Ушинский - Педагогическая антропология - В 2 томах

Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 1
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом.
 
Но разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на этот вопрос положительно или отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом наука. Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или других явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своею целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правшzа для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке, «Положения науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания.
 
Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово - искусство - уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т. е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек.
 

Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 1

Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 44 9 с. - (Антология мысли). - Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-534-08619-5 (т. 1)
ISBN 978-5-534-08620-1
 

Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 1 – Содержание

Предисловие
ЧАСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
  • Глава I. Об организмах вообще
  • Глава II. Существенные свойства растительного организма
  • Глава III. Растительный организм в животном. Процесс питания
  • Глава IV. Необходимость и особенные условия возобновления тканей животного организма .
  • Глава V. Потребность отдыха и сна
  • Глава VI. Нервная система, органы чувств: орган зрения и его деятельность
  • Глава VII. Остальные органы чувств
  • Глава VIII. Мускулы, мускульное чувство. Орган голоса
  • Глава IX. Нервная система: ее центр и разветвления
  • Глава Х. Деятельность нервной системы и ее состав
  • Глава XI. Нервная усталость и нервное раздражение
  • Глава XII. Отражательные, или рефлективные, движения
  • Глава XIII. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы
  • Глава XIV. Наследственность привычек и развитие инстинктов
  • Глава XV. Нравственное и педагогическое значение привычек
  • Глава XVI. Участие нервной системы в акте памяти
  • Глава XVII. Влияние нервной системы на воображение, чувство и волю
ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
  • Глава XVIII. Переход от физиологии к психологии
А. Сознание
  • Глава XIX. Процесс внимания
  • Глава ХХ. Внимание: выводы
  • Глава XXI. Что такое значит - сознавать? Появление ощущения
  • Глава XXII. Припоминание
  • Глава XXIII. Ассоциация представлений
  • Глава XXIV. Забвение: разрыв ассоциаций памяти
  • Глава XXV. История памяти
  • Глава XXVI. Что такое память? Значение памяти
  • Глава XXVII. Процесс воображения
  • Глава XXVIII. Воображение пассивное
  • Глава XXIX. Воображение активное
  • Глава ХХХ. История воображения
  • Глава XXXI. Рассудочный процесс
  • Глава XXXII. Образование понятий
  • Глава XXXIII. Образование суждений и умозаключений
  • Глава XXXIV. Постижение предметов и явлений, причин и законов
  • Глава XXXV. Образования понятий времени, пространства и числа
  • Глава XXXVI. Значение произвольных движений в рассудочном процессе
  • Глава XXXVII. Идея субстанции и признаков
  • Глава XXXVIII. Образование понятий материи и силы
  • Глава XXXIX. Идея причины, цели, назначения и случая
  • Глава XL. Вообще о первых основах рассудочных работ
  • Глава XLI. Индуктивный метод
  • Глава XLII. Судить, понимать и рассуждать
  • Глава XLIII. История рассудка
  • Глава XLIV. Влияние различных душевных процессов на рассудочный процесс
  • Глава XLV. Влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс
  • Глава XLVI. Противоречия, вносимые духом в мышление
  • Глава XLVII. Противоречие идеи причины и идеи свободы
  • Глава XLVIII. Противоречие дуализма и монизма
  • Глава XLIX. Рассудок и разум
  • Глава L. Что же такое сознание?

Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 2Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 2

Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 488 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
ISBN 978-5 -5 34-08621-8 (т. 2)
ISBN 978-5 -5 34-08620-1
 

Ушинский, К. Д. - Педагогическая антропология - В 2 томах - Т. 2 – Содержание

Предисловие ко второму тому
Б. Чувствования
  • Глава I. О чувствованиях вообще. Вступление
  • Глава II. Физиологическая теория чувствований
  • Глава III. Механическая, или математическая, теория чувствований
  • Глава IV. Философская теория чувствований
  • Глава V. Гипотеза стремлений
  • Глава VI. Врожденные стремления
  • Глава VII. Инстинктивные стремления к общественному и родовому существованию
  • Глава VIII. Стремление к сознательной деятельности
  • Глава IX. Происхождение чувствований из органических причин
  • Глава Х. Происхождение чувствований из сознательных представлений
  • Глава XI. Практическое значение сердечных чувствований
  • Глава XII. Взаимные отношения чувствований органических и душевных
  • Глава XIII. Воплощение чувствований
  • Глава XIV. Воплощение чувствований как органическая основа нервного сочувствия
  • Глава XV. Воплощение чувствований и нервное сочувствие как органические основы речи
  • Глава XVI. Отделение чувствований от желаний и душевных чувственных. состояний
  • Глава XVII. Переход чувствований в чувственные
СОСТОЯНИЯ ДУШИ
  • Глава XVIII. Выделение душевных чувствований и их разделение
  • Глава XIX. Виды душевно-сердечных чувствований: 1) удовольствие и неудовольствие
  • Глава ХХ. Виды душевно-сердечных чувствований: 2) чувствование влечения и отвращения
  • Глава XXI. Виды душевно-сердечных чувствований: З) гнев и доброта
  • Глава ХХП. Виды душевно-сердечных чувствований: 4) cтрах и смелость
  • Глава XXIII. Виды душевно-сердечных чувствований: 5) чувство стыда и чувство самодовольства
  • Глава XXIV. Виды душевных чувствований: умственно-сердечное чувство отсутствия деятельности
  • Глава XXV. Душевно-умственные чувствования. Виды их: 1) чувство сходства и различия
  • Глава XXVI. Виды душевно-умственных чувствований: 2) чувство умственного напряжения, 3) чувство ожидания
  • Глава XXVII. Виды умственных чувствований: 4) чувство неожиданности: а) чувство обмана и б) чувство удивления
  • Глава XXVIII. Виды душевно-умственных чувствований: 5) чувство сомнения и чувство уверенности, 6) чувство непримиримого контраста, 7) чувство успеха
  • Глава XXIX. Общий обзор чувствований, система их и их отношение к сознанию
В.Воля
  • Глава ХХХ. Воля. Вступление. Различные теории воли
  • Глава XXXI. Физическая теория телесных движений
  • Глава XXXII. Физиологическое объяснение произвола движений
  • Глава XXXIII. Механическая теория воли
  • Глава XXXIV. Философские теории воли как явления объективного
  • Глава XXXV. Объективная воля по фактам естественных наук: учение Дарвина
  • Глава XXXVI. Психологические выводы из теории Дарвина
  • Глава XXXVII. Результаты критического обзора теорий воли
  • Глава XXXVIII. Воля как власть души над телом
  • Глава XXXIX. Воля как желание: элементы желания - реальные и формальные
  • Глава XL. Воля как желание: выработка желаний
  • Глава XLI. Воля как желание: переход желаний в наклонности и страсти
  • Глава XLII. Образование характера; состояние вопроса: четыре темперамента
  • Глава XLIII. Факторы в образовании характера: а) влияние врожденного темперамента
  • Глава XLIV. Второй фактор в образовании характера: б) влияние впечатлений жизни
  • Глава XLV. Воля как противоположность неволе: стремление к свободе
  • Глава XLVI. Стремление к наслаждению и стремление к счастью: классическая теория эвдемонизма
  • Глава XLVII. Учение эвдемонизма в новое время
  • Глава XLVIII. Стремление к счастью: значение цели в жизни
  • Глава XLIX. Уклонения человеческой воли вообще
  • Глава L. Слабость воли и склонности, из нее происходящие
  • Глава LI. Заключение
Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»
Новые издания по дисциплине «Педагогика»
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim