в религиозном духе, то есть «всерьез»; когда он обращается к мифу, чтобы в иносказательной форме делать свои нападки на религию; и, наконец, когда поэт рассматривает — подновляя памятник античной мифологии в духе новейшей поэзии — мифологические образы только как своего рода украшения, как имеющийся в распоряжении каждого поэта литературный и тематический ассортимент, пользуясь которым поэт может испробовать свои собственные поэтические силы на мифе, уже обработанном его предшественником.
 
Греческая наука, рассматривавшая мифы уже в определенной критической перспективе, считала основоположниками мифологии Гомера и Гесиода; это, в сущности, подчеркивал и «отец истории» Геродот; это признавали, сопровождая свое признание тяжелыми упреками по адресу Гомера и Гесиода, Ксенофан и другие философы. Насколько справедливо это мнение?
 
Древние формы мифов — те основные формы, которые сходны в том или другом отношении у самых различных народов, что определяется сравнительной мифологией, — возникли на той ступени человеческого сознания, когда переплетались, еще не отделившись, фантазия, познание и вера, позднее обособившиеся друг от друга. Их обособленность, дифференциация в ходе развития греческой культуры определилась и, вероятно, достигла довольно значительной степени уже за несколько столетий до Гесиода и Гомера. В том поэтическом устном предании, обильным, красочным, но изменчивым материалом которого в VIII и частично в VII веке до н. э. пользовались Гомер и Гесиод, древние формы мифа (то есть те примитивные формы, которые при одинаковых условиях развития составляют более или менее идентичное содержание в преданиях самых различных народов) уже обогатились собственным историческим опытом греческих племен, а отчасти традицией более развитых народов. Заслугой Гомера и Гесиода является то, что они усмотрели значение мифа для поэзии именно в бесконечной возможности его вариантов. Этой возможностью Гомер и Гесиод пользовались с поразительным художественным чутьем. На основе расплывчатого, аморфного устного предания они впервые создали такие поэтические произведения, которые сами по себе требовали определенной формы и в то же время побуждали других созидателей к выявлению все новых и новых возможностей мифа.
 

Тренчени-Вальдапфель Имре – Мифология - Фантастические истории о сотворении мира, деяниях богов и героев

Пер. с венгерского Е.Н. Елеонской. — Μ.: ЗАО Центрполиграф, 2024. - 511 с.
ISBN 978-5-9524-6024-9
 

Тренчени-Вальдапфель Имре – Мифология – Содержание

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МИФОВ
Направления в мифологии  
Современное значение сравнительной мифологии  
  • Сотворение мира  
  • Женщина, вытесанная из дерева  
  • Потоп  
  • Самсон  
  • Амиран  
  • Кузнец Велунд  
  • Липпо и Тапио  
  • Чудесный олень  
  • Чингис  
  • Царица Неба  
  • Садко  
МУЗЫ  
  • Орфей и Эвридика  
  • Арион  
  • Пиндар  
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА (КОСМОГОНИЯ) И ПОЯВЛЕНИЕ БОГОВ (ТЕОГОНИЯ)  
  • Человеческая культура  
  • Мом  
  • Пандора  
  • Века истории  
  • Потоп  
  • Девкалион и Пирра  
Олимп  
  • Гигантомахия  
  • Филемон и Бавкида
Зевс и Гера  
  • Европа  
  • Персей  
Афина Паллада, Арес и Гефест  
  • Арахна  
  • Дедал и Икар  
Аполлон и Артемида  
  • Рождение Аполлона  
  • Дафна  
  • Мелампод  
  • Кирена  
  • Ниоба  
  • Калидонская охота  
  • Актеон  
Афродита  
  • Анхиз  
  • Пигмалион  
  • Нарцисс и Эхо  
  • Геро и Леандр  
Гермес  
  • Первые деяния Гермеса  
  • Гермес и Дровосек  
Посейдон и Божества моря  
  • Акид и Галатея  
  • Тесей и Минос  
  • Фрике и Гелла  
  • Аргонавты  
  • Меланиппа  
Деметра и Гадес  
  • Похищение Персефоны  
  • Правосудие потустороннего мира  
Дионис  
  • Дионис и разбойники  
  • Ариадна  
  • Эригона  
Геракл  
  • Геракл и Эврисфей  
  • Геракл-дитя  
  • Киферонский лев  
  • Орхомен  
  • Двенадцать подвигов  
ГОМЕР И ТРОЯНСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ  
  • Троянская война  
  • Возвращение Одиссея на родину
МИФЫ В ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
ГРЕЧЕСКИЕ БОГИ В РИМЕ И РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ  
  • Анна Перенна  
  • Пик  
  • Помона и Вертумн  
  • Богиня молчания (Dea Muta)  
  • Камилла  
  • Как  
РИМСКИЙ ЭПОС  
  • Эней  
  • Ромул и Рем  
  • Квирин  
ВОСТОЧНЫЕ БОГИ НА ЗАПАДЕ  
  • Кибела  
  • Изида и Озирис  
  • Пещера Айона  
МИФ И СКАЗКА  
  • Пердикка  
  • Амур и Психея
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim